Философия Канта

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 15:21, контрольная работа

Описание работы

В то же время для немецкой классической философии характерно тяготение к созданию универсальных философских систем, традиция, которая была почти утрачена в предыдущие эпохи после античности. И. Кант возвращается к этой традиции, и в этом плане он является основоположником и родоначальником немецкой классической философии. Во-вторых, отличительной чертой немецкой классической философии является концентрация внимания на творческой деятельности человеческого духа, обладающего, по их мнению, автономностью и суверенностью по отношению к природе и миру. Другими словами, свобода человеческого духа и человеческой воли явились одной из центральных проблем немецкой классической философии. И к формированию такой традиции И. Кант приложил немалые усилия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
О жизни…………………………………………………………………..4
Нравственное учение и проблема религии…………………………….6
Теория познания…………………………………………………………6
Эстетика Канта…………………………………………………………10
Этика Канта……………………………………………………………..10
Об абсолютной морали и доброй воле………………………………..11
Идея права и государства……………………………………………...11
О человеке………………………………………………………………12
Категорический императив……………………………………………13
Заключение…………………………………………………………………15
Список литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

философия Канта.docx

— 36.68 Кб (Скачать)

 

 

  1. Эстетика Канта

 

В эстетике Кант различает два вида эстетических идей — прекрасное и возвышенное. Эстетическое — это то, что нравится в идее, безотносительно к наличию. Прекрасное — это совершенство, связанное с формой. Возвышенное — это совершенство, связанное с безграничностью в силе (динамически возвышенное) или в пространстве (математически возвышенное). Пример динамически возвышенного — шторм. Пример математически возвышенного — горы. Гений — это человек, способный к воплощению эстетических идей.

 

  1. Этика Канта

 

Этическое учение Канта изложено в «Критике практического разума». Этика Канта  основана на принципе «как если бы»  Бога и свободу невозможно доказать, но надо жить как если бы они были. Практический разум — это совесть, руководящая нашими поступками посредством максим (ситуативные мотивы) и императивов (общезначимые правила). Императивы бывают двух видов: категорические и гипотетические. Категорический императив требует соблюдения долга. Гипотетический императив требует, чтобы наши действия были полезны. Существует две формулировки категорического императива:

«Поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать  всеобщим законом (поступай так, как  ты бы мог пожелать, чтобы поступали  все)»;

«Относись к человечеству в своем лице (так  же, как и в лице всякого другого) всегда только как к цели и никогда  — как к средству».

В этическом  учении человек рассматривается  с двух точек зрения:

Человек как явление;

Человек как вещь в себе.

Поведение первого детерминировано исключительно  внешними факторами и подчиняется  гипотетическому императиву. Второй — категорическому императиву —  высшему априорному моральному принципу. Таким образом, поведение может  определяться практическими интересами и моральными принципами. Возникает 2 тенденции: стремление к счастью (удовлетворению некоторых материальных потребностей) и стремление к добродетели. Эти  стремления могут противоречить  друг другу и возникает «антиномия практического разума».

 

  1. Об абсолютной морали и доброй воле

 

Во введении к «Основоположению к метафизике нравов» (1785) Кант сформулировал исходную аксиому своей теоретической этики: если моральный закон обязателен, то он непременно содержит в себе абсолютную необходимость. Моральный закон имеет в себе указания «по которым все должно происходить». Каждый человек должен знать принципы, законы морали и те случаи, в которых они реализуются. Абсолютный закон лежит в основе морального закона, а тот, в свою очередь, основывается на доброй воле.

Добрая  воля — чистая (безусловная воля). Чистая добрая воля не может существовать вне разума, так как она чистая и не содержит в себе ничего эмпирического. И, для того, чтобы породить эту  волю, нужен разум.

 

  1. Идея права и государства

 

В учении о праве Кант развивал идеи французских  просветителей: необходимость уничтожения  всех форм личной зависимости, утверждение  личной свободы и равенство перед  законом. Юридические законы Кант выводил из нравственных.

В учении о государстве Кант развивал идеи Жан-Жака Руссо: идею народного суверенитета (источник суверенитета — монарх, которого осуждать нельзя, так как «не может  поступать не по праву»).

Кант  рассматривал и идеи Вольтера: признавал  право на свободное высказывание своего мнения, но с оговоркой: «рассуждайте сколько угодно и о чем угодно, но повинуйтесь».

Государство (в широком смысле) — объединение  множества людей, подчинённых правовым законам.

Все государства  имеют три власти:

законодательная (верховная) — принадлежит только объединенной воле народа;

исполнительная (действует согласно закону) — принадлежит правителю;

судебная (действует согласно закону) — принадлежит судье.

