Философия и мифология в древности и сегодня

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:05, реферат

Описание работы

Понятие «миф и философия» воспринимаются как единое целое благодаря огромному количеству исследовательских работ. В своей работе я хочу рассмотреть историю существования философии и мифологии. Степень разработанности данной проблемы далека от завершения, и слово «завершение» здесь совершенно не уместно, т.к. актуальность проблемы растёт, меняет своё качество благодаря ряду выдающихся открытий.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 19.66 Кб (Скачать)

Философия и мифология в истории и сегодня.

     Понятие «миф и философия» воспринимаются как единое целое благодаря огромному количеству исследовательских работ. В своей работе я хочу рассмотреть историю существования философии и мифологии. Степень разработанности данной проблемы далека от завершения, и слово «завершение» здесь совершенно не уместно, т.к. актуальность проблемы растёт, меняет своё качество благодаря ряду выдающихся открытий.

     Откроем философский словарь  и увидим, что:

     Миф – сказание, передающее верования  древних народов о происхождении  мира и явлений природы, о  богах и легендарных героях.

     Философия – форма общественного  сознания, представляющая собой  систему наиболее общих понятий  о мире, месте человека в нём,  теоретическая основа мировоззрения.

     Прочитав определение мифа и  философии, ощущаешь, что оба эти  понятия представляют собой синтез, они не воспринимаются сознанием  отдельными частями.

     Философия возникает в обществе в период формирования рабовладельческого строя. Наивные философские представления складываются у народов Ближнего Востока – например, в Месопотамии. Более многообразны философские системы Древней Индии и Древнего Китая. Однако особенно интересна древнегреческая философия. Она примечательна тем, что в ее рамках складываются все основные философские направления, которые продолжают развиваться и совершенствоваться вплоть до наших дней.

     Мифология – мировоззрение общества  эпохи охоты и собирательства, ранних форм земледелия.  С  точки зрения современного человека  мифы – это сказки,  фантастические  представления, выдумки, с помощью  которых человек пытался объяснить  окружающий его мир. Но вначале мифы были частью реальной жизни. В мифологическом прошлом были заложены основы всего, и только благодаря этому род может существовать. Мифы для древнего человека такая же реальность как научные теории для человека современного. С помощью того и другого человек ориентируется  в мире, интерпретирует происходящие в нём процессы.

     Мифы были частью реальной  жизни. Чтобы понять мифологическое  сознание, надо понять реальную  жизнь, способ существования в  мире человека той далёкой  эпохи.

        Слово «философия» составлено из двух греческих слов: phileo – любовь и sophia – мудрость. В первоначальном смысле слово «философия» означает, следовательно, «любовь к мудрости», т. е. рассуждение, размышление о мире, исследование его. Сначала древние греки называли философией то, что мы сейчас называем наукой. Затем начинается процесс усложнения структуры научного знания: от целостного массива знаний, именуемого философией, начинают отделяться, «отпочковываться» частные научные дисциплины.

  Древнегреческая философия начинает формироваться  в VII–VI вв. до н. э. С одной стороны, она в каком-то смысле являлась продолжением мифологии, так как пыталась по-своему решить многие старые проблемы устройства природы и общества, первоначально  поставленные в мифах. С другой стороны, философия противоположна мифологии, поскольку предлагала новые принципы объяснения мира, отрицающие старый, мифологический взгляд на него. В чем различия мифологического и философского взглядов на мир?

  Незнание  законов природы, слитность отдельной  личности со своим коллективом привели  к формированию специфической особенности  мифологического мышления

  Однако  постепенно в мифологии формируются  более определенные образы со своим  собственным содержанием: каждому  божеству приписываются уникальные, строго определенные индивидуальные черты, способности, которые не могут исчезнуть  или перейти к кому-либо другому. Повседневная практика, хозяйственная  деятельность человека также приводят его к мысли, что определенность и закономерность существует везде: и в мире богов, и в природе, и в мире людей. Наблюдения за реальными природными явлениями (смена дня и ночи, времен года, стадии развития животных и растений, солнечные затмения, периодические разливы рек и т. п.) заставляли греков задаваться вопросами: существует ли какой-то закон, управляющий миром и стоящий выше произвола богов? Существует ли единая общая основа всех явлений действительности? Как человек может понять, изучить, освоить окружающий мир? Переход человеческого мышления на новую стадию развития – от мифологического понимания мира к философскому – произошел благодаря начавшемуся поиску ответов на эти вопросы.

  Отвечая на вопросы о правящих миром законах, единой основе мира и путях его  познания, древнегреческая философия  начинает формировать новый стиль  мышления. Впоследствии он будет назван научным. Согласно первым греческим  философам, существует единый мировой  закон, управляющий всеми вещами – Логос.

Тем самым  становится возможным научное исследование, изучение и объяснение мира. Мифология  же требовала не изучать мир, а  принимать знание на веру, без проверки и доказательств. Научные знания проверяемы и опровергаемы, доступны рациональному обоснованию, в то время как в мифологии процедура  проверки достоверности мифов и  сказаний вообще не предусматривается. Смешно пытаться проверить миф –  например, совершал ли Геракл двенадцать подвигов, летал ли куда-либо посланец богов Гермес и как он выполнил их поручение. Но всякий может проверить  закон Архимеда, периодичность смены  фаз Луны, солнечных затмений и  другие научные факты. Достоверность  исторических событий проверяется  по оставшимся следам – предметам  и документам. В мировой науке  начиная с древних греков и  до наших дней ведутся дискуссии  о способах проверки истинности знания. Таким образом, основа мифологического  сознания – вера в предание, основа научного – изучение законов окружающего мира, их проверка и использование в практической деятельности.

  Научное мировоззрение, начавшее формироваться  в древнегреческой философии, является более высокой ступенью развития человеческого познания, чем мифология  и религия. Философ и ученый переходят  от фантазий о природе вещей, повторения уже данных в прошлом объяснений к самостоятельному рассуждению, исследованию и доказательству. Тем самым греки  сделали первый шаг по пути, ведущему к формированию современного европейского типа научного мышления – экспериментальной  науке, опирающейся на развернутую  систему методов и мировоззренческих  представлений. Формирование классического  научного типа мышления было завершено  намного позже – в XVII в. – благодаря трудам великих физиков и философов этой эпохи – Н. Коперника, И. Кеплера, Г. Галилея, И. Ньютона, Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Д. Локка. В древнегреческой философии сформировались первые научные школы – учения крупнейших мыслителей, которые развивались и распространялись их последователями.

     На  протяжении всей истории  существования философии и мифологии отношение людей к ним менялось. На мой взгляд сегодня мифы  потеряли такой интерес к себе по сравнению с древностью. Сейчас в любом открытии главное это- факт, а не выдумка. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Философия и мифология в древности и сегодня