Тема 10. ФИЛОСОФИЯ
ПРАВА>
10.1. Предмет и
задачи философии права
10.2. Сущность
права
10.3. Понятие права
10.4. Правовая
онтология
10.5. Правовая
аксиология
10.6. Правовая
гносеология
10.7. Юридическая
концепция общего блага
10.8. Право в
системе социальных норм
10.1.
Предмет и задачи
философии права
Философию
права можно считать частью социальной
философии. Вместе с тем, к философскому
осмыслению права имеют отношение
и все остальные разделы философского
знания (онтология, теория познания, этика,
история философии). Поэтому в
философии права как науке
о природе права как социального
явления имеются такие разделы,
как онтология, гносеология и
аксиология права, а также большое
внимание уделяется рассмотрению человека
как правового существа.
В основном право изучается
юриспруденцией, предметом которой
является сущее (позитивное право
или наличная совокупность правовых
норм). Право понимается юристами
как совокупность принудительных
предписаний, как система обязательных
для исполнения правил поведения,
установленных государством. Юристы
полагают, что настоящая наука
о праве должна описывать существующие
правовые нормы, а не заниматься
поисками спекулятивной природы
права или метафизических представлений
о сущности права. При таком
подходе право оказывается продуктом
властных приказаний государственной
власти. Подобное понимание права
в юриспруденции сложилось под большим
влиянием позитивизма.
Философа такая позиция не
может устроить, так как вне
внимания юристов остается важнейший
вопрос о том, как в правовой
сфере жизни общества сущее (правовые
нормы) соотносится с должным. Поэтому
рационалистическое философское объяснение
права начинается с постановки вопроса
о разумности, правильности, справедливости
правовых норм. Будучи разумным существом,
стремящимся жить в осмысленном мире,
все правовые явления человек подвергает
критическому анализу, начиная с обыденного,
и вплоть до философского уровня сознания.
При критическом анализе права как социального
явления философы ищут истинное знание
о праве. Для этого в философии права осуществляется
различение права и закона как различение
должного и сущего. Исторически сложились
различные варианты обозначения права
в философских учениях: естественное право,
божественное право, справедливость. Благодаря
этому философия права может ставить вопросы
о справедливости закона, о соотношении
права и закона, закона и произвола. Важно
подчеркнуть, что в философии права исследуется
не только бытие права в обществе, но и
философские концепции государства. Дело
в том, что право не существует без государства.
Государство устанавливает и защищает
право, а также является правовой формой
организации публичной власти в цивилизованном
обществе.
Философия права в системе
наук. Возникновение философско-правовых
представлений происходит в древности.
Начало философии права было
положено учением о естественном
праве (в рамках теологии, философии,
юриспруденции, политической науки).
Само понятие философия права возникает
в XYIII в. Какова дисциплинарная принадлежность
философии права? В целом она является
междисциплинарной наукой, соединяющей
прежде всего философию и юриспруденцию.
Как философы, так и юристы претендуют
на монопольное отнесение философии права
к своей науке. Поэтому все множество существующих
концепций философии права можно разделить
на два основных направления - юридические
и философские.
Среди тех, кто относит философию
права к юриспруденции и считает,
что эта наука должна заниматься
непосредственными юридическими
явлениями, можно назвать немецкого
юриста Г. Гуго, российского юриста
С.С. Алексеева.
Практически все основные философские
течения философской мысли ХIХ-ХХ
вв. - кантианство и неокантианство; гегельянство
и неогегельянство; христианская философия
(неотомизм, протестантизм); позитивизм,
марксизм и неомарксизм, феноменология;
философская антропология; экзистенциализм,
постмодернизм - разработали свои философско-правовые
концепции (Критический анализ постмодернистской
философской концепции права см. хрестоматию
10.7).
Степень развитости философии
права и ее место в системе
наук зависят от общего состояния
философии и юриспруденции в
обществе. Имеют также значение
степень развитости и места
в обществе политики, идеологии,
религии, научного знания, междисциплинарных
связей. В дореволюционной России,
начиная с XYIII в. был накоплен
определенный опыт исследования
и преподавания философии права.
Среди известных специалистов
можно назвать имена С.Е. Десницкого,
А.П. Куницына, П.Г. Редкина, Б.А.
