3. Философско-правовая
концепция Б.Н. Чичерина
Чичерин Борис Николаевич
(1828--1904) -- философ, историк, правовед, публицист
и общественный деятель. Основные произведения:
«Философия права», «Мистицизм в науке».
«собственность и государство».
В его богатом и
разностороннем научном творчестве
значительное внимание уделено философскому
осмыслению проблем права и государства.
В своих общефилософских и философско-правовых воззрениях
Чичерин находился под заметным влиянием
идей Гегеля и Канта. Он предпринял попытку
совершенствования философии объективного
идеализма и свою позицию называл универсализмом. При этом Чичерин заметно
трансформирует гегелевскую концепцию
философии, используя (в духе кантианства)
принципы априоризма, автономных «начал»
и индивидуализма.
Развитие человеческих
идей и институтов, по Чичерину, происходит
циклически, в уже заданном круге соответствующих
начал и элементов. Отличие позднейших
циклов от предшествующих, - писал он, -
состоит в большем или меньшем развитии
начал, в методе исследования, иногда в
примеси посторонних элементов; но существенное
содержание остается то же. Мысль не в
состоянии выйти из этих пределов, ибо
для нее нет иных элементов, кроме существующих..
Философ считал, что, будучи
общими по своей форме, законы разума
предполагают и общее содержание.
Совпадение формы и содержания, единство
разума и бытия есть Абсолютное как
Бог. Абсолютное обнаруживается повсюду, законы разума и внешнего мира
едины. Рационализм и реализм соединяются
в универсализм. С позиций такой метафизической
концепции философии Чичерин критиковал
эмпиризм, материализм, позитивизм, дарвинизм,
утилитаризм и соответствующие трактовки
права и государства.
Эти общефилософские
представления лежат и в основе
чичеринской концепции философии
права. Философские основания, по оценке
Чичерина, должны служить руководящими
началами практики. Необходимость и
глубокий смысл философии права,
отмечает он, обусловлены тем, что «область права
не исчерпывается положительным законодательством».
Положительные законы изменяются
сообразно с изменениями потребностей
и взглядов людей и, будучи произведениями
человеческой воли, могут быть хорошими
или дурными. Они, следовательно, нуждаются в оценках,
в том числе и со стороны законодателя.
«Чем же, - продолжает Чичерин, - должен
руководствоваться законодатель при определении
прав и обязанностей подчиняющихся его
велениям лиц? Он не может черпать руководящие
начала из самого положительного права,
ибо это именно то, что требуется оценить
и изменить; для этого нужны иные, высшие
соображения. Он не может довольствоваться
и указаниями жизненной практики, ибо
последняя представляет значительное
разнообразие элементов, интересов и требований,
которые приходят в столкновение друг
с другом и между которыми надобно разобраться.
Чтобы определить их относительную силу
и достоинство, надобно иметь общие весы
и мерило, то есть руководящие начала,
а их может дать только философия».
Среди представителей идеалистической
школы Чичерин особо выделяет Канта и
Гегеля, творчество которых заслуживает
самого внимательного изучения юриста-философа. Причем Гегель, согласно
Чичерину, восполнил «еще чисто индивидуалистическую
точку зрения Канта развитием объективных
начал нравственного мира, осуществляющихся
в человеческих союзах. Через это все умственное
здание человеческого общежития получило
такую цельность и стройность, какие оно
никогда не имело ни прежде, ни после. И
эта логическая связь не была куплена
ценою насилования фактов; напротив, чем
более юрист, изучающий свою специальность,
знакомится с фактами, тем более он убеждается
в верности и глубине определений Гегеля».
При рассмотрении вопросов
личности и общества Чичерин излагает свою концепцию индивидуализма
(субъекта как метафизической сущности
и носителя разумной, свободной воли) в
общем контексте развития свободы. «Свободная
воля, - пишет Чичерин, - составляет таким
образом основное определение человека
как разумного существа. Именно вследствие
этого он признается лицом и ему присваиваются
права. Личность, как сказано, есть корень
и определяющее начало всех общественных
отношений».
Высшее достоинство
человека как носителя абсолютного
начала лежит в том, что «человек,
по природе своей, есть существо само по себе и не должно быть
обращено в простое орудие. Именно это
сознание служит движущей пружиной всего
развития человеческих обществ. Из него
рождается идея права, которая, расширяясь
более и более, приобретает, наконец, неоспоримое
господство над умами».
