Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:37, контрольная работа
В каждой сфере научного познания обязательно наличествует философский уровень. Этот уровень выясняется через раскрытие соотношения данной сферы научного познания с философским знанием.
Философия права занимается поисками и установлением истины о праве, истинного знания о праве как специфической форме социального бытия людей и особом типе социальной регуляции.
В каждой сфере научного познания обязательно наличествует философский уровень. Этот уровень выясняется через раскрытие соотношения данной сферы научного познания с философским знанием.
Философия права занимается поисками и установлением истины о праве, истинного знания о праве как специфической форме социального бытия людей и особом типе социальной регуляции.
В философии права исследуется право в целом, право как определенная универсальная целостность, весь правовой универсум, весь мир права, все правовое, охватывающее и сущность права, и формы внешнего проявления этой сущности (правовые явления).
Право как объект исследуется различными науками, каждая из которых рассматривает право под углом зрения своего специфического понимания и своих приемов изучения данного объекта, с позиций своего особого предмета и метода.
В самом общем виде можно сказать, что предметная область философии права как отдельной самостоятельной научной дисциплины - это право как сущность и право как явление в их различении, соотношении и искомом единстве.
Существенное
своеобразие такого различения и
соотношения сущности и явления
в сфере права обусловлено
тем принципиальным обстоятельством,
что научно постигаемая сущность
права носит объективный
Таким образом, определение предметы философии права можно сформулировать следующим образом:
Предмет философии права - это право и закон в их различении, соотношении и искомом единстве1.
При этом
под правом имеется в виду право
как сущность, т.е. присущая только праву
как особому социальному
Иначе говоря,
под законом в контексте
Дальнейшая конкретизация приведенного определения предмета философии права зависит от того понимания сущности права, которое лежит в основе той или иной конкретной концепции философии права.
Либертарно-юридическая
Согласно этой концепции сущность права - это формальное равенство, которое трактуется и раскрывается в данной концепции как всеобщая и равная мера свободы и справедливости в социальной жизни людей.
Такое понимание сущности права дает основание для конкретизации приведенных выше определений предмета философии права в следующем виде:
Предмет
философии права - это формальное
равенство и формы его
К правовым явлениям, таким образом, относятся все те реальные явления, которые соответствуют принципу формального равенства, представляют собой формы внешнего выражения и осуществления требований данного принципа. Все эти явления входят в предмет философии права не в виде эмпирических объектов, а лишь как правовые явления, как конкретизированные формы выражения формального равенства, т.е. только в их правовых измерениях и свойствах, в правовых формах закона, государства, поведения, отношений и т.д.
В предмет философии права, таким образом, вместе с другими правовыми явлениями входит и государство в качестве особого правового явления, а именно - в качестве институционально-властной формы проявления, выражения и действия всеобщей и единой правовой сущности (принципа формального равенства, его свойств и требований).
В процессе
изучения предмета философии права
критически анализируются и
Таким образом, любая философия права - это не только философское осмысление и обоснование права, но одновременно и философское разоблачение, критика и отрицание антиправа во всех его проявлениях.
Сформулированное
с либертарно-юридических
Естественно-правовые концепции философии права4.
В этих концепциях философии права предметная область философии права определяется различением и соотношением естественного права и позитивного права. Для сторонников юснатурализма (от ius naturale - естественное право) естественное право - это единственное подлинное право, право в собственном смысле слова, тогда как государственно установленное и официально действующее право (т.е. позитивное право) - право неподлинное, ненастоящее, произвольное, искусственное, неестественное.
Поэтому философия права в трактовке юснатуралистов - это по сути дела философия естественного права.
Легизм5.
В своих
позитивистских и неопозитивистских
учениях о праве они отрицают
не только естественное право, но и
вообще объективную сущность права,
независимую от воли законодателя,
официальной власти. Право для
легистов - это закон (позитивное право),
который именно в силу его официально-властного,
принудительно-обязательного
Поэтому
для легизма философия права,
да и любое теоретическое учение
о сущности права в его различении
и соотношении с законом - это
метафизическое учение о нереальных
(непозитивных) объектах. Максимум, что
допускают некоторые
Легизм и юснатурализмвыражают крайние, взаимоисключающие позиции в понимании права и в отношении к философии права. Односторонний характер антагонистических подходов, каждый из которых по-своему разрывает необходимые связи между сущностью и явлением в праве, преодолен в развиваемой нами концепции понимания права и предмета философии права, в рамках которой взаимосвязь между правовой сущностью и правовым явлением в контексте различения и соотношения права и закона носит необходимый характер и охватывает все юридико-логически возможные варианты соотношения права и закона.
