Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 22:50, контрольная работа
Вопрос о происхождении философии составляет прерогативу самой философии. Попытки решать его в обход умозрения, научно, т. е. с помощью эмпирического, добытого на почве опыта знания ничего кроме путаницы и эклектики не дают. Так, позитивизм, прокламирующий свой подход к действительности, следовательно, и к истории человеческого духа «высшей научной точкой зрения» любой вид знания и умозрения склонен считать философией. Огюст Конт, например, «младенческое состояние духа» т. е. первобытное мифологическое мышление называет «первоначальной философией».
Введение ………………………………………………………………………..2-3
1. Проблема происхождения философии.
1. Теории возникновения философии……………………………………4-5
2. Философия, ее истоки и ключевые проблемы………………………...6-8
2. Философия и мифология.
1. От мифологии к философии………………………………………….9-11
2. Философия и мифология…………………………………………….12-14
Заключение………………………………………………………………….........15
Список используемой литературы……………………………………………...16
Министерство
Образования Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический
университет
Кафедра
экономики и управления
Контрольная
работа
по дисциплине
«Философия»
на тему:
«Проблема
происхождения философии. Философия
и мифология.»
Выполнила:
Голенева Наталия Владимировна
студентка 2 курса, заочной
формы обучения, факультета
экономики и управления.
Специальность: 080105 «Финансы
и кредит». Группа Фс-72
Проверил:
Ст. пр. Шарова О.С.
Вологда
2008
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение ………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ.
Вопрос о происхождении философии составляет прерогативу самой философии. Попытки решать его в обход умозрения, научно, т. е. с помощью эмпирического, добытого на почве опыта знания ничего кроме путаницы и эклектики не дают. Так, позитивизм, прокламирующий свой подход к действительности, следовательно, и к истории человеческого духа «высшей научной точкой зрения» любой вид знания и умозрения склонен считать философией. Огюст Конт, например, «младенческое состояние духа» т. е. первобытное мифологическое мышление называет «первоначальной философией».
Растворяя философию в науке, позитивизм тем самым лишает себя возможности дать действительно научное знание, т. е. правильное решение коренных философских проблем, в том числе и проблемы генезиса философии. Позитивистски ориентированный исследователь вопрос о рождении философии подменяет вопросом о рождении науки. С этой точки зрения весь космологический период греческой философии есть по сути дела наука, а все мыслители от Фалеса до Платона не философы, а учёные, «физиологи». В данном вопросе с позитивизмом смыкается и кантианство. По словам Виндельбанда, «история античной философии есть прежде всего рассмотрение происхождения западной науки вообще. Но в то же время она также и история зарождения отдельных наук». Эволюцию этой философии или науки Виндельбанд описывает следующим образом. Вначале возникает простая и общая наука. Её-то греки и называли философией. Затем эта общая философия распалась на отдельные философии или науки. Что же касается её мотивационно-причинной обусловленности, то, по Виндельбанду, философия возникает вследствие того, что появились люди, которые в случайно накопленном практическом знании нашли прямой и непосредственный интерес. Последний проявил себя в том, что указанные любознательные люди начали его обрабатывать, приводить в порядок, пересматривать и развивать.
Итак,
рассмотрим проблему происхождения философии
подробнее, а также выявим связь философии
и мифологии.
Нужно отметить, что генезис философии является проблемой для самой философии, развиваясь, она постоянно сталкивается с проблемой собственного возникновения, ибо, только решив ее, философия сможет в полной мере осознать свою сущность.
Существуют три основополагающие теории возникновения философии: мифогенная, гносеогенная и та, которую, по ее характеру, можно назвать концепцией «качественного скачка». Любая из этих точек зрения, если признать только ее единственно верной, ограничена. Философия, ее категориальный аппарат во многом наследует мифологемы и философское мировоззрение во многом вырастает из мифа, особенно у таких ранних философов, как Ферекид, Эмпедокл и, даже, Платон. Вместе с тем, философское мировоззрение радикально противоречит мифической картине мира. Поэтому нельзя говорить, что сущность философии вытекает из мифа: она настолько же из него вытекает, насколько от него отталкивается в своем становлении. Миф у Ферекида и даже у Гомера уже не тот миф, которому безусловно поклоняются и которому безусловно верят, - это уже рефлектированный миф, с которого снят ореол святости.
