Философия, её предмет и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:59, курс лекций

Описание работы

Основные типы истолкования сущности философии. Понятия мироотношения и мировоззрения. Мировоззрение и общекультурная картина мира. Мировоззрение и философия. Социально-исторические детерминанты возникновения философии. Смысл и назначение философии в мире культуры. Философия как основание четырех различных сфер человеческих интересов; науки, поэзии, религии, логики. Философия и мифология. Философия и религия. Философия и искусство. Философия и наука. Философия и политика.

Работа содержит 1 файл

Т. А. Сулейменов Курс лекции по философии Шымкент-2010 г. 1-лекц.doc

— 788.00 Кб (Скачать)

Главная мысль Даниила  Заточника в том, что князь  должен жить в постоянной дружбе со своими советниками. При этом князь  должен приближать к себе только умных  советников, не обращая внимания на знатность и богатство.

 

ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОГО БОГОСЛОВИЯ

Традиция, развивающаяся в западно-европейской  теологии и схоластике, не привилась  на Руси ввиду отсутствия традиции античного рационализма. Отсюда проистекает  глубочайшее различие между западноевропейским и русским богословско-философским  мышлением, сохраняющееся и по сей день.

Богословие на Руси это не рационально-спекулятивная  наука, а руководство и наставления. Специфика древнерусской богословской мысли также отличается своей  историчностью, размышлениями о  религиозной судьбе народа. Еще одна особенность, определяющая специфику богословского мышления Руси, это метод символического истолкования священных текстов, составляющих первичную реальность богословия.

"Практичность", "историзм" и "символизм" образуют как  бы три измерения, в которых  выражает себя богословско-философская мысль Древней Руси.

 

ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ

РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ XIV-XVI ВВ

В условиях постоянной монголотатарской интервенции как никогда ранее  актуально звучали призывы к  усилению централизации государственной  власти в сотрудничестве с церковью. Но параллельно в XIV-XVвв. Нарастали антицерковные еретические умонастроения; наиболее распространенным из которых были ереси стригольников и жидовствующих которые и стали главным руслом в церковной мысли.

Стригольничество зародилось в  Пскове в 70-х гг. XIV в. и оттуда перешло в Новгород. Основателями ереси считаются "простец" Карп, и дьякон Никита.

Нападки стригольников на православную церковь велись по двум направлениям: во-первых, по линии организационных  основ, общественной практики, и во-вторых, по вопросам богословской догматики. Отвергая церковную организацию как прогнившую снизу доверху, единомысленники Карпа не стремились заменить ее новой. Они вообще не видели необходимости в существовании духовенства как особого сословия.

Слепому подчинению священному писанию они противопоставляли критическое мышление и основанное на разуме отношение к догматам веры.

Современники указывают на наличие  в миросозерцании стригольников  элементом народной языческой религиозности.

Колыбелью жидовствующих явился Новгород. Подобно стригольникам жидовствующие отвергали церковную иерархию и замещение должностей по "мзде", требуя дешевой и праведной церкви. Они выступали против строительства храмов, не признавали святых таинств, скептически относились к иконам. Для них также характерно отрицание монашества, и догмата троичности. Самым существенным было противопоставление Ветхого Завета и Евангелия. Евангелие воспринималось как жизнеописание земного человека, не содержащее ничего божественного.

Обе ереси были разгромлены, однако в начале XVI в. идеи стригольников и жидовствующих нашли продолжение в учении таких видных еретиков как дворянин Матвей Башкин, холоп Феодосий Косой, священник Артемий.

Эта группа черпала свои аргументы в критике церкви, опираясь на Евангелие. Толкуя принципы "возлюби ближнего", Башкин указывал на недопустимость владения подобными себе людьми. Артемий нападал на церковное землевладение, культовую обрядность и распущенность духовенства. Феодосий Косой бежал в Литву, там распространял свое крамольное учение: церковь исказила божественную веру, которая сохранила свою истинность лишь в раннехристианских учениях.

Ожесточенная борьба внутри церкви в начале XVI века развернулась вокруг вопроса о церковном землевладении. Столкнулись две противоположные  партии: нестяжатели, наиболее видным идеологом которых был Нил Сорский и иосифляне во главе с Иосифом Волоцким. Нестяжатели были прямыми наследниками ранних еретиков. Они не только отвергали права церквей на владения землями и крепостными, но также выступали против вмешательства церкви в политическую жизнь страны. Нил Сорский, приняв исихазм, считал, что внешняя обрядность не имеет такого важного значения, которое ей придает официальная церковь. Для него характерно обращение к внутренней стороне жизни человека и к вопросам нравственности.