2. Идея порядка
Идея
порядка связывает мысль о
праве с некоторой
Для стихийно складывающихся социальных структур порядок не характерен, хотя и может быть обнаружен. Поэтому требование порядка является не просто принципиальным, но в какой-то мере и самодостаточным, когда речь идет о целенаправленном создании или воспроизводстве социальных структур. А данной цели подчинен институт права. Вследствие этого, в частности, социальный порядок возможен только в рамках правовой формы, а правовая форма имеет тенденцию к самодовлению и становится внешней. Внешность же такой формы оказывается активной стороной в социальной жизни.
В идее порядка качественная характеристика явлений оказывается существенной только при условии их связанности в целое, тогда как в идее меры качественность является существенной характеристикой и каждого правового явления самого по себе. Порядок – универсальная характеристика социальной реальности, вследствие чего и право в целом обнаруживает свою универсальность.
Таким образом, порядок должен быть понят как одна из форм меры, но как форма, имеющая самостоятельное значение.
Порядок как гармония. Понятая в таком смысле форма обязательно выступает и как гармония правовой жизни вообще , и как гармоническое состояние конкретного отношения, акта. Гармония является особенным выражением внутренней связности явлений, каждое из которых не просто имеет конкретную меру, но и соразмерно всему остальному. Всякий правовой акт, действие должны быть сообразны не только конкретным условиям и задачам (т.е быть целесообразными), но и обладать характеристиками, позволяющими видеть эти конкретные явления в некоторой целостности. Значит, правовой порядок сродни эстетической организации реальности, и это свойство является для порядка исключительно важным.
Сознание гармонии ведет к пониманию и чувствованию подлинности, оптимальности, какой-то внутренней принадлежности, согласованности, уместности тех или иных правовых отношений и действий. Гармония – онтологическая характеристика порядка в праве.
Порядок как социальная необходимость. Будучи универсальным, порядок выражает социальную необходимость, является специфической правовой закономерностью. С одной стороны, это значит, что хотя элемент случайности неотделим от порядка, тем не менее порядок в целом не случаен, а стало быть, степени порядка и его оптимальность имеют свои объективные критерии. С другой стороны, необходимость порядка носит субъективный характер в том смысле, что он задается социальной реальности как правовая воля и норма, является результатом сложного сочетания стихии общественных отношений и сознательного правотворчества.
Порядок как организованность. Порядок, рассмотренный с точки зрения и подчиненности конкретных отношений и некоторой совокупности целей, и наличности соответствующих условий, средств, механизмов и готовых форм (норм), должен быть понят как организованность правовой жизни. Признание организованности права подразумевает наличие соответствующих властно-правовых структур и обеспеченность их деятельности системами регуляции, ценностной ориентации и идейно-формирующего влияния. Однако организованность права предстает как реальная и общедоступная возможность вступать в определенные правоотношения и выходить из них, нести ответственность и требовать, без чрезмерных усилий жить по заведенным в обществе или в конкретном социальном слое социальным обычаям и стереотипам. Мысль о порядке связана с усмотрением действительной, практической полноценности правомочий и правообязанностей, привычной готовности общества в лице определенных органов и уполномоченных представителей , а также очевидного большинства людей воспроизводит существующие правовые отношения, результативно сопротивляться социально, негативным процессам, действиям, обстоятельствам.
Идея порядка отражает качественное состояние правовой жизни. Стабильность, надежность, целесообразность, перспективность – эти и другие характеристики общественного состояния чутко улавливаются общественным и индивидуальным правосознанием. Конкретные права членов общества осуществляются правовым способом только при наличии порядка. В противном случае реализация прав носит силовой и , в сущности, случайный характер, о чем, в частности, предупреждал И.А.Ильин, когда анализировал характер связи права и силы.6
При этом
следует отметить, что правосознание
в идее порядка сводит воедино
ценностные характеристики правовой реальности.
Поэтому аксиологический анализ
правопорядка тесно связан с пониманием
природы и логики правосознания,
тогда как социологический
Будучи организованным общежитием, право оказывается коренной характеристикой социальности как таковой.
Порядок как упорядоченность. Поскольку в праве принципиально важна внешняя форма, порядок неизбежно предстает как упорядоченность.
Последняя отражает социальные структуры как устойчивые , рационально определенные, однозначные зависимости элементов (организаций, учреждений и иных субъектов права), в которых сам факт этих зависимостей имеет самостоятельное значение. Если же речь идет о правовой деятельности, то она, будучи обязательно – и естественно для правового существа- упорядоченной, предстает как последовательность определенных действий и стадий, связанных задачей реализации правовых требований и установок. Определенная правовыми средствами ясная и строгая связанность элементов любого правового факта, ситуации, отношения или нормы является непременным и специфическим способом реализации социальных целей.