Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:22, реферат
Проблема происхождения философии. Философия и мифология.
Философия - одна из древнейших областей знания, духовной культуры.
Философ - специалист по мировоззрениям.
Рассм-м проблему происх-ния Ф.ч/з понятие мировоззрения.
Мировоззрение (М) - общие представления о мире и чел-ке, на основе кот.люди живут и действуют.
55 Единство мира как философская и научная проблема Проблема единства мира. Принципиальная фрагментарность естественно-научного знания регулярно генерирует проблему единства мира. Средствами самого естествознания эта проблема не может быть решена. Поэтому источником способов ее решения в естествознании выступает философское знание. На современном этапе развития философии и науки проблема единства мира решается в трех основных аспектах: Субстанциональное единство мира. Предполагает рассмотрение всего многообразия известных науке объектов с позиции их общей единой субстанциональной основы — материи. Данный аспект единства в естествознании представлен в виде принципа его материального единства. До середины 19 века вещество и энергия рассматривались как 2 основные формы объективной реальности, на основе которых существуют все остальные виды включая такие сложные, как биологическая и социальная. С возникновением электромагнитной теории Максвелла, квантовой физики, кибернетики и теории информации выяснилось, что материя обладает гораздо большей сложностью. Но углубление
понимания видов материи не позволяет
удовлетворительно объяснить Номологическое единство мира. Заключается в
общности законов, действующих в
многообразных формах материи. Этот
аспект единства мира выражает его
синхронность, т.е. пространственную распределенность
системы законов природы во всем
пространственно-временном Несмотря на существенные различия мега, макро и микромиров закон сохранения и превращения энергии, частные законы сохранения (массы, заряда, импульса, и т.д.), закон всемирного тяготения и др. действуют во всех этих мирах, образуя единую сеть Вселенной. Номологическое единство мира было осознано еще древнегреческими натурфилософами в виде принципа детерминизма, сущность которого заключается в утверждении всеобщей закономерной взаимосвязи явлений, процессов действительности. Классическая физика, как и вся классическая наука, формулировала законы для изолированных систем, которые в действительности не существуют. Современное естествознание стремиться стремится точнее описывать реальность и поэтому формулирует законы для открытых систем. Именно такие системы и составляют весь мир, в котором мы живем. Они находятся в постоянном изменении, в определенном направлении — от хаоса к порядку. Синергетика — одна из новейших дисциплинарных концепций естествознания, которая пришла к выводу, противоположному классической физике. Вывод заключается в том, что конечное состояние, к которому стремятся все системы, - это не хаос, как утверждалось ранее, а порядок. Синергетический подход позволяет рассмотреть с новой точки зрения единство системы законов движения многообразных форм материального бытия, для чего необходимо ввести третий аспект единства мира. Эволюционное единство мира. Определяется генетической взаимосвязью всех форм движения материи. Этот аспект единства мира отражает его асинхронность, т.е. временную распределенность системы законов природы во всем пространственно-временном континууме. Рассмотрение единства мира с позиции принципа развития позволяет получить более глубокое понимание субстанционального и номологического аспектов. ЭТО КУСОК 56 ВОПРОСА!!!!!!!!!!!!!!!!!!! влияний (такие иллюзии могут быть даже отражены в истории психической болезни, или быть объектом научных опытов). Субъективная реальность – это, то как нам представлен окружающий нас мир, через органы чувств и восприятия, наше представление о мире. И в этом смысле, у каждого человека складывается своё представление о мире, о реальности. Это происходит по некоторым причинам, так например чувствительность органов у людей может быть различной, и мир слепого человека разительно отличается от мира зрячего. ТО: каждый отдельный Ч. живет в своем мире, созданном на основе его личного опыта. |
56 Объективная и субъективная реальности. Проблема их взаимосвязи. Реальность - это
бытие вещей в его Объективная реальность (материальное) - весь материальный мир в целом, все, существующее независимо от чел. сознания и первичное по отношению к нему. По отнош. к индивиду - это то, что сущ. вне его сознания и отражается им, но по отн. к другим людям он сам вместе со своим сознанием будет объект реальностью. Содержит в себе совокупность разл. мат. объектов, их свойства, время, пространство, движение, общ. явления, гос, культуру. Субъективная реальность (идеальное) - это то, как объект реальность отражается в сознании чел., дана нам в ощущениях. Идеальное есть субъективный образ объективной реальности, возникающий в процессе деятельности ч-ка. Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в голову ч-ка и преобразованное в ней. Ранее предметы рассм-сь как нечто внешнее, противостоящие субъекту объекты созерцания, а не деятельности. В рез-те идеальное оказ-лось совок-тью реакций организма на воздействие внешних сил или проявлением духовной активности субъекта. При этом связь его духовных и телесных проявлений выступала как непостижимая.(субъективность идеального). Для идеалистов идеальное есть проявление особой нематериальной субстанции, мирового разума. Видели в ней исходный и конечный путь бытия, абсолютизировали ее роль. С точки зрения марксизма - идеальное есть образы не зависящего от челов бытия и совокупность общ. значений, образующих цели и мотивы его сознательной деятельности. Эти образы не только отражают, но и несут на себе печать отнош. людей, навыков и способов их деятельности и общения. Сознание оперирует не реальными объектами, а их образами, языковыми значениями и смыслом, которые выступают в качестве заместителей вещей и их моделей. Идеальное способно исследовать законы и на их основе проектировать будущее. Правда, способно создавать и иллюзорное представление, искажающее действительность. Поэтому стоит вопрос о соотнесении идеального с реальной действительностью и выяснение критериев истинности представлений. Идеальное есть
спос-ть иметь инф-цию в чистом
виде и оперировать ей во времени.