В учении Нила Сорского много мистического, однако сквозь мистику проглядывают рационалистические тенденции. Наряду с отрицанием религиозной обрядности обнаруживается скептическое отношение к чудесам и даже к священным книгам. Исихазм прочно вошел в его сознание, но тем не менее им вводится совершенно новый гносеологический принцип: изначальная, где-то вне мира и ума существующая истина постигается   все же только  разумным путем. Ум не из себя воспроизводит знание объекта, но достигает его как готовое, делая своим достоянием.

Ученик и последователь  Нила Сорского, Вассиан Патрикеев  позицию нестяжательства выводил  из первоначальной церковной практики и заветов ее известных деятелей Киевского периода. А они в  свою очередь ссылались на евангелистские тексты, запрещающие священнослужителям жить по мирскому обычаю, а тем более ставить себя в зависимость от вещественной церковности. Забвение заповедей Христа Вассиан объявлял прямым грехом и отступничеством от веры самих церковников.

Противники нестяжателей, иосифляне обращались к той политической традиции, которая уходила своими корнями во времена древнего Киева и самовластному правлению Владимира Мономаха. Наиболее развернутый вид  курс этой церковной партии получил в известном  сочинении И.Волоцкого "Просветитель". Здесь не отрицаются противоречия Священного писания, но предполагаются весьма простое их объяснение. Во-первых, многие места библии сами себе противоречат, потому что мнения людей зависят от чувственного бытия. Человеческому разуму не доступно полное знание о Боге. Во-вторых, сам Бог многолик, он предстает в писании то человеком, то ангелом, то благим и праведным, то грешником и неверным. И в-третьих, хотя Христос как Бог-Сын, является чувственной реализацией Бога-Отца, он двойственен по естеству. Подобие человека богу И.Волоцкий расчленяет на подобие в духовном и совпадении в образе. Зло он вынужден признать атрибутом бога как формы реализации "безмерной пучины божей премудрости".

И.Волоцкий писал о  двух способах познания истины: духовном и естественном. Первый – ординарное откровение, второй является собственно человеческим, хотя и несовершенным, но не бесполезным в богопознании, т.к. в знании о Боге существенную долю составляет и описание его творений и правильное осмысление человеческих преданий. Мирское знание таким образом реабилитируется, а его богоугодность не подвергается сомнению.

 

Борьба с еретиками  требовала более совершенного арсенала доводов и доказательств, призванных сохранить основы православия. Так  начиналась русская схоластика. Ее появление знаменуют философские идеи в творчестве князя А.М.Курбского, чьи философские взгляды сложились непосредственно под влиянием иосифлян.

Курбский согласен с  разделением ума на две части: созерцающую и "делательную". Божественная часть ума – созерцательная, как  оторванная от чувств, непригодна для практической жизни. Для целей последней служит естественный разум, возникающий из чувств и наделяющий человека свободой в сфере конкретных отношений. Не отступая от нравственной догмы, т.е. признавая противоположность природного и божественного, Курбский допускает раздвоенность, как следствие двух объектов познания, совершенно не связанных друг с другом. Тем самым он впервые вводит в русскую мысль теорию двух истин, где философия – знание о вещах и поступках человека, базирующееся на естественном мышлении, а истины религии составляют область мечтательного богосозерцания. Подмена одного другим ведет к ересям. Курбский сыграл значительную роль в просветительском движении на Украине и в Белоруссии, откуда оно распространилось на Московию.

 

 

* * *

 

Философская мысль древней  Руси и периода феодальной раздробленности  усваивала достижения античной и  византийской цивилизаций и одновременно делала первые самостоятельные шаги. Она развивалась в рамках религиозного мировоззрения. Но за религиозной оболочкой скрывалась сильная и самобытная мысль, исследовавшая вопросы миросозерцания, пытавшаяся найти теоретический ответ на практические вопросы.

Философская мысль в  феодальной Руси XIV-XVI вв. развивалась  все еще в рамках религиозной  идеологии. Вместе с тем в этот исторический период она сделала крупный шаг вперед, что было связано с появлением ростков рационализма, попыток критически, с позиций разума подойти к догматам православно-христианского вероучения и к деятельности православной церкви. Хотя рационализм существовал еще внутри зарождения тенденции к отделению философии от религии и богословия.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Замалеев А.С. Философская мысль в средневековой Руси.

2. Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии.

3. Поляков Л.В. Философские идеи в культуре древней Руси.

4. Громов М.И., Козлов Н.С. Русская философская мысль 10-17 вв.

5. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия9-19 вв.

6. История философии СССР в 4-х тт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13-лекция

Феномен философии в казахской культуре

 

Традиционное  мировоззрение казахов, Синкретизм номадической культуры. Мировоззренческие  искания в казахском народном творчестве. Философские аспекты  творчества жырау. Суфийская традиция, ее влияние на становление казахской философии.

Социально-философские    аспекты    политико-правовых    взглядов деятелей Казахского ханства  ХУII-ХУШ вв. Философский контекст "Жеті Жарғы". Космологические и антропософские учения (Доспамбет, Дулати).

