Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 22:17, реферат
Происхождение философии – одна из удивительных загадок истории культуры. Философия вырастает из глубокой духовной потребности, из забот и тревог человека. Но с точки зрения обыденного сознания она «бесполезна», потому что не учит никакому практическому ремеслу, ее нельзя непосредственно воплотить ни в гражданской жизни, ни в технике. Есть много наук, более полезных, чем философия, - писал в «Метафизике» Аристотель, - но нет науки, более прекрасной, чем она.
Введение...........................................................................................................3
Происхождение философского сознания............................................4
Мифология, ее предфилософское значение........................................9
Религия, ее предфилософское значение.............................................12
Заключение......................................................................................................24
Список литературы...............
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МАРИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
Реферат
по дисциплине «Философия»
на тему:
«Мифология и религия как истоки
философии»
Содержание
Введение......................
Заключение....................
Список
литературы....................
Введение
Происхождение философии – одна из удивительных загадок истории культуры. Философия вырастает из глубокой духовной потребности, из забот и тревог человека. Но с точки зрения обыденного сознания она «бесполезна», потому что не учит никакому практическому ремеслу, ее нельзя непосредственно воплотить ни в гражданской жизни, ни в технике. Есть много наук, более полезных, чем философия, - писал в «Метафизике» Аристотель, - но нет науки, более прекрасной, чем она.
Прекрасной
– потому, что мир философии – мир
свободы, а философия есть не тактика,
а стратегия свободной человеческой жизнедеятельности.
История свидетельствует: философия возникла
в обществе рабовладельческой демократии,
где к этому времени произошло уже достаточно
глубокое размежевание между физическим
и умственным трудом, где часть господствующего
класса полностью освободило себя от материальных
забот и монополизировала умственный
труд. В демократическом обществе люди
вместе со свободой ощутили и огромный
груз ответственности за свои поступки
и грешения. Философия учит тому, что свою
жизнь, свой завтрашний день человек может
и должен выбрать и ощутить сам, полагаясь
на свой собственный разум. Долгие века
и тысячелетия отчаянной борьбы за жизнь
закрепили в социальной памяти коллектива
оптимальные стандарты поведения, внешне
это проявлялось в ритуалах, а в сознании
существовало в виде мифа – первой исторической
формы социального регулятива. По сравнению
с мифом религия – более сложное и развитое
сознание, отвечающее более высокой, более
зрелой ступени общественной организации,
когда высшим судьей для себя люди признают
не человеческий, а сверхчеловеческий
разум, сверхприродная реальность – Бога,
Добро. Религия – вторая (после мифа) историческая
форма социального регулятива.
1 Происхождение философского сознания
Диоген Лаэртский, собиратель различных сведений о философах античности, рассказывает такую историю.
Однажды Пифагор, будучи уже известным мудрецом, нанес визит царю Пелопоннеса Леонтию. Во время беседы последний спросил Пифагора: «Какое твое занятие?». Мудрец ответил, что у него нет занятия, он – философ. Леонтий не знал значения этого слова и попросил объяснить. Пифагор ответил, что как на Олимпийские игры одни идут, чтобы обрести славу, другие – для получения барышей, и только немногие – для удовольствия, так и в мир люди являются с разными интересами и целями. Одни – для накопления богатства, другие – для получения наслаждений и только некоторые, избранные – для поиска истины и изучения природы. Вот эти последние и именуются философами, т.е. любителями мудрости.
Все философы были едины в том, что мудрость – это знание. Но знание о чем? Пифагор под мудростью подразумевал поиск истины, софисты – умение доказывать то, что нужно в данный момент, безотносительно к истине; Платон – открытие «вечных истин»; Аристотель – постижение всеобщего, знание первоначал, причин и целей.
Но дело, конечно, не в названии системы знания – мудрость, философия, метафизика. Более значимыми являются вопросы о том, что это за знания, чем они отличаются от других знаний, откуда они появились?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к природе и сущностным характеристикам человека, поскольку философия – человеческое «изобретение», до и вне человека не существует. Как известно, главное отличие последнего от других живых существ – наличие сознания, рациональная и системная рационально-эмоциональная, а не инстинктивная деятельность и, следовательно, осмысленное освоение действительности. Но для адекватной деятельности в этой действительности необходима некая система знаний о мире как целостности, о его общем устройстве.
