Философия нового времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 14:25, контрольная работа

Описание работы

Философия Нового времени существенно отличается от античной и средневековой по своему содержанию, по методологическим принципам и по характеру тех проблем, которые оказываются в центре внимания. Это, конечно, не означает, что новоевропейская философия полностью теряет связь с прежней традицией, но она по-своему интерпретирует эту традицию, расставляя новые акценты. Рождение философии Нового времени относят к концу ХVI - ХVII вв.

Содержание

1.Формирование философских идей Нового времени. Стр.-2
2. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта. Стр.-3
3. Пантеизм Б. Спинозы и монадология Г. Лейбница. Стр.-6
4. Философские взгляды Т. Гоббса, Дж. Беркли, Д. Юма. Стр.- 8
5. Философия французского Просвещения. Стр.-11
Список использованной литературы. Стр. -15

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 217.51 Кб (Скачать)

      

      Философские взгляды Т. Гоббса, Дж. Беркли, Д. Юма 

     Томас Гоббс, выступая с позиций материализма, пытается дифференцировать философию и теологию. Теология - это богооткровенное знание, которое не поддается рациональному анализу.

      В качестве важнейшего объекта философии у Т. Гоббса выступает человек как существо не только природное и физическое, но и моральное, духовное. Человек - творец «искусственных тел», в том числе и таких, как культура и государство. Поэтому законы государства должны быть основаны на природности, естественности. В то же время естественное состояние человека базируется на чувственности, что может привести к самоистреблению людей. Именно разум играет важнейшую роль в учреждении государства путем общественного договора, в обсуждении и принятии которого должны участвовать все индивиды общества. Государство и гражданское общество - высшая ценность человеческого общежития, способная вывести человечество из варварского состояния войны всех против всех.

      Цель философии, по мнению Т. Гоббса, состоит в том, чтобы научить людей предвидеть следствия и использовать их для своей жизни. Все познание вырастает из ощущений, отчасти непосредственно, отчасти из воспоминаний о них.

      Одним из крупнейших философов-просветителей бал англичанин Джон Локк  рассматривает человека в двух состояниях: естественном и гражданском. Первое характерно для доисторических времен. Второе связано с общественной историей, когда человек становится цивилизованным. Естественному состоянию соответствуют естественные права человека: право на равенство, свободу, собственность и право на их защиту. Неотъемлемые естественные права Дж. Локк переносит в гражданское состояние человека.

      Дж. Локк развивает основные положения теории общественного договора, который,  по его мнению, позволяет человеку из своего естественного состояния перейти в цивилизованное гражданское состояние. Гражданское общество предполагает три независимые ветви власти: законодательную, судебную (у Дж. Локка она еще не полностью отделена от законодательной) и исполнительную.

      Таким образом, Дж. Локк разрабатывает концепцию правового государства, которая позже будет воплощена в социально-политическую действительность Европы и Америки и явится одним из важнейших оснований демократических обществ Нового и Новейшего времени.

      Дж. Локк отрицал учение Р. Декарта о «врожденных идеях», делая вывод о том, что все идеи являются следствием чувственного опыта. Сознание, по Дж. Локку, сначала чисто, как белая бумага, и только с помощью опыта оно приобретает содержание, которое Дж. Локк назвал «идеями».

      Если рационализм и эмпиризм, занимая различные позиции и используя разные познавательные приемы и разные методы обоснования истинности, исходят из принципиальной познаваемости мира, то Джордж Беркли и Давид Юм подвергают такую предпосылку сначала сомнению, а потом и резкой критике с позиций субъективный идеализм.

      Идеи Дж. Локка получили своеобразную интерпретацию в философии его соотечественника Джордж Беркли. Привязанность к богословию послужила для Беркли основой его стремления к преодолению и искоренению материализма и атеизма. Лейтмотивом практически всех его произведений было признание материализма в качестве источника неверия, которое он считал основой всех бед.

