Философия права

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 22:07, контрольная работа

Описание работы

Философия права как наука имеет многовековую историю, глубокое осмысление которой происходит в процессе приобщения и изучения новых фактов, характеризующих ее развитие в различных исторических периодах и странах.
Русская философия права - это яркая и самобытная страница в развитии философско-правовой мысли, которая через призму российской правовой и общекультурной ментальности по-своему раскрыла важнейшие вопросы философии права: соотношение права и морали, закона и свободы духа, произвола воли и организованности соборного сознания.

Содержание

Вопросы:
1. Общая характеристика русской философии права: история традиций и основная философско-правовая проблематика.
2. Естественно-правовая теория П.И. Новгородцева как основа естественного права в российском правоведении начала 20 столетия.
3. Философско-правовая концепция Б.Н. Чичерина
Заключение

Работа содержит 1 файл

в инет.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

Мыслитель полагает, что само естественное право возникает из априорного нравственного  сознания, несет на себе его формализм  и абсолютизм. В этом контексте  естественное право выступает как  идеал, к которому общество должно стремиться, и как критерий социально-правовой оценки действительности. Естественно-правовой идеал является неизбежным требованием должных социальных отношений, он выносит идейный «приговор» действительности. Утверждение этического либерализма в философии права открывало простор качественно новому освещению важнейших концептуальных вопросов теории и практики правотворчества.

Основную ценность подхода к  правовым явлениям с позиций естественного  права Новгородцев видит в  том, что таким путем возможно выйти из замкнутого круга одних лишь юридических явлений и непосредственно связанных с ними феноменов - этики, религии, политики и увидеть определяющие, базисные основы права. Естественно-правовой подход неразрывно связывает рассмотрение юридических проблем с основными человеческими ценностями: свободой, правом на жизнь, независимым социальным статусом человека. В данном контексте естественное право приобретает значение философского воззрения, с позиций которого познаются «смысл и цели человеческой жизни», разрабатываются социальные идеалы. «Философия естественного права, - делает вывод Новгородцев, - есть наука должных отношений, а не причинных связей…».

В то же время, - подчеркивает мыслитель, - данная философия права ориентирует  на естественную, постоянно развивающуюся действительность, требует переосмысления социальных норм, с которыми человек должен считаться, стремясь установить гармоничные отношения с обществом и природой.

Философ отмечает, что естественно-правовой подход при рассмотрении теоретических вопросов права имеет существенное методологическое значение еще и потому, что требования естественного права обладают свойствами, близкими к свойствам явлений природного, естественного порядка.

Указывая на непреходящее значение общей доктринальной установки естественного права, предполагающей существование рядом с позитивным правом или над ним неких универсальных духовных начал, ценностей, идей, которым должно следовать позитивное право, мыслитель полагает, что в ином случае позитивное право теряет свою метафизическую ценность. Таким образом, - по мысли Новгородцева, - естественное право есть для позитивного своеобразный духовно-нравственный ориентир, стоящий в согласии с общественной моралью и социальной справедливостью, соответствующий самому духовно-нравственному естеству человека.

Полагая естественное право как  абсолютную идею права, как часть  мирового этического порядка, которая  существует объективно, независимо от того, сознают ли ее люди или нет, подобно тому как объективно существует весь разумно-нравственный порядок, как существуют законы природы, философ выделяет два ряда общих принципов, вытекающих из идеи естественного права: 1) - свобода и самоцельность личности; 2) - необходимость социальной организации общественной жизни.

Если к первому ряду, - считает философ, - относятся требования, лежащие в основе общественной жизни: равенство всех перед законом, охрана личности и ее прав, запрещение нарушать чужое право, необходимость соблюдать правила и общественные договоры, то второй предполагает необходимость прочной организации человеческого общежития, необходимость власти, стоящей на страже общего блага, необходимость известных ограничений личной свободы для поддержания нормальной социокультурной жизни общества.

Усложнение социальных отношений приводит к определению количества норм, трактующих как надо понимать право, в каких пределах надо подчиняться власти, в каких формах должна ограничиваться личная свобода для общего блага.

Таким образом, возникает безусловная  необходимость оформления внешнего авторитета, который четко формулировал бы точные и обязательные для всех выводы из основных начал естественного права; создавал нормы в развитие этих выводов; обеспечил бы действие права целой системой формально-юридических санкций. В этом Новгородцев видит объективную необходимость положительного права.