В идеальном есть возм-ть производить
любые умозрительные Материя - фундаментальная исходная категория фил., от того или иного ее понимания зависит решение практ. всех других ф. проблем. От лат. materia – вещество. Материя сущ. только в многообразии конкретных объектов, через них, а не наряду с ними. Категория материи является фундаментальным философским понятием.Способ определить материю - выделить такой предельно общий признак, который характеризует любые виды материи независимо от того, познаны они уже или еще только б.познаны в будущем. Таким общим признаком является свойство "быть объективной реальностью, сущ-ть вне нашего сознания". Определяя материю посредством этого признака, диалектический материализм неявно предполагает бесконечное развитие материи и ее неисчерпаемость. Объективная реальность - действительность; вообще всё то, что существует. Окружающий нас мир, мир сам по себе. Материалисты обычно представляют объективную реальность как некий механизм, который работает в соответствии со своим устройством и на который люди могут оказывать лишь ограниченное влияние. Взгляд некоторых религий на объективную реальность мало отличается от материалистического — вся разница сводится к тому, что здесь этот «механизм» был создан Богом (деизм); кроме того, Бог иногда вмешивается в работу этого «механизма» (теизм). Агностики же считают, что «объективная реальность», то есть мир сам по себе, не доступна пониманию человека. С точки зрения современных естественных наук «объективная реальность» является принципиально непознаваемой (в полном объёме, до мельчайших деталей), так как квантовая теория доказывает, что наличие наблюдателя изменяет наблюдаемое (парадокс наблюдателя). По мнению некоторых
учёных, сам термин «объективная реальность»,
введенный в отечественной |
57 «Пространство» и «время». Историческая эволюция этих категорий» Пространство – обычно протяженность, время – длительность. Все тела имеют определенную протяженность – длину ширину, высоту. Они различным образом расположены относительно друг друга, составляют части той или иной системы. Пространство – есть форма координации сосуществующих объектов. Явления хар-ся длительностью существования, последовательностью этапов развития. Процессы совершаются либо одновременно, либо один раньше или позже другого. Время – это последовательность существования сменяющих друг друга явлений (форма координации сменяющихся объектов). Пр. и вр. обладают своими свойствами. Пр. обладает трехмерностью, оно симметрично, т.е. нет не обратимых процессов, пространство однородно (каждая точка пространства м.б. взята за начало координат), пространство изотропно, т.е. нет привилегированных направлений (вверх, вниз, влево, вправо). Время – длительность, оно асимметрично, т.е. необратимо. Время может пониматься по-разному: циклическое время (календари); время может толковаться как некоторая симметрия, т.к. ряд процессов не является не обратимыми; время может пониматься как стрела, т.е. время необратимо, нельзя вернуться в прошлое. Время отличается от вечности, вечность не меняется и не имеет времени, вечность это всегда настоящее. Пространство
и время долго в истории
рассматривались раздельно. Демокрит
полагал что есть пустота –
время и вместилище – пространство.
Эти взгляды поддерживал В истории философии существовали две точки зрения на отношение пр. и вр. к материи. Первая – субстанциальная, вторая - реляционная (относительность). 1) Субстанциальная. В ней пр. и вр. трактовались как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и незав. от нее. Это вело к выводу о независимости свойств пр. и вр. от характера протекающих в них материальных процессов 2) Реляционная.
Ее сторонники понимали пр. и
вр. не как самостоятельные В начале 20 в. Эйнштейном была создана теория относительности, которая заставила пересмотреть традиционные воззрения на пр. и вр. и отказаться от субстанциальной концепции. Есть две теории относительности: 1. Специальная
(СТО). В ней были объединены
понятия движение, пространство
и время. Они как свойства
материальных объектов 2. Общая теория относительности (ОТО) связала в едино понятия тяготеющей массы, пространства и времени. Ритм времени замедляется. Пространство искривляется под действием поля тяготения. |
58 Движение и развитие Движение - важнейший атрибут, способ существования материи. Д. включает в себя все происходящие в природе и обществе процессы. В самом общем виде Д. - это изменение вообще, всякое взаимодействие материальных объектов и смена их состояний. В мире нет материи без движения, так же как не может быть и Д. без материи. Д. материи абсолютно, тогда как всякий покой относителен, и представляет собой один из моментов движения. Поскольку мир бесконечен, то всякое тело участвует в бесконечном множестве перемещений. Д. определяет свойства, структурную организацию и характер существования материи. Д. материи многообразно по своим проявлениям и существует в различных формах. Любой объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движений. Движение внутренне присуще материи. 2 основных типа движения: 1. Д. когда сохраняется качество предмета; 2. изменение
качественного состояния предме Одни формы движения превращаются в другие. Последние характеризуются как развитие. Развитие представляет собой закономерное, целостное, необратимое структурное изменение систем, имеющее определенную направленность. Эта направленность является равнодействующей от сложения различных внутренних тенденций изменения, вытекающих из законов движения системы и наличных внешних условий. Процесс развития - переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, которые рождаются из предшествующих систем. 2 разновидности процессов развития: 1. качественные превращения, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации; 2. процессы перехода от одного уровня к другому. В основу классификации форм движения Энгельс положил следующие принципы: 1. формы движения
соотносимы с определенным 2. между формами
существует генетическая связь, 3. высшие
формы движения качественно Энгельс выделил 5 форм движения материи: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное. 3 блока движений: неживой природы, живой природы и общества. Под движением материи следует понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими воздействиями. Многообразие форм движения материи связано с определенным уровнем организации материи, каждый из которых характеризуется своей системой законности и носителем. Эволюция - развитие, поступательное движение, развитие к лучшему, более сложному. Эволюционизм - мировоззрение в котором все процессы рассматриваются с точки зрения эволюции. Согласно диалектике (Гегеля), эволюция (прогресс) является не только принципом мышления, но и принципом мировых событий вообще. Революция (поворот, переворот) - переворот в области мировоззрения, науки, искусства, моды; внезапное, насильственное изменение существующего общественного строя - в противоположность эволюции, постепенному изменению. Регресс (обратное движение) - движение назад. Прогресс - поступательное движение; развитие людей и человечества в направлении к лучшему, более совершенному. |
