Философия права

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 10:19, контрольная работа

Описание работы

Современная философия находится в поиске единых методологических оснований объяснения и понимания противоречивых тенденций времени. В отечественной философии признается тот факт, что в настоящее время Россия находится в ситуации двойной кризисности. Кризис национальной духовности, социально-экономический и социально-политический кризис протекают на фоне обострившихся общемировых, цивилизационных и глобально-экологических проблемах. Исключительное богатство и глубина отечественной философии, её духовный потенциал помогают найти ответы на самые сложные вопросы, которые ставит перед нами жизнь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
УНИВЕРСАЛИЗМ ЧИЧЕРИНА Б.Н 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

Работа содержит 1 файл

философия права_2.doc

— 99.00 Кб (Скачать)


3

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Универсализм Чичерина Б.Н

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  литературы

 



3

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современная философия находится в поиске единых методологических оснований объяснения и понимания противоречивых тенденций времени. В отечественной философии признается тот факт, что в настоящее время Россия находится в ситуации двойной кризисности. Кризис национальной духовности, социально-экономический и социально-политический кризис протекают на фоне обострившихся общемировых, цивилизационных и глобально-экологических проблемах. Исключительное богатство и глубина отечественной философии, её духовный потенциал помогают найти ответы на самые сложные вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Этим объясняется неугасающий, всё более возрастающий интерес к национальному духовному наследию. Постижение истории русской философии как целого, социокультурная детерминация философской теории – в настоящее время становится всё более важной и актуальной задачей.

Отечественная философия – это не только историко-философский, но и особый социально-психологический феномен, в котором отразилась национальная душа русского народа, вмещающая в себя вселенскую заботу об общечеловеческом счастье. Универсализм как идея и способ философствования есть характерная черта русской мысли в какой бы форме она ни проявлялась: в литературно-художественной, публицистической, религиозной, естественно-научной. Русской философской мысли свойственны "внутренняя жизненная подвижность", универсализм в охвате метафизических проблем, этический и антропологический характер, многозначность, смысловое разнообразие понятий и категорий.

Универсализм в развитии русской философии XIX – нач. XX вв. проявился как в одновременном существовании различных течений и направлений, таких как религиозная философия, философия истории, философия права, персонализм, естественно-научный материализм, космизм, так и в творчестве отдельных мыслителей: В.С. Соловьёва, Б.Н. Чичерина, Н.О. Лосского и других.

История отечественной философской мысли содержит богатейший потенциал для современных научных поисков понимания и решения актуальных проблем. Современное плюралистическое состояние, характерное для когнитивного поля отечественной гуманитарной науки, взывает к необходимости разработки универсальных методов понимания и объяснения существующих социокультурных реалий. На новом витке развития философии вновь остро стоит проблема оснований и сущности философского знания. Противостояние классического философского сознания и тенденций постмодернизма стимулирует поиск универсальной метафилософии, способной к творческому, критическому, объективному и всестороннему объяснению мира. Универсализм как мировоззренческая концепция сегодня вновь становится актуальной идеей.

Объектом исследования является философское наследие русского мыслителя Чичерина. Предметом исследования являются аспекты права: свобода, равенство, справедливость, право и закон, право и мораль.

В работе были поставлены и решены следующие цели и задачи исследования:

Целью является историко-философский анализ специфики мировоззренческого универсализма как концепции.

- определить основные позиции мировоззрения Б. Н. Чичерина;

- исследовать теоретико-методологические основы философского универсализма Б. Н. Чичерина: выявить ключевые аспекты права.

- выявить воззрения Б.Н. Чичерина о природе нравственности и права;

- исследовать взгляды Б. Н. Чичерина на роль и специфические особенности философии, религии, нравственности и искусства.

В качестве методологической основы используются труды самого Б.Н. Чичерина, а также труды В. В. Зеньковского и Н. О. Лосского, в которых даются первые систематические обзоры философии Б.Н. Чичерина.



3

 

Универсализм Чичерина Б.Н

 

Теория права Б.Н. Чичерина целиком покоилась на метафизических основаниях, как они были разработаны Гегелем, но с существенными корректировками. Сама идея права, по мысли Чичерина, возможна только при предположении, что человек есть носитель безусловной ценности, определяющей его достоинство и делающей его целью общественного развития, а не средством к достижению цели. Человеческому разуму присуща идея Абсолютного, которая никаким опытом не дается, но которая всегда существовала и существует в человеческом роде. На ней основаны все религии и все философские системы. Отсюда Чичерин делал вывод о необходимости признания в человеке духовного начала, которое «полагает незыблемую грань между лицами и вещами». Другой необходимой предпосылкой права, по Чичерину, являлся постулат свободной воли человека. Свободная воля, утверждал он, составляет основное определение человека как человека разумного. Идея права рождается из признания человека носителем «сознания абсолютного», обладающего свободой и правом требовать ее признания от других. Поэтому право определяется Чичериным как «взаимное ограничение свободы под общим законом».

