Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:13, курсовая работа
Цель исследования: познание восточных единоборств как онтологического явления.
Задачи исследования:
Определить восточные единоборства как объект онтологии.
Изучить литературу по данной проблеме.
Рассмотреть философско-мировоззренческие основания восточных единоборств.
Выяснить проблему самосовершенствования человека в восточных единоборствах.
I. Введение………………………………………………………………….……...3 II. Философия восточных единоборств
Глава 1: Методологические вопросы онтологического изучения восточных единоборств …………………………………………………………………...6 1.1 Что такое философия восточных единоборств……………………...…..6 1.2 Восточные единоборства как объект онтологии………………………...9 1.3 Философско-мировоззренческие основания восточных единоборств..11
1.4. Онтологический путь человека в восточных единоборствах: общая характеристика……………………………………………………………….131.5 Духовность восточных единоборств……………………………...…….14
Глава 2. Ведущие направления восточных единоборств: главные аспекты онтологического исследования ……………………………………………..18
2.1. Гармония мира и человека в восточных единоборствах………..…….18
2.2.Восточные единоборства в системе ценностей и досуговой деятельности современной молодёжной субкультуры………………………..20
2.3. Философия дзюдо……………………………………………………..…23 2.4. Философия самбо………………………………………………………..27
III. Заключение……………..………………………………………………….....29 Список литературы…………………..………..…………………………………31
Роль
боевых искусств Востока заключается
в том, что доверительное общение
через нетрадиционные виды деятельности
учителя и ученика становятся откровенным
разговором его самим с собой, со своей
совестью. Нетрадиционные средства в этом
случае выступают фактором, оптимизирующим
процесс формирования мировоззрения,
моральных устоев личности, ее адекватного
отношения к самосовершенствованию
1. 1.
Что такое философия
восточных единоборств
Слова: “Это понятно каждому” -
предупреждают о возможных сложностях.
Лазаурус
Лонг
Определимся что такое философия искусств восточных единоборств. Для этого для начала выясним, что есть искусство восточных единоборств, философия, и искусство вообще.
Искусство
- специфическая форма
Философия - то есть любовь к мудрости - форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека.
Философия истории - область знания, занимающаяся проблемами смысла истории, ее закономерностями, основным направлением развития человечества и историческим познанием.
Философия науки - область философии, изучающая науку как специфическую сферу человеческой деятельности и как развивающуюся систему знаний.
Философия техники - совокупность различных течений, школ и концепций, рассматривающих гносеологические и мировоззренческий проблемы развития техники и научно-технического прогресса. Что такое техника, каковы социальные следствия этого феномена, как складываются отношения между человеком и машиной - таков круг проблем философии техники.
Таким образом, по аналогии можем определить философию искусств восточных единоборств следующим образом:
Философия искусств восточных единоборств - это с одной стороны мировоззрение, взгляд на мир и на место в нем борьбы, а с другой - область философии, изучающая единоборства как специфическую сферу деятельности человека, рассматривающая гносеологические и мировоззренческие проблемы, связанные с деятельностью борцов.
Гносеология1, или теория познания, есть раздел философии, изучающий взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношения знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Критерием истинности знаний Мастера Борьбы можно принять схватку. Мы же говорим об одном из способов эстетического освоения мира. Поэтому гносеологические проблемы в изучении единоборств стоят на важном месте.
Хочу сказать пару слов о бездумном использовании разного рода психотехник. Смысл психотехники в том, чтобы привести человека в определенное состоянии. Для примера проиллюстрируем это так: из точки А - обычного состояния в точку Б - измененное состояние ведет вектор АБ - некая психотехника2. Но Если из точки В, отличной от точки А мы проведем тот же вектор АБ, мы никак не попадем в точку Б, к которой стремились. А дело в том, что состояние психики и миропонимание современного человека и, к примеру, средневекового китайского крестьянина очень сильно различаются. Приведу высказывание современного мастера Дзен - "в средневековом Китае, для человека, полностью связанному ритуалами и жесткими правилами поведения - дзен заключался в том, что чтобы отрицать правила и ритуал, в современном мире дзэн - в строгом следовании ритуалу".
Рисунок схватки, вытекающий из той или иной философии, может отличаться от схватки, последователя иного философского направления столь же сильно, насколько могут отличаться и их философские и этические системы. Но и для последователи одной и той же философии могут иметь различные рисунки - если они используют разные техники или разные цели.
Мировоззрение адепта борьбы, естественно основывается на той философской системе, которой придерживался основатель школы, его учителя и окружающие его люди. Так в качестве "строительного материала" для создания собственно философии борьбы использовались и Дзен, и даосизм, христианская мистика и марксистско-ленинская философия. Но в результате от первоначальной философии остается терминология и методология, а взгляд на мир и на место в нем адепта3 единоборств зависит в первую очередь от рисунка схватки и понимания (или не понимания) того, что в повседневной жизни, при общении с другими людьми он в большей или меньшей мере пользуется той же тактикой и стратегией, что и в борьбе.....
