Философия эпохи Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:04, контрольная работа

Описание работы

1. Гуманистическая направленность и социально–философское содержание философии Возрождения.
2. Натурфилософия эпохи Возрождения.
3. С возрождением каких идей античной философии связана эпоха Ренессанса?

Работа содержит 1 файл

контрольная по философии.docx

— 28.52 Кб (Скачать)

      Наиболее  глубокие результаты натурфилософия получила в творчестве Джордано Бруно (1548—1600), с чьим именем связан решающий поворот  в утверждении новой космологии. 

  Центральная идея космологической доктрины Бруно — тезис о бесконечности Вселенной. "Она никоим образом не может быть охвачена и поэтому неисчислима и беспредельна, а тем самым бесконечна и безгранична...”[5,стр109]. Эта Вселенная не сотворена, она существует вечно и не может исчезнуть. Она неподвижна, "ибо ничего не имеет вне себя, куда бы могла переместиться, ввиду того, что она является всем”[5,стр.109]. В самой же Вселенной происходит непрерывное изменение и движение.

      Обращаясь к характеристике этого движения, Бруно указывает на его естественный характер. Он отказывается от идеи внешнего перводвигателя, т.е. Бога, а опирается на принцип самодвижения материи. А материя, говорит Бруно, ссылаясь при этом на пантеиста XIII в. Давида Динанского, "столь совершенна”, "что она, как это ясно при правильном созерцании, является божественным бытием в вещах”[2,стр.287].

      Положение о бесконечности Вселенной позволило  Дж. Бруно по-новому поставить вопрос о центре мира, отрицая при этом не только геоцентрическую, но и гелиоцентрическую системы. Центром Вселенной не может быть ни Земля, ни Солнце, потому что существует бесчисленное множество миров. И у каждого мира-системы есть свой центр — его звезда.

      Разорвав  границы мира и утвердив бесконечность  Вселенной, Бруно оказывается перед  необходимостью выработать новое представление  о Боге и его отношении к  миру. Решение этой проблемы свидетельствует  о пантеистической позиции мыслителя. Бруно утверждает, что "Природа  есть или ничто, пли божественное могущество, воздействующее изнутри  на материю, и запечатленный во всем вечный порядок...”[2,стр287].

      У Бруно бог отождествляется с  природой, и он немыслим вне материального  мира: "Искусство имеет дело с  чужой материей, природа — со своей собственной. Искусство находится вне материи, природа — внутри материи, более того: она сама есть материя. Итак, материя все про­изводит из собственного лона, так как природа сама есть внутренний мастер, живое искусство... она есть двигатель, действующий изнутри”[2,стр.287]. В этом и состоит натуралистический пантеизм Бруно.

 

С Возрождением каких целей античной философии связана эпоха Ренессанса

      В формировании ренессанского мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камней, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римских традиций портретных бюстов. Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохи (ведь Ренессанс и переводится как Возрождение).

      Философия античности характеризуется периодом эллинизма. В этот период происходило  обусловленное освобождение человеческой личности от политической, экономической  и моральной зависимости от полиса (гражданской общины), т.е. выделение  человека как индивидуальности, у  которой есть свое сознание и мышление, свои интересы и увлечения и т.д. И философы этого времени рассматривали (изучали) субъективную сторону человека и его сознание, главным предметом  философского исследования становится субъективный мир личности. На этом далее строится философская мысль  эпохи возрождения. Происходит дальнейшее изучение человека, только не его субъективного  мира, а его взаимосвязи с природой и богом. Человек эпохи Возрождения  не только возвышается в рамках иерархической  картины бытия, но "взрывает”  саму эту иерархию и возвращается к природе, а его отношения  с природой и богом рассматриваются  в рамках нового, пантеистического понимания мира (отождествляет бога и природу).

      Рассмотрим  материализм эпох античности и Ренессанса. Материализм – одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное, первичное сознание, дух, идею, мышление и т.д.[6,стр.456]. Материализм античности заключается в первичности природы, нечто единого с природой. Например, Фалес таким началом считал воду, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь. Это первоначало нечто единого с природой основывалось на мифологическом мышлении, например, вода Фалеса – это философское переосмысление мифологического океана. В противоположность античности в эпоху Ренессанса природу понимали как единое целое, как объект познания. И это способствовало развитию, изменению образа мира, представлений о науке, об отношении между теорией и практикой. Природу познавали с точки зрения пантеистического понимания мира (обожествляли природу). Итак. В эпоху античности пытались как-то охарактеризовать природу и все остальное, а в эпоху Возрождения – изучить, открыть что-то новое, неизведанное.

      В философском мировоззрении двух эпох значительное место принадлежало и диалектическим идеям. Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия  и познания и основанный на этом учении метод мышления[6,стр.450]. Если диалектика античности еще не была выражена в понятиях, а строилась  на основе наглядных, предельно конкретных, чувственно достоверных образах-понятиях и смыслообразах, то диалектика Возрождения выражалась в конкретных понятиях, суждениях.

      Можно сделать вывод, что в эпоху  античности все только зарождалось: материализм, гуманизм, диалектика и  т.д.; охарактеризовывалось, то в эпоху Ренессанса – развивалось и философы стремились к углубленному и достоверному познанию.

 

Заключение 

      Этап  философии Возрождения занимает видное место в истории философской  мысли. В этот период рождается новое  мировоззрение, основными чертами  которого являются натурализм, индивидуализм  и рационализм.

      Деятели Возрождения сформулировали новые  взгляды на общественную жизнь. Библейские рассказы о райской жизни Адама  и Евы, о жизни евреев в Земле  Обетованной, учение Августина (Аврелия) о церкви как царстве божьем на земле уже никого не устраивали. Деятели Возрождения попытались изобразить нужное человеку общество без всяких упоминаний Библии или учения святых отцов. Для них, деятелей Возрождения, общество - это необходимая среда жизни человека. Оно не на небе, не дар божий, а на земле и результат человеческих усилий. По их мнению, общество, во-первых, должно строиться с учетом природы человека; во-вторых - для всех людей; в-третьих - это общество далекого будущего. Наибольшее влияние на историю философской мысли и на исторические судьбы европейских народов оказало учение деятелей Возрождения на государственное устройство. Это их учение о монархии и о коммунистическом строе. Первое из них было идейной основой утвердившегося позже Абсолютизму, а второе - способствовало созданию различного рода коммунистических теорий, в том числе и марксистского коммунизма.

        Видя в природе не только  совершенное божественное творение, но, прежде всего совокупность  присущих ей закономерностей,  свободных от непосредственного  вмешательства, натурфилософия эпохи  открывала путь дальнейшему развитию  экспериментального естествознания, возникновению классической механики  Ньютона, созданию философских  концепций XVII - XVIII вв.

 

Список литературы

Богута И.И. История философии в кратком изложении/Пер. с чеш. М: Мысль, 1991.-590с. 

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. Учебное  пособие. М: Высшая школа, 1980.-368с. 

История философии: Запад-Россия-Восток (книга вторая). Философия XV – XIXвв. – М: "Греко-латинский кабинет” Ю.А. Шичалина, 1996.-557с. 

Соколов В.В. Европейская  философия XV – XVIIв. Учеб. – 2е изд. испр. И доп. – М: Высш. шк., 1996.-400с. 

Философия: Учебник  для вузов / Под ред. Проф. Лавриненко В. Н., проф. Ратникова В. П. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. 

Философия: Энциклопедический  словарь.2004.

Информация о работе Философия эпохи Возрождения