Философские взгляды  Ч.Валиханова. Антропоцентризм и гуманизм философских идей Ч.Валиханова и И.Алтынсарина.

Абай Кунанбаев  о соотношении человека и Бога, веры и знания, о смысле человеческого  существования. Философия религии. Проблема свободы выбора. Нравственная философия Абая.

Философское творчество Шакарима Кудайбердиева.  Философская тематика в трудах национальной казахской интеллигенции конца XIX и первой  половины XX в.  (А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов, С.Торайгырова, М.Шокая, Ж.Акпаева и др.). Рационалистические идеи в творчестве казахской интеллигенции XX в. Отношение к марксизму.

Влияние  философских  идей  и учений  казахских  мыслителей на становление    национального    самосознания    казахского    народа,   на осознание своего этнической общности. Роль казахской  философии в формировании    мировоззренческой    ориентации    на    патриотический активизм казахского народа.

 

 

14-лекция

Марксистская  философия в контексте советской  культуры XX в.

Эволюция марксистского  учения. Политика большевистской партии и   советского   государства   в   области   идеологии.   Вульгаризация и  догматизация   марксовой   философии.   Канонизация   работ  И.Сталина. Формирование догматизированного марксизма.

XX съезд КПСС  и либерализация духовной сферы,  ее свертывания в эпоху "застоя". Основные направления советской философии конца 60-х 80-х годов XX в. Влияние Э.В.Ильенкова, Г.С.Батищева, П.В.Копнина в других на формирование диалектической логики.

Становление и  достижения казахстанской школы  диалектической логики. Основные направления  исследования казахстанских философов: Ж.М.Абдильдин, М.Баканидзе, Н.Д.Джандильдин, Жангельдин, Л.К.Науменко, А.Х.Касымжанов, А.К.Абишев, А. Касабек, Л.Кшибеков, А.Н. Нысанбаев, М.С.Орынбеков, Г.Г.Акмамбетов, К.Х.Рахматуллин, М.Ш.Хасанов, К.Ш.Шулембаев и др.

Влияние советской марксистской философии на формирование коммунистической идеологии, советского патриотизма и коллективизма на укрепление модели приоритетности советского образа жизнь на сплочение советского народа, интернациональных связей между народами советского общества.

Общая   характеристика   состояния    постсоветской   философии в странах   СНГ,   Обращение   к   ''запрещенному"   советской   идеологией наследию. Философское осмысление специфики  и путей развития национальных государств. Философское осмысление глобальных проблем.

Осмысление      путей     обретения      культурной     и     социальной идентичности   казахским   народом.   Формирование   исследований   по истории казахской философии  и культуры: А.Касабек, О.А.Сегизбаев, М.С.Орынбеков,   Гарифолла  Есим,   М.Сабит,   Ж.Алтаев,  Т.Х.Габитов, К.Ш.Нурланова, Ж.Муталипов, Д.С.Раев, Г.Т.Телебаев   и др. У истоков  становления казахстанских исследований проблем философии культуры: Б.Г.Нуржанов, А.А.Хамидов, А.Б.Наурзбаева и др. Осмысление важных в культурном и цивилизационном плане вопросов стабилизации казахстанского      общества.      Поиски  путей      казахстанской      модели цилизационного  развития  (Гарифолла Есим., А.П.Нысанбаев  и  др.). философский анализ феномена отчуждения (А.К.Абишев, З.Мукашев, А.А.Хамидов). Проблемы методологии научного исследования А.Н.Нысанбаев,     М.С.Сабит,     М.Ш.Хасанов,     М.З.Изотов     и     др.). Осмысление путей укрепления этнических отношений и проблем этнической интеграции, поиски духовных ценностных ориентиров (Б.К.Кудайбергенов, Н.Ж.Байтенова,   С.Е.Нурмуратов).   Влияние   постсоветской   философии   на формирование   мировоззренческой   установки   и   ориентиров   на   создание стабильного   казахстанского   общества,   на   формирование   казахстанского менталитета, формирование рационального понимания и принятия реформ, проводимых в казахстанском обществе,  на  ангажирование и артикуляцию вопросов по культурной идентичности, национальной безопасности.1.13 Марксистская философия в контексте советской культуры

 

Наиболее влиятельным  из вышедших из гегельянства философских течений стал марксизм. Основатели этого течения Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) в начале 1840-х гг. примыкали к левому, радикальному крылу младогегельянцев. К середине 1840-х гг. они перешли на материалистические позиции. Они, опираясь на философское творчество Гегеля и Фейербаха, переосмыслили идеалистическую диалектику и антропологический материализм, результатом чего явилось создание принципиально нового философского направления — диалектического материализма. Часть философского учения Маркса и Энгельса, посвященная развитию общества (социальная философия), получила название исторического материализма.

Информация о работе Философия, её предмет и функции