Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 16:59, контрольная работа
Основной смысл философии Канта составляет ее гуманистическое призвание. Для него высшее назначение философии – это ее постоянная забота и вечная судьба, которая заключается в том, чтобы способствовать интеллектуальному и нравственному самоопределению личности. Проблема человека занимаем
центральное место в философии Канта.
Важнейшие проблемы философии Канта: гносеология, учение о государстве и праве, эстетические взгляды и учения о вечном мире.
Введение…………………………………………………………………….2
Теория познания И. Канта……………………………………………….3
Этическая концепция И. Канта…………………………………………6
«Докритический» и «критический» периоды в философии И. Канта.8
Заключение………………………………………………………………..10
Список литературы....................................................................................11
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
Филиал
в г. Калуге
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА № 1
по
дисциплине «Философия»
Тема № 13
Философия
И.Канта
Оглавление
Тема № 13. Философия И. Канта
Введение…………………………………………………………
Теория познания И. Канта……………………………………………….3
Этическая концепция И. Канта…………………………………………6
«Докритический» и «критический» периоды в философии И. Канта.8
Заключение……………………………………………………
Список
литературы....................
Введение
Кант — великое имя в истории мировой культуры, в истории не только немецкого народа, но и всего человечества. Он был новатором и в области науки и в области философии. Он не только творец великой космогонической гипотезы, провозгласившей, что наша Вселенная есть развивающаяся Вселенная, что наша Земля имеет историю во времени. В философии он был возобновителем и даже
зачинателем диалектики. Именно с Канта ведет начало течение диалектического идеализма, представленное великими именами не только Канта, но и Фихте, Шеллинга и Гегеля.
Основной смысл философии Канта составляет ее гуманистическое призвание. Для него высшее назначение философии – это ее постоянная забота и вечная судьба, которая заключается в том, чтобы способствовать интеллектуальному и нравственному самоопределению личности. Проблема человека занимаем
центральное место в философии Канта. Именно в человеке лежит то «изначально
синтетическое единство». «Если существует наука, действительно нужная человеку, говорит Кант, то это та, которой я учу, а именно подобающим образом занять указанное человеку место в мире и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком».
Величие Канта в том, что в трансцендентальной логике он вопреки всем
тенденциям
своей эпохи поставил
задачу изучения источников и развития
знания, хотя и ограничил ее исследованиями
только априорного знания,
коренящегося в самом рассудке
и разуме. Важнейшие проблемы
философии Канта: гносеология,
учение о государстве и
праве, эстетические взгляды и учения
о вечном мире.
Теория познания И. Канта
В центре внимания «Критики чистого разума» человек в его одной из основных способностей - способности к познанию, к теоретическому мышлению. И задача первой критики состоит в исследовании этой способности. То есть «Критикой чистого разума» И.Кант отвечает на первый вопрос своей известной триады «Что я могу знать?».
И.Кант в «Критике чистого разума» пытается рассмотреть саму возможность теоретического познания, рассмотреть мыслительный инструментарий познания, а не полученные с его помощью результаты, истинность которых по И.Канту проблематична до тех пор, пока мы не исследуем сами познавательные акты. И.Кант ставит принципиальный вопрос, резко меняющий само направление философского поиска: «Как возможна философия как строгая наука?», что позволяет философии вводить и оперировать такими метафизическими сущностями как «Бог», «душа», «вечность», «свобода» и др. как истинными?
Прежде чем познавать что-то, нужно выяснить условия познания. В качестве условий познания у И. Канта выступают априорные формы познания. Априорное знание – познание независимое от опыта и даже от чувственных впечатлений. Априорные знания отличаются от эмпирических знаний, которые имеют свой источник – опыт. А все эмпирические суждения, как таковые, синтетические. Понятность мира обеспечивается соответствием мыслительных структур, которыми располагает субъект, связям мира.
Знание представляет собой синтез чувственности и рассудка. Кант определяет чувственность как способность души созерцать предметы, способность же мыслить предмет чувственного созерцания есть рассудок.
Знание никогда не носит хаотический характер, человеческий опыт структурируется на основе априорных форм чувственности и априорных форм рассудка. Всеобщими и необходимыми формами чувственности у Канта выступают пространство и время.
Априорными формами рассудка выступают наиболее общие понятия – категории, которые представляют собой всеобщую и необходимую форму мыслимости каких бы то ни было предметов, их свойств и отношений.
Таким образом, человек, познавая мир, конструирует его, строит порядок из хаоса своих чувственных впечатлений, подводит под общие понятия, создает свою картину мира. Кант впервые в истории философии выявил специфику науки и научного знания как конструктивного и творческого создания человеческого разума.
Кант
не разделял безграничной веры в силы
человеческого разума, называя эту
веру догматизмом. Кант, по его словам,
совершил Коперниканский переворот
в философии, тем, что первым указал,
что для обоснования
Скрупулезно
разрабатывая свою концепцию о «вещах
в себе», Кант имел в виду, что в жизни
индивида, в нашем отношении к миру и человеку
есть такие глубины тайн, такие сферы,
где наука бессильна. По Канту, человек
живет в двух мирах. С одной стороны, он
часть мира явлений, где все детерминировано,
где характер человека определяет его
склонности, страсти и условия, в которых
он действует. Но с другой, помимо этой
эмпирической реальности у человека есть
иной, сверхчувственный мир «вещей в себе»,
где бессильны приходящие, случайные,
непостижимые и непредвидимые ни импульсы
у самого человека, ни стечение обстоятельств,
ни диктующий свою волю нравственный долг.