Государственные устройства не могут быть неизменными  и меняются тогда, когда перестают  быть необходимыми. И лишь республика отличается прочностью (закон самостоятелен  и не зависит от какого-то отдельного лица). Истинная республика — система, управляемая уполномоченными депутатами, избранными народом.

В учении об отношениях между государствами  Кант выступает против несправедливого  состояния этих отношений, против господства в международных отношениях права  сильного. Поэтому Кант за создание равноправного союза народов, который  бы оказывал помощь слабым. И считал, что такой союз приближает человечество к идее вечного мира.

 

  1. О человеке

 

Воззрения Канта о человеке отражены в книге  «Антропология с прагматической точки зрения» (1798 г.). Главная её часть состоит из трех разделов в соответствии с тремя способностями человека: познание, чувство удовольствия и неудовольствия, способность желать.

«Что  такое человек?»

Человек — это «самый главный предмет  в мире», так как у него есть самосознание.

Человек — это высшая ценность, это личность, индивидуальность. Самосознание человека порождает эгоизм как природное  свойство человека. Он не проявляет  его лишь тогда, когда человек  рассматривает свое «Я» не как  весь мир, а лишь как часть его. Нужно обуздывать эгоизм, контролировать разумом душевные проявления личности.

Человек может иметь неосознанные представления  — «тёмные». Во мраке сознания может  протекать процесс рождения творческих идей, о которых человек может  знать только на уровне ощущений.

От сексуального чувства (страсти) мутится разум. По мнению Канта на чувства и желания  накладывается нравственная и культурная норма.

Анализу Канта подверглись такие способности  человека, как талант и гений. Талант, проявленный в изобретении и  открытии, — высший уровень дарования, реализация данных от природы способностей. Гений — высшая степень творческой одарённости, проявленная в изобретении  и открытии нового.

 

  1. Категорический императив

 

Нравственный  закон — принуждение, необходимость  действовать вопреки эмпирическим воздействиям. А значит, он приобретает  форму принудительного веления  — императива.

Гипотетические  императивы (относительные или условные императивы) — поступки хороши в  особых случаях, для достижения определенных целей (советы врача человеку, заботящемуся о своем здоровье).

Категорический  императив — предписывает поступки, которые хороши сами по себе, независимо от последствий (например, требование честности).

Это три  разных способа представлять один и  тот же закон, и каждый из них объединяет в себе два других.

Для проверки соответствия конкретного поступка нравственному закону Кант предложил  использовать мысленный эксперимент.

 

 

Заключение

 

И.Кант достиг значительного расширения и углубления философского анализа по сравнению с его предшественниками. Он попытался разрешить такие важные вопросы, как происхождение необходимости, логической структуры опыта и идеальных объектов науки, выяснить синтез эмпирического и теоретического, обосновать совмещение счастья и долга. Он поставил проблемы научности философии и противоречивости познания. Постановкой проблемы синтеза чувственного и рационального, синтетического и аналитического в знании и учением о категориях и антиномиях и о возможностях рассудка и разума И.Кант положил начало развитию классической немецкой диалектики, центральным принципом которой стало выдвинутое и обоснованное им положение об активности субъекта в познании, моральной практике и художественном творчестве.

В западной философии после И.Канта многие философские системы прямо или косвенно связаны с кантовским учением. Это и фихтеанство, и гегельянство, и неокантианство и др. На современном этапе философского развития можно говорить о связи с философией И.Канта таких направлений в философии как феноменология, экзистенциализм, герменевтика и др.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины ХVIII - начала XIX века.М.,2012.
  2. 6. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII века. М.,2013.
  3. Асмус В.Ф.Иммануил Кант. М., 2013.
  4. Гулыга А.В. Кант. – М.: Молодая гвардия, 2013.
  5. Википедия
  6. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х частях. – М.: ИПЛ, 2012.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебная литература:

Асмус В.Ф. Античная философия: Учеб. пособие. 2-е изд. М., 1976.

Гайденко  П. История греческой философии  в ее связи с наукой: Учеб. пособие. М., 2000.

Гайденко  П. История новоевропейской философии  в ее связи с наукой: Учеб. пособие. М., 2000.

История философии: Запад – Россия – Восток. В 4 кн. Кн. 1. Философия древности  и средневековья. М., 1996; Кн. 2. Философия XV–XIX вв. 2-е изд. М., 1998; Кн. 3. Философия XIX–XX вв. М., 1998; Кн. 4. Философия XX в. М., 1999.

Канке В.А. Основные философские направления  и концепции науки. Итоги XX столетия. М., 2000.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. Т. 1. Античность. СПб., 1994; Т. 2. Средневековье. СПб., 1994; Т. 3. Новое время. СПб., 1996; Т. 4. От романтизма до наших дней. СПб., 1997.

Философия: Учебник. 2-е изд. / Под  ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. М., 2001.

Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учебник. М., 2001.

 


Информация о работе Философия Канта