59 Понятие прогресса, его мировоззренческий смысл Прогресс (от лат. progressus — движение вперед) есть такое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Заслуга выдвижения идеи и разработки теории общественного прогресса принадлежит философам второй половины XVIII в., а социально-экономической базой для самого возникновения идеи общественного прогресса послужило становление капитализма и вызревание европейских буржуазных революций. Кстати, оба творца первоначальных концепций общественного прогресса — Тюрго и Кондорсе — были активными общественными деятелями предреволюционной и революционной Франции. И это вполне объяснимо: идея общественного прогресса, признание того факта, что человечество в целом, в главном идет в своем движении вперед, есть выражение исторического оптимизма, свойственного передовым социальным силам. В.С. Соловьев и другие считают, что: смысл исторического прогресса - приблизить реальность к божественному миру, так как реальность раздроблена, и ее всеединство заключается не в вещественности, а в идее. Реальный мир - самоопределение или воплощение абсолютного-сущего, посредник между ними - София (мудрость божья). Чадаев, отвергая расхожее воззрение на характер всемирно-исторического прогресса утверждал, что ни воображаемым сцеплением причин и следствий, ни деятельностью личности не объясняется смысл и единство процесса: истинным руководящим и объединяющим принципом человеческой истории является Провидение, или вполне мудрый разум, управляющий не только течением событий, но и влияющий на ум человека, который всегда шел по пути, указанному ему Высшим разумом. |
61-м
Глобальные проблемы Ныне, на рубеже тысячелетий, человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете. Г.П. - это совокупность таких острейших жизненных проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс человечества и которые сами, в свою очередь, могут быть разрешены лишь благодаря этому прогрессу. К глобальным проблемам в первую очередь относятся следующие: 1)Предотвращение термоядерной войны, создание безъядерного ненасильственного мира, обеспечивающего мирные условия для социального прогресса всех народов на основе консенсуса их жизненных интересов, взаимного доверия и общечеловеческой солидарности; 2)Преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между развитыми индустриальными странами Запада и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки, устранение во всем мире экономической отсталости, ликвидация голода, нищеты и неграмотности, в которые ввергнуты сейчас многие сотни миллионов людей; 3)Обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми для этого природными ресурсами, как возобновимыми, так и невозобновимыми, включая продовольствие, сырье и источники энергии; 4)Преодоление экологического кризиса, порождаемого катастрофическим по своим последствиям вторжением человека в биосферу, сопровождающимся загрязнением окружающей природной среды - атмосферы, почвы, водных бассейнов - отходами промышленного и сельскохозяйственного производства; 5)Прекращение стремительного роста населения ("демографического взрыва"), осложняющего социально-экономический прогресс в развивающихся странах, а также преодоление демографического кризиса в экономически развитых странах из-за падения в них рождаемости значительно ниже уровня, обеспечивающего простую смену поколений, что сопровождается резким постарением населения и угрожает этим странам депопуляцией; 6)Своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных последствий научно-технической революции и рациональное, эффективное использование ее достижений на благо общества и личности. Таковы наиболее
важные и настоятельные глобальные
проблемы современной эпохи, перед
лицом которых оказалось Многие из этих проблем были предвосхищены еще в начале XX века такими выдающимися учеными, как Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден и В. И. Вернадский. С 70-х годов разработанная ими концепция "ноосферы" (сферы разума) была непосредственно переключена в том числе и на исследования в области философии глобальных проблем.. |
61-К. Глобальные проблемы человечества. Ныне, на рубеже 2х столетий, чел-во вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами современности, угрожающими самому сущ-нию Ц. и даже самой жизни на нашей планете. Термин “глобальный” (лат. “глобус”, то есть Земля, земной шар) и с конца 60-х годов XX столетия получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и общепланетарных проблем совр.эпохи, затрагивающих чел-во в целом. К глобальным проблемам в первую очередь относятся: экологическая, энергетическая, продовольственная, демографическая и другие проблемы. Ключевой среди них выступает проблема войны и мира. Эти проблемы стали на деле глобальными и приобрели вместе с тем опасный характер для будущего существования человеческого рода на вполне определенном, конкретно-историческом этапе развития человечества. Их интенсивное развитие пришлось на 60-80 годы XX века. Глобальные проблемы
носят антропогенный характер, так
как порождены активно- Глобальные проблемы
имеют техногенный характер, так
как они возникают как результа Глобальные проблемы непосредственно влияют на будущее рода человеческого, определяют развитие человеческой общности во всех регионах планеты, то есть всех стран, наций, государств. Эти проблемы для своего решения требуют объединенных усилий всего человечества. Поэтому они носят всемирный характер. Наконец, все они находятся в такой сложной взаимосвязи и взаимозависимости, что решение одной из них предполагает, по крайней мере, учет влияния на нее других, изолированное решение их практически невозможно. Все эти проблемы, если их вовремя не решить, могут превратиться не только в тормоз развития общества, но и во взрывчатку, способную подорвать основы его существования. И поэтому от решения глобальных проблем зависит судьба всего человечества на Земле и судьба самой Земли. При анализе глобальных проблем важно помнить, что их решение не есть дело простое, а даже опасное. Человечество вступило в эпоху необратимого развития, и предотвращение деградации человечества как элемента биосферы сводится к формированию новой цивилизации. Становится вопрос разработки Стратегии Человека, согласованной со стратегией природы. Понятие об экологическом и нравственном императиве, то есть некоторые вещи, в частности изменение некоторых свв окружающей среды недопустимо ни при каких обстоятельствах. Это новые составляющие новой нравственности человечества. актуальной задачей стало создание планетарного гражданского общества как института, в рамках которого и возможна эффективная реализация стратегии человечества, сопровождаемая формами контроля международных организаций. Невозможность разделения этических и научных ценностей, следовательно, новая этика, построенная на ответственности как на высшей ценности. Концепция --- изменить путь современной цивилизации, совершив коренной поворот в сторону глобальных духовных проблем, откуда и пойдет экономика и др. Надо переориентировать людей с материальных ценностей на духовные, а то сейчас общество есть общ потребителей, потребление стало целью, все производится для того, чтобы потреблять. Чел попал в зависимость от вещей и прогресса. Это наносит непоправимый урон дух миру чел, Необходимо дух совершенствование. |
62. Философская и научная картины мира. Для формирования представлений о мире, для их упорядочивания Ч. строит в своём сознании «картину мира» (КМ). Картина мира – совокупность знаний, дающая интегральное осмысление (научное, просто теоретическое или обыденное) тех сложных процессов, которые протекают в природе и обществе, в самом человеке. В силу исторического хар-ра знаний и опыта людей на каждом этапе развития чел-ва -КМ различаются, сменяя и дополняя друг друга. Эти различия опр-ся не только уровнем развития общ-ва и его культуры, науки, производства, но и мировоззренческими установками людей. КМ формируется как в сознании отдельного Ч., так и в общ-ном созн. Различают научную (НКМ) и философскую (ФКМ) КМ. Их принципиальные различия определяются 2мя позициями: 1) основной проблемой, решаемой каждой из указанных картин мира, 2) основными идеями, которые предлагают КМ для решения св. проблемы. А. Научная картина мира начала формироваться с появлением первых достоверных знаний об отдельных сторонах и свойствах мира (еще в странах Др. Востока и Греции). Интенсивно НКМ нач. склад-ся в 16-17вв. НКМ- это целостная система представлений об общих св-вах и законом-ях мира, кот. возникает в результ.обобщения осн.научных понятий и принципов, отраж-их эти объективные закономерности. Главная особенность НКМ: она выстраивается на базе фундаментальных принципов, лежащих в основе той научн.теории и в той обл.науки, кот.занимает в данную эпоху лидирующее положение. Современная НКМ называется эволюционно-синергетическая. Её принципами являются: принцип историзма, эволюционизма, системности и самоорганизации. Б. Предельно общую картину мира дает Ф. ФКМ - совокуп. обобщенных, теор-ки обоснованных представлений о мире в целостном его единстве и месте в нем Ч. ФКМ всегда опирается на НКМ как надежный фундамент. Более того, ФКМ в своем развитии всегда была органически связана с НКМ конкретной эпохи так, что их изменения обусловливали друг друга. В истории культуры чел-ва имели место следующие ФКМ:
