Философия восточных единоборств

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: познание восточных единоборств как онтологического явления.
Задачи исследования:
Определить восточные единоборства как объект онтологии.
Изучить литературу по данной проблеме.
Рассмотреть философско-мировоззренческие основания восточных единоборств.
Выяснить проблему самосовершенствования человека в восточных единоборствах.

Содержание

I. Введение………………………………………………………………….……...3 II. Философия восточных единоборств
Глава 1: Методологические вопросы онтологического изучения восточных единоборств …………………………………………………………………...6 1.1 Что такое философия восточных единоборств……………………...…..6 1.2 Восточные единоборства как объект онтологии………………………...9 1.3 Философско-мировоззренческие основания восточных единоборств..11
1.4. Онтологический путь человека в восточных единоборствах: общая характеристика……………………………………………………………….131.5 Духовность восточных единоборств……………………………...…….14
Глава 2. Ведущие направления восточных единоборств: главные аспекты онтологического исследования ……………………………………………..18
2.1. Гармония мира и человека в восточных единоборствах………..…….18
2.2.Восточные единоборства в системе ценностей и досуговой деятельности современной молодёжной субкультуры………………………..20
2.3. Философия дзюдо……………………………………………………..…23 2.4. Философия самбо………………………………………………………..27
III. Заключение……………..………………………………………………….....29 Список литературы…………………..………..…………………………………31

Работа содержит 1 файл

Восточные единоборства и философия.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

     Роль  боевых искусств Востока заключается  в том, что доверительное общение  через нетрадиционные виды деятельности учителя и ученика становятся откровенным разговором его самим с собой, со своей совестью. Нетрадиционные средства в этом случае выступают фактором, оптимизирующим процесс формирования мировоззрения, моральных устоев личности, ее адекватного отношения к самосовершенствованию 

1. 1. Что такое философия  восточных единоборств 

                  Слова: “Это понятно каждому” -

                  предупреждают о возможных сложностях.

                  Лазаурус  Лонг 

    Определимся что такое философия искусств восточных единоборств. Для этого для начала выясним, что есть искусство восточных единоборств, философия, и искусство вообще.

    Искусство - специфическая форма общественного  сознания и человеческой деятельности, представляющей собой отражение  действительности в художественных образах, один из способов эстетического освоения мира. Специфика способов воспроизведения действительности художественных задач, а так же материальных средств создания художественного образа определяет особенности видов искусства. Так, в литературе эстетическое воспроизведение мира осуществляется через слово, в живописи - через зрительно воспринимаемые образы цветового богатства мира, в скульптуре - через пластические образы, объемно-пространственные формы, в графике - через линию рисунка, штрих, светотень, в музыке - через звукоинтонации, в театре и кино - через воплощение актерами действий героев и лежащих в их основе драматических конфликтов. Главной особенностью архитектуры и декоративно-прикладного искусства является единство в их произведениях утилитарных и эстетических принципов. Даже если принять за аксиому утилитарность боевого искусства, то сразу, просто вчитавшись в определение, отпадают вопросы о том, почему во многих его видах зрелищные, эстетически красивые техники преобладают над простыми и эффективными, но не зрелищными техниками. В боевом искусстве эстетическое воспроизведение мира осуществляется через бой, точнее через идеальный рисунок боя. Иногда в этом рисунке противник даже не присутствует физически, а только подразумевается, как в тао или ката..

    Философия - то есть любовь к мудрости - форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека.

    Философия истории - область знания, занимающаяся проблемами смысла истории, ее закономерностями, основным направлением развития человечества и историческим познанием.

    Философия науки - область философии, изучающая  науку как специфическую сферу  человеческой деятельности и как  развивающуюся систему знаний.

    Философия техники - совокупность различных течений, школ и концепций, рассматривающих  гносеологические и мировоззренческий  проблемы развития техники и научно-технического прогресса. Что такое техника, каковы социальные следствия этого феномена, как складываются отношения между человеком и машиной - таков круг проблем философии техники.

    Таким образом, по аналогии можем определить философию искусств восточных единоборств следующим образом:

    Философия искусств восточных единоборств - это  с одной стороны мировоззрение, взгляд на мир и на место в нем борьбы, а с другой - область философии, изучающая единоборства как специфическую сферу деятельности человека, рассматривающая гносеологические и мировоззренческие проблемы, связанные с деятельностью борцов.