Если же говорить о происхождении философии из науки, то, как уже выяснено, это невозможно. Вместе с тем, невозможно, наверное, и развитие философии без науки, как и без мифа. Поэтому, отвечая на вопрос, происходит ли философия из мифа или из накопления научного знания, невозможно дать односложный ответ «да» или «нет», здесь отношения более сложные и замысловатые. Ясно одно: без них бы философия не возникла, и с ними она также могла бы не возникнуть. Так, мы имеем примеры в иных культурах, когда существовала развитая мифология и был достаточный уровень научного знания, однако философия так и не состоялась (Египет, Вавилон и др. культуры). Получается, что наука и миф являются необходимыми, но недостаточными предпосылками возникновения философии. Не хватает еще чего-то, что делает философию именно философией и что невозможно найти ни в науке, ни в мифе.
Третья концепция генезиса философии, концепция «качественного скачка», подчеркивает именно эту специфику философского знания как его сущностное отличие от иных типов знания. Поясним: эта концепция не отрицает важность для становления философии мифа и науки, а также развития социальных, экономических, политических и иных связей. Действительно, без совокупности всех этих необходимых предпосылок философия никак бы не могла появиться, однако весь этот перечень предпосылок, сколь бы длинным и объемным он ни был, не способен автоматически породить философию. В современном мире, как казалось бы, всех этих предпосылок куда больше, и даже новых мифов создается больше, чем было старых у древних греков, однако Древняя Греция породила такую плеяду оригинальных философов, которых в XX веке можно пересчитать по пальцам одной руки.
Концепция
«качественного скачка» интересна,
оригинальна и даже нова тем, что
останавливает свое внимание именно на
внутреннем существе философского знания,
которое несводимо ни к каким предпосылкам,
которое ниоткуда невозможно вывести,
как только из самой философии. Философия
породила саму себя в акте духовного познания
и самопознания, она - совершенно суверенная,
автономная область знания, знания предвечного,
ибо его неспособна постичь ни мифология,
ни наука, ни религия. Философия возникает
сразу и как бы вдруг, разорвав все путы
мифологического, научного, поэтического,
эпического и какого угодно иного вида
знания. Но хотя философия возникает вдруг
и сразу, она не сразу и не вдруг приходит
к своему самосознанию, она не сразу обнаруживает
себя в своей первозданной чистоте. В истории
античной философии она как бы идет от
себя к себе, выражаясь терминологией
Гегеля, от в себе бытия к для себя бытия.
Убеждение в том, что философия возникает из зачатков научного знания, в противоположность мифу, восходит к просветительской мировоззренческой позиции. Общеизвестное историко-философское выражение такое убеждение нашло в формуле немецких философов И.Дерфера и В.Нестле: «От мифа к логосу». Суть их толкования подкупает простотой и здравомыслием: философия возникает как критическое преодоление мифологии, как торжество разума над вымыслом. Однако эта простота достигается за счет неправомерного упрощения проблемы. В поле зрения историка философии миф приобретает значение обреченной стороны, противопоказанной становящееся философии. Тогда в качестве базиса зарождающейся философии остается лишь опытное знание. Но как объяснить происхождение умозрительной философии первых греческих мудрецов? Ведь эти учения близки к мифопоэтическим структурам мышления и никак не вытекают из чувственного опыта.
Внемифологический подход к происхождению философии оправдан только в одном случае: если философию всецело сводить к рационально-познавательной деятельности мышления. Тогда философия легко сближается с частнонаучным знанием, с тем, что сейчас называется теоретическим естествознанием, и беспрепятственно выводится из него исторически. Но философия, в том числе и первоначальная, не тождественна знанию. Она не только рационально познает объект, но и настроенчески переживает и оценивает его. При этом объект оценивается по шкале социальных норм и личностных критериев. Метод распознавания исторического начала философии должен ориентироваться на специфику и природу философского знания. Историк философии обязан выделять в зарождающейся философии не только то, что объединяет ее с частнонаучным знанием, но и то, что их различает, что невыводимо из опыта и делает философию качественно самобытной формой духовного отношения к миру.
