Философия эпохи Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:04, контрольная работа

Описание работы

1. Гуманистическая направленность и социально–философское содержание философии Возрождения.
2. Натурфилософия эпохи Возрождения.
3. С возрождением каких идей античной философии связана эпоха Ренессанса?

Работа содержит 1 файл

контрольная по философии.docx

— 28.52 Кб (Скачать)

     Тема 10. Философия эпохи  Возрождения 

     1. Гуманистическая направленность  и социально–философское содержание  философии Возрождения.

     2. Натурфилософия эпохи Возрождения.

     3. С возрождением каких идей античной философии связана эпоха Ренессанса?

     1. Прежде всего необходимо показать общий социо-культурный фон, на котором развивалась философия эпохи Возрождения. При рассмотрении конкретных вопросов и положений представителей гуманистической мысли Ренессанса следует не упускать из вида, что гуманизм данной эпохи, провозглашая достоинство личности, вместе с тем идет рука об руку с индивидуализмом и эгоизмом. При рассмотрении социально-философской мысли этого периода необходимо обратиться к таким мыслителям, как Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла.

     2. Натурфилософия эпохи Возрождения  связана с именами Леонардо  да Винчи, Н. Коперника, Н.  Кузанского, Дж. Бруно. При изложении  вопроса важно показать не  только сущность естественнонаучных  взглядов философов, но также  их вклад в развитие философии.  В частности, это ярко проявилось  в развитии диалектики Н. Кузанским  на основе новых идей в естествознании. Следует также показать, в чем  состоит пантеизм мыслителей  этого времени.

     Литература

  1. Философия; Учебник для вузов/Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова, 1-4 изд. – М.: 1998-2007
  2. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М.: 1980
  3. История мировой философии. – М.: АСТ, 2007.
  4. История философии: Запад-Россия-Восток (книга первая) – М.: 1996
  5. Лосев А.Ф. Эстетика Ренессанса. – М.: 1978
  6. Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск, 1997
  7. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. – М.: 2003
  8. Философия: Энциклопедический словарь. – М.: 2004
 

 

Введение. 

Важным этапом развития философской мысли является философия эпохи возрождения, охватывающая период с XIV по начало XVIIв.. В этот период по-новому предстает характер философствования, источники философии, стиль мышления, сам облик философа, его место в обществе. В философии Возрождения затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.  

Цель моей работы заключается в следующем: раскрыть тему "Философия эпохи Возрождения”. Для достижения поставленной цели необходимо выявить основные задачи: показать социально-философскую мысль эпохи  Возрождения; гуманистическую направленность; описать наиболее известных философов  эпохи Возрождения, их вклад в  развитие философии, и сущность естественнонаучных взглядов; а также вспомнить основные идеи античной философии и сравнить их с наиболее существенными положениями  философии Возрождения.  

 

     Гуманистическая направленность и социально–философское  содержание философии Возрождения.

      Эпоха Возрождения знаменуется развитием  промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, т. е. развитием материального  производства, а следовательно, развитием техники, естествознания, механики, математики. Это требовало освобождения разума от догматических принципов схоластического мышления и поворота от сугубо логической проблематики к естественно – научному познанию мира и человека. Изобретения и открытия, знаменующие переход к Новому времени, открытие Америки, установление новой астрономической системы, связанной с именем Коперника, изменили взгляды людей на мир и на положение в нём человека, наложили глубокий отпечаток на весь характер последующей науки и философии.

      Эпоха становления капитализма рождала  титанов мысли, чувства, характера  и дела. Выдающиеся люди этого периода  – цельные, универсальные, масштабные натуры. Они ставили перед собой  грандиозные задачи - опираясь на опыт, объяснить жизнь природы, общества и человека.