Однако в отличие от либеральных правовых теорий, стремившихся утвердить естественные неотчуждаемые права человека, которым придавалось непосредственно юридическое значение, теория права Чичерина неразрывно связывала последнее с государством. В этом, в частности, проявились гегельянские симпатии Чичерина, ибо, по его определению, свобода только тогда становится правом, когда она освящена государственным законом. В то же время, отдавая дань либерально-кантианским идеям, Чичерин особое значение придает личным правам, так как он твердо убежден, что источник права заключен все же не в законе, а в свободе.  Понимание права как внешней свободы человека, ограниченной законом, за которым стоит принудительная сила государства, и заключает в себе, по Чичерину, его главное отличие от нравственности.

Для разграничения области свободы Чичерин прибегал к понятию справедливости, в которой (как и Аристотель) выделял два вида: «правду уравнивающую» и «правду распределяющую». Справедливость, прежде всего, есть равенство, которое вытекает из самой природы человеческой личности: все люди – разумно-свободные существа, все созданы «по образу и подобию Божьему» и, как таковые, все равны между собой. Признание этого коренного равенства составляет высшее требование правды, которая с этой точки зрения носит название «правды уравнивающей». Люди равны в свободе – отсюда требование равенства всех перед законом. Однако равенство необходимо соблюдать и между тем, что дается, и между тем, что получается. Там, где происходит распределение прав, обязанностей и почестей сообразно со способностями, заслугами и назначением, действует «правда распределяющая» – начало, основанное на равенстве не арифметическом, а пропорциональном. Люди, равные в одном отношении, могут оказаться не равными в другом. Обоим видам равенства более всего соответствует своя область государственной жизни: арифметическому равенству – гражданская, пропорциональному – политическая, так же как и своя область права – частного и публичного соответственно. Оба начала должны гармонично сочетаться в государстве, основанном на союзе власти и права.

Государство, по Чичерину, воздвигается над гражданами и общественными союзами как высший порядок, который, однако, не уничтожает, а только восполняет частные отношения, зиждущиеся на свободе. Именно государство является в его теории носителем всех высших начал и представляет собой «объективный организм» – воплощение развивающихся в истории человечества мировых идей. Поэтому Чичерин не признавал либерального учения о неотчуждаемых естественных правах человека, существующих помимо государства, но не признавал и притязаний государства самовольно распоряжаться этими правами, имеющими основание не в прихоти законодателя, а в самой идее личности человека. Этот незаурядный мыслитель как раз является в истории правовой мысли примером того, как можно теоретически последовательно отстаивать права человека не прибегая к идее естественного права.

Один из основных постулатов теории права и государства Б.Н. Чичерина гласит: "Разумное существо есть вместе свободное существо". Свободу человека Чичерин объяснял присутствием в нем двух противоположных начал, а именно бесконечного и конечного, и их взаимодействием. Идея внутренней свободы разумного существа основана на присущей разуму идее абсолютного. Абсолютные начала, проявляющиеся в человеческом познании, составляют основание нравственности, поскольку они руководят практической деятельностью человека.

Рассматривая вопрос о соотношении права и нравственности Чичерин подчеркивал, что источник права, равно как и нравственности, лежит в свободе. Но это свобода особого порядка: это - свобода внешняя, которая состоит в независимости лица от чужой воли во внешних действиях. Так как эти действия совершаются в общей для всех физической среде, которую человек подчиняет своим целям, то они неизбежно ведут к столкновениям между свободными лицами. Отсюда рождается потребность взаимного ограничения свободы; необходимо установление общего закона, определяющего область свободы каждого лица.

Противоположность права нравственности Чичерин усматривает здесь в том, что свобода здесь составляет исходный принцип, а закон является только средством для осуществления этого начала. Поэтому закон здесь ничего не предписывает; он только дозволяет все, что совместно со свободой других. Поэтому собственно нравственные начала, согласно трактовке русского ученого, не имеют здесь силы и даже безнравственное действие может быть правомерно.