Миф более обосновано рассматривать не как вымысел, а как особый способ духовного освоения мира, который находится с философией (логосом) в сложных и неоднозначных отношениях. Миф объединяет элементы теории и художественные творчества. О мифе не рассуждают, в нем живут Закон функционирования мифологического мира - закон метаморфоз, т.е. убеждение во взаимной превращаемости всего сущего, в фундаментальном и неустрашимом всеединстве жизни, в кровном родстве всего существующего. Мифология базируется на родовых интуициях, а человек любой эпохи не способен обойтись без таких интуиций.
Мышление, возникающее на основе родовых интуиций, будет иметь предметом материальную, живую, одушевленную, мыслящую и мыслимую вещь. Живое и одушевленное тело человека, мыслящего на основании, при помощи и в целях общинно-родового коллектива - вот основной предмет античного мышления. Наличие такого рода мышления можно наблюдать в античной философии с самого ее начала и до самого конца. Вот почему античный космос - живой и чувствующий. А философия проявляет себя как искусство предельных обобщений. Миф - внутренняя жизнь чувственно-материального космоса в его общинно-родовом понимании. Таков исходный материал мысли, на котором базировалась античная философия как чисто греческое предприятие.
С
точки зрения современной философии,
процесс перехода мифа в логос
никогда не может быть завершен, т.к.
претензии на окончательное обоснование
любой философской системы мнимы. Постичь
суть философии адекватно можно лишь тогда,
когда ее выбрал как свою и живешь в ней.
Но тогда человек начинает говорить уже
не на научном, а мифологическом языке.
Это понял уже Платон. Миф и логос различаются
у Платона не только по степени достоверности,
но, что гораздо важнее, по предмету приложения:
их области применения не пересекаются
- где требуется логос, там бессилен миф,
где хорош миф, там абсолютно неадекватен
логос. Логика, по мнению Платона, не универсальное
орудие («органон») для всех правильных
решений, равно как и недостаточное оснащение
для успешного человеческого существования.
Кроме точного знания и правильного рассуждения
требуется еще и «правдоподобный миф»,
«правильное мнение», «уподобление», «аналогия»
и т. п. Философские мифы Платона показывают,
как старые истины и новое понимание могут
быть соединены воедино. Гуманитарный,
ориентированный на предшествующую культуру
и духовность тип знания, был в античности
доминирующим. Поэтому философия как специфическое
отношение к природе и культуре неразрывно
связана с жанром комментария, размышления
по поводу духовной традиции, унаследованной
данной эпохой. В таком качестве философия
возникает в пифагореизме. Вклад ионийской
натурфилософии состоял в изобретении
жанра научной прозы, в открытии принципа
доказательства в рассуждении, в размышлениях
по поводу первоосновы всего сущего. На
другом краю ойкумены, в пифагорейской
школе, впервые встречается традиция толкования
ряда текстов, признаваемых священными.
Именно у пифагорейцев проявляется консервативный
дух греческой мысли, стремящейся быть
не открывателем новых истин о мире и человеке,
но хранителем и истолкователем традиционной
мудрости. Именно философия пифагореизма
выступила в качестве противовеса надменности
возникающей науки, но не отвергла ее,
а заимствовала научные открытия и методы
для толкования «священных текстов». В
V в. до н. э. в Афинах прежде всего становятся
популярными светская ионийская «наука»
и развивающаяся софистика. Всецело под
влиянием софистов и в рамках поставленных
ими проблем развивалась мысль Сократа.
Но постепенно становится известной италийская
традиция. К IV в. до н. э. пифагорейская
традиция становится предметом почтительного
внимания к платоновской Академии. Как
некогда пифагорейцы к эпосу, так теперь
к самим пифагорейцам обратились как к
образцам древней мудрости, подлежащей
осмыслению и истолкованию. Таким образом,
философия выступает как самосознание
данной культуры.
Информация о работе Проблема происхождения философии. Философия и мифология