      Гуманизм  является составной частью философии  Возрождения. В широком смысле слова  гуманизм представляет собой образ  мышления, который провозглашает  идею блага человека главной целью  социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как  личности. Родоначальником гуманизма  считается поэт и философ Франческо Петрарка. Своими рассуждениями он заложил основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения. Человек эпохи постепенно отказывается от универсальных средневековых понятий, обращаясь к конкретному, индивидуальному.

      Подлинным гимном индивидуализму можно считать  творчество Лоренцо Валлы (1407-1457). В главном своем философском сочинении "О наслаждении” неотъемлемым свойством человека Валла провозглашает стремление к наслаждению.

      Идея  достоинства личности, указывающая  на особые свойства человека по сравнению  с другими существами и особое его положение в мире, хорошо просматривается  в творчестве Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) – "Речи о достоинстве человека”. В рассуждениях Джанноццо Манети (1396-1472), Томмазо Кампанеллы (1568-1639) и др. проявилась важнейшая характеристика гуманистического антропоцентризма – тенденция к обожествлению человека.

      Особое  место в философии Возрождения  занимают концепции, обращенные к проблемам  государства: основанные на реалистических принципах политические теории Никколо Макиавелли (1469-1527) и социальные утопии Томаса Мора (1479-1555) и Томмазо Кампанеллы (1568-1639).

      Самым крупным и оригинальным из них  был итальянский мыслитель, историк  и государственный деятель Николо Макиавелли. Авторы, интерпретирующие воззрения Макиавелли, нередко отмечают известный пессимизм его понимания  человека, согласно которому "о людях  в целом можно сказать, что  они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность, влечет нажива”[3, стр. 20].

      Рационалистический  стержень социально-философской доктрины Макиавелли почти исключает проблему Бога. Тем более что этот практически  настроенный мыслитель не проявлял особого интереса к общефилософской  проблематике, к вопросам той или  иной метафизики

      Широко  известны слова автора "Государя”  о том, что мудрый правитель государства  обязан "по возможности не удаляться  от добра, но при надобности не чураться и зла”[3,стр.20]. Такой правитель  должен сочетать в своей личности и в своих действиях качества льва, способного расправиться с любым  из врагов, и лисицы, способной провести самого изощренного хитреца. Такого рода политическое вероломство давно  получило наименование макиавеллизма.

      Одним из известных мыслителей этой эпохи был Томас Мор, английский гуманист, государственный деятель и святой католической церкви. Однако бессмертную славу Томасу Мору принесла его «Утопия» - произведение, описывающее жизнь на счастливом острове, затерянном где-то в Новом Свете.

        Слово «утопия» в буквальном переводе с греческого (ou – нет, topos - место) означает «место, которого нет». «Утопия» Томаса Мора начинается с острой критики существовавших в Англии общественных порядков. Источник всех социальных бедствий он видит в наличии частной собственности.

      Рисуя безотрадную картину эпохи становления  буржуазных отношений, Мор не ограничивается лишь неприятием существующих порядков. Он противопоставляет им проект государства  всеобщего благоденствия. В этом заключается важная особенность  утопизма. Его представителей нельзя назвать реформаторами, то есть теми, кто стремится изменить существующий мир. Несогласие утопистов с действительностью  касается всех её сторон, и их альтернативные проекты затрагивают общественный порядок в целом.

      Спустя  столетие утопические идеи получили развитие в творчестве итальянского мыслителя Томмазо Кампанеллы, доминиканского монаха, астролога и бунтовщика. Особую роль в его судьбе сыграло участие в заговоре против испанского владычества в его родной Калабрии. В 1499 г. заговор был раскрыт, а Кампанелла приговорён к тюремному заключению, длившемуся 27 лет. В этих условиях он и создал одно из важнейших своих произведений – «Город Солнца».

      Однако  различие между Мором и Кампанеллой  в этом важном пункте ещё не даёт основания для противопоставления этих мыслителей. Сходство между ними значительно. И тот и другой не придавали значения условиям и путям  осуществления идеала, сосредоточивая своё внимание на детальном конструировании  будущего царства добра и справедливости.