    Гносеология1, или теория познания, есть раздел философии, изучающий взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношения знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Критерием истинности знаний Мастера Борьбы можно принять схватку. Мы же говорим об одном из способов эстетического освоения мира. Поэтому гносеологические проблемы в изучении единоборств стоят на важном месте.

    Хочу  сказать пару слов о бездумном использовании разного рода психотехник. Смысл психотехники в том, чтобы привести человека в определенное состоянии. Для примера проиллюстрируем это так: из точки А - обычного состояния в точку Б - измененное состояние ведет вектор АБ - некая психотехника2. Но Если из точки В, отличной от точки А мы проведем тот же вектор АБ, мы никак не попадем в точку Б, к которой стремились. А дело в том, что состояние психики и миропонимание современного человека и, к примеру, средневекового китайского крестьянина очень сильно различаются. Приведу высказывание современного мастера Дзен - "в средневековом Китае, для человека, полностью связанному ритуалами и жесткими правилами поведения - дзен заключался в том, что чтобы отрицать правила и ритуал, в современном мире дзэн - в строгом следовании ритуалу".

    Рисунок схватки, вытекающий из той или иной философии, может отличаться от схватки, последователя иного философского направления столь же сильно, насколько могут отличаться и их философские и этические системы. Но и для последователи одной и той же философии могут иметь различные рисунки - если они используют разные техники или разные цели.

    Мировоззрение адепта борьбы, естественно основывается на той философской системе, которой  придерживался основатель школы, его  учителя и окружающие его люди. Так в качестве "строительного материала" для создания собственно философии борьбы использовались и Дзен, и даосизм, христианская мистика и марксистско-ленинская философия. Но в результате от первоначальной философии остается терминология и методология, а взгляд на мир и на место в нем адепта3 единоборств зависит в первую очередь от рисунка схватки и понимания (или не понимания) того, что в повседневной жизни, при общении с другими людьми он в большей или меньшей мере пользуется той же тактикой и стратегией, что и в борьбе.....

    Единоборства - не более чем один из способов войти  в единую систему практического знания о мире. Таким же входом для кого-то является акупунктура, массаж, экстрасенсорика (т.е. цигун4), астрология, - как и физика, и математика, и поэзия. Мы привыкли видеть в них совершенно разные вещи и изучаем их раздельно, тратя на это огромное количество времени, которое потом уже никто не сможет нам вернуть."  

    А что есть "единая система ... знания о мире" - как не философская  система??? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. 2. Восточные единоборства как объект онтологии

     Онтология — раздел философии, изучающий проблемы бытия.

      Перед человеком, серьезно практикующим восточные единоборства, рано или поздно встает вопрос о роли сознания. Ибо восточные единоборства – это психофизическая деятельность, то есть динамическое взаимодействие души и тела, психики и организма, сознательного и бессознательного.

      Любая конкретная форма мышления не укладывается полностью в рамки строгой  логичности или строгой ассоциативности. Однако можно сказать, что в науке  господствует тенденция к слову-термину  и к связи терминов по законам  логики и математики. А в искусстве  существенно преобладает тенденция к слову-образу и к свободной ассоциации образов, метафор, естественным путем сплетающихся в замысловатый узор.

      Нетрудно  увидеть, что китайская натурфилософия выводит эти противоречия из двойственности самого космоса, а физиология  -  из разграничения функций между правым и левым полушариями головного мозга.

      Суть  восточного понимания роли индивидуального  сознания в любой деятельности (не только боевой) в том, что просто технического знания приема боя недостаточно для того, чтобы стать настоящим мастером боевого искусства. Надо еще, чтобы сознание человека достигло определенного состояния, называемого по-японски «мусин» - «отсутствие разума». Такое состояние означает выход за пределы оппозиций «бытие-небытие», «жизнь-смерть», «я-не-я», «добро-зло».

      С точки зрения современной философии  состояние «мусин», это уровень  нагляднодейственного мышления (или  мышления, растворенного в действии), когда тело человека становится, так  сказать, «автоматом» относительно его собственного сознания.