      Основной тезис философии Дж. Беркли гласит: «Быть, существовать - значит быть воспринимаемым». По мнению философа, все воспринимаемые человеком объекты представляют собой идеи, которые прослеживаются одна вместе с другой, поэтому их соединение называют какой-либо вещью.

      По мнению Дж. Беркли, существует лишь бытие, в котором выделяются идеи как некие воспринимаемые нами качества. Они пассивны, существуют в человеке в виде страстей и ощущений и не являются копией предметов внешнего мира. В философии Дж. Беркли особое место занимает солипсизм.

      Рассуждения Дж. Беркли, с одной стороны, близки к солипсизму, ибо Бог в конечном счете - единственный тотально всеобъемлющий, воспринимающий и посылающий ощущения субъект. С другой - подводят философа к объективному идеализму, так как им признается сверхприродная творящая сила - Бог. Это означает, что в философии Дж. Беркли одновременно представлен и объективный и субъективный идеализм.

      Философию Давида Юма составляет  учение агностицизма и скептицизма.

      Согласно воззрениям Д. Юма, творческая сила мышления не простирается дальше возможности связывать, представлять, увеличивать или уменьшать материал, доставляемый чувствами и опытом. По мнению Д. Юма основной причиной познания является не разум или априорная способность. Высшая цель человеческого познания может состоять в том, чтобы собирать воедино эмпирически найденные причины естественных явлений и подчинять многообразие особенных следствий небольшому числу общих, ни к чему более не сводимых причин.

      Субстанцию Д. Юм трактует как соединение вместе простых представлений, объединяемых силой воображения и получивших свое название.

      В этике Д. Юм детерминист: все наши поступки определены, по его мнению, нашим предрасположением и естественны. Одно только мышление, чистый разум не порождает никаких поступков. Д. Юм всегда верил в то, что,  в конечном счете,  справедливость и миролюбие победят насилие и произвол.

     5. Философия французского Просвещения

     В XVIII в. философия развивается под влиянием идей Просвещение. В центре идеологии Просвещения - вера в безграничные возможности разума и здравый смысл, причем в самом широком значении: в сфере природы, индивидуальной и общественной жизни человека. По убеждению просветителей, «свету разума» доступны все аспекты бытия. Следует принять во внимание, что просветители культивировали не просто разум, а разум научный. Именно развитие науки, по их мнению, стимулирует решение политических, экономических и социальных проблем. Отсюда стремление к популяризации и распространению философских и научных достижений. Знание, принадлежавшее ранее узкому кругу  философов, ученых, литераторов и естествоиспытателей распространяется среди образованного населения, проникает в светские салоны, на страницы массовых печатных изданий.

      Наиболее радикальным и значительным было просвещение во Франции. Во французском Просвещении выделяют две основные группы: «старших» просветителей (Ш.-Л. Монтескье, Ф. Вольтер, Э.Б. Кондильяк) и «младших» (Ж.-О. Ламетри, Д. Дидро, К.-А. Гельвеций, П. Гольбах).

     Шарль Луи Монтескье - французский философ права и истории. В своем основном сочинении  «О духе законов», он оказался от формалистического мышления о праве и пытался объяснить законы и политическую жизнь различных стран и народов, исходя из их природных и исторических условий, в духе теории среды. Ш. Монтескье развивал вслед за Дж. Локком теорию разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

      Вольтер, настоящее имя Франсуа Мари Аруэ  - знаменитый французский писатель и философ эпохи Просвещения.  Он считал, что познание трансцендентного (например, при решении вопроса относительно бессмертия души и свободы человеческой воли) невозможно, и особенно активно боролся с церковью из-за ее догматизма. В противовес Ж. Руссо он всячески подчеркивал целостность культуры,  изображая историю человека как историю борьбы за прогресс и образование. Он ввел в науку термин «философия истории».