Этическая концепция И.Канта
Этическое учение Канта изложено в «Критике практического разума». Этика Канта основана на принципе «как если бы». Бога и свободу невозможно доказать, но надо жить как если бы они были. Практический разум — это совесть, руководящая нашими поступками посредством максим (ситуативные мотивы) и императивов (общезначимые правила). Императивы бывают двух видов: категорические и гипотетические. Категорический императив требует соблюдения долга. Гипотетический императив требует, чтобы наши действия были полезны.
«Критика практического разума» отвечала на второй фундаментальный вопрос философии Канта: «Что я должен делать?» Кант вводит различие между теоретическим и практическим разумом. Различие заключается в следующем. Если чистый, или теоретический, разум «определяет» предмет мысли, то практический разум призван «осуществлять», то есть производить нравственный предмет и его понятие. Сфера деятельности практического разума – сфера морали.
Мораль, по Канту, - сама бытийственная основа человеческого существования, то, что делает человека человеком. В сфере нравственности действует вещь в себе, или свободная причинность. Нравственность, по Канту, является единственным оправданием разумного устройства мира. Мир устроен разумно, так как существует нравственная очевидность. Такой нравственной очевидностью, не разложимой далее, обладает, например, совесть. Она действует в человеке, побуждая его к определенным поступкам. Однако нельзя ответить на вопрос, почему совершается тот или иной поступок, поскольку поступок совершается не по какой-либо причине, а по совести. То же самое можно сказать и долге. Человек поступает согласно чувству долга не потому, что его что-то принуждает к этому, а потому, что в нем действует какая-то самопринуждающая сила. Человек может совершать моральный поступок, и уклоняясь от какого-то действия.
В отличие от теоритического разума, который имеет дело с тем, что есть, практический разум имеет дело с тем, что должно быть. Мораль, по Канту, носит характер императивности.
Понятие императивности означает всеобщность и обязательность требований морали «категорический императив – есть идея воли каждого существа, как воли, устанавливающей всеобщие законы».
Он утверждал, что подлинно нравственным является такое действие, в котором человек и человечество выступают как высшие цели. А высшее предназначение человека – реализовать человеческое в себе.
Кант
различал социально одобряемые нормы
поведения и нормы
«Докритический» и «критический» периоды в философии И. Канта
В философском творчестве И. Канта можно выделить два основных этапа:
«докритический» период (1746-1781);
«критический» период (1781-1804).
В «докритический» происходит становление И.Канта как мыслителя. Принципиальной особенностью данного периода является обращение И. Канта к естествознанию, что являлось новацией для немецкой философии XVIII в. Крупнейшей работой этого периода является «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), в которой И. Кант обосновывает происхождение Солнечной системы из холодной туманности. Идея И. Канта затем в наиболее разработанном виде предстала как теория Канта-Лапласа. В течение этого периода И. Кант пишет большое число работ, посвященных различным вопросам, в том числе «Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика» (1766), в которой с позиций рационализма критикует шведского философа-иррационалиста Э.Сведенборга. К этому же периоду относятся: работа о лиссабонском землетрясении (1765), «Наблюдение над чувством прекрасного и возвышенного (1764), три диссертации, защищенные И.Кантом (первая посвящена проблеме огня, вторая называлась «О принципах метафизического познания», а третья, профессорская, «О физической монадологии»). В докритический период основным направлением исследований Канта стал теоретический разум, с помощью которого человек может понять природу. Кант произвел свой подход к разрешению этой проблемы, назвав его конструктивным критицизмом.
Вторая половина философского творчества И. Канта вошла в историю философии под названием «критического периода». Между «докритическим» и «критическим» периодами лежит период подготовки второго. Это период между 1770 г. и выходом в свет «Критики чистого разума» в 1781 г. В 1770 г. Кант опубликовал работу «О форме и принципах чувственного и умопостигаемого мира», ставшей своего рода прологом для его основных работ «критического периода»: «Критики чистого разума» (1781), «Критики практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790). В первой из этих книг Кант изложил учение о познании, во второй – этику, в третьей – эстетику и учение о целесообразности в природе. Основу всех этих работ составляет учение о «вещах в себе» и «явлениях».
По Канту, существует мир вещей, независимый от человеческого сознания (от ощущений, мышления), он воздействует на органы чувств, вызывая в них ощущения. Такая трактовка мира свидетельствует о том, что Кант подходит к его рассмотрению как философ-материалист. Но как только он переходит к исследованию вопроса о границах и возможностях человеческого познания, его формах, то заявляет, что мир сущностей – это мир «вещей в себе», т. е. мир, не познаваемый посредством разума, а являющийся предметом веры (Бог, душа, бессмертие). Таким образом, «вещи в себе», по Канту, трансцендентны, т. е. потусторонни, существуют вне времени и пространства. Отсюда его идеализм пол