Новгородцев отмечает непреходящую роль естественного права как совокупности важнейших принципов, норм, вытекающих из абсолютной идеи права, имеющих характер вечности, неизменности и безусловной обязательности для всех времен и народов, в предупреждении антигуманных предписаний положительного права, оно выступает как «…протест против абстрактных постановлений закона, оно есть - стремление сохранить первоначальную связь между нравственностью и правом».

Естественное право высвечивает  нравственные идеалы, к осуществлению  которых положительное право  должно стремиться, это действующие  нормы, лежащие в основе всякого  правопорядка, это логический и метафизический фундамент всякого права, источник его существования, норма для его оценки и движущая сила для его качественного развития.

Позитивизм отрицает какие бы то ни было абсолютные начала, а поэтому  для него не существует естественного  права. Позитивизм полагает справедливость всякого положительного права, каково бы ни было его содержание. Оценка может быть только с точки зрения целесообразности. Любой, даже самый возмутительный по своему содержанию закон, следуя логике позитивизма, есть право, и имеет обязательную силу.

Необходимым результатом таких  утверждений позитивистов, по мысли Новгородцева, должно быть признание, что право - это голая сила. Раз отвергнуты абсолютные критерии для оценки права, оно теряет всякую связь с этикой и превращается в голую силу, открывая дорогу проявлениям произвола.

Философ раскрывает три уровня познания права. Первый - формально-позитивный; состоит в изучении установленных государством норм как нормативной базы. Целью изучения формально-позитивной догматики является создание философии права на почве исторически сложившегося позитивного права.

Второй представляет собой эмпирико-психологическое  исследование права, анализ идеи права  как внутреннего индивидуального  психологического переживания личности.

Этическая теория права - третий, завершающий уровень нормативного понимания права. Философский анализ этого понятия должен привести к основам нормативного требования, к нравственной основе долженствования. Движение познания от права к этике, - говорит мыслитель, - открывая основы нравственного долженствования, предполагает их абсолютную ценность: «Это абсолютизм не факта, а идеи, не проявления, а сущности, не конкретного содержания, а отвлеченной формы, следовательно, не условных советов, а безусловных предписаний, как неизменное стремление к воплощению нравственного идеала».

Именно изучение этого положения Новгородцев определяет как цель своего учения.

Становление естественного  права во многом обусловлено, по Новгородцеву, историческими факторами. Он полагает, что на ранних этапах развития общества право было неписанным, его нормы носили мобильный, подвижный характер, быстро сообразуясь с изменением сознания. Однако при наступлении эпохи писанных законов право утрачивает свою прежнюю подвижность. Первоначальная целостность и конкретность юридических норм, их живая связь с нравственным сознанием исчезает. Право отрывается от источника и выливается в абстрактную форму твердых и общих определений. Даже учитывая совершенную законодательную юридическую технику в формулировании законов, они неизбежно оказываются несправедливыми к отдельным прецедентам.

Кроме этого, философ  указывает на то, что позитивное право рассчитано обычно на долговременное применение. Нормативная система  не может успевать за изменением общественных отношений, которые постоянно развиваются, придавая позитивному праву известное несовершенство, которое порождает критику его со стороны подвижного нравственного сознания.

С этой точки зрения естественное право представляет собой протест  целостного и живого нравственного  сознания против абстрактных постановлений  закона. Являясь результатом обособления права от общей нравственной субстанции, оно означает стремление сохранить первоначальную связь между нравственностью и правом. По мнению Новгородцева, эту стадию в развитии права и нравственности проходит каждый цивилизующийся народ.

Продолжая экскурс развития естественного права в европейской  философско-правовой мысли, Новгородцев  полагает учение Гуго Гроция началом  обособлению естественного права  от богословия и возникновению рационалистической правовой методологии.

С Гроция, - говорит философ, - берет начало борьба старой схоластической юриспруденции с рационалистическим естественным правом в европейской философско-правовой мысли. «Выведение права из общежительной и разумной природы человека и рационалистическая метода исследования, - пишет Новгородцев, - вот основные пункты, которыми Гроций оставил по себе след в философии права».

Новгородцев выделяет в  ряду мыслителей, внесших значительный вклад в развитие естественно-правовой теории, Руссо, который, по его мнению, углубил радикальную направленность идеи естественного права, создав теорию народного суверенитета. Философ выявляет характерные черты естественно-правовой философии Руссо, их три - гипотеза естественного состояния, теория первоначального договора, теория народного суверенитета. Их объединяет общая мысль, - подчеркивает Новгородцев, - что право существовало до государства, следовательно, провозглашалась независимость нравственного сознания права от авторитета господствующего закона.

