Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:59, курс лекций
Основные типы истолкования сущности философии. Понятия мироотношения и мировоззрения. Мировоззрение и общекультурная картина мира. Мировоззрение и философия. Социально-исторические детерминанты возникновения философии. Смысл и назначение философии в мире культуры. Философия как основание четырех различных сфер человеческих интересов; науки, поэзии, религии, логики. Философия и мифология. Философия и религия. Философия и искусство. Философия и наука. Философия и политика.
Главная мысль Даниила Заточника в том, что князь должен жить в постоянной дружбе со своими советниками. При этом князь должен приближать к себе только умных советников, не обращая внимания на знатность и богатство.
ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОГО БОГОСЛОВИЯ
Традиция, развивающаяся в западно-
Богословие на Руси это не рационально-спекулятивная
наука, а руководство и наставления.
Специфика древнерусской
"Практичность", "историзм" и "символизм" образуют как бы три измерения, в которых выражает себя богословско-философская мысль Древней Руси.
ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ
РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ XIV-XVI ВВ
В условиях постоянной монголотатарской интервенции как никогда ранее актуально звучали призывы к усилению централизации государственной власти в сотрудничестве с церковью. Но параллельно в XIV-XVвв. Нарастали антицерковные еретические умонастроения; наиболее распространенным из которых были ереси стригольников и жидовствующих которые и стали главным руслом в церковной мысли.
Стригольничество зародилось в Пскове в 70-х гг. XIV в. и оттуда перешло в Новгород. Основателями ереси считаются "простец" Карп, и дьякон Никита.
Нападки стригольников на православную церковь велись по двум направлениям: во-первых, по линии организационных основ, общественной практики, и во-вторых, по вопросам богословской догматики. Отвергая церковную организацию как прогнившую снизу доверху, единомысленники Карпа не стремились заменить ее новой. Они вообще не видели необходимости в существовании духовенства как особого сословия.
Слепому подчинению священному писанию они противопоставляли критическое мышление и основанное на разуме отношение к догматам веры.
Современники указывают на наличие в миросозерцании стригольников элементом народной языческой религиозности.
Колыбелью жидовствующих явился Новгород. Подобно стригольникам жидовствующие отвергали церковную иерархию и замещение должностей по "мзде", требуя дешевой и праведной церкви. Они выступали против строительства храмов, не признавали святых таинств, скептически относились к иконам. Для них также характерно отрицание монашества, и догмата троичности. Самым существенным было противопоставление Ветхого Завета и Евангелия. Евангелие воспринималось как жизнеописание земного человека, не содержащее ничего божественного.
Обе ереси были разгромлены, однако в начале XVI в. идеи стригольников и жидовствующих нашли продолжение в учении таких видных еретиков как дворянин Матвей Башкин, холоп Феодосий Косой, священник Артемий.
Эта группа черпала свои аргументы в критике церкви, опираясь на Евангелие. Толкуя принципы "возлюби ближнего", Башкин указывал на недопустимость владения подобными себе людьми. Артемий нападал на церковное землевладение, культовую обрядность и распущенность духовенства. Феодосий Косой бежал в Литву, там распространял свое крамольное учение: церковь исказила божественную веру, которая сохранила свою истинность лишь в раннехристианских учениях.
Ожесточенная борьба
внутри церкви в начале XVI века развернулась
вокруг вопроса о церковном
В учении Нила Сорского много мистического, однако сквозь мистику проглядывают рационалистические тенденции. Наряду с отрицанием религиозной обрядности обнаруживается скептическое отношение к чудесам и даже к священным книгам. Исихазм прочно вошел в его сознание, но тем не менее им вводится совершенно новый гносеологический принцип: изначальная, где-то вне мира и ума существующая истина постигается все же только разумным путем. Ум не из себя воспроизводит знание объекта, но достигает его как готовое, делая своим достоянием.