Связи м/у Ф.и наукой фундаментальны и многие крупнейшие ф-фы б. одновременно и учеными. Н.иФ. роднит то, что они явл-ся сферами рациональной и доказательной духовной деят-ти, ориентирован-ми на достижение истины, кот.в ее классич-ком понимании есть «форма согласования мысли с действит-тью». Однако м/у ними есть и различия:
Во взаимоотношениях м/у Н.и Ф.есть 2 крайности: 1)Натурфилософия – универсальные картины мира без опоры на Н. 2)Позитивизм – призывает Ф.отказаться от метафизики и сосредоточиться на обобщении фактов науки.
|
68 Место человека в научной картине мира Научная картина мира—особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих св-вах и закон-тях объективного мира, научная КМ сущ-ет как сложная структура, включающая в себя в кач-ве сост-ых частей общенаучную КМ и КыМ отдельных наук (физическая, биологическая, геологическая и т.п.). КМ отдельных наук, в свою очередь, вкл-т в себя соотв-ющие многочисленные концепции — опр-ные спос-ы пон-ния и трактовки к-л предметов, явлений и процессов объективного мира, сущ-ющие в каждой отдельной науке. В процессе познания окруж. мира результаты познания отражаются и закрепляются в сознании Ч. в виде знаний, умений, навыков, типов поведения и общения. Совокуп.результатов познавательной деят-тиЧ. образует опре-ную модель (картину мира). В чел-ва б.создано и сущ-ло довольно большое кол-во самых разнообразных КМ, каждая из кот. отличалась св.видением мира и специф-ким его объяснением. Однако самое широкое и полное представление о мире дает научная картина мира, которая включает в себя важнейшие достижения науки, создающие определенное понимание мира и места человека в нем. В нее не входят частные знания о различных свойствах конкретных явлений, о деталях самого познавательного процесса. Научная КМ не явл-ся совокуп-ю всех знаний ч. об объективном мире, она представляет собой целостную систему представлений об общих св-вах, сферах, уровнях и законом-тях реальной действ-сти. Использует научный язык для обозначения объектов и явлений материи. В процессе развития науки происходит постоянное обновление знаний, идей и концепций, более ранние представления становятся частными случаями новых теорий. Научная КМ — не догма и не абсолютная истина. Научные представления об окружающем мире осн-ы на всей совокуп-ти доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей, что позволяет с определённой степенью уверенности делать способствующие развитию чел-кой цивилизации заключения и прогнозы о свойствах нашего мира. Несоответствие результатов проверки теории, гипотезе, концепции, выявление новых фактов - всё это заставляет пересматривать имеющиеся представления и создавать новые, более соотв-ющие реал-ти. В таком развитии — суть научного метода. Эволюция современной картины мира отражает путь движения науки от создания классической к неклассической и постнеклассической картины мира. Классическая КМ основывалась на достижениях классической механики Галилея и Ньютона. В ее фундаменте лежали принципы житейской однозначной детерминации, рациональной предсказуемости событий на основе единого общего правила или метода, гарантирующего построение истинной теории. Отдельные, единичные события не м.оказать сущ-ного воздействия на фатальную предопределенность развития универсума. Определение места человека во вселенной связано с построением картины мира как упорядоченной целостности, объединяющей разнообразные знания, на основе системообразующего начала ( принципа или идеи ), задающего мировоззренческую установку и ценностные поведенческие ориентиры. Тем самым картина мира всегда мировоззренчески окрашена. КМ отводит человеку определенное место во вселенной и помогает ориентироваться в бытии. Она формирует образ вселенной и человека как соизмеримых и взаимозависимых целостностей. Научное миропонимание упорядочивает определенную сферу явлений мира как целостность по правилам определенной науки. Но такие локальные картины дают мозаичную панораму, и чаще всего физическую картину мира принимают за наглядный образ мира в целом. Философская КМ осмысливает мироздание в плане взаимоотн-ий Ч. и мира во всех ракурсах онтологическом, познавательном, ценностном и деятельностном. Вот почему фил-кие КМ не похожи одна на др. |
70 Субъект и объект познания Теория познания (гносеология) – раздел Ф, в кот. изучаются природа познания и его возм-ти, отношения знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Объект познания - реальные фрагменты действ-сти, на кот. направлена познавательная деят-ть; субъект познания - это индивид или сообщество людей осущ-ющие процесс познания реальных объектов, входящих в объективный мир и образующих его структуру. Познание есть процесс приобретения Ч. знаний, явл-хся высшей формой инф-ции (она в них дается в контексте культуры) и представляющих собою идеальное воспроизведение объективных хар-тик всего многообразия реального бытия, включая и чел-кое бытие. Субъект и объект познания - понятия соотн-ные, т.е. взаимосвязанные. Это значит: объект (под ним понимается не только отдельный предмет, но и весь материальный мир, природный и социальный) в теории познания рассм-ся не сам по себе, а так, как он дан субъекту, т.е. отдельному Ч., соц. группе, общ-ву в целом. Иными словами, под объектом здесь понимается не просто действ-сть, а действ-ть, так или иначе втянутая в процесс деят-ного освоения ее Ч-ком и в той или иной мере им уже познанная. А поскольку этот процесс всегда опосредствуется общественными отношениями, носящими всякий раз конкретно-исторический хар-р, постольку и взаимосвязь субъекта и объекта в ходе познания, и само познание сущ-но зависят от соц.условий, от того, в конечном счете, что Ч. – сущ-во не просто физическое, а прежде всего социально-практическое. Под объектом познания обычно в широком смысле понимается то, на что направлено познание - материальный мир (природный и социальный), окружающий Ч. и включенный в сферу деят-сти людей и их отношений. В большом массиве объектов познания можно выделить первичные, вторичные и третичные. Первичным объектом познания (а соотв-но и конечным источником знаний) всегда выступает опр-ная часть, фрагмент материального мира. Однако поскольку в процессе отражения первичных объектов форм-ся сознание, возникают его образы, постольку возникают вторичные объекты познания (и соотв-но вторичный источник знаний). Таковыми и выступают сознание и его образы, а шире – все духовные процессы, духовный мир людей. Наконец, можно говорить и о третичных объектах познания – объектах, кот. специально создает и изучает Ч. в процессе научно-теор-кой деят-ти. Это понятия "точка", "идеальный газ", "плоскость" и т.д. Субъект познания — это личность, социальная группа, общ-во в целом. В процессе познания происходит объективизация субъекта - т.е. гносеологические действия субъекта, направленные на получение знаний, адекватно воспроизводящих объективную реальность и выражающихся прежде всего в языке. Субъект вносит свои коррективы в познавательный процесс, как минимум, по двум направлениям:
Следует сформ-ть ряд положений,касающихся особ-тей субъектно-объектных отношений.