Рассматривая правовое учение Канта, - Новгородцев отмечает, - что учение немецкого мыслителя привносит в понятие естественного права качественно новое содержание. Естественное право по Канту - это право разума, выражающего объективность естественного права, следовательно, от субъективного направления естественного права, отражающего индивидуальное правосознание, намечается переход к объективному правопониманию.

Свобода воли индивидов - необходимое условие в естественно-правовой теории Канта. Смысл и назначение права в том, чтобы ввести свободу и произвол всех индивидов в разумные и общезначимые рамки. Право касается лишь действий и обозначает только внешние границы общедопустимого поведения, выступает по существу в виде запретов, подразумевая дозволенность незапрещенного.

Такое кантовское правопонимание, - отмечает Новгородцев, - опирается на идею моральной автономии личности, ее абсолютной самоценности и независимости личности.

Естественно-правовые воззрения  Гегеля, - по мнению Новгородцева, - имеют  особое значение, считающего, что существуют два вида законов - законы природы и законы права. Сочетая естественное право с идеей исторического развития, Гегель полагал, что раскрытие естественного права осуществляется, подобно абсолютной идее, в процессе постепенного общественного развития, самораскрытия объективного духа.

Этический момент в «возрожденной» естественно-правовой концепции Новгородцева заключается в том, что само естественное право понималось как особая часть  моральной философии, задающая масштаб  нормативной оценке правотворчества  не по закону причинно-исторической последовательности, а с точки зрения нравственного долженствования.

В этом положении философа заключена методологическая установка  его естественно-правовой концепции, имеющей цель обоснования этической  концепции права, отстаивания не только самостоятельного значения нравственной субстанции в применении к праву, но и деятельное взаимодействие права и нравственности, их взаимодополнение в формировании духовной сущности личности.

Основным вопросом философии  права Новгородцев определяет вопрос о высших и последних основаниях юридических установлений. Исходя из различения теоретической и практической областей духовной жизни человека, мотивы естественно-правовых построений Новгородцев сообразовывает с опытом (наукой) и этикой (нравственным сознанием) Проявляется это как научное стремление к открытию оснований, на которых покоится право, и как стремление к критике положительных установлений.

Основанием нравственной критики права, - по учению Новгородцева, - является осознание того, что правообразование совершается при участии человеческой воли, предполагая обсуждение права с различных точек зрения: целесообразности и нравственности.

Новгородцев полагает, что  правоустановление обусловлено, кроме  того, закономерным историческим процессом. В этом случае естественное право, как пересечение морального и исторического факторов, представляет собой право будущего, которое мыслитель называет основным вопросом естественно-правовой теории. «Идеальные построения будущего, - отмечает он, - слагаются из нарождающихся элементов существующего, и потому сами по себе они не способны создать ничего, безусловно, нового; но они как нельзя более пригодны для того, чтобы сообщить новым течениям ту определенность и силу, которая служит залогом торжества».

В данном случае мыслитель говорит о естественно-правовых построениях и понимает их как постоянно развивающееся идеальное сознание о праве, в атмосфере которого вырабатывается позитивное право.

Центральным пунктом  либерально-правового учения Новгородцева стала нравственная автономия личности, в которой, в сущности, раскрывается абсолютная, моральная основа естественного права. Согласно этому положению, сама моральная личность, как основа идеального общественного построения, оценивает политико-правовую действительность, служит средством и критерием в организации правопорядка и политических институтов.

Философ показал, что  включение идеи естественного права  в государственную науку потребует  непременных социальных преобразований, признание и утверждение со стороны власти того, что «…над государством стоят некоторые высшие нормы, которым оно должно подчиняться, из которых оно черпает и свое оправдание, и свои руководящие начала. По отношению к этим нормам государство является лишь органом, а не творцом…»

Вывод: В правовой концепции Новгородцева нашли свое оригинальное разрешение важнейшие вопросы русской философии права конца 19 - начала 20 столетия: проблемы свободного творчества права, противоположности государства и личности, общего закона и индивидуальной свободы, идея возрождения естественного права, утвердив значимость естественно-правового подхода как метода в правотворчестве.

Информация о работе Философия права