Философия восточных единоборств

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: познание восточных единоборств как онтологического явления.
Задачи исследования:
Определить восточные единоборства как объект онтологии.
Изучить литературу по данной проблеме.
Рассмотреть философско-мировоззренческие основания восточных единоборств.
Выяснить проблему самосовершенствования человека в восточных единоборствах.

Содержание

I. Введение………………………………………………………………….……...3 II. Философия восточных единоборств
Глава 1: Методологические вопросы онтологического изучения восточных единоборств …………………………………………………………………...6 1.1 Что такое философия восточных единоборств……………………...…..6 1.2 Восточные единоборства как объект онтологии………………………...9 1.3 Философско-мировоззренческие основания восточных единоборств..11
1.4. Онтологический путь человека в восточных единоборствах: общая характеристика……………………………………………………………….131.5 Духовность восточных единоборств……………………………...…….14
Глава 2. Ведущие направления восточных единоборств: главные аспекты онтологического исследования ……………………………………………..18
2.1. Гармония мира и человека в восточных единоборствах………..…….18
2.2.Восточные единоборства в системе ценностей и досуговой деятельности современной молодёжной субкультуры………………………..20
2.3. Философия дзюдо……………………………………………………..…23 2.4. Философия самбо………………………………………………………..27
III. Заключение……………..………………………………………………….....29 Список литературы…………………..………..…………………………………31

Работа содержит 1 файл

Восточные единоборства и философия.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

      Восточные единоборства — оружие разрушения, но для его основоположников оно  было орудием созидания, созидания  самого человека, его тела и духа, его Формы и его Содержания.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. 3. Философско-мировоззренческие5 основания восточных единоборств

      Основанное  на классической «Алмазной сутре» учение чань (дзэн) нашло отражение в  эмблеме, которая в наши дни украшает стены многих спортивных залов Китая, Вьетнама, Кореи и Японии. Это  изображение круга с двумя  пересекающимися изогнутыми линиями — аллегория бытия Вселенной и человека, отчеркнутые дугообразными кривыми доли олицетворяют взаимопереходящие начала инь-ян, вихреобразные метаморфозы пяти стихий. В магическом круге заключено кредо философии чань (дзэн), провозгласившей осознанную экзистенцию6 единственным путем к достижению блаженства в нынешнем и грядущем рождениях.

      Для последователей традиционной философии  Востока основной интерес представляет не то, что с помощью какого-либо искусства можно сделать с  кем-то другим — важнее то, что это искусство за время занятий сделает с тобой.

      Итак, комплекс традиционной школы восточных  единоборств представляет собой  всестороннюю систему реализации потенциальных  возможностей человека.

      Самозащита  понималась несколько шире, чем танцы  на ринге — самозащита от болезней, от ненужных затрат и поступков, защита своей семьи от внешних и внутренних неурядиц.

      Условно можно выделить следующие источники  восточных единоборств:

      — даосская философия, выдвинувшая идеи Пустоты, взаимодействия сил Инь  и Ян, взаимодействия Пяти первоэлементов, Недеяния, Мягкости, Естественности, Метаморфоз (Диаграмма, или символ Тай-цзи (Великого Принципа), — это именно то, что мы на Западе привыкли называть символом инь-ян, поскольку он призван заключать в себе «эту одну из многих» философию инь-ян.

      ИНЬ                                                                           ЯН

      правополушарное левополушарное

      созерцание действие 

      целостность атомизм

      иррациональное рациональное

      мифопоэтическое логическое

      интеграция дифференциация

      чувство разум

      стихия организация  

      В соответствии с историей диаграммы, Великий Принцип путем движения создает Ян. Когда Ян достигает  своего предела, движение успокаивается  и производит Инь. Это чередование  движения и покоя создает инь  и ян, которые, в свою очередь, порождают пять сил: Воду, Огонь, Дерево, Металл и Землю. Эти пять сил составляют одну огромную систему инь-ян, а уже инь-ян составляет Великий Принцип;

      — Йога, как система психотренинга, физического и духовного совершенствования человека в ее многочисленных разновидностях с учетом трех основных национальных форм: индийская йога, тантрическая буддийская (китайская, тибетская, японская) йога и даосская (китайская) йога (приверженцы тантрического буддизма в Индии, Китае, Тибете, а позже в Корее и в Японии превратили йогу в единственный способ достижения «трансцендентной мудрости» и обретения «великой энергии»). В их мистическом учении о Высшем разуме были заложены богатые возможности самосовершенствования. Тантризм создал теорию перехода от обычного «ограниченного» сознания смертного к «просветленному» сознанию йога;

