Философия Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 11:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является подробное изучение взглядов Аристотеля на государство, право и общество, на гражданские институты, а также выявление концептуального фундамента политико-правовых и социологических взглядов древнегреческого философа, в трудах которого предложены теоретические основы гражданского общесва и правого государства.

Содержание

Введение 2
1. Соотношение понятий «общество» и «государство» в социальной философии Аристотеля. 9
1.1. Анализ трактата Аристотеля «Политика 9
1.2 . Виды «государства» у Аристотеля 14
1.3 Понятие «гражданина» и его роль в государственно-правовой концепции Аристотеля. 22
2. Аристотель о соотношении социальной и правовой сторон общественной жизни 35
2.1. Механизмы социального регулирования общественной жизни. 35
2.2 Правовые аспекты жизни общества 44
Заключение. 51
Список использованной литературы 55

Работа содержит 1 файл

Философия Аристотеля.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

     Что представляет собой закон — порядок  долженствования или выражение  порядка существования? Аристотелева формула «порядок и есть закон» позволяет в какой-то мере понять позицию автора. Как видно, под законом понимается не только должное, но и сам уже существующий порядок, сама закономерная взаимосвязь вещей. В первую очередь это относится к естественному закону. Мы видели, что Аристотель в «Никомаховой этике» не использует термин «закон» применительно к «природному».

     Соответствие  законам — один из признаков справедливости. Но она зависит и от субъектов  отношений: «…справедливость — понятие  относительное и различается  столько же в зависимости от свойств объекта, сколько и от свойств субъекта»49.

     Равенство, по Аристотелю, — «это некая середина между избытком и недостатком»; середина вещи — то, что равно удалено  от обоих краев, причем эта середина одна и для всех одинакова. «Серединою же по отношению к нам, — пишет Аристотель, — я называю то, что не избыточно и не недостаточно, и такая середина не одна и не одинакова для всех»50.

    Заключение.

     Для Аристотеля человек — это прежде всего общественное или политическое существо («политическое животное»), одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть нравственными качествами.

     В «Никомаховой этике» Аристотель отмечал, что «человек по природе существо общественное», а в «Политике» — существо политическое. Он также выдвинул положение, что человек рождается политическим существом и несёт в себе инстинктивное стремление к совместной жизни. Врождённое неравенство способностей — причина объединения людей в группы, отсюда же различие функций и места людей в обществе.

     В человеке есть два начала: биологическое  и общественное. Уже с момента  своего рождения человек не остаётся наедине с самим собой; он приобщается  ко всем свершениям прошлого и настоящего, к мыслям и чувствам всего человечества. Жизнь человека вне общества невозможна.

     Аристотель  подверг критике учение Платона  о совершенном государстве, и  предпочитал говорить о таком  политическом устройстве, которое может  иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства.

     Осуществив  грандиозное обобщение социального  и политического опыта эллинов, Аристотель разработал оригинальное социально-политическое учение. При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду». Наилучший способ теоретического построения состоит в рассмотрении первичного образования предметов. Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни и к политическому общению.

     Первым  результатом социальной жизни Аристотель считал образование семьи — муж  и жена, родители и дети… Потребность  во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Государство создаётся не ради того, чтобы жить вообще, а жить, преимущественно, счастливо. Согласно Аристотелю государство возникает только тогда, когда создаётся общение ради благой жизни между семьями и родами.

       Природа государства стоит «впереди»  семьи и индивида. Так совершенство  гражданина обуславливается качествами  общества, которому он принадлежит  — кто желает создать совершенных  людей, должен создать совершенных  граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство.

     Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками целей, интересов и характера деятельности людей, их зависимости от имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных слоёв общества. Он выделял три главных слоя граждан: очень зажиточные, средние, крайне неимущие. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, что в зависимости от перевеса того или иного из элемента устанавливается и соответствующая форма государственного строя». Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывал рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же — к властвованию. Это общий закон природы и ему подчинены и одушевлённые существа. По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом всё-таки человек, тот по своей природе раб.

     Наилучшее государство — это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (то есть «среднего» элемента между рабовладельцами  и рабами), и те государства имеют  наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы.

     В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. По Аристотелю, олигархия и демократия основывают своё притязание на власть в государстве на том, что имущественное превосходство — удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов. Общей же пользы ни одна из них не приносит.

     При любом государственном строе  общим правилом должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможность чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры. Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения.

     Отступление от права означает отход от цивилизованных форм правления к деспотическому насилию и вырождению закона в средство деспотизма. «Не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву: стремление же к насильственному подчинению, конечно противоречит идее права».

     Главное в государстве — гражданин, то есть тот, кто участвует в суде и управлении, несёт военную службу и выполняет жреческие функции. Рабы исключались из политической общности, хотя должны были составлять, по мнению Аристотеля, большую часть населения.

     Аристотель, сохраняя платоновское убеждения в приоритете интересов общества в целом над интересами личности, в то же время большее значение придавал и интересам личности, ответственности государства перед гражданами. 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы

    1. Аристотель  Афинская полития. Государственное устройство афинян. - М.: Издательства: Флинта, МПСИ, 2007 .
    2. Аристотель. Никомахова этика// Аристотель. Собрание сочинений: В 4т. М., 1983 - Т.4.
    3. Аристотель. Политика // Аристотель. Соч.: В 4 т. - М., 1983. - Т. 4.
    4. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. – Минск: Литература, 1998.
    5. Андрушевич И.И. Республика и демократия по классификации Аристотеля/ И.И.Андрушевич// Полития.- 2006.- №1.
    6. Асмус В.Ф. Античная философия.- М. : Высшая школа, 2003.
    7. Боннар А. Греческая цивилизация. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1994.
    8. Батиев, Л. В. Закон и право в философии Аристотеля //Правоведение. 2004. - № 3.
    9. Денисов И. Трактат Аристотеля «Политика». - М., 2002
    10. Доватур А. Политика Политии Аристотеля. - М.- Л., 1965
    11. Евдемова этика. Книга Н// Вопросы философии. - 2002. - №9.
    12. Зубов В.П. Аристотель. Человек. Наука. Судьба наследия. - М.: Едиториал, 2009.
    13. История политических и правовых учений. Под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: 1996.
    14. История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. - М.: Юридическая литература, 1997.
    15. Кенисарин А.М. Становление историко-философских идей в учениях Аристотеля и аль-Фараби // Вопросы философии. - 2005. - №7.
    16. Кечекьян С.Ф. Государство и право Древней Греции. - М.: Издательство Московского университета, 1963.
    17. Кравцов Н. Учения Аристотеля о политике и праве// Правоведение. - 2001. - №5.
    18. Лосев А. Ф. Критика платонизма у Аристотеля. - М., 1992
    19. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. - М.: Молодая гвардия, 2000.
    20. Махнач В. Троевластие: О трех видах власти в политической системе Аристотеля: Эссе//Новое время. - 1993. - №13.
    21. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. - М.: Гардарики, 2000
    22. Петров В. Системология государственного устройства: от абстрактных схем к конкретным моделям//Власть.- 2002.-№10
    23. Пилипенко В.А. Политическая власть и общество: контуры методологии исследования// Социологические исследования.- 1999.-№6.
    24. Сафонов В. Политические взгляды Аристотеля// Социально-политические журналы. - 1998. - №4.
    25. Федорова М.М. Классическая политическая философия. - М.: Весь мир, 2001.
    26. Чанышев А.Н. История политических учений. - М.: Проспект, 2005.
    27. Чанышев А.Н. Аристотель.- М.: Мысль, 1987.

Информация о работе Философия Аристотеля