Но человек - существо
общежительное и, живя в обществе,
находится в постоянном столкновении
с другими людьми, каждый из которых
стремится расширить сферу своей
свободы. «Отсюда, - заключает Чичерин,
необходимость определить, что принадлежит каждому, и установить известные правила
для решения споров. Таково происхождение
права. Оно возникает уже на первоначальных
ступенях человеческого общежития и идет,
разрастаясь и осложняясь, до самых высших.
Право как взаимное ограничение свободы
выражается в законе. Поэтому основной
вопрос заключается в отношении закона
к свободе».
Это отношение закона
к свободе может быть двояким - принудительным
(государственный закон) и добровольным
(нравственный закон). «Первое, - поясняет
Чичерин, - касается внешних действий,
составляющих область внешней свободы,
которая одна подлежит принуждению; второе
обращается к внутренним побуждениям,
истекающим из свободы внутренней. Из
первого рождается право; второе составляет
источник нравственности»
Чичерин выступает против смешения права и нравственности, за
их трактовку в качестве самостоятельных
начал, хотя юридический закон и нравственный
закон имеют общий источник - признание
человеческой личности. «Право, - подчеркивает
он, - не есть только низшая ступень нравственности,
как утверждают морализирующие юристы
и философы, а самостоятельное начало,
имеющее свои собственные корни в духовной
природе человека. Эти корни лежат в потребностях
человеческого общежития». И вытекающие
из общежития «юридические законы независимы
от нравственных». Но в плане взаимодействия
права и нравственности Чичерин отмечает,
что «нравственность служит иногда восполнением
права» и там, где юридический закон оказывается
недостаточным, «нравственность может
требовать совершения действий по внутреннему
побуждению, например, при исполнении
обязательств, не имеющих юридической
силы».
При
ответе на вопрос: «Что такое право?»
Чичерин говорит о двояком
значении права - о субъективном и
объективном праве. «Субъективное
право, - пишет он, - определяется как
нравственная возможность,
или иначе, как законная свобода что-либо
делать или требовать. Объективное право
есть самый закон, определяющий эту свободу.
Соединение обоих смыслов дает нам общее
определение: право есть свобода, определяемая
общим законом».
Таким образом, под «правом»
здесь имеется в виду позитивное право,
юридический закон, т.е. действующие нормы
права. Причем Чичерин специально подчеркивает::
«В отличие от нравственности право есть
начало принудительное».
Наряду
с трактовкой права как положительно действующего,
принудительного права (т.е. как позитивного
закона) Чичерин говорит о различении
положительного и естественного права
и о направлениях влияния второго на первое.
«Положительное право, - пишет он, - развивается
под влиянием теоретических норм, которые
не имеют принудительного значения, но
служат руководящим началом для законодателей
и юристов. Отсюда рождается понятие о
праве естественном, в противоположность
положительному. Это - не действующий,
а потому принудительный закон, а система
общих юридических норм, вытекающих из
человеческого разума и долженствующих
служить мерилом и руководством для положительного
законодательства. Она и составляет содержание
философии и права».
Этим
общим разумным естественноправовым
началом, которое служит руководством как для
установления закона, так и его осуществления,
является правда, или справедливость.
Право и правда проистекают из одного
корня. «И все законодательства в мире,
которые понимали свою высокую задачу,
- пишет Чичерин, - стремились осуществить
эту идею в человеческих обществах». Правда
(справедливость) связана с началом равенства.
Со
ссылкой на римских юристов Чичерин
пишет, что правда состоит в том,
чтобы каждому воздавать свое.
При этом он, следуя Аристотелю, различает
правду распределяющую (с принципом пропорционального
равенства).
Равенство
трактуется Чичериным как формальное
юридическое равенство, как равенство
перед законом. С этих позиций
он критикует социалистические идеи
и проницательно отмечает, что
материальное равенство неизбежно
ведет к полному подавлению
человеческой свободы, к обобществлению
имуществ, к обязательному для всех труду,
к «деспотизму массы».
Принцип
арифметического равенства, по Чичерину,
действует в сфере гражданской,
в области частных отношений
и частного права, а принцип пропорционального
равенства - в сфере политической, в области
публичного права. Но эти два начала, по
Чичерину, не противоречат друг другу.
По
поводу прирожденных и неотчуждаемых
прав человека Чичерин придерживается
позиции Канта, который утверждал, что прирожденное
человеку право только одно, а именно -
свобода: все остальное заключено в ней
и из нее вытекает. Данное положение Чичерин
трактует в том смысле, что человеческая
свобода - явление историческое, а не природное,
т.е. это гражданская свобода, подчиненная
общему закону.