Исходной для человеческого
Таким образом, самые первые представления о мире существовали как мироощущение, формируемое мифом. Но в то же время эти представления, знания о мире не были однородными. С одной стороны, миф включал фантазии, верования в богов и героев, а с другой – эмпирические знания, обобщения многолетних наблюдений, здравый смысл. Последние и представляли собой то, что А.Н. Чанышев назвал «предфилософией», т.е. предпосылкой, основанием для философии как развитого теоретического знания и мировоззрения, основанного на этом знании. Некоторые авторы к «предфилософии» относят религию, рассматривая ее как предшественницу мифологии, другие выводят религию из зачатков науки.
По мре совершенствования понятийного мышления происходит и рационализация мифа, в нем все дальше друг от друга «отходят» знания, основанные, с одной стороны, на опыте, с другой – на вере в сверхъестественное. В результате из мифологии выделяются и обретают статус самостоятельных две системы знаний. Та часть мифологии, которая рассматривала проблемы первоосновы мира, его природы, устройства, взаимосвязи с человеком, стала «праматерью» философии. А та часть мифологии, которая обращалась к проблемам постижения действительности через веру, стала основой для теологии как учения о религии.
В этом качестве философия выступает как способ решения мировоззренческих проблем при помощи разума, рационального мышления, интеллекта. Однако генетическая связь мифологии, религии и философии продолжается и в функциональной связи этих систем знаний. Все они выступают как способы освоения мира как целостности, рассматривают наиболее общие проблемы происхождения и устройства мира, взаимоотношений мира и человека, роли человека и смысла его жизни, т.е. являются средствами формирования и одновременно формами мировоззрения.
Мировоззрение можно определить как совокупность взглядов, оценок, принципов, лежащих в основе общих представлений о мире, месте человека в нем, жизненных позициях, программах и нормах поведения людей. Таким образом, философия – мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно сквозные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции, знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранением исторической памяти, регулятивом их социальной организации. Ушли ли мифы и мифологическая форма мировоззрения в прошлое? Не осталось ли реликтов миротворчества в сознании и культуре? В наше «просвещенное» время, пожалуй, уже никто не верит в «3 китов», на которых держится Земля, либо в змия-искусителя, ввергшего в смертный грех прародителей человечества. Но зато в широком сознании масс творятся и живут иные, не менее, а может быть, и более иллюзорные идеи: о расовом и национальном превосходстве, о непогрешимости некоторых политических партий, о коммунизме, к которому ведут «все дороги», и пр. мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится – мы назовем такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет все, ибо для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной формой мировоззрения.
Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не дифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа религия «не смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила – Бог – стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение.
Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не оставались неизменными. На протяжении истории человечества они, как и другие образования культуры, развивались, приобретали многообразные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи.
Религия, безусловно, ближе к философии, чем мифология. Взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей и смыслов присущи обеим формам сознания. Однако есть и различия. Религия – сознание массовое. Философия – сознание теоретическое. Религия не требует доказательства, разумного обоснования своих положений, истины веры она выше истин разума. Философия – всегда теоретизирование, всегда работа мысли.
По
отношению к философскому мировоззрению
дофилософские
Можно
сделать вывод, что становление
философского знания охватило несколько
столетий раннегреческой истории (IX-VI
вв. до н.э.). оно осуществлялось как переход
от конкретно-чувственных представлений
к отвлеченным понятиям разума. Становление
философии означало становление рационального
постижения мира.
2. Мифология, ее предфилософское значение
Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывания огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.
Миф- это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни.
Основным
принципом решения
Миф обычно совмещает в себе два аспекта – диахронический(рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия.
В ходе длительного исторического развития философии мифологии от античности до эпохи романтизма – в разных конкретно-исторических условиях, на различной по объему и содержанию эмпирической базе – сложился ряд философско-умозрительных трактовок природы мифа. Среди них:
♦ миф как подлинная реальность,
♦ миф как божественное откровение,
♦ миф как сон,
Информация о работе Мифология и религия как истоки философии