Философия и мифология

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 10:45, творческая работа

Описание работы

Слово «миф», как только оно произнесено, у большинства людей ассоциируется с Древней Грецией или Древним Римом, ведь самые известные мифы родились именно там. Вообще, об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях стало известно гораздо позднее, и они оказались менее распространенными. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны и мифы народов Австралии, Океании и Африки.

Содержание

Введение
Истоки термина «миф», его значение в разные исторические эпохи
Предпосылки возникновения мифа
Понятие мифа и философии
Понятие мифологии
Выводы
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Презентация2.ppt

— 147.50 Кб (Скачать)

Содержание: 

  • Введение
  • Истоки термина «миф», его значение в разные исторические эпохи
  • Предпосылки возникновения мифа
  • Понятие мифа и философии
  • Понятие мифологии
  • Выводы
  • Список использованных источников

Введение 

  • Слово  «миф», как только оно произнесено, у большинства людей ассоциируется с Древней Грецией или Древним Римом, ведь самые известные мифы родились именно там. Вообще, об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях стало известно гораздо позднее, и они оказались менее распространенными. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны и мифы народов Австралии, Океании и Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман и буддистов, также лежат различные, подвергшиеся переработке предания.
 
  • Удивительно, но обнаружилось, что на определенной  стадии исторического развития  более или менее развитая мифология  существовала практически у всех  известных науке народов, что  некоторые сюжеты и рассказы  в той или иной мере повторяются  в мифологических циклах разных  народов.

Истоки  термина «миф», его значения в  разные исторические эпохи. 

        Термин "миф" имеет индоевропейский корень meudh-, mudh-, в древности обозначавший "заботиться о чем-то", "страстно желать чего-то" и др. В ранней древнегреческой культуре этот термин имел широкий спектр значений: от мысли, предписания и совета, до обмана и лжи. В дальнейшем происходит сужение спектра. В Средневековье термин "миф" сводится лишь к обозначению языческих верований или форм фольклорного творчества и наделяется сугубо отрицательными оттенками. В Новое время и эпоху Просвещения - это произвольная выдумка, воображение, субъективная фантазия, обычно включающая в себя сверхъестественные образы, действия и события. Такое словоупотребление сохранялось до конца XIX в.

       В XX в. возродилась тенденция полисемантизации (расширение значения) термина. Миф - это: 

  • o -любое  ложное знание, несущее в себе  момент условности, относительности;
  • o -преднамеренный обман, ложное, искаженное представление о действительности;
  • o -легенды, предания, сказки, фольклор и др.;
  • o -определенный тип философских воззрений
  • o -используемые в искусстве фантастические образы, продукты нереалистического художественно-образного преломления действительности, часто являющиеся продуктами функциональной и идейной переработки древних мифов и т.д.

Предпосылки  возникновения мифа  
 

        Время происхождения мифологических образов не поддаётся определению, их образование неразрывно связано с происхождением языка и сознания. Главная задача мифа заключается в том, чтобы задать образцы, модели для всякого важного действия, совершаемого человеком, миф служит для ритуализации повседневности, давая возможность человеку обрести смысл в жизни. 
 
Мифология формировалась на ранних стадиях развития общества. Это первая попытка человека объяснить происхождение и устройство мира, появление людей, животных, причины стихийных явлений, определить свое место в мире.

          Мифы связаны с обрядами, обычаями, содержащими нравственные нормы и эстетические представления, сочетающие реальность и фантазии, мысли и чувства. В мифах человек не выделял себя из природы.

Понятие  философии и мифа 

       Понятие "миф и философия" воспринимается сознанием как многоаспектное единое целое благодаря огромному количеству исследовательских работ.  

  • Миф - [< греч. mythos - слово; сказание; предсказание] сказание, передающее верования древних народов о происхождении мира и явлений природы, о богах и легендарных героях.
 
  • Философия - [< греч. pilosophia < philo - люблю + sophia - мудрость] форма общественного сознания, представляющая собой систему наиболее общих понятий о мире, месте человека в нём, теоретическая основа мировоззрения.

Понятие  мифологии 

- это мифы  в их совокупности,

 определенной системой

связанности

(например, 

античная  мифология)  

"наука,  изучающая мифы,

 их происхождение и

отражение  в них

действительности"

Выводы: 

             Исторические этапы развития философии мифологии позволяет ставить вопрос о мифе как особой форме сознания, исключительная функция которой состоит в продуцировании и воспроизведении конкретно-чувственной образности, которая переживается сознанием, но не объясняется.

             Первобытная мифология - исторически первая, но не единственная форма проявления такой образной деятельности сознания. К числу таких форм относятся фольклорные и мифопоэтические структуры. При оценке таких фольклорно-мифопоэтических структур, особенно современных, нельзя забывать, что они имеют в качестве доминирующей не познавательную, а художественно-образную основу.

            В эпоху романтизма завершается первый большой исторический период развития философии мифологии. Это был период, когда миф выступал прежде всего тайной духа, а потому предметом философии мифологии , но не проблемой конкретно-научного исследования. Это был длительный период поиска и осмысления путей, принципов и средств постижения мифа.

            В начале XIX в. философия мифологии, во многом благодаря активности романтиков, окончательно исчерпала свои возможности философско-теоретической рационализации мифа как тайны. Миф из тайны превратился еще и в проблему конкретно-научного познания. А философия мифологии приобрела новые функции: формулирования мировоззренческих и методологических предпосылок конкретно-научного изучения мифов. С этого времени такие функции становятся основными для философии мифологии.

            В 1830-х гг. романтизм с его созерцательно-мечтательной идеализацией мифотворчества, возвышенно-эмоциональным толкованием его, всесторонним преклонением перед мифом исчерпал свой идейно-художественный и философско-теоретический потенциал. На смену романтизму приходил реализм, рожденный потребностью в объективно-истинном и практически-заинтересованном воспроизведении действительности, а вместе с ним зарождались и качественно новые философские подходы к мифотворчеству.

Список  использованных источников: 

  • 1.  Найдыш В.М. Философия  мифологии. От  античности до  эпохи романтизма.  - М.: Градарики,  2002.
  • 2. Корш М. Краткий словарь мифологии и древностей. Калуга: Золотая аллея,1993
  • 3. Косарев А. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость- М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000.
  • 4. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М., 2003. 151 с.
  • 5. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики до современности. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. С. 8-14.

Информация о работе Философия и мифология