      Этьен Боно де Кондильяк является основоположником современного сенсуализма. По его мнению, именно чувственные восприятия представляют источник познания.

      Во второй половине 40-х годов XVII в. на историческую арену выходят более радикальные «младшие» просветители - материалисты и атеисты.

      Жюльен Офре де Ламетри - французский врач и философ. Был приверженцем материалистически-атеистических взглядов, за что и подвергался преследованиям во Франции и в Голландии. Он принадлежал к сторонникам радикального материализма и  механицизма, вследствие чего человека рассматривал как самозаводящуюся машину. Такое понимание человека объясняет, по его мнению, также вопросы этики и доказывает ненужность в принципе всей религии.

      Дени Дидро - французский писатель и философ, основатель и один из издателей «Энциклопедии». Он прошел путь от теистической веры в откровение до материализма и пантеизма, видящего божество в законах природы и  во всем истинном, прекрасном и добром. Атомы, по его мнению, являются носителями ощущений, из которых возникает мышление. Из соприкосновений этих атомов возникает единое сознание человека и вселенной.

      Клод Андриан Гельвеций - французский философ и психолог. Выводил потребности, страсти, идеи, суждения, поступки и общительность человека из его чувственной способности ощущения. В чувственных ощущениях - голоде, жажде и т.д. - нужно искать причину, заставляющую людей обрабатывать землю, объединяться в общество и заключать между собой договоры, соблюдение которых делает их «справедливыми», а нарушение - «несправедливыми». Мотивом всех действий является себялюбие человека, поэтому проповедь морали ничего не дает. Лучший законодатель - тот, кто может уничтожить разделение общественных и частных интересов.

      Поль Анри Гольбах - французский философ, соратник Д. Дидро и К. Гельвеция, один из авторов «Энциклопедии». Дал систематическое краткое изложение сенсуализма, детерминизма и  атеизма. Утверждал, что вечность и несотворенность материи, которая в процессе постепенного развития и изменения порождает все многообразие реального мира. То, что в материи выступает как инерция, притяжение и отталкивание, в сознании обнаруживается как косность, любовное влечение, ненависть.

      Рассмотрев философские концепции представителей Нового времени и Просвещения, можно отметить их особенности.

      Прежде всего, это опора на науку. Если в средние века философия выступала в союзе с богословием, в эпоху Возрождения с искусством и гуманитарным знанием, то в Новое время усиливается ориентация на естественные науки. На первый план выходят проблемы познания.

      Другой особенностью является протипоставление эмпиризма и рационализма. Философия на континенте в ХVII веке выступала в форме рационализма, а  английская философия - в форме эмпиризма. Как эмпирическое, так и рациональное познание ведут к развитию науки, формируют основные направления философского мышления Нового времени.

      В XVIII веке французские просветители, энциклопедисты и материалисты способствовали социальному и научному прогрессу, были выразителями передовых идей своего времени.

 

      Литература

 

1. Декарт Р. Рассуждение о методе. - М.,2004.

   2. История философии: Запад - Россия - Восток. В 4 кн. / Под ред. Н.В.     Морошиловой. Кн. 2. - М., 1996.

   3.  История философии: Энциклопедия.- Минск: Интерпрессервис,2002.

4.Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. - М., 1996.

   5.Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. - М. - 1998.

6. Магомедов А.А. История философии. Учебное пособие. - Ставрополь, 2000.

7. Нарский И.С. Западноевпейская философия XVII века. - М., 1974.

8. Нарский И.С. Западноевпейская философия ХVIII века - М., 1973.

9. Реале Д. Западная философия  от истоков до наших дней. Т. 3. - СПб. 1996.

10. Реале Д., Антисери Д. История философии от истоков до наших дней. Т. 3. - СПб., 1994.

11. Философия. Учебник для вузов / Под ред. В.В.Миронова. - М.: Норма, 2004.

12. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. 

Информация о работе Философия нового времени