      В отличие от Востока, рационализированный  Запад всегда стремился использовать в боевых искусствах рефлексию. Ведь главной силой и достоинством человека всегда считалось на Западе наличие у него разума, позволяющего ставить цели, планировать пути их достижения и менять планы в случае неудачи.

      Точный  расчет, заранее отработанный трюк или финт, сложная, но выверенная до мелочей комбинация всегда отличали западных мастеров единоборств.

      Итак, в общем смысле западный подход к  подготовке сознания для поединка выражается в детальной регламентации возможных действий и неукоснительном выполнении заранее составленного плана.

      Человек неразрывно связан с Вселенной (Космосом) и сам является микрокосмосом, то есть устроен на тех же принципах, что и Космос. А раз так, то разобравшись с устройством «внешнего» мира, можно судить о мире «внутреннем».

      Развитие  – и отдельного человека, и общества – неизбежно связано с разрушением  целостности (следовательно, с потерей  смысла жизни и духовной пустотой) и с попытками восстановления утраченного на новом уровне. Раньше мировые религии выполняли эту задачу, связывая людей общими символами вечности, воплощавшими единство и солидарность людей в рамках великих цивилизаций. Сегодня эти религии несут на себе отпечаток обособленности прежних цивилизаций друг от друга. Поэтому перед нами стоит проблема такой интерпретации великих традиций, чтобы они воспринимались как различные ипостаси Единого. Ведь вся история развития человечества проходит именно такой путь: возникновение людей в одном месте, расселение их по всему земному шару и появление множества различий между ними (антропологических, психологических, культурных), слияние в единую великую семью. Известно в то же время, что жизненный путь отдельной человеческой особи моделирует путь всего человечества.

      При обучении восточным единоборствам  видимые физические результаты не являются целью практики. Главное-это внутреннее, духовное развитие, происходящее на основании  собственного опыта и интуиции.

      Мастерство  для борца - это тот уровень знаний и навыков, который гарантирует отличный результат. Истинное мастерство в плане физических навыков и умений предполагает развитие внутренних качеств до определенной степени на подсознательном, не контролируемом сознанием  интуитивном уровне. И наоборот, тренировка навыков выполнения каких-то упражнений способствует выработке умения владеть собой.

      Здесь необходимо признать, что восточные  единоборства состоят как из боевого  искусства, то есть чисто физической дисциплины и разнообразных боевых техник в качестве ядра, так и из философии (особенно онтологии), которая одновременно лежит в его основе и связывает практикующего с высшим духовным сознанием.

      Восточные единоборства прошли путь сквозь долгие века, знали спады и подъемы, солнечные  и ненастные дни, но тем не менее дожили до нашего времени и не только продолжают развиваться, но и становится все более популярными, потому что восточные единоборства — это не просто техника ведения невооруженного поединка, как, например, бокс или борьба, а уникальный, не имеющий равных путь физического, нравственного, духовного воспитания и совершенствования.

      Восточные единоборства практикуют не только ради здоровья или обучения самозащите, но также для развития ума. Даосские священники и буддистские монахи применяли восточные единоборства как философию, образ мышления, где практикуют образцы отступления перед превратностями судьбы, чтобы слегка согнуться, а затем распрямиться с большей силой. Частью восточных единоборств как дисциплины являются  такие качества, как терпение и умение извлекать пользу из своих ошибок.

      Обучение  восточным единоборствам основано на идее самоактивности. Только она  гарантирует успешное обучение. Это  творческая активность, которая ищет, открывает, осмысливает  и дает результаты. В качестве основной концепции обучения самоактивность содержит идею, что ученик должен выработать желание тренироваться испытывать необходимость в тренировках как в чем-то жизненно важном.

      Историческое  понятие «восточные единоборства» (японские бу-дзюцу, кэмпо, китайские  у-шу, цюань-фа, корейские таэквандо, квон-поп, вьетнамские во-дао, куэнь-фат) включало все области человеческой деятельности, относящиеся к войне и военному делу, в том числе рукопашный бой без оружия, а также с оружием, стрельбу и метание различных снарядов, вольтижировку, акробатические трюки в театральных поединках, а также принципы общевойскового боя, элементы армейской стратегии, фортификации и т.п. Соответствующий психофизический тренинг считался необходимой составной частью любой разновидности восточных единоборств.

Информация о работе Философия восточных единоборств