Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:04, контрольная работа
1. Гуманистическая направленность и социально–философское содержание философии Возрождения.
2. Натурфилософия эпохи Возрождения.
3. С возрождением каких идей античной философии связана эпоха Ренессанса?
Наиболее
глубокие результаты натурфилософия получила
в творчестве Джордано Бруно (1548—1600),
с чьим именем связан решающий поворот
в утверждении новой
Центральная идея космологической доктрины Бруно — тезис о бесконечности Вселенной. "Она никоим образом не может быть охвачена и поэтому неисчислима и беспредельна, а тем самым бесконечна и безгранична...”[5,стр109]. Эта Вселенная не сотворена, она существует вечно и не может исчезнуть. Она неподвижна, "ибо ничего не имеет вне себя, куда бы могла переместиться, ввиду того, что она является всем”[5,стр.109]. В самой же Вселенной происходит непрерывное изменение и движение.
Обращаясь к характеристике этого движения, Бруно указывает на его естественный характер. Он отказывается от идеи внешнего перводвигателя, т.е. Бога, а опирается на принцип самодвижения материи. А материя, говорит Бруно, ссылаясь при этом на пантеиста XIII в. Давида Динанского, "столь совершенна”, "что она, как это ясно при правильном созерцании, является божественным бытием в вещах”[2,стр.287].
Положение
о бесконечности Вселенной
Разорвав
границы мира и утвердив бесконечность
Вселенной, Бруно оказывается перед
необходимостью выработать новое представление
о Боге и его отношении к
миру. Решение этой проблемы свидетельствует
о пантеистической позиции
У Бруно бог отождествляется с природой, и он немыслим вне материального мира: "Искусство имеет дело с чужой материей, природа — со своей собственной. Искусство находится вне материи, природа — внутри материи, более того: она сама есть материя. Итак, материя все производит из собственного лона, так как природа сама есть внутренний мастер, живое искусство... она есть двигатель, действующий изнутри”[2,стр.287]. В этом и состоит натуралистический пантеизм Бруно.
С Возрождением каких целей античной философии связана эпоха Ренессанса
В формировании ренессанского мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камней, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римских традиций портретных бюстов. Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохи (ведь Ренессанс и переводится как Возрождение).
Философия античности характеризуется периодом эллинизма. В этот период происходило обусловленное освобождение человеческой личности от политической, экономической и моральной зависимости от полиса (гражданской общины), т.е. выделение человека как индивидуальности, у которой есть свое сознание и мышление, свои интересы и увлечения и т.д. И философы этого времени рассматривали (изучали) субъективную сторону человека и его сознание, главным предметом философского исследования становится субъективный мир личности. На этом далее строится философская мысль эпохи возрождения. Происходит дальнейшее изучение человека, только не его субъективного мира, а его взаимосвязи с природой и богом. Человек эпохи Возрождения не только возвышается в рамках иерархической картины бытия, но "взрывает” саму эту иерархию и возвращается к природе, а его отношения с природой и богом рассматриваются в рамках нового, пантеистического понимания мира (отождествляет бога и природу).
Рассмотрим материализм эпох античности и Ренессанса. Материализм – одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное, первичное сознание, дух, идею, мышление и т.д.[6,стр.456]. Материализм античности заключается в первичности природы, нечто единого с природой. Например, Фалес таким началом считал воду, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь. Это первоначало нечто единого с природой основывалось на мифологическом мышлении, например, вода Фалеса – это философское переосмысление мифологического океана. В противоположность античности в эпоху Ренессанса природу понимали как единое целое, как объект познания. И это способствовало развитию, изменению образа мира, представлений о науке, об отношении между теорией и практикой. Природу познавали с точки зрения пантеистического понимания мира (обожествляли природу). Итак. В эпоху античности пытались как-то охарактеризовать природу и все остальное, а в эпоху Возрождения – изучить, открыть что-то новое, неизведанное.
В философском мировоззрении двух эпох значительное место принадлежало и диалектическим идеям. Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления[6,стр.450]. Если диалектика античности еще не была выражена в понятиях, а строилась на основе наглядных, предельно конкретных, чувственно достоверных образах-понятиях и смыслообразах, то диалектика Возрождения выражалась в конкретных понятиях, суждениях.
Можно сделать вывод, что в эпоху античности все только зарождалось: материализм, гуманизм, диалектика и т.д.; охарактеризовывалось, то в эпоху Ренессанса – развивалось и философы стремились к углубленному и достоверному познанию.
Заключение
Этап философии Возрождения занимает видное место в истории философской мысли. В этот период рождается новое мировоззрение, основными чертами которого являются натурализм, индивидуализм и рационализм.
Деятели Возрождения сформулировали новые взгляды на общественную жизнь. Библейские рассказы о райской жизни Адама и Евы, о жизни евреев в Земле Обетованной, учение Августина (Аврелия) о церкви как царстве божьем на земле уже никого не устраивали. Деятели Возрождения попытались изобразить нужное человеку общество без всяких упоминаний Библии или учения святых отцов. Для них, деятелей Возрождения, общество - это необходимая среда жизни человека. Оно не на небе, не дар божий, а на земле и результат человеческих усилий. По их мнению, общество, во-первых, должно строиться с учетом природы человека; во-вторых - для всех людей; в-третьих - это общество далекого будущего. Наибольшее влияние на историю философской мысли и на исторические судьбы европейских народов оказало учение деятелей Возрождения на государственное устройство. Это их учение о монархии и о коммунистическом строе. Первое из них было идейной основой утвердившегося позже Абсолютизму, а второе - способствовало созданию различного рода коммунистических теорий, в том числе и марксистского коммунизма.
Видя в природе не только
совершенное божественное
Список литературы
Богута И.И. История
философии в кратком изложении/Пер. с чеш.
М: Мысль, 1991.-590с.
Горфункель А.Х.
Философия эпохи Возрождения. Учебное
пособие. М: Высшая школа, 1980.-368с.
История философии:
Запад-Россия-Восток (книга вторая).
Философия XV – XIXвв. – М: "Греко-латинский
кабинет” Ю.А. Шичалина, 1996.-557с.
Соколов В.В. Европейская
философия XV – XVIIв. Учеб. – 2е изд. испр.
И доп. – М: Высш. шк., 1996.-400с.
Философия: Учебник
для вузов / Под ред. Проф. Лавриненко
В. Н., проф. Ратникова В. П. – 3-е изд. – М.:
ЮНИТИ – ДАНА, 2007.
Философия: Энциклопедический словарь.2004.