5)Важной особ-ью субъектно-объектных отн-ний явл-ся их соц—историч. хар-р. |
70-2 Субъект и объект познания Субъект – это источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания. Субъектом - индивид, коллектив, общество в целом. Объект– это то, что противостоит субъекту, на что направлена предметно-практическая, познавательная деятельность субъекта. Объект в его отношении к субъекту – это познанная реальность, та которая стала фактом сознания. Субъект не существует без объекта, а объект – без субъекта. Предмет познания – это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. В субъекте и объекте есть момент относительности, если что-то в одном отношении выступает как объект, то в другом отношении может быть субъектом, и наоборот. Объекты могут выступать не только материальные, но и духовные явления. Формы познания. Житейское (обыденное) познание носит эмпирический характер и связан прежде всего с обыденным жизненным опытом, сводится к констатации фактов и описанию. Тесно связана с «языком» человеческой культуры в целом. Научное познание предполагает объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Отвечает на вопросы не только как, но и почему оно протекает именно таким образом. Сущность заключается в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Практическое знание. Практика состоит в овладении вещами, в господстве над природой. Художественное познание. Суть– в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире. Отличительный момент– требование оригинальности, неизбежно присущее творчеству. Уровни познания являются эмпирическое и теоретическое. Эмпирический уровень познания предполагает наблюдение, описание наблюдаемого. Ощущение, восприятие, представление. Исходным чувственным образом познавательной деятельности является ощущение. Целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения, называется восприятием. Восприятие включает в себя осознание, осмысливание предметов, их свойств. Представления – это образы тех предметов, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека и потом восстанавливаются по сохранившимся в мозгу связям. Ощущения и восприятия являются началом сознательного отражения. Наблюдение – преднамеренное восприятие, осуществляемое с целью выявить существенные свойства и отношения объекта познания. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным. Наблюдение – это активная форма деятельности, направленная на определенные объекты и предполагающая формулировку целей и задач. Эксперимент - это метод исследования, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенные условия, отвечающие целям исследования. В ходе и в результате наблюдения и эксперимента осуществляется описание. Требование к описанию – это достоверность, точность воспроизведения. Установление факта является необходимым условием научного исследования. Факт –это фиксация какого-либо явления, свойства. Мышление – это целенаправленное опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей. Основными формы: понятия, суждения и умозаключения. Понятие – это мысль, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи предметов и явлений. Суждение – это такая форма мысли, в которой посредствам связи понятий утверждается что-либо. Умозаключение представляет собой операцию мышления, в ходе которой из сопоставления ряда посылок выводится новое суждение. Гипотеза – это предположение, исходящее из ряда фактов и допускающее существование предмета, его свойства. Это вид умозаключения, пытающегося проникнуть сущность еще недостаточно изученного объекта. Абстрагирование – это мысленное выделение какого-либо предмета в отвлечении от его связей с другими предметами. Переход от чувственного уровня познания к логическому производится посредствам операций абстрагирования, обобщения, идеализация. Интуиция – специфический познавательный процесс, непосредственно продуцирующий новое. Разделяют чувственной и интеллектуальной интуиции. |
71 Чувственное и рациональное в познании Знание - отражение объективных характеристик действительности в сознании человека. Понятие “знание” и “информация” часто отождествляются. Знание – это всегда информация, но не всякая информация - знание. В превращении информации в знание участвуют целый ряд закономерностей, регулируемых деятельность мозга. Благодаря этому знание становится достоянием общества, а не только отдельных индивидов. Большинство философских систем выделяли 2 основных этапа познания: - чувственное познание (эмпирическое знание) (Гоббс, Локк); - рациональное познание (теоретическое знание)(Декарт, Спиноза, Конт, Гегель). Сторонники эмпиризма признали чувственное восприятие главным и даже единственным источником наших знаний. Рационалисты: Если все знания формируется лишь на основе чувственного восприятия с помощью особых правил или принципов, то откуда берутся сами эти правила или принципы, ведь их нельзя воспринять с помощью органов чувств. Спор этот и до сих пор не утратил своей остроты. Он приобрел особое значение с развитием исследований по созданию "искусственного интеллекта". Структуру знания можно представить так: 1) Субъект познания - мыслящий человек. 2) Язык - система символов (словарь) и правил их комбинируя в форме предложений (грамматика, синтаксис). 3) Система правил деятельности с определенными объектами. 4) Правила соотнесения языковых выражений (понятий и предложений) с различными объектами или видами действий. 5) Действия (операция и процедуры), соответствующие правилам пункта 3. 6) Система соответствующих объектов, обозначаемых определенными языковыми символами. Именно социально-историческая ограниченность, различные предрассудки и предубеждения мешали мыслителям прошлого осознать решающую роль практической деятельности человека в образовании и развитии знания. Чувственное познание делится на: - ощущение, - восприятие, - представление. Ощущение - это непосредственное реагирование. Восприятие - образ отражающий целостный облик предмета. Представление - целостный образ предмета, который не действует сейчас на нас, а подействовал на нас когда-то, и мы можем представить этот образ. Процесс восприятия - процесс активный и по-своему творческий. К чувственному познанию можно отнести и эмоции (гнев, страх, любовь, ненависть, симпатия). Чувственное познание во многом формирует и организует язык. Чувственное восприятие человеком конкретных, отдельных явлений, событий зависит от содержания понятий, а также от того, в какой мере содержание понятий освоено данным человеком. Само понятие является результатом исторического опыта человечества в целом или исторического опыта тех или иных общностей людей, социальных групп. Реально значимыми понятия являются тогда, когда они соединяются с осознанием возможностей их практического использования для реальных потребностей, для изменения, преобразования предметов и т.