      — Традиционные теории китайско-тибетской медицины о циркуляции жизненной энергии ци (ки), о точках и меридианах, об их связи с внутренними организмами, о развитии энергетики организма (цигун). (Восточная медицина делает упор на активизацию естественных биологических возможностей человека, чтобы предотвратить болезнь и улучшить общее состояние организма, а если организм все же поражен недугом, задача врача — выявить его первопричину, ликвидировать ее и восстановить утраченную гармонию с природой);

      — «бионика» древности, наблюдение за повадками животных, из которых возникли так называемые «звериные» стили  восточных единоборств. (В попытке  осмыслить закономерность вселенских метаморфоз, исходя из принципов естественности и целостности мироздания, древние даосы, а вслед за ними и последователи других учений стремились следовать Пути различных живых существ, собратьев человека по среде обитания.);

      — локальные системы рукопашного  боя и ритуальные боевые танцы различных племен и народностей;

      — опирающаяся на теории даосских мыслителей военная наука древнего Китая, в  которой сформулированы принципы стратегии  и тактики борьбы. (Эпоха утверждения  философии даосизма, связанная с  именем Лао-цзы, была также эпохой становления военной науки в Китае. В сложившемся на протяжении последующих веков «каноне военной науки», так называемом «Семикнижии» («У-цзин»), важнейшее место принадлежит трактату выдающегося полководца конца VI — начала V вв. до н.э. Сунь-цзы. Его книга «Сунь-цзы» с равным успехом использовалась и князьями, и военноначальниками, и бродячими рыцарями, и теми мастерами воинских искусств, которые предпочитали совершенствовать свои познания и навыки вдали от людей, в глубине гор и лесов.);

      — буддийская психотехника, позволившая добиться поразительных результатов в концентрации и самовнушении. (Хотя буддизм всегда считался самой миролюбивой из всех мировых религий, именно в нем сложились наиболее благоприятные предпосылки для развития классических воинских искусств Востока.);

      -    чань (дзэн) — тренировка тела и духа во имя достижения высших истин. Тренировки достигающие твердости духа, уверенности и удовлетворения, превращающие изначально низкую мотивацию ученика в целенаправленное желание, лишенное страха неудачи, победить или превзойти, желание, лишенное также эгоистического начала.

      Основатели  классических систем восточных единоборств  разработали определенные дисциплины, предназначенные для духовного  ока («мыслительного взгляда»). Эти  дисциплины сродни интроспективному мистицизму; испытать мистическое чувство можно только при непосредственном участии. Этот закон участия, которому подчиняются все классические дисциплины, не признает никаких исключений из правил.

      Основатели  восточных единоборств рассматривали форму в качестве активной силы в повседневной жизни человека. Они отобрали и упростили определенные аспекты, разработанные ранее для их использования в боевых искусствах.

      Сегодня большой интерес представляют боевые искусства, основанные на философских взглядах Древнего Востока, рассматривающих мир как единство пяти первоэлементов: воды, дерева, огня, металла и земли. В диссертации подробно изложены философские концепции, лежащие в основе восточных единоборств. 
 
 

1. 4. Онтологический путь  человека в восточных единоборствах: общая характеристика

     В древности и средневековье, по крайней  мере на Востоке, не было строгого деления  на религию, философию и науку. И  даосизм, и буддизм, и конфуцианство (как, впрочем, и ислам) сочетали в  себе свойства религии, философии, науки и чисто этического учения. Как правило, все синкретическое «учение» формировалось в развернутом или закодированном виде в письменном источнике.

     Ошибочно  считать восточные единоборства разновидностью религии. Они также  не являются церемонией или ритуалом – специальным средством выражения этикета. Не относятся они и к действиям, демонстрирующим ловкость и умение. Если рассматривать восточные единоборства как трехразмерные формы, то приоритеты распределятся следующим образом: дисциплина, бой, эстетическая форма.

      В соответствии с догматами китайской  философии, высшей целью человеческого  предназначения является не увеличение объема знаний и информации о реальной действительности, а стремление к  возвышению разума и постижению того, что лежит за пределами «бытия».

      Первая  из разновидностей работы – умозрительная  деятельность, направленная на увеличение объема определенных знаний, полученных аргументированными умозаключениями  или на основании каких-то законов; вторая разновидность подчеркивает необходимость достижения возвышенного состояния разума и души приложением физических усилий и деятельностью.