Кистяковского, Г.Ф. Шершеневича, Б.Н. Чичерина,
П.И. Новгородцева, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева,
И.А. Ильина. Они находились под влиянием
кантианства, гегельянства, позитивизма,
персонализма, соединяя идеи этих учений
с христианско-нравственной трактовкой
жизни общества и пытаясь утвердить нравственный
идеализм в философии права. В советском
обществе этот опыт был отброшен и длительное
время господствовала идеологическая
марксистская схема трактовки государства
и права, общая как для юриспруденции,
так и для философии. В целом ее можно охарактеризовать
как юридический позитивизм. В 90-ее гг.
ХХ века философия права вновь возвращается
в российскую науку и высшее образование.
10.2.
Сущность права
В
цивилизованном обществе право представляет
собой форму общественных отношений.
Эта форма должна регулировать фактические
общественные отношения в рамках
государства. Сущность права раскрывается
через единство трех его принципов:
право как формальное равенство,
право как свобода, право как
справедливость. В обществе равенство,
свобода и справедливость могут
иметь только правовой характер (всеобщий
и равный для всех).
Право как формальное равенство.
В науке равенство обычно трактуется
как результат сознательного
абстрагирования от различий, присущих
сравниваемым объектам с помощью
определенного критерия уравнивания.
Основанием правового уравнивания
различных людей является свобода
индивида в обществе, признаваемая
в форме его правоспособности
и правосубъектности. Это означает,
что правовое равенство представляет
собой равенство свободных и независимых
друг от друга субъектов права по общему
для всех масштабу. Но в конкретном обществе
кроме свободных могут иметься и несвободные
люди. Тогда несвободные будут не субъектами,
а объектами права. Принцип правового
равенства на таких людей не распространяется.
Иначе говоря, правовое равенство является
равенством свободных людей и равенством
в свободе. Право оказывается общим масштабом
и равной мерой свободы индивидов. Оно
выступает как форма выражения и осуществления
свободы в обществе.
Правовое равенство может быть
только формальным, так как оно
достигается за счет абстрагирования
от фактических различий. Именно
благодаря своей формальности
правовое равенство может служить
средством регуляции социальных
отношений. Подчеркнем, что оно
не является фактическим равенством.
Любые формы осуществления фактического
равенства людей (уравниловка,
эгалитаризм) неизбежно ведут
к отказу от права и от
государства. Примером может служить
марксистская теория отмирания права
и государства.
История права представляет собой
процесс постепенного увеличения
содержания, объема, масштаба и меры
формального равенства. При этом
расширяются масштаб и мера
свободы, круг субъектов права.
Праву всегда присущ принцип
формального равенства, но его
содержание исторически меняется.
В связи с этим право можно
определить как нормативную форму
реализации свободы в обществе
с помощью принципа формального
равенства людей. Уточняя эту
мысль, В.С. Соловьев писал,
что "всякий положительный
закон, как частное выражение
или применение права, к какому
бы конкретному содержанию он,
впрочем, ни относился, всегда
предполагает равенство, как свою
общую и безусловную форму:
перед законом все равны, без
этого он не есть закон".
(В.С. Соловьев. Право и нравственность
// Власть и право. Из истории русской правовой
мысли. - Л., 1990. С. 99.)
Будучи субъектами права, люди
неравны с точки зрения имеющихся
у них прав. Это означает, что
право не снимает исходные
фактические различия между индивидами.
Формальное правовое равенство
таких людей означает, что право
формализует существующие различия
по единому основанию как присущие
свободным, независимым друг от
друга и равным индивидам. Каждый
из этих индивидов может свободно
реализовать абстрактную возможность
приобрести права на какие-либо
блага. Право является равным
для всех его субъектов формализованным
путем реализации этой цели. Полученные
в итоге права конкретных индивидов
будут неравны. В этом состоит
формализм правового равенства.
Право никак не служит достижению
фактического равенства людей,
то есть не является способом
разделения благ среди всех
людей в равной мере. В этом
состоит специфика государственно-правового
регулирования жизни общества. Очень
образно выразил эту мысль
В.С. Соловьев. Он писал в сочинении
"Оправдание добра" о том,
что задача права вовсе не
в том, чтобы, чтобы лежащий
во зле мир обратился в Царство
Божие, а только в том, чтобы
он - до времени не превратился
в ад. В.С. Соловьев. Право и нравственность
// Власть и право. Из истории русской правовой
мысли. - Л., 1990. С. 454) (хрестоматия 10.1).
Право как свобода. Наш исходный
тезис состоит в том, что
свобода в цивилизованном обществе
возможна только в правовой
форме. Эта форма дает единый
масштаб и меру свободы индивидов.