д. При этом понятия, приобретенные людьми в процессе обучения, постоянно сопоставляется с реальной практикой, проверяется, уточняется. Рациональное познание (абстрактно) - понятие, суждение, умозаключение. Суждение - всякое высказывание, мнение об определенном предмете, явлении. По своей форме суждение обычно представляет собой связь 2-х понятий. Именно в форме суждений ставятся научные проблемы. Соединяя одно суждение с другим, т.е. рассуждая, человек приходит к тем или иным выводам, получает новое знание. Умозаключение представляет собой такой логический процесс, в ходе которого из 1-го или нескольких суждений, называемых посылками, выводится на основании определенных правил логики новое суждение, называемое заключением или следствием. Умозаключение есть основной метод получения нового знания. Чувственное познание это познание которое дает знание о мире с помощью наблюдения, опыта, научного эксперимента. Рациональное познание дает знание о мире с помощью абстрактного мысленного эксперимента который основывается на эмпирических фактах и порождает гипотезу которая объясняет эти факты. Правильность гипотезы проверяется экспериментом, практикой. |
72 Истина как цель познания. Современные концепции истины Истина - адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее такой, какова она есть вне и независимо от сознания. Категория истины характеризует результаты познавательной деятельности с точки зрения их объективного содержания, которое выделяется практикой. Основу диалектико-материалистической концепции истины образует учение об абсолютности, относительности, конкретности, процессуальности истины. Проблемы, связанные с условиями постижения и удостоверения истины разрабатываются в теории познания. Различают абсолютную и относительную истину. Абсолютная истина - такое содержание наших знаний которое полностью описывает окружающий мир. Относительная истина неполное совпадение объекта и знаний о нем. Объективная истина - независимое от человека и человечества содержание знания. По форме истина субъективна - оно свойство человеческого знания. По содержанию истина объективна, т.к. не зависит от сознания, а обусловлена отображающимся в нем материальным миром. Три аспекта: 1) бытийственный - фиксация в ней бытия, предметно-субстрактного и духовного. При этом истина обретает собственное бытие. 2) аксиологический - нравственно-этическая ее наполненность, ее ценность для морали и для практики человека. 3) праксеологический - истина связана с практикой. Абсолютная и относительная истина - критерии диалектического материализма, характеризующие процесс развития познания и раскрывающие соотношение между: 1) тем, что уже познано и тем, что будет познано в дальнейшем процессе развития науки; 2) тем, что в составе нашего знания может быть изменено, уточнено, опровергнуто в ходе дальнейшего развития науки и тем, что останется неопровержимым. Конкретность истины - свойство истины, основанное на учете и обобщении конкретных условий существования того или иного явления, зависимость истины от определенных условий места и времени и т. д. Так, истинность или ложность тех или иных предложений не смогут быть установлены, если не оговорены условия, с учетом которых они сформулированы. Предложение “Сумма внутренних углов треугольника равна 2d” истинно лишь для евклидовой геометрии и ложно, например в геометрии Лобачевского. Поэтому нет абстрактной истины, истина всегда конкретна. Критерий истины - средство проверки того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и т. п. Критерий истины является общественная практика. Опытные научные теории получают свою фундаментальную проверку с помощью практики: в материальном производстве, в революционной деятельности масс по переустройству общества и т. п. Если теория успешно применяется на практике, это означает, что она является относительной истиной. Способы проверки той или иной теории на практике могут быть различными. Например, те или иные положения в естественных науках получают свое подтверждение в эксперименте, связанном с наблюдением, измерением, с математической обработкой получаемых результатов. Часто практическая проверка осуществляется опосредственным путем. Так, установление истинности утверждения путем логического доказательства в конечном счете опирается на практическую проверку некоторых исходных положений той или иной теории, которые в ее рамках специально не доказываются. Имеются разные понимания истины. Многие авторы в качестве основных выделяют три концепции истины в современной философии: • концепция соответствия (корреспонденции) – «Истина – это соответствие знаний действительности»; (соответствие высказываний- фактам) • концепция когеренции – «Истина – это свойство самосогласованности знаний»;(и их непротиворечивость) • концепция прагматичности, понимаемая двояко – «Истина – это полезность знания, его эффективность»; «Истина – это опытная подтверждаемость». (истина это убеждения, способствующие успеху практики.) |
73 Основные методы современной науки Основная форма чел-кого познания - наука - в наши дни оказ-т все более значимое и сущ-ное влияние на реальные условия нашей жизни, в которой нам так или иначе надлежит ориент-ся и действовать. Говоря о совр. Н. в ее взаимодействии с различн.сферами жизни общ-ва и отдельного Ч, м. выделить 3 группы выполняемых ею социальных функций. Это, во-первых, функции культурно-мировоззренческие, во-вторых, функции науки как непосредственной производительной силы и, в-третьих, ее функции как социальной силы, связанные с тем, что научные знания и методы ныне все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в жизни общ-ва. В совр.науке эти методы хар-ся как алгоритмы, т.к. они допускают однозначное решение задач массового хар-ра. Чаще всего с алгоритмами встречаются в математике, где для решения многих задач, начиная от 4х действий элементарной арифметики и кончая исчислениями высшей математики, сущ-т св.набор правил, кот.надо последовательно выполнить, чтобы прийти к искомому результату. Одна из хар-ных черт совр.научного познания состоит в возрастании роли метода моделирования. Моделирование — это практическое или теоретическое оперирование объектом, при кот. изучаемый предмет замещается к-л естественным или искусственным аналогом, ч/з исслед-ние кот.