Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:04, контрольная работа
1. Гуманистическая направленность и социально–философское содержание философии Возрождения.
2. Натурфилософия эпохи Возрождения.
3. С возрождением каких идей античной философии связана эпоха Ренессанса?
Тема
10. Философия эпохи
Возрождения
1.
Гуманистическая
2.
Натурфилософия эпохи
3. С возрождением каких идей античной философии связана эпоха Ренессанса?
1. Прежде всего необходимо показать общий социо-культурный фон, на котором развивалась философия эпохи Возрождения. При рассмотрении конкретных вопросов и положений представителей гуманистической мысли Ренессанса следует не упускать из вида, что гуманизм данной эпохи, провозглашая достоинство личности, вместе с тем идет рука об руку с индивидуализмом и эгоизмом. При рассмотрении социально-философской мысли этого периода необходимо обратиться к таким мыслителям, как Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла.
2.
Натурфилософия эпохи
Литература
Введение.
Важным этапом
развития философской мысли является
философия эпохи возрождения, охватывающая
период с XIV по начало XVIIв.. В этот период
по-новому предстает характер философствования,
источники философии, стиль мышления,
сам облик философа, его место в обществе.
В философии Возрождения затронут широкий
круг вопросов, касающихся разных сторон
природного и общественного бытия. Она
оказала большое влияние на дальнейшее
развитие культуры и философии.
Цель моей работы
заключается в следующем: раскрыть
тему "Философия эпохи Возрождения”.
Для достижения поставленной цели необходимо
выявить основные задачи: показать
социально-философскую мысль
Гуманистическая направленность и социально–философское содержание философии Возрождения.
Эпоха
Возрождения знаменуется
Эпоха
становления капитализма
Гуманизм
является составной частью философии
Возрождения. В широком смысле слова
гуманизм представляет собой образ
мышления, который провозглашает
идею блага человека главной целью
социального и культурного
Подлинным гимном индивидуализму можно считать творчество Лоренцо Валлы (1407-1457). В главном своем философском сочинении "О наслаждении” неотъемлемым свойством человека Валла провозглашает стремление к наслаждению.
Идея достоинства личности, указывающая на особые свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение в мире, хорошо просматривается в творчестве Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) – "Речи о достоинстве человека”. В рассуждениях Джанноццо Манети (1396-1472), Томмазо Кампанеллы (1568-1639) и др. проявилась важнейшая характеристика гуманистического антропоцентризма – тенденция к обожествлению человека.
Особое место в философии Возрождения занимают концепции, обращенные к проблемам государства: основанные на реалистических принципах политические теории Никколо Макиавелли (1469-1527) и социальные утопии Томаса Мора (1479-1555) и Томмазо Кампанеллы (1568-1639).
Самым
крупным и оригинальным из них
был итальянский мыслитель, историк
и государственный деятель
Рационалистический стержень социально-философской доктрины Макиавелли почти исключает проблему Бога. Тем более что этот практически настроенный мыслитель не проявлял особого интереса к общефилософской проблематике, к вопросам той или иной метафизики
Широко известны слова автора "Государя” о том, что мудрый правитель государства обязан "по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла”[3,стр.20]. Такой правитель должен сочетать в своей личности и в своих действиях качества льва, способного расправиться с любым из врагов, и лисицы, способной провести самого изощренного хитреца. Такого рода политическое вероломство давно получило наименование макиавеллизма.
Одним из известных мыслителей этой эпохи был Томас Мор, английский гуманист, государственный деятель и святой католической церкви. Однако бессмертную славу Томасу Мору принесла его «Утопия» - произведение, описывающее жизнь на счастливом острове, затерянном где-то в Новом Свете.
Слово «утопия» в буквальном переводе с греческого (ou – нет, topos - место) означает «место, которого нет». «Утопия» Томаса Мора начинается с острой критики существовавших в Англии общественных порядков. Источник всех социальных бедствий он видит в наличии частной собственности.
Рисуя
безотрадную картину эпохи
Спустя столетие утопические идеи получили развитие в творчестве итальянского мыслителя Томмазо Кампанеллы, доминиканского монаха, астролога и бунтовщика. Особую роль в его судьбе сыграло участие в заговоре против испанского владычества в его родной Калабрии. В 1499 г. заговор был раскрыт, а Кампанелла приговорён к тюремному заключению, длившемуся 27 лет. В этих условиях он и создал одно из важнейших своих произведений – «Город Солнца».
Однако
различие между Мором и Кампанеллой
в этом важном пункте ещё не даёт
основания для
Хотя
утописты эпохи Возрождения в
полном соответствии с духом своего
времени рассматривали человека
в качестве высшей ценности, жёсткая
регламентация всего образа жизни,
отличающая утопические проекты, не
оставляет места свободе
НАТУРФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Леонардо впервые вводит в космологию мысленный эксперимент, ставя вопрос, какой представлялась бы наша земля наблюдателям, находящимся на других небесных телах, исходя при этом из физической однородности космического пространства. А его "Похвала Солнцу” прямо предвещает наступление века гелиоцентризма: "У меня же недостает слов для порицания тех, кто считает более похвальным поклонение людям, чем солнцу, так как во всей Вселенной я не вижу большего и могущественнейшего,— его свет освещает все небесные тела, размещенные во Вселенной; все души от него происходят, ибо тепло, находящееся в живых существах, происходит от душ, и нет никакой иной теплоты и света во Вселенной”[2,стр112].
Как
достойный наследник
Одним из наиболее значительных достижений естествознания этого времени было создание польским астрономом Николаем Коперником гелиоцентрической системы мира.
В
качестве основных принципов и гипотез
той натуральной философии, на основе
которой Коперник строит свою космологию,
он называет следующие центральные
положения: "Что мир сферичен,
неизмерим и подобен
Николай Кузанский (1401-1464) так же является представителем натурфилософии. Человеческая природа рассматривается Кузанцем в качестве высшего и наиболее значительного божественного творения: она "помещена над всеми творениями бога”.
"Человек
есть бог, но не абсолютным
образом, ибо он человек,—
Онтологическому учению Кузанца о боге и космосе и их диалектической связи соответствует в его гносеологии представление о предмете познания. "Существует лишь один объект для духовного видения и чувственного зрения,— утверждает Кузанец,— первое видит то, как он существует в себе, второе — как он познается посредством знаков. Единый объект есть Сама Возможность”[2,стр.65]. Итак, единый и единственный объект познания – пантеистически понятый и истолкованный бог.
В
космологии Кузанского отвергалось
учение о Земле как центре Вселенной,
а отсутствие неподвижного центра привело
его к признанию движения Земли.
В трактате "Об ученом незнании”
он прямо говорит: "...Наша Земля
в действительности движется, хоть
мы этого и не замечаем”[5,стр.108].
Было бы неверно видеть в космологических
построениях Кузанского прямое предвосхищение
гелиоцентризма Коперника. Отвергая центральное
положение и неподвижность