Философия восточных единоборств

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: познание восточных единоборств как онтологического явления.
Задачи исследования:
Определить восточные единоборства как объект онтологии.
Изучить литературу по данной проблеме.
Рассмотреть философско-мировоззренческие основания восточных единоборств.
Выяснить проблему самосовершенствования человека в восточных единоборствах.

Содержание

I. Введение………………………………………………………………….……...3 II. Философия восточных единоборств
Глава 1: Методологические вопросы онтологического изучения восточных единоборств …………………………………………………………………...6 1.1 Что такое философия восточных единоборств……………………...…..6 1.2 Восточные единоборства как объект онтологии………………………...9 1.3 Философско-мировоззренческие основания восточных единоборств..11
1.4. Онтологический путь человека в восточных единоборствах: общая характеристика……………………………………………………………….131.5 Духовность восточных единоборств……………………………...…….14
Глава 2. Ведущие направления восточных единоборств: главные аспекты онтологического исследования ……………………………………………..18
2.1. Гармония мира и человека в восточных единоборствах………..…….18
2.2.Восточные единоборства в системе ценностей и досуговой деятельности современной молодёжной субкультуры………………………..20
2.3. Философия дзюдо……………………………………………………..…23 2.4. Философия самбо………………………………………………………..27
III. Заключение……………..………………………………………………….....29 Список литературы…………………..………..…………………………………31

Работа содержит 1 файл

Восточные единоборства и философия.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

     Изучение  восточных единоборств обостряло  чутье человека к прекрасному: к  природе, прекрасным гармоничным движениям, искусству, музыке. Понятие "вэнь" (культура по-китайски) и "у" (воинский, война) часто соприкасаются друг с другом вместе.

     Восточные единоборства сумели подняться на уровень  особого Пути (До или Дао), что  еще раз является фактом жизнеспособности древних единоборств. Путь воина  Бусидо имеет богатое духовное и теоретическое содержание. Само искусство рукопашного боя рассматривается как Путь До, Путь духовного воспитания. Древние мастера, следуя по Пути До или Дао, совершенствовали свою нравственность, развивались как духовно, так и физически. Они не уходили из мира, наоборот, они боролись с опасностями, находя и поражая слабые места противника, его болевые точки.

     Самурайский Путь Бусидо - это воинский путь. Но слово "бу" в переводе с японского означает не только " воин",но и выражение " закончить борьбу","прекратить борьбу".Т.е. в будо главное - не победить противника, а найти гармонию и овладеть своей самостью. До - Путь, который бесконечен, учение, раскрывающее природу высшего сознания.

     В будо человек должен стать посредством  психофизических тренировок сильнее тигра или льва, умеряя животные инстинкты, туманящие человеческий дух.

     Древний кодекс чести Бусидо характеризовался 7 принципами: праведная решимость, как результат уравновешенности, храбрость, благородство, любовь, правдивость, честь, преданность. Практика тренировки тела без сознания невозможна, нужно учить также правилам поведения, как в спортзале, так и вне зала. В восточных единоборствах работа над базовой техникой занимает примерно от 10 до 20 лет, но она начинается в особом медитационном состоянии. Нужно быть внимательным, доброжелательным не только в спортзале, но и дома. "Истинные мастера единоборств невозмутимы и спокойны, их редко кто задевает, хотя очень многие спрашивают их, интересуясь их опытом драк на улицах. Зачем? Такие вопросы вообще неуместны и наивны. Всегда учат поднимать свой невидимый меч только в исключительных случаях, когда невозможно без этого обойтись.

     Истинный  Путь будо лежит не через соревнования, хотя они тоже нужны. Он вне победы и поражений. Секрет меча не в том, что его нужно вытянуть из ножен и ударить! Для таких дел должны умереть вы сами. И успокоив таким путем свое сознание, находясь в состоянии активной медитации, вы будете сильнее всех, побед самого себя. С таким никто не будет сражаться. А хулигана вы просто уведете в сторону, как поток отрицательной энергии, выполнив какой-то прием.