      Весь  процесс  изучения восточных единоборств, от азов до вершины, похож на занятия  музыкой. В начале заучиваются ноты, потом разыгрываются скучные  гаммы, от них следует переход к этюдам, потом к сложным пьесам, симфониям. Наиболее одаренные мастера творят, подобно композиторам, добиваясь нового звучания тела и духа в едином ритме Вселенной.

      Будда отрицал зависимость состояния  духа от состояния внешнего мира. Он считал, что надо изменять не мир, а себя.

      А ведь секрет очень прост: надо научиться  правильно понимать жизнь, правильно  ощущать ее ритм, строить свое поведение  в соответствии с этим ритмом, ежедневно  погружаться в бездонные глубины  собственного подсознания.

     В своем истинном значении философия  восточных единоборств заключает в себе намного больше, чем просто техническое искусство боя. Непреходящая ценность изучения боевых искусств заключается в том, что посредством их вы можете выразить себя с точки зрения духовности — через все более растущее осознание своих ресурсов и ограничений.

     Изучение  восточных единоборств в отношении  боевых искусств ограничивается объяснением  того, что человеческое существо может  сделать со своими четырьмя конечностями, а идеи восточных единоборств  в области духа и разума — безграничны.

     Восточные единоборства как онтологическое явление  рассматривается не с отдельных  сторон, а концептуально. Концептуальность проявляется прежде всего в определении  восточных единоборств как объекта  онтологии.

     В системе подготовки бойца помимо изучения прикладных аспектов, изучается философия, медицина, элементы трансцедентальной медитации, манипуляции с центрами «тонкой материи», полнее раскрывающие способности человека.

     Далее концептуальность выражается в исследовании философско-мировоззренческих оснований восточных единоборств. Вместе с тем концепция познания восточных единоборств предполагает следующие уровни их собственного развития: гармония человека с окружающим миром, Космосом; самосовершенствование человека. 
 

  1. 5. Духовность восточных  единоборств.

     Говорить  о духовности в восточных единоборствах  можно очень много, вопрос этот очень  важный, сложный и необходимый, т.к. помимо голой техники рукопашного боя, ученики должны знать, по какому Пути они должны идти, что изучают, какие духовные, философские, нравственные вопросы были разработаны древними мастерами кэмпо ранее. Общеизвестно, что кэмпо, являясь оружием разрушения, для своих основателей было орудием созидания самого человека, его тела и духа. Главный принцип боевого искусства - побеждает сильный духом. Да, нужно изучать базовую технику стиля единоборства, который нравится. С помощью изученной техники можно победить более сильного и мощного противника, но дух всегда главенствует. Можно победить на соревновании, но проиграть, спасовать на улице. Философия кэмпо - это философия жизни, а мастер кэмпо - это мастер жизни! Практика тренировок обязательно должна дополняться теорией, древние мастера говорили: " Если естество в человеке одолеет культуру, получится дикарь. Если культура одолеет естество, получится книжник. Лишь тот, в котором естество и культура уравновешены, может стать достойным человеком." Тренер должен всегда спрашивать всех новых учеников: "Зачем вы пришли заниматься?" Плохо, если отвечают: "Только для самозащиты". Как говорил ранее один японский мастер каратэ: "Зачем вам для самозащиты каратэ? Лучше возьмите пистолет! Каратэ нужно для духовного и физического совершенствования". Плохо, если ученик хочет научиться приемам только для драки в грязном подъезде, а не хочет изучать искусство боя на татами. Часто тренеры говорят ученикам: "Спокойнее, меньше агрессивности!" Т.к. главное не победа, а воспитание здорового духа и формирование полноценной личности. Учителя - сэнсэи не случайно на первое место ставили дух. Путь До (по-японски) или Путь Дао (по-китайски) означает духовное совершенствование человека, которое осуществляется на тренировках, т.к. они являются активной медитацией.

     Восточные единоборства дошли до нас из глубины  веков. Причин жизнеспособности этой культурной традиции много. Это и разноплановый характер кэмпо: и традиционные единоборства, и спортивные соревнования, фестивали. Это и лечебно-оздоровительное направление, и особая культура, философия, и рукопашный бой, который успешно практикуется в правоохранительных органах, армии. Вся система кэмпо направлена на гармонизацию жизнедеятельности человека в природе, культуре и обществе. В древности человек, начав тренироваться, не задавал глупого и наивного вопроса: "А сколько мне нужно заниматься?", " Все или ничего!" - девиз древних мастеров кэмпо, которые бы просто удивились, если их спросили о сроках обучения их учеников.

Информация о работе Философия восточных единоборств