      Хотя  утописты эпохи Возрождения в  полном соответствии с духом своего времени рассматривали человека в качестве высшей ценности, жёсткая  регламентация всего образа жизни, отличающая утопические проекты, не оставляет места свободе личности, превращает людей, по меткому выражению  Ф. Достоевского, в подобие «фортепьянных  клавиш», на которых играет кто-то другой.

 

НАТУРФИЛОСОФИЯ  ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

      Леонардо  впервые вводит в космологию мысленный  эксперимент, ставя вопрос, какой  представлялась бы наша земля наблюдателям, находящимся на других небесных телах, исходя при этом из физической однородности космического пространства. А его "Похвала  Солнцу” прямо предвещает наступление  века гелиоцентризма: "У меня же недостает  слов для порицания тех, кто считает  более похвальным поклонение людям, чем солнцу, так как во всей Вселенной  я не вижу большего и могущественнейшего,—  его свет освещает все небесные тела, размещенные во Вселенной; все души от него происходят, ибо тепло, находящееся  в живых существах, происходит от душ, и нет никакой иной теплоты  и света во Вселенной”[2,стр112].

      Как достойный наследник итальянского гуманизма ХГ7—XV вв., Леонардо утверждает, что человек есть "величайшее орудие природы”[2,стр.113] и лучшие из людей по праву могут быть поименованы "земными богами”[2,стр.113].

      Одним из наиболее значительных достижений естествознания этого времени было создание польским астрономом Николаем Коперником гелиоцентрической системы  мира.

      В качестве основных принципов и гипотез  той натуральной философии, на основе которой Коперник строит свою космологию, он называет следующие центральные  положения: "Что мир сферичен, неизмерим и подобен бесконечности, что вмещающая все сфера неподвижных  звезд находится в покое, что  все остальные небесные тела имеют  круговое движение. Затем мы приняли, что земля обладает некоторыми вращениями, и на этом, как на фундаменте, хотим  построить всю науку о звездах”[2,стр.118]. А основные идеи, положенные в основу этой системы, состоят в следующем: Земля не является неподвижным центром  мира, а вращается вокруг своей  оси и одновременно вокруг Солнца, находящегося в центре мира.

      Николай Кузанский (1401-1464) так же является представителем натурфилософии. Человеческая природа  рассматривается Кузанцем в качестве высшего и наиболее значительного божественного творения: она "помещена над всеми творениями бога”.

      "Человек  есть бог, но не абсолютным  образом, ибо он человек,— писал  Николай Кузанский в трактате "О предположениях”. — Следовательно,  он человеческий бог”, он "содержит  в себе Вселенную человечески  ограниченным способом”[2,стр.64].

      Онтологическому учению Кузанца о боге и космосе и их диалектической связи соответствует в его гносеологии представление о предмете познания. "Существует лишь один объект для духовного видения и чувственного зрения,— утверждает Кузанец,— первое видит то, как он существует в себе, второе — как он познается посредством знаков. Единый объект есть Сама Возможность”[2,стр.65]. Итак, единый и единственный объект познания – пантеистически понятый и истолкованный бог.

      В космологии Кузанского отвергалось  учение о Земле как центре Вселенной, а отсутствие неподвижного центра привело  его к признанию движения Земли. В трактате "Об ученом незнании”  он прямо говорит: "...Наша Земля  в действительности движется, хоть мы этого и не замечаем”[5,стр.108]. Было бы неверно видеть в космологических  построениях Кузанского прямое предвосхищение гелиоцентризма Коперника. Отвергая центральное  положение и неподвижность Земли, он не отдавал предпочтения какой-либо определенной схеме движения небесных тел. Но, расшатывая традиционные представления  о мире, он открывал путь к десакрализации космологии, т. е. к ее освобождении от религиозного толкования.

Информация о работе Философия эпохи Возрождения