Единоборства
- не более чем один из способов войти
в единую систему практического
знания о мире. Таким же входом для кого-то
является акупунктура, массаж, экстрасенсорика
(т.е. цигун4), астрология, - как и физика,
и математика, и поэзия. Мы привыкли видеть
в них совершенно разные вещи и изучаем
их раздельно, тратя на это огромное количество
времени, которое потом уже никто не сможет
нам вернуть."
А
что есть "единая система ... знания
о мире" - как не философская
система???
1. 2. Восточные единоборства как объект онтологии
Онтология — раздел философии, изучающий проблемы бытия.
Перед человеком, серьезно практикующим восточные единоборства, рано или поздно встает вопрос о роли сознания. Ибо восточные единоборства – это психофизическая деятельность, то есть динамическое взаимодействие души и тела, психики и организма, сознательного и бессознательного.
Любая конкретная форма мышления не укладывается полностью в рамки строгой логичности или строгой ассоциативности. Однако можно сказать, что в науке господствует тенденция к слову-термину и к связи терминов по законам логики и математики. А в искусстве существенно преобладает тенденция к слову-образу и к свободной ассоциации образов, метафор, естественным путем сплетающихся в замысловатый узор.
Нетрудно увидеть, что китайская натурфилософия выводит эти противоречия из двойственности самого космоса, а физиология - из разграничения функций между правым и левым полушариями головного мозга.
Суть восточного понимания роли индивидуального сознания в любой деятельности (не только боевой) в том, что просто технического знания приема боя недостаточно для того, чтобы стать настоящим мастером боевого искусства. Надо еще, чтобы сознание человека достигло определенного состояния, называемого по-японски «мусин» - «отсутствие разума». Такое состояние означает выход за пределы оппозиций «бытие-небытие», «жизнь-смерть», «я-не-я», «добро-зло».
С точки зрения современной философии состояние «мусин», это уровень нагляднодейственного мышления (или мышления, растворенного в действии), когда тело человека становится, так сказать, «автоматом» относительно его собственного сознания.
В отличие от Востока, рационализированный Запад всегда стремился использовать в боевых искусствах рефлексию. Ведь главной силой и достоинством человека всегда считалось на Западе наличие у него разума, позволяющего ставить цели, планировать пути их достижения и менять планы в случае неудачи.
Точный расчет, заранее отработанный трюк или финт, сложная, но выверенная до мелочей комбинация всегда отличали западных мастеров единоборств.
Итак, в общем смысле западный подход к подготовке сознания для поединка выражается в детальной регламентации возможных действий и неукоснительном выполнении заранее составленного плана.
Человек неразрывно связан с Вселенной (Космосом) и сам является микрокосмосом, то есть устроен на тех же принципах, что и Космос. А раз так, то разобравшись с устройством «внешнего» мира, можно судить о мире «внутреннем».
Развитие
– и отдельного человека, и общества
– неизбежно связано с
При обучении восточным единоборствам видимые физические результаты не являются целью практики. Главное-это внутреннее, духовное развитие, происходящее на основании собственного опыта и интуиции.
Мастерство для борца - это тот уровень знаний и навыков, который гарантирует отличный результат. Истинное мастерство в плане физических навыков и умений предполагает развитие внутренних качеств до определенной степени на подсознательном, не контролируемом сознанием интуитивном уровне. И наоборот, тренировка навыков выполнения каких-то упражнений способствует выработке умения владеть собой.
Здесь необходимо признать, что восточные единоборства состоят как из боевого искусства, то есть чисто физической дисциплины и разнообразных боевых техник в качестве ядра, так и из философии (особенно онтологии), которая одновременно лежит в его основе и связывает практикующего с высшим духовным сознанием.
Восточные единоборства прошли путь сквозь долгие века, знали спады и подъемы, солнечные и ненастные дни, но тем не менее дожили до нашего времени и не только продолжают развиваться, но и становится все более популярными, потому что восточные единоборства — это не просто техника ведения невооруженного поединка, как, например, бокс или борьба, а уникальный, не имеющий равных путь физического, нравственного, духовного воспитания и совершенствования.
Восточные единоборства практикуют не только ради здоровья или обучения самозащите, но также для развития ума. Даосские священники и буддистские монахи применяли восточные единоборства как философию, образ мышления, где практикуют образцы отступления перед превратностями судьбы, чтобы слегка согнуться, а затем распрямиться с большей силой. Частью восточных единоборств как дисциплины являются такие качества, как терпение и умение извлекать пользу из своих ошибок.
Обучение
восточным единоборствам
Историческое понятие «восточные единоборства» (японские бу-дзюцу, кэмпо, китайские у-шу, цюань-фа, корейские таэквандо, квон-поп, вьетнамские во-дао, куэнь-фат) включало все области человеческой деятельности, относящиеся к войне и военному делу, в том числе рукопашный бой без оружия, а также с оружием, стрельбу и метание различных снарядов, вольтижировку, акробатические трюки в театральных поединках, а также принципы общевойскового боя, элементы армейской стратегии, фортификации и т.п. Соответствующий психофизический тренинг считался необходимой составной частью любой разновидности восточных единоборств.