Ученик и последователь
Нила Сорского, Вассиан Патрикеев
позицию нестяжательства
Противники нестяжателей, иосифляне обращались к той политической традиции, которая уходила своими корнями во времена древнего Киева и самовластному правлению Владимира Мономаха. Наиболее развернутый вид курс этой церковной партии получил в известном сочинении И.Волоцкого "Просветитель". Здесь не отрицаются противоречия Священного писания, но предполагаются весьма простое их объяснение. Во-первых, многие места библии сами себе противоречат, потому что мнения людей зависят от чувственного бытия. Человеческому разуму не доступно полное знание о Боге. Во-вторых, сам Бог многолик, он предстает в писании то человеком, то ангелом, то благим и праведным, то грешником и неверным. И в-третьих, хотя Христос как Бог-Сын, является чувственной реализацией Бога-Отца, он двойственен по естеству. Подобие человека богу И.Волоцкий расчленяет на подобие в духовном и совпадении в образе. Зло он вынужден признать атрибутом бога как формы реализации "безмерной пучины божей премудрости".
И.Волоцкий писал о двух способах познания истины: духовном и естественном. Первый – ординарное откровение, второй является собственно человеческим, хотя и несовершенным, но не бесполезным в богопознании, т.к. в знании о Боге существенную долю составляет и описание его творений и правильное осмысление человеческих преданий. Мирское знание таким образом реабилитируется, а его богоугодность не подвергается сомнению.
Борьба с еретиками требовала более совершенного арсенала доводов и доказательств, призванных сохранить основы православия. Так начиналась русская схоластика. Ее появление знаменуют философские идеи в творчестве князя А.М.Курбского, чьи философские взгляды сложились непосредственно под влиянием иосифлян.
Курбский согласен с разделением ума на две части: созерцающую и "делательную". Божественная часть ума – созерцательная, как оторванная от чувств, непригодна для практической жизни. Для целей последней служит естественный разум, возникающий из чувств и наделяющий человека свободой в сфере конкретных отношений. Не отступая от нравственной догмы, т.е. признавая противоположность природного и божественного, Курбский допускает раздвоенность, как следствие двух объектов познания, совершенно не связанных друг с другом. Тем самым он впервые вводит в русскую мысль теорию двух истин, где философия – знание о вещах и поступках человека, базирующееся на естественном мышлении, а истины религии составляют область мечтательного богосозерцания. Подмена одного другим ведет к ересям. Курбский сыграл значительную роль в просветительском движении на Украине и в Белоруссии, откуда оно распространилось на Московию.
* * *
Философская мысль древней Руси и периода феодальной раздробленности усваивала достижения античной и византийской цивилизаций и одновременно делала первые самостоятельные шаги. Она развивалась в рамках религиозного мировоззрения. Но за религиозной оболочкой скрывалась сильная и самобытная мысль, исследовавшая вопросы миросозерцания, пытавшаяся найти теоретический ответ на практические вопросы.
Философская мысль в феодальной Руси XIV-XVI вв. развивалась все еще в рамках религиозной идеологии. Вместе с тем в этот исторический период она сделала крупный шаг вперед, что было связано с появлением ростков рационализма, попыток критически, с позиций разума подойти к догматам православно-христианского вероучения и к деятельности православной церкви. Хотя рационализм существовал еще внутри зарождения тенденции к отделению философии от религии и богословия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Замалеев А.С. Философская мысль в средневековой Руси.
2. Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии.
3. Поляков Л.В. Философские идеи в культуре древней Руси.
4. Громов М.И., Козлов Н.С. Русская философская мысль 10-17 вв.
5. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия9-19 вв.
6. История философии СССР в 4-х тт.
13-лекция
Феномен философии в казахской культуре
Традиционное
мировоззрение казахов, Синкретизм
номадической культуры. Мировоззренческие
искания в казахском народном
творчестве. Философские аспекты
творчества жырау. Суфийская традиция,
ее влияние на становление казахской философи
Социально-философские аспекты политико-правовых взглядов деятелей Казахского ханства ХУII-ХУШ вв. Философский контекст "Жеті Жарғы". Космологические и антропософские учения (Доспамбет, Дулати).
Философские взгляды Ч.Валиханова. Антропоцентризм и гуманизм философских идей Ч.Валиханова и И.Алтынсарина.