     Одним из главных требований Бусидо были храбрость и отсутствие страха смерти у самураев. Говоря о них, нужно  упомянуть об их почти сверхчеловеческом  бесстрашии. Они были способны бесстрашно сражаться с мечом в руках, защищая свою честь и честь своей семьи.

     В древней книге "Сокрытое в листве" писалось: "Направь мысли на путь, который ты предпочел и иди. Воспитывай свой разум. Твоя воля выполнит свой долг, твой щит превратится в стальной щит. Ты никогда не сможешь совершить подвиг, если будешь следить за ходом сражения. Только тогда ты достигнешь многого, когда не будешь обращать внимание на окружающее и станешь биться отчаянно, как бешеный. Бусидо запрещает увлекаться рассуждениями. Рассуждающий воин не может принести пользу в бою ". Путь самурая есть одержимость смертью. Подчас 10 противников не в силах одолеть одного воина, проникнутого решимостью умереть. Великие дела нельзя совершить в обычном состоянии духа "7.

     Как считали самураи, оскорбивший добродетель, должен умереть. Не сумевший отстоять добродетель, тоже должен умереть. И это было вполне нормально, как, к примеру, закат или восход солнца.

     Одним из стилей восточных единоборств, где  нет в принципе никакой борьбы, является айкидо. Это искусство, где нет борьбы и нет противника. Айкидо переводится с японского языка как «Путь духовной гармонии». Существует только действие нашего собственного духа в гармонии с духом Вселенной, а базовая техника айкидо - суть гармонии. Уэсиба, основатель айкидо, изучал различные техники боя, помимо духовных размышлений. Он понял, что секрет айкидо заключается в единстве духа, ума и тела. "Чтобы практиковать искусство мира - айкидо - писал Уэсиба - ты должен успокоить свой дух... Искусство мира не полагается на оружие или грубую силу: вместо этого мы приводим себя в гармонию с Вселенной, поддерживая мир в наших сферах, пестуя жизнь... Цель тренировок - подтягивать ослабленное тело, укреплять его и шлифовать дух. В искусстве мира нет состязаний. Когда мы говорим " нанести поражение", то имеем в виду поражение нашего собственного противоречивого ума. Причинить вред противнику - значит причинить вред себе. Сдерживать агрессию без причинения вреда - это и есть искусство мира... Дух айкидо - это дух любовной атаки и спокойного примирения".

     В японских школах рю прием в ученики  сходен был с приемом в китайские  школы ушу. Будущего ученика кто-то рекомендовал из старших учеников. В процессе собеседования с учителем выяснялась степень его духа и физической подготовки.  Т.е. просто так с улицы, не выяснив его личности, духовной подготовки ни одного ученика не брали. В Китае поступить в какую-либо школу ушу значило " войти во врата". Состоять в школе значило "быть за вратами", пройти обучение - "выйти из врат". Устойчивость традиций держалась на постоянстве, передаче методов тренировки ушу от Учителя к ученикам. Учитель и его ученики были как одна большая семья. Учитель был не только тренером рукопашного боя, но и одновременно духовным наставником, учителем жизни для своих учеников. В итоге обучения Учитель ушу готовил бойцов, имеющих прекрасную физическую подготовку и устойчивых в психологическом, нравственном отношении. Постоянный физический и духовный тренинг благоприятствовал развитию гармонично развитой личности.

     Невозмутимость  духа самураев отражалась в их поведении, лаконичности, сдержанности. Считалось, что для встречи с противником  нужно придерживаться понятий "дух, подобный воде" и дух, "подобный луне". Что это такое? Воин должен был быть похож на спокойную водную гладь. Если подует ветер, водная гладь не будет спокойной .Как и человек в гневе, страхе, который не может хорошо защищаться и контратаковать. Лунное сияние освещает все вокруг, в том числе и атаку противника. Но если будет темное небо, свет луны потускнеет. Как и страх, лишние эмоции будут мешать воину защищаться. Он будет делать, как в темноте, совершенно ненужные движения, чего бы не сделал в спокойном состоянии духа.

