Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:59, курс лекций
Основные типы истолкования сущности философии. Понятия мироотношения и мировоззрения. Мировоззрение и общекультурная картина мира. Мировоззрение и философия. Социально-исторические детерминанты возникновения философии. Смысл и назначение философии в мире культуры. Философия как основание четырех различных сфер человеческих интересов; науки, поэзии, религии, логики. Философия и мифология. Философия и религия. Философия и искусство. Философия и наука. Философия и политика.
В решении гносеологических вопросов основоположники марксизма исходили из того, что человек познает мир с помощью органов чувств, которые дают ему точные копии реальности в образах.
В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но переработанная на основе материалистических принципов. Бытие определяет сознание. Сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя. Материя находится в постоянном движении и развитии. Бога нет, поскольку он является плодом фантазии. Материя вечна и бесконечна и периодически принимает новые формы. Важнейшим фактором развития является практика. Развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.
К. Марксом и Ф. Энгельсом впервые в истории философии диалек-тико-материалистическое понимание было распространено на общество. Большое внимание было уделено диалектике производительных сил и производственных отношений, единство которых образует способ производства.
Материалистическое понимание истории стало философским новаторством Маркса и Энгельса. Исторический материализм — это распространение материализма на общественную жизнь, социальный мир, историю. Суть своих воззрений Маркс изложил в предисловии к книге «К критике политической экономии» (1859). На каждом этапе об-философия.
Конец XIX и XX в. — эпоха неклассической философии. Этот период дал замечательных мыслителей, обогативших философскую культуру. Их философские идеи отразили достижения науки и иные стороны материального и духовного развития человечества. Западная философия данного периода — это огромное многообразие философов всевозможных школ, направлений и концепций, основные из которых: иррационализм (А. Шопенгауэр), марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс), философия жизни (С. Кьеркегор, Ф. Ницше, А. Бергсон), позитивизм и неопозитивизм (О. Конт, Б. Рассел, Л. Витгенштейн), философия прагматизма (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи), феноменология (Э. Гуссерль), герменевтика1 (X. Гадамер), философская антропология2 (М. Шелер, П. Тейяр де Шарден), экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр), структурализм (К. Леви-Строс), критический рационализм3 (К. Поппер), психоанализ (3. Фрейд, К. Юнг и др.).
1 Подробнее см.: История философии / Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2001.-С. 515.
2 См.: Там же. - С. 476.
3 См.: Там же. — С. 506. 114
Наиболее влиятельным из вышедших из гегельянства философских течений стал марксизм. Основатели этого течения Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) в начале 1840-х гг. примыкали к левому, радикальному крылу младогегельянцев. К середине 1840-х гг. они перешли на материалистические позиции. Они, опираясь на философское творчество Гегеля и Фейербаха, переосмыслили идеалистическую диалектику и антропологический материализм, результатом чего явилось создание принципиально нового философского направления — диалектического материализма. Часть философского учения Маркса и Энгельса, посвященная развитию общества (социальная философия), получила название исторического материализма.
В решении гносеологических вопросов основоположники марксизма исходили из того, что человек познает мир с помощью органов чувств, которые дают ему точные копии реальности в образах.
В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но переработанная на основе материалистических принципов. Бытие определяет сознание. Сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя. Материя находится в постоянном движении и развитии. Бога нет, поскольку он является плодом фантазии. Материя вечна и бесконечна и периодически принимает новые формы. Важнейшим фактором развития является практика. Развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.
К. Марксом и Ф. Энгельсом впервые в истории философии диалек-тико-материалистическое понимание было распространено на общество. Большое внимание было уделено диалектике производительных сил и производственных отношений, единство которых образует способ производства.
Материалистическое понимание
истории стало философским
щественного развития люди
для обеспечения своей
Общество проходит в своем развитии через ряд ступеней или общественно-экономических формаций, которые отличаются друг от друга способами производства, т. е. уровнем развития производительных сил, объективно складывающихся на их основе отношений (прежде всего отношений собственности), а также юридической и политической надстройкой и духовной культурой. Эффективность труда, его производительность, определяет преимущество одной формации по отношению к другой. Переход от формации к формации является переходом от внутрикачественных (количественных) изменений к качественным, т. е. означает революцию, скачок в развитии общества.
Уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и ход истории. Человеческая история — естественноисторический процесс; ни одна формация, ни одна ступенька этого развития не уйдет в прошлое, пока не исчерпает себя, но если производственные отношения исчерпаны и тормозят дальнейшее развитие производительных сил, они должны быть в корне изменены, наступает эпоха социальной революции.
На основе материалистического понимания истории марксизмом была разработана научная теория коммунизма, первой стадией развития которого в XX в. стал рассматриваться социализм. Марксистская философия рассматривала общество, основанное на принципах коллективного труда, т. е. социализм как общество, в котором науке, когда она превращается в непосредственную производительную силу, отводится важная роль одного из движителей общественного прогресса.
К. Маркс и Ф. Энгельс блестяще применяли диалектико-материа-листическую методологию при исследовании конкретных явлений эпохи, в которой они жили, таких как революция и гражданская война
во Франции 1848-1851 гг., Парижская коммуна т. д. Философская основа марксизма содержится в совместных работах Маркса и Энгельса «Святое семейство», «Немецкая идеология», трудах Энгельса «Диалектика природы», «Анти-Дюринг», «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и др. Основным произведением Маркса и марксизма вообще является трехтомный труд «Капитал». Характерные черты марксизма:
♦ диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом;
♦ исторический процесс
истолковывается с
♦ объясняется мир, разрабатываются основы его преобразования. Философские исследования переносятся на область материально-практической деятельности человека;
♦ диалектико-материалистические
взгляды связываются с
Сам Маркс говорил, что марксизму принадлежат два общественно-научных открытия: материалистическое понимание истории и теория прибавочной стоимости.