Получается, что свобода индивида
не беспредельна. Она заранее
ограничена рамками права. Зато
в рамках этого правового поля
субъекты права свободны в
проявлении своей воли и способны
защитить себя от любого произвола.
И.А.Ильин писал об этом следующим образом:
"…человеческая история показала и
подтвердила много раз, что лучше пользоваться
более ограниченной системой субъективных
прав, крепко огражденных и действительно
обеспеченных, чем видеть, как твой безграничный
круг субъективных притязаний попирается
произволом соседей и деспотической влстью.
Лучше малая свобода, всеми чтимая и блюдомая,
чем большая свобода, никем не соблюдаемая
и не уважаемая, ибо такая "большая свобода"
есть величина мнимая, которая не заслуживает
ни названия "свободы", ни названия
права" (хрестоматия 10.3). Право оформляет
свободу индивидов, определяет пределы
свободы индивида, достигнутой конкретным
обществом. Никакая социальная революция
не избавляет людей от правовых рамок
свободы. Революции лишь приводят к тому,
что старые правовые рамки сменяются новыми.
Не ограниченная правом свобода означает
анархию, произвол, уничтожение государства
и цивилизации. С этой точки зрения прогресс
в истории общества представляет собой
постепенное освобождение людей от произвола,
личной зависимости и развитие правовых
форм выражения свободы индивидов. Совершенствуются
правовые формы выражения свободы и все
большее число людей становится субъектами
права.
Такому пониманию права как
свободы мешают стереотипы массового
сознания. В обыденном сознании,
а иногда и в научном, существуют
представления о том, что право
противостоит свободе и равенству.
При таком подходе под правом
имеют в виду любые произвольные
повеления власти, которые действительно
могут быть неправовыми и наносящими ущерб
свободе индивидов. В анархистском духе
свободу зачастую противопоставляют формально-правовому
равенств.
В
истории философии можно найти
многочисленные примеры попыток
последовательного отрицания правового
равенства для достижения свободы:
отрицание правового
равенства "сверху". Еще древнегреческие
софисты отвергали правовое равенство
с позиций аристократических
и тиранических представлений о
свободе как праве лучших на привилегии
и произвол. Ссылаясь на естественное
право, согласно которому справедливость
якобы состоит в том, что сильный
повелевает слабым, они утверждали, что
сильные имеют право на неравенство. Они
основывались на представлении о том,
что законы устанавливают для своей выгоды
слабые, пользуясь своим численным превосходством
в обществе и опасаясь возвышения сильных.
Подобные идеи в новых исторических условиях
развивал Ф. Ницше, трактуя свободу как
право сильных господствовать над слабыми.
Н.А. Бердяев развивал аристократическую
концепцию свободы личности, используя
противопоставление царства Кесаря (исторически
существующего мира рабства и несвободы,
регулируемого законом в рамках государства)
царству Духа (сверхисторическому миру
свободы человека). В работе "Философия
неравенства" он отрицает формальное
правовое равенство людей и его связь
со свободой и справедливостью (хрестоматия
10.5);
отрицание правового
равенства "снизу". Отвергая формальное
равенство людей в буржуазном
обществе, марксизм ставил своей целью
достижение фактического равенства
трудящихся в коммунистическом обществе.
Чтобы построить его, необходимо
было уничтожить основы прежней цивилизации,
с присущими ей частной собственностью,
правом и государством. Регулирование
общественных отношений в новом обществе
должно было осуществляться лишь на основе
новых моральных норм.
Однако правовая
свобода и формальное равенство
неразделимы. Для достижения человеческой
свободы необходимо возникновение свободного
индивида как субъекта права. В своей работе
"В защиту права" Б.А.Кистяковский
настаивал на том, что право возможно только
там, где существует свобода личности.
"В этом смысле, - писал он, - правовой
порядок есть система отношений, при которых
все лица данного общества обладают наибольшей
свободой деятельности и самоопределения"
(Б.А.Кистяковский, 1991. С.132).Но эту свободу
можно выразить лишь через право как всеобщий
масштаб и равную меру свободы людей. Для
реализации свободы индивида в целом огромное
значение имеет его способность быть субъектом
права собственности. Это право дает ему
возможность достижения правовой свободы
в такой важной сфере жизни общества, как
экономика. Гегель полагал, что свобода
личности находит свою реализацию в праве
частной собственности. Люди равны именно
как свободные личности, равны в одинаковом
праве на частную собственность, но не
в размере владения. Существование различных
форм собственности представляет собой
цивилизованную почву для правовой свободы
индивидов.