мы проникаем в предмет познания. (Возможно!, что Методы современной науки (моделирование, теория рационального выбора, теория игр, модальная логика и др.), но не факт что это надо). (Из существовавших давно- аналогия, идеализация, абстрагирование, синтез, анализ, сравнительно- исторический метод. формализация — обобщение форм различных по содержанию процессов, абстрагирование этих форм от их содержания). Научное исследование представляет собой развитую форму рациональной деят-ти, которая не м. осущ-ся по каким-то фиксированным правилам. Научный поиск тем и отличается от таких механических процедур, как способ проб и ошибок или даже каноны нахождения простейших причинных связей Бэкона - Милля, кот. изучают в логике, что он предполагает наличие творчества, допускающего абстрагирование и идеализацию и опирающееся на воображение и интуицию. Именно поэтому такие логические формы, как индукция, аналогия, статистические и другие способы рассуждений, заключения которых имеют лишь вероятностный, или правдоподобный, хар-р, и испол-ся в кач-ве эвристических средств открытия новых истин. Другими словами, они приближают нас к истине, но автоматически не гарантируют ее достижение. М. поэтому сказать, что больш-во исследовательских методов имеют эвристический, а не алгоритмический хар-р. Пользуясь такими эвристическими методами, м. систематически, целенаправленно и организованно вести научный поиск. ???Методы познания м. классифицироваться по разным основаниям деления. По уровню познания различают эмпирические и теоретические методы, по точности предсказаний - детерминистские и стохастические (вероятностно-статистические), по функциям, кот. они осущ-т в познании, - методы систематизации, объяснения и предсказания, по конкретным областям исследования - физические, биологические, социальные и т.д.??? К числу общенаучных принципов познания отн-ся системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование. формализация и др. ЧАСТНОНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ, т. е. совок-ть способов, принципов познания, исслед-ких приемов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки, соотв-щей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и гуманитарных (социальных) наук. ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ МЕТОДЫ, т. е. системы приемов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-либо отрасль Н. или возникшей на стыке Н. Каждая фундаментальная Н, как мы уже выяснили, представляет собой комплекс дисциплин, кот. имеют специфический предмет и своеобразные методы исследования. МЕТОДЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ как совок-ть ряда синтетических, интегративных способов, нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. кибернетика, синергетика. |
74 Социальная философия и науки об обществе Социа́льная филосо́фия — раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек. Социальная философия изучает человека и мир, который он создает и в котором живет. В него входят и язык и наука, право и этика, нравы и манеры, средства и способы человеческой деятельности и организации (начиная с простейших орудий труда и кончая совершенными информационными технологиями) Социальная Ф. выполняет целый ряд функций. Мировоззренческая состоит в выработке определенного целостного взгляда на строение, функционирование и развитие общества, его прошлое, настоящее и будущее; критически-рефлексивная - в осмыслении современного этапа социального развития с точки зрения представлений об идеальном, совершенном устройстве общественных порядков; методологическая - в определении границ предмета частных социальных и гуманитарных дисциплин - политологии, социологии, истории и т.д., в разработке базовых принципов и понятий этих дисциплин. Есть и другие функции - интегративная, просветительская, но указанные принято считать главными. Социальная Ф. сближается с теоретической социологией. Различие заключается прежде всего в том, что социология занимается анализом общества и выявлением закономерностей в его существовании, в то время как философия выполняет критическую функцию. Социальная проблематика в философии восходит к античной традиции и прежде всего к текстам Платона («Государство») и Аристотеля («Политика»). Предметом изучения в социальной философии являются не поддающиеся наглядному описанию (значит не фиксируемые эмпирически) элементы, которые мы обозначим как формы и социальные связи. Социальная философия - размышление об обществе как системой вне- и над- индивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей деятельностью вместе с другими людьми. Среди наиболее влиятельных философских и социологических концепций общества можно отметить марксизм (Маркс, Энгельс) и неомарксизм (Георг Лукач), либеральную теорию (фон Мизес, Хайек), теорию массового общества (Ортега-и-Гассет), теорию менеджериального общества (Бернхэм), теорию тоталитарного общества (Юнгер, Арендт, Мангейм), теорию развитого индустриального общества Франкфуртской школы (Хоркхаймер и Адорно, Маркузе), теорию постиндустриального общества и информационного общества (Белл, Тоффлер), теорию общества «позднего модерна» (Гидденс) и теорию имперского глобализма (Хардт и Негри). Обществознание - как совокупность наук. Основные модели взаимодействия Ф. и социально-гуманитарных наук - Отвергаемая ныне большинством модель иерархической связи cоциальной философии с теоретическим уровнем конкретных наук об обществе, некая пирамида, на вершине которой находится социальная философия в качестве методологического регулятива для теорий в конкретных науках об обществе и человеке. - Модель концентрических кругов, в которой внутренний круг характеризует повседневность как базовое основание, второй, внешний по отношению к первому круг - уровень философского (социально-философского) знания и следующий за ним круг - социально-гуманитарное научное знание (модель В.Е. Кемерова). Социоло́гия— это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функц-ния и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия» Политоло́гия — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеят-ти людей, связ-ной с властными отн-ми, с гос-политической орг-цией общ-ва, полит-кими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения м/у людьми, общ-вом и гос-вом История— гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека в прошлом; чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий Конфликтология — наука о закономерностях зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любого уровня Антрополо́гия — комплекс дисциплин, занимающихся изучением человека |
75. Общество и сообщество. Социальные факторы формирования личности. Общество – это единое целое, состоящее из людей, связанных различной степенью общности. Сообщество – есть несколько значений:
Современное понимание сообщества – это 3ий вариант, сообщество – как составная часть общества. Главные проблемы СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ.