В 1848 г. Маркс и Энгельс написали программный документ коммунистического движения «Манифест коммунистической партии». Философию Маркс и Энгельс рассматривали как «руководство к действию», имея в виду революционное преобразование общества. Революция должна была ознаменовать начало новой истории, которая не будет знать классовых антагонизмов. Марксизм стал не только философским течением, но и идеологией, он носит ярко выраженный классовый характер. Марксистский гуманизм пришел в противоречие с реальной попыткой построения социализма и коммунизма и способствовал развитию тоталитаризма.
На протяжении нескольких десятилетий в Европе марксизм служил угнетенным классам (рабочим и крестьянам) программой их революционных движений. Философия марксизма на всем историческом отрезке существования СССР провозглашалась идеологией государства, рассматриваясь в качестве инструмента построения социализма, способного в будущем трансформироваться в коммунистическое общество.
Философские, экономические, политические взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса до сих пор оказывают колоссальное влияние на общество. В 1999 г. в Великобритании был проведен массовый опрос, в ходе которого выяснились крупнейшие мыслители уходящего тысячелетия, оказавшие наибольшее влияние на судьбы мира. Первым, опередив А. Эйнштейна и И. Ньютона, оказался Карл Маркс.
15-лекция
Западная философия в контексте культуры XX в. канун XXI в.
Культурные
трансформации и
Э.Гуссерль о кризисе европейской науки, философии и культуры. М.Хайдеггер и критический опыт переосмысления трагизма и драматизма человеческого существования в западном мире.
М.Хайдеггер и анализ европейского нигилизма. Философские поиски экзистенциалистов XX в. А.Камю и тема абсурдного существования человека в условиях социального отчуждения. Абсурдность бунта и абсурдный героизм западного человека. Философские поиски социальной идентичности в творчестве Ж.-П.Сартра. Философский анализ трагизма человеческого существования в условиях пограничной ситуации (К.Ясперс).
Философско-религиозные
поиски философии персонализма. «Возврат
к Богу» и "любовь к Богу"
- мировоззренческая установка
Культурный
шок и человек в поисках
выхода из него. Конфликт между, культурой
и человеком. Коллизии и драматизм
существования человекам
"Потеря
самости" и обретение
Критическое переосмысление статута философии и науки. Философия, наука как феномены культуры. Логико-методологические проблемы науки в философских исканиях логических, лингвистических позитивистов. Аналитическая философия. Философия критического рационализма. Проблемы демаркации науки и философии.
Феномен "смерти человека" в западноевропейской культуре и философские осмысления причин и путей возврата человека. (Философия структуррализма). Философские идеи постструктуралистов. Генеалогия западного общества, выявление матриц проникновения властных отношений во все сферы социума и. жизни человека. Проблема контаминации власти и знания М.Фуко.
Постмодернизм как духовное состояние, образ жизни и философия. Формирование философии постмодернизма. Своеобразие постмодернистского мышления. Философия постмодернизма и критический анализ оснований западной культуры. Позитивная программа постмодернистской философии.
Одним из ведущих направлений европейской философии XX в. стал экзистенциализм (от лат. existentia — существование) — философия существования. Основателем его считается С. Кьеркегор. Он выступил против рационализма классической философии, обвинив разум в поглощении индивидуальности.
В центре внимания философии существования лежит проблема сущности человеческой жизни. По мнршпп чк-чмгтенциалнстов, сущность (смысл, замысел) человеческого существования находится в самом существовании. Существование как сущность скрыто от человека повседневностью, оно прозревается им только в «пограничных ситуациях» — между жизнью и смертью. Страх перед смертью — единственное состояние, в котором человек ведет подлинно свободное, самостоятельное существование.
Серен Кьеркегор (1813-1855) — датский теолог, философ, высказывал недоверие к разуму. Учение С. Кьеркегора сводится к тому, что действительность не отождествляется с мышлением, поскольку она немыслима. Кьеркегор критиковал предшествующих философов, прежде всего Гегеля, за слишком абстрактный подход к человеку. Они ищут в человеке только его сущность, теряя из вида живую и уникальную индивидуальность с ее мыслями, чувствами. Самые глубокие истины — жизнь, смерть — не познаются логикой, а переживаются непосредственно. Философия и есть переживание вечного в конечном существовании, индивидуальной судьбе личности. Переживание — это любовь, вера, тоска, страх, они и составляют мир существования человека, и это существование выше всяких законов и закономерностей. Основной тезис религиозного экзистенциализма Кьеркегора — разум приводит человека к отчаянию, вера спасает и дает надежду.
В России экзистенциализм возник накануне Первой мировой войны-Николай Бердяев (1874-1948), Леонид Андреев (1871-1919), в Германии - Карл Ясперс (1883-1969), Мартин Хайдеггер (1889-1976), в середине XX в. получил широкое распространение во французской культуре — Жан-Поль Сартр (1905-1980), Симона де Бовуар (1908-1986), Альбер Камю (1913-1960)1.