Право Чичерин связывал с понятием свободы, опираясь на понятие личности. Учение Чичерина о личности определялось преимущественно его этическими взглядами: "Личность не только мимолетное явление, а известная, пребывающая сущность, которая признает своими вытекающие из нее действия - в прошедшем и будущем. Но этим самым личность определяется, как метафизическое начало. Права и обязанности личности превращаются в чистейшую бессмыслицу, если мы не признаем единства личности, если она сводится для нас к ряду меняющихся состояний. Личность есть сущность единичная. Это не общая сущность, разлитая во многих особах, а сущность, сосредоточенная в себе и отдельная от других, как самостоятельный центр силы и деятельности".

Внешняя свобода, отмечал Чичерин, становится правом, только потому, что она составляет явление внутренней, абсолютной свободы личности. Человек должен быть признан свободным во внешнем мире, потому что он свободен внутри себя, или потому что такова его сверхчувственная природа. На этом основано то уважение к личности, которое составляет источник всякого права. Человек может требовать к себе уважения только потому, что он носитель абсолютного начала свободы и таким образом, делает вывод Чичерин, право есть идеальное требование во имя идеального принципа. Только отсюда проистекает и юридическое равенство людей. "Истинная правда состоит в признании за всеми равного человеческого достоинства и свободы[1]". Однако, добавляет вскоре Чичерин, "истинная человеческая свобода не есть свобода животного, находящегося на воле, а свобода гражданина, подчиняющегося закону". Люди равны между собой единственно в отношении к своей свободной сущности; во всем остальном они неравны. Все естественные определения ведут к неравенству, а так как эти определения дают содержание человеческой деятельности, то право, наряду с формальным равенством, признает фактическое неравенство. Таким образом, Чичерин стремится решить сложнейшую проблему соотношения свободы, равенства и неравенства людей в праве.

Здесь заключена новизна предлагаемого Чичериным обоснования индивидуальной человеческой свободы как источника, условия и цели мирового процесса. Факт свободного выбора человека есть акт абсолютного самоопределения воли и творческий акт разумного существа, который, идя к будущему, привлекает свое воображение.

В ряде своих работ Чичерин твердо и последовательно доказывал необходимость разграничения нравственной и правовой сферы общества, поскольку нравственность имеет своим истоком свободную волю, а право -начало принудительное. Точно так же религия исходит из принципа свободной совести и не может регулироваться государственными и правовыми постулатами.

В свете своей либеральной теории права Чичерин подчеркивал, что признание исключительного значения государства в системе права не ведет к поглощению в нем человеческой личности. "Высшее единство противоположностей оставляет относительную самостоятельность подчиненным сферам", - писал Чичерин. Семья, гражданское общество, церковь подчиняются государству, но не уничтожаются в нем. В этих союзах личность, подчеркивал Чичерин, находит полный простор для своей свободы. Гражданские отношения, определяясь установленным государством законом, управляются, началами не публичного, а частного права, которое так же, как и вся частная жизнь, должно оставаться неприкосновенным. Гражданское общество, состоящее из личностей, и государство - это, согласно учению Чичерина, два необходимых результата исторической эволюции человечества в направлении ее высшего культурного и социального состояния духовной жизни, проникнутого духом абсолютных христианских ценностей. Признание человека свободным лицом Чичерин характеризует как величайший шаг в историческом движении гражданской жизни и достижение той ступени, когда гражданский порядок становится истинно человеческим. Права личности может обеспечить лишь сильная государственная власть. Отсюда - важнейший вывод теории права Чичерина: "Либеральные меры и сильная власть".

Политическим идеалом Чичерина выступало централизованное государство, призванное сдерживать противоборствующие стороны и частные силы при господстве "правды распределяющей" и пропорциональном равенстве согласно способностям и заслугам лиц. В таком государстве право задает меру, регулирующую взаимные обязанности индивида и государства, тем своеволию человека, а с другой - деспотизму государства. В основании общественного здания лежат права личности, например, право действовать по своему усмотрению, не нарушая при этом чужих прав свободного перемещения, свободы труда, мысли, совести и частной собственности, а также принцип неприкосновенности личности - фундамент личной свободы. Все эти права рассматривались Чичериным в единстве с обязанностями человека перед государством и другими людьми. Нравственный закон требовал добровольного следования государственным установлениям: "Общественной власти нужно подчиняться не только за страх, но и за совесть". И если государственное единство не могло быть установлено согласием граждан, тогда власть должна была сама осуществить объединение и упорядочение общественных сил. Общее политическое правило гласило: чем менее единства в обществе, тем сосредоточеннее должна быть власть, и чем больше единства, тем легче она может быть разделена[2].

Информация о работе Философия права