Социальные факторы:
Слово "личность" (от лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре (ср. русское "личина"). Затем оно стало означать самого актера и его роль (персонаж). У римлян слово "persona" употреблялось не иначе как с указанием определенной социальной функции, роли, амплуа (личность отца, личность царя, судьи, обвинителя и т.д.). Превратившись в термин, в общее выражение, слово "личность" существенно изменило свой смысл и даже стало выражать нечто обратное тому, что разумели под ним в древности. Личность - это Ч., который не играет выбранную им роль, ни в каком смысле не является "лицедеем". Социальная
роль (скажем, роль врачевателя,
|
76. Индивид, личность, индивидуальность. Для изучения отдельного Ч. в Ф. и иных науках применяется понятие «индивид». Индивид – характеризует человека, как представителя высшего биологического вида Homo Sapiens, как единицу социальной общности, как носителя родовых признаков. Личность – это понятие, интегрирующее в единое целое совокупность биологических (тело, болезни, походка), социальных (поведение, отношение, соц.роль) и психологических (мировоззрение, мышление, характер, темперамент) признаков. Личность - это социальные кач-ва индивида, приобретенные им в процессе воспитания и самовоспитания, духовно - практической деят-ти и взаимодействия с обществом. Личность обладает прежде всего духовными кач-вами. Личность не дана Ч. извне, она м.б. сформирована лишь им самим. Индивидуальность – уникальность человека. Его отличительные черты, выделяющие его из всего многообразия индивидов. Личность всегда несет на себе печать конкретной эпохи. Для современной личности хар-ны высокий уровень образованности, социальная активность, прагматичность, целеустремленность. Совр. Чел-к - это Ч., освоивший демократические и общечел-кие ценности и идеалы. Он не отделяет свою судьбу от судьбы своего народа и общ-ва в целом. Ч. обладает механизмом не только биологического, но и соц. наследования. Соц. наследование осущ-ся в обществе в ходе социализации. Социализация- это процесс становления личности, происходящий, прежде всего, с помощью воспитания как специального вида деят-ти. Ч. присущ коллективный образ жизни. Только в рамках такой деят-ти он м. формировать и развивать свои кач-ва. Богатство ума Ч. и эмоционального мира, широта его взглядов, интересов и потреб-ей во многом зависят от широты его общения и взаимодействия с др. людьми. Под социальным в Ч. философия понимает, прежде всего, его способности мыслить и практически действовать. Сюда относится и духовность, и отношение к внешнему миру, гражданская позиция. Все это вместе оставляет соц. силы человека. Они приобретаются им в общ-ве ч/з механизмы социализации, т.е. приобщения к миру культуры и реализуются в ходе разнообразной деят-ти.
соотношение частных и общественных интересов, предшественник Адама Смита, сформулировал идею, которая проходит красной нитью в «Богатстве народов», о том, что государство не должно вмешиваться в дела граждан, движимых эгоистичными мотивам.Человек – эгоистичен по своей природе. Он преследует, в особенности своей хозяйственной деятельностью, исключительно свои интересы. Личный интерес одного индивида ограничен лишь личным интересом других индивидов. И других ограничений быть не может. Концепции личного интереса развивали Мандевиль, Ламетри, Гольбах и др. Гельвеций утверждал, что «во всяком отдельном сообществе личный интерес есть единственный критерий достоинства вещей и личностей», выделяя при этом в личном интересе благоразумные интересы, существенные для социального и этического поведения человека. По А. Смиту, из взаимосвязи личных интересов возникает общий интерес, присущий рыночному хозяйству. С критикой концепции личного интереса выступил Кант. Для него «интересом называется удовольствие, которое мы связываем с представлением о существовании предмета, со способностью желания, и если удовольствие от приятного и доброго связано с интересом, то удовольствие от прекрасного, определяющее суждение вкуса, «свободно от всякого интереса». Для Гегеля личный интерес — это «момент субъективной единичности и ее деятельности. Ничто не осуществляется поэтому помимо интереса»
КОНЕЦ 77 ВОПРОСА!!!!!!!!!!!!!!! |
77 Интересы частные и общественные. Противор-чия между ними и способы их разрешения ИНТЕРЕС — активная направленность человека на различные объекты, освоение которых оценивается им как благо; потребности, выступающие мотивацией поведения индивида. Реализация интересов способствует повышению статуса личности, ее самооценки. Выделяют личные и групповые интересы. Последние предполагают самые разные по размеру группы и большие социальные общности (классы, нации в том числе). Интересы социальных групп и общностей образуются на основе взаимодействия личных интересов, но не сводятся к ним. Необходимость
оптимального сочетания интересов
различных социальных групп ставит
перед институтами власти задачу
прогнозирования последствий Личный интерес всегда связан с интересом общественным посредством общественно-практической деятельности, в которую включен человек, и наоборот, интересы общественные через существующую в обществе практику неразрывно связаны с интересами отдельной личности. Более того, чем развитее общество, тем сложнее и многограннее становится эта взаимосвязь. Другим
важным аспектом взаимосвязи общественных
и личных интересов в процессе
общественно-исторического разв В теории «общ-ного договора Ж.Ж. Руссо: «Так называемый первоначальный дог-р был объединением богатых против бедных» «Подобно тому как частная воля не может представлять волю общую, так и общая воля в свою очередь изменяет свою природу, если она направлена к частной цели». Имея назначением обеспечить неприкосновенность личности и собственности и быть гарантией эгоизма членов ассоциации, устройство общественного договора нацелено одновременно на то, чтобы предотвратить вторжение частного интереса, своеволия эгоистических индивидов в общественную жизнь. Договор призван служить внешней рамкой произволу и противостоять ему там, где произвол «выходит из себя». Экспансия частного интереса в общественную жизнь пагубна не только для общей воли, но и для него самого: он начинает идти наперекор себе и попадает в неразрешимое противоречие, тогда как сосредоточенный в своей собственной сфере он свободно противостоит другому частному интересу и общей воле, а последняя, очищенная, освобожденная от частных интересов, так же свободно противостоит им. Идеализмом называется преобладание у кого-либо общих интересов над частными. Человек
по природе эгоист, он стремиться удовлетворить
свои потребности. Человек должен понимать,
что осуществление его Западники - выдвигали идеею индивидуальности – интересы личности выше интересов общества Бернар Мандевиль, Ближайший, с точки зрения взглядов на |