Признание
человека свободным лицом Чичерин
характеризует как величайший шаг
в историческом движении гражданской
жизни и достижение той ступени,
когда гражданский порядок становится
истинно человеческим.
После
анализа проблем внутренней свободы
в учении о нравственности Чичерин, по
логике гегелевской философии права, от
субъективной нравственности переходит
к сфере объективной нравственности -
к «человеческим союзам». Но здесь Чичерин
заметно расходится с Гегелем. Так, вместо
гегелевской трактовки сферы нравственности
(семья -гражданское общество - государство),
Чичерин говорит о четырех разных союзах:
семье, затем о двух противоположных самостоятельных
сферах - союзе гражданском (т.е. о гражданском
обществе, сфере внешней свободы индивидов)
и союзе церковном (сфере внутренней свободы
и совести, взаимодействия человека с
Абсолютом и исполнения нравственного
закона) и, наконец, о четвертом союзе -
государстве.. Эти четыре союза, согласно
Чичерину, представляют развитие таких
четырех формальных начал всякого общежития,
как власть, закон, свобода и цель (благо
союза как общая цель). Причем полное развитие
идеи общежития предполагает независимое,
самостоятельное бытие этих четырех начал
и союзов в общей системе человеческих
союзов.
Ведущая либерально-индивидуалистическая
идея Чичерина состоит в том, что вся эта
система союзов всецело зиждется на личном
начале, на живых лицах, а не мертвых учреждениях.
«Человеческие общества, -подчеркивает
он ,- суть не учреждения, а союзы лиц...
В этом именно и состоит существо
духа, что орудиями его являются разумные
и свободные лица. Они составляют самую
цель союзов».
В сфере
международных отношений Чичерин,
придерживаясь в целом гегелевских
представлений о межгосударственных
отношениях, международном праве и войне, вместе
с тем в кантианском духе (с позиций безусловного
нравственного закона) критикует «торжество
голого права силы» и выступает за «установление
более или менее нормального строя в международных
отношениях». Вместо старой системы, основанной
на «равновесии государственных сил»,
по мысли Чичерина, требуется новая система,
основанная на «равновесии народных сил»
, но для этого «надобно, чтобы каждой народности
предоставлено было право располагать
своею судьбою по собственному изволению,
или образуя самостоятельное государство
или примыкая к тому отечеству, с которым
она связана своими чувствами и интересами».
Эта
плодотворная идея остается достаточно
актуальной и в наше время.
Вывод:
Своей философией права, критикой юридико-позитивистских
концепций, настойчивой
защитой государственно-правовых начал
и форм либерализма и свободы человека
Чичерин внес существенный вклад в обновление
и развитие юридических и философско-правовых
исследований в России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В русской
философии права преобладают стремление к
цельности знания и обостренное чувство
реальности, которое сочетается с признанием
роли опыта, как чувственного, так и духовного,
дающего возможность глубже понять сущность
бытия. В ней большое значение имеет интеллектуальная
интуиция, нравственный, социально-правовой
опыт личности, а также религиозный опыт
народа, устанавливающий связь человека
с Богом.
Главная
задача русской философии права
заключается в разработке учение
о праве как элементе мира в
целом, опираясь на все многообразие
форм опыта. По мнению
крупнейших представителей русской философии
права, именно религиозный опыт дает наиболее
важные предпосылки для решения этой задачи.
Благодаря ему мировоззрение приобретает
окончательную завершенность, «раскрывая
сокровеннейший смысл вселенского существования»
(Н. О. Лосский). В этом концептуальном подходе
заключено своеобразие русской философии
в контексте развития европейской философско-правовой
мысли.
Литература
*Нерсесянц В.С. Философия
права. - М., 2005.
*История философии права. - СПб.,
2004.
*Малахов В.Л. Философия права.
- М., 2001.
*Тихонравов Ю.В. Философия права.
- М., 2007.
**Русская философия права. Антология.
- СПб., 2005.
Дополнительная литература
**Кузнецов Э.В. Философия
права в России. - М., 2001.
*Шершеневич Г.Ф. Общая теория
права. - М., 2006.
**Новгородцев П.И. Сочинения. - М.,
2005.
*Алексеев Н.Н. Введение в философию
права. - М., 2002.
*Чичерин Б.Н. Философия права.
- М., 2000.