Абай Кунанбаев о соотношении человека и Бога, веры и знания, о смысле человеческого существования. Философия религии. Проблема свободы выбора. Нравственная философия Абая.
Философское творчество Шакарима Кудайбердиева. Философская тематика в трудах национальной казахской интеллигенции конца XIX и первой половины XX в. (А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов, С.Торайгырова, М.Шокая, Ж.Акпаева и др.). Рационалистические идеи в творчестве казахской интеллигенции XX в. Отношение к марксизму.
Влияние философских идей и учений казахских мыслителей на становление национального самосознания казахского народа, на осознание своего этнической общности. Роль казахской философии в формировании мировоззренческой ориентации на патриотический активизм казахского народа.
14-лекция
Марксистская
философия в контексте
Эволюция марксистского учения. Политика большевистской партии и советского государства в области идеологии. Вульгаризация и догматизация марксовой философии. Канонизация работ И.Сталина. Формирование догматизированного марксизма.
XX съезд КПСС
и либерализация духовной
Становление и достижения казахстанской школы диалектической логики. Основные направления исследования казахстанских философов: Ж.М.Абдильдин, М.Баканидзе, Н.Д.Джандильдин, Жангельдин, Л.К.Науменко, А.Х.Касымжанов, А.К.Абишев, А. Касабек, Л.Кшибеков, А.Н. Нысанбаев, М.С.Орынбеков, Г.Г.Акмамбетов, К.Х.Рахматуллин, М.Ш.Хасанов, К.Ш.Шулембаев и др.
Влияние советской марксистской философии на формирование коммунистической идеологии, советского патриотизма и коллективизма на укрепление модели приоритетности советского образа жизнь на сплочение советского народа, интернациональных связей между народами советского общества.
Общая характеристика состояния постсоветской философии в странах СНГ, Обращение к ''запрещенному" советской идеологией наследию. Философское осмысление специфики и путей развития национальных государств. Философское осмысление глобальных проблем.
Осмысление путей обретения культурной и социальной идентичности казахским народом. Формирование исследований по истории казахской философии и культуры: А.Касабек, О.А.Сегизбаев, М.С.Орынбеков, Гарифолла Есим, М.Сабит, Ж.Алтаев, Т.Х.Габитов, К.Ш.Нурланова, Ж.Муталипов, Д.С.Раев, Г.Т.Телебаев и др. У истоков становления казахстанских исследований проблем философии культуры: Б.Г.Нуржанов, А.А.Хамидов, А.Б.Наурзбаева и др. Осмысление важных в культурном и цивилизационном плане вопросов стабилизации казахстанского общества. Поиски путей казахстанской модели цилизационного развития (Гарифолла Есим., А.П.Нысанбаев и др.). философский анализ феномена отчуждения (А.К.Абишев, З.Мукашев, А.А.Хамидов). Проблемы методологии научного исследования А.Н.Нысанбаев, М.С.Сабит, М.Ш.Хасанов, М.З.Изотов и др.). Осмысление путей укрепления этнических отношений и проблем этнической интеграции, поиски духовных ценностных ориентиров (Б.К.Кудайбергенов, Н.Ж.Байтенова, С.Е.Нурмуратов). Влияние постсоветской философии на формирование мировоззренческой установки и ориентиров на создание стабильного казахстанского общества, на формирование казахстанского менталитета, формирование рационального понимания и принятия реформ, проводимых в казахстанском обществе, на ангажирование и артикуляцию вопросов по культурной идентичности, национальной безопасности.1.13 Марксистская философия в контексте советской культуры
Наиболее влиятельным из вышедших из гегельянства философских течений стал марксизм. Основатели этого течения Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) в начале 1840-х гг. примыкали к левому, радикальному крылу младогегельянцев. К середине 1840-х гг. они перешли на материалистические позиции. Они, опираясь на философское творчество Гегеля и Фейербаха, переосмыслили идеалистическую диалектику и антропологический материализм, результатом чего явилось создание принципиально нового философского направления — диалектического материализма. Часть философского учения Маркса и Энгельса, посвященная развитию общества (социальная философия), получила название исторического материализма.