     Никакие соревнования не являются конечной целью  тренировок. И любого победителя соревнований нельзя считать непобедимым мастером, постигшим суть кэмпо. Мастера кэмпо понимали, что слишком большое увлечение соревнованиями грозит просто профанацией, уходом от традиций древности, забвению духовных ценностей и философии восточных единоборств. О каких соревнованиях можно было говорить в древности, когда еще не забыт древний принцип каратэ: "Иккэн хисацу! ("Одним ударом наповал!"). Но с другой стороны мастера понимали, что соревнования являются лишь частью тренировочного процесса, в котором немалую роль играет и освоение традиций кэмпо, его духовных основ. На соревнованиях стараются избегать травм, а если организаторы соревнований из кожи вон лезут, крича, что у них есть травмы, возможно, все что они думают только о коммерческом успехе, забывая духовные основы и традиции древних боевых искусств. Нужно признать, что любое соревнование - это только игра. Игра, более или менее приближенная к жизни!

     Так же существует спор между представителями так называемого контактного и традиционных направлений сводится к вопросу: как проводить обучение и для чего? Для уличной драки или для изучения искусство боя на татами? Тренеры традиционных направлений учат останавливать удар у тела противника, но умеющий останавливать этот удар может послать ударом этим в нокаут, т.к. он контролирует свой удар. Эти разногласия давние, а главная причина заключается в цели тренировок разных стилей единоборств. Или для духовного и физического совершенствования, изучения искусства боя на татами или только для уличных драк. Не поддавайтесь на призывы некоторых горе - тренеров свести весь тренировочный процесс только к голому контакту, бездуховным боям без правил.

     Считается, что победить на соревновании нужно, но делать это нужно только по нравственным причинам, т.к. побеждая, спортсмен еще более закаляете себя, совершенствуете свой характер, помимо прогресса в единоборствах. С каждой новой победой спортсмен крепнет физически и духовно, он уверен в будущих своих победах. Но победы должны быть в соответствии с кодексом спортивной чести и общечеловеческими нормами морали. Победы должны быть без увечий другому, не может быть кровавой и бесчеловечной победы. Только так надеялись в древности мастера проводить соревнования, хотя понимали, что соревнования являются лишь частью тренировочного процесса. В истинном будо нет победителя, как нет и побежденного. Ведь любая победа относительна. Спортсмен может сейчас выиграть у одного и проиграть другому. От этого мастерство у борца не исчезнет! Борец будет знать технику так же, как и ранее. Просто в данный момент не смог чего-то эффективного применить. Истинный мастер не будет жаловаться на судьбу. Тренера древнего востока говорили "Спортсмен должен быть сильным физически и духовно. И если трудно вынуть меч из ножен, нужно вынуть ножны из меча". Т.е. если очень трудно что-то сделать, все равно нужно выполнить невыполнимое! Если сложно сразу выиграть на соревновании, то нужно отложить на какое-то время будущую победу, попытаться выиграть чуть позднее.

     Древние мастера говорили: «Тренировке человека нет конца. Бывает, что вы вдруг начинаете чувствовать себя достигшим полного совершенства и перестаете заниматься тем, чем занимались до сих пор. Но, кто хочет быть совершенным, тот всегда должен помнить, что он еще далек от этого. Только не довольствующиеся уже достигнутым и постоянно стремящиеся к высшим достижениям будут почитаться потомством за лучших людей. Настоящий мастер знает, что ему еще нужно учиться и мысль о будущем завоевании вершин ему не безразлична. Это сходно с восхождением по стадиям по виткам спирали, изображающей развитие Вселенной. Только духовный тренинг, слияние с природой, ощущение внутренней гармонии могут сделать из спортсмена настоящего Мастера кэмпо с большой буквы». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2: Ведущие направления  восточных единоборств: главные аспекты  онтологического  исследования.

     В данной главе раскрывается содержание и направления основных аспектов онтологического познания восточных единоборств.

     Итак, понятно, что не имеет смысла тратить  несколько десятков лет лишь для  того, чтобы научиться ловко драться. При наличии в обществе гор оружия это было бы нерациональной тратой времени, просто глупостью. Но в том-то и дело, что серьезная практика боевого искусства нацелена на физическое, психическое и нравственное совершенствование человека. Совершенный человек на порядок превосходит обычных людей во всем: в работоспособности, в сообразительности, в настойчивости, в самых разнообразных знаниях и умениях. Его превосходство проявляется также и в столкновениях с «двуногими хищниками». Но это лишь следствие его совершенства, а не цель. Цель, повторю еще раз, заключается в преображении собственной духовной и телесной природы. 

  1. 1. Гармония мира и человека в восточных единоборствах.

      До  сегодняшнего дня многие школы восточных  единоборств успешно защищают себя от людей, которые, получив в них  знания, могут использовать их во зло. Ученик допускается к познанию техники лишь после того, как он доказал чистоту своих намерений и помыслов и прошел тесты на добродетели — честность, прямоту и т.д. К сожалению, в некоторых школах человек сначала получает технику, а потом уже начинает совершенствоваться духовно — все его знания без духовного начала бессмысленны. Таковы принципы восточных единоборств: когда встречаются развитое тело и развитая техника, побеждает техника, когда встречаются развитая техника и развитой разум, побеждает разум. Так что, в какой бы школе, каким бы стилем ни занимался человек, в процессе занятий он отбрасывает все недобрые намерения, если они у него были, и становится совсем другим человеком, становится чище, добрее, разумнее.

      Подлинная цель в единоборствах — воспитание духа. Сейчас об этом многие  говорят, но не многие понимают, при чем тут дух. По сути, это и есть одно из главных, объединяющих все стили. Пока молод, воспитываешь свое тело и одновременно укрепляешь дух. (В здоровом теле — здоровый дух. Знакомо?) Тело стареет с годами. К сожалению, нет ничего вечного на Земле. Но обретенный дух помогает, и жить достойно, и достойно встретить старость, и достойно уйти.

      В основе всего даосско-буддийского  миропорядка заложена идея Пустоты. Ее математический символ — ноль, пространственный — круг, умозрительный — пустота. Но это идеалистическое построение несет в себе странную потенцию. Если сумма и произведение всей тьмы вещей в мире равны нулю, то и каждая вещь в отдельности равна нулю, то есть мнима. Но, если так, то Вселенная равна человеку, а человек равен Вселенной и может стяжать всю ее мощь — если сумеет найти правильный способ, Путь. Итак, дело в поисках Пути. От этого постулата и отталкивается даосско-буддийское мышление о месте человека во Вселенной. Бесконечная череда превращений, круговорот Бытия в большом и малом следует своему естественному Пути — Дао (До).

      Приобщение  к классической боевой традиции, рекомендуется  учащемуся по различным причинам, но какая бы ни была причина, к нему предъявляются следующие требования:

    1. любовь к избранному виду;
    2. сильное желание переносить строгую дисциплину;
    3. беспрекословное подчинение своему учителю.

     Что касается последнего, ученик должен обладать скорее самоотверженной, чем тупой  преданностью. Мастер учит, но избегает «кормления своих подопечных с ложки».  Ученик должен поглощать и переваривать атмосферу, созданную учителем, имитируя движения мастера настолько хорошо, настолько он может, и не должен ожидать лекции с записями на доске или презентации.

     Вместе  с ростом мастерства, в занятиях восточными единоборствами растет духовная глубина: постижение высшего смысла, философии жизни, познание духовности через физическое совершенствование. Благодаря постоянным тренировкам тела, духа и разума, размышлениям над сутью самого человеческого существования, появляется согласованность и взаимопроникновение с философскими основами восточных единоборств, боец находит гармонию между силовыми и духовными началами боевого искусства. Точно так же занимающийся восточными единоборствами обретает гармонию с самим собой и с окружающим миром. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Философия восточных единоборств