Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 11:26, курсовая работа
Целью данного исследования является подробное изучение взглядов Аристотеля на государство, право и общество, на гражданские институты, а также выявление концептуального фундамента политико-правовых и социологических взглядов древнегреческого философа, в трудах которого предложены теоретические основы гражданского общесва и правого государства.
Введение 2
1. Соотношение понятий «общество» и «государство» в социальной философии Аристотеля. 9
1.1. Анализ трактата Аристотеля «Политика 9
1.2 . Виды «государства» у Аристотеля 14
1.3 Понятие «гражданина» и его роль в государственно-правовой концепции Аристотеля. 22
2. Аристотель о соотношении социальной и правовой сторон общественной жизни 35
2.1. Механизмы социального регулирования общественной жизни. 35
2.2 Правовые аспекты жизни общества 44
Заключение. 51
Список использованной литературы 55
Оглавление
Актуальность исследования. Государственная структура складывалась и проходила путь становления на объективной основе. Важную функцию в этом отношении выполняло политическое знание, которое имело прямое или косвенное влияние на политическую деятельность. Взаимодействие политических знаний и практики структурирования политических форм наблюдается в ходе развития стран Запада в периоды Нового и Новейшего времен, в формировании и развитии их государственных систем.
Сегодня политологи в число основателей политической науки (в широком смысле этого слова) чаще всего включают Аристотеля, так как его труды вполне гармонируют с нынешними взглядами о методах научного раскрытия проблем политики.
Аристотель был греческим философом IVв. до н.э. К этому периоду в истории древней западной философии уже наличествовал хотя сравнительно и непродолжительный, но богатый мысленный опыт (Платон, Демосфен, Александр Македонский, Сократ, Каллисфен). В философских трудах ставилось не мало вопросов, но постоянной оставалась проблема формирования государства и его компонентов, возникновения и становления правовых норм. Хотя на всех ступенях своего развития человечество стремилось найти ответы на эти вопросы, сформулировать свой взгляд на них, но только Аристотель первым тщательно исследовал социальную действительность.
Социально-политические взгляды мыслителей Древней Греции, как и других народов древности, складывались в ходе распада мифических представлений и вычленения относительно независимых видов общественного сознания. Этот процесс в период греческой античности, когда сформировалось рабовладельческое общество классического типа, имел значительные особенности по сравнению со странами Древнего Востока.
На формирование античных политико-правовых теорий сильное воздействие оказало становление этики, упрочение в древнегреческом социуме норм индивидуалистической морали.
В период разложения классического рабовладельческого полиса оставалась еще одна неиспользованная позиция, которой и не преминули воспользоваться философы и историки, которые стремились предотвратить окончательную гибель полиса. Несмотря на все ужасы Пелопоннесской войны и, несмотря на прогрессирующее полисное разложение, мыслящим людям тогдашнего времени все еще хотелось, пусть не на фактах, а только в мечте, в утопии, все же обосновать общеэллинские идеальные представления о человеке, обществе и государстве. К таким людям и относился в 4 в. до н. э. Аристотель.
В понимании Аристотеля разнообразные виды политического (государственного) устройства - в силу именно своей политичности – гармонируют с принципом справедливости и идеей права, т.е., по-другому говоря, имеют правовой характер. «Итак, ясно, - пишет Аристотель, - что только те формы государственного строя, которые имеют в виду общую пользу, являются, согласно принципу абсолютной справедливости, правильными; те же формы, при которых имеется в виду только личное благо правителей, все ошибочны и представляют отклонения от правильных; они основаны на деспотическом принципе, а государство есть общение свободных людей»1. Такое принципиальное сходство и объектно-содержательная взаимосвязь политических и правовых форм, противополагаемых деспотизму, приводят к выводу о наличии в концепции Аристотеля идеи правового государства.
В целом построенная Аристотелем теория о политических процессах общества базировалась на естественноправовом понимании генеральных аспектов полисной жизни (законов и институтов полиса, свободы его членов, справедливости в их взаимоотношениях и т.д.). Естественноправовой смысл имеет известный постулат Аристотеля о том, что «человек, по природе своей, - существо политическое». В контексте его правового учения о политике (о полисе, о государстве, о законах) это положение по существу означает также, что человек, по природе своей, - существо правовое, так как право, служащее критерием справедливости, является регулирующей нормой политического общения.
Это позволяет рассматривать учение Аристотеля как тождество «политии» и правового государства, так что его политология, содержащая в себе естественноправовую концепцию государства, гражданина и законов (волеустановленного, позитивного права), являют собой основополагающие идеи гражданского общества и правовой государственности.
Представленная нами работа посвящена особенностям правовых и политических мыслей Аристотеля. В современных условиях данный вопрос носит актуальный характер, о чем свидетельствует частое обращение к рассмотренной нами теме. Современная наука имеет тенденцию переходить к глобальному изучению проблем тематики «Человек-общество, государство в философии Аристотеля» как и многих других.
Целью данного исследования является подробное изучение взглядов Аристотеля на государство, право и общество, на гражданские институты, а также выявление концептуального фундамента политико-правовых и социологических взглядов древнегреческого философа, в трудах которого предложены теоретические основы гражданского общесва и правого государства.
Для достижения вышепоставленной цели нам необходимо было решить следующие задачи:
1) Проанализировать трактата Аристотеля «Политика» с целью выявления основ воззрений философа;
2) Указать основные черты государственного устройства по Аристотелю, выявить предложенную им модель образцовых форм государственной и политической жизни;
3) Определить основы, на которых Аристотель планировал строить взаимоотношения общества и государства, гражданина и политических институтов;
4) Проанализировать понятие человека, общества в философской концепции Аристотеля в контексте его учения о политике
5) Определить выявленные Аристотелем правовые и социальные аспекты жизни общества.
Источниковедческой базой данной работы является фундаментальный трактат Аристотеля «Политика». Он интересен тем, что систематизирует воззрения общие образованным грекам его времени, и важен как источник многих принципов, влияние которых сохранилось до конца средних веков. Я не думаю, чтобы в нем было много такого, что оказалось бы практически полезным для пострения научной теории государства, но, многое проливает свет на борьбу партий в различных частях не только эллинистического, но и современного мира.
В ней мало сведений о методах управления в неэллинских государствах. Правда, там имеются ссылки на Египет, Вавилонию, Персию и Карфаген, но, за исключением относящихся к Карфагену, все они несколько поверхностны. Нет упоминания об Александре, и никак не осознается то коренное преобразование, которое он внес в мир. Все рассуждения касаются городов-государств, и отсутствует предвидение их упадка. Греция благодаря тому, что она делилась на независимые города, была лабораторией для политических экспериментов. Но от времен Аристотеля до возвышения итальянских городов в средние века не было ничего такого, к чему приложимы были бы эти эксперименты.
Во многом тот опыт, к которому обращался Аристотель, имел большее отношение к современному ему миру, чем к любому такому, который просуществовал тысячу пятьсот лет после того, как была написана его книга. Также в ходе исследования мы обращались к таким работам автора как «Никомахова этика» и «Афинская полития».
Степень изученности проблемы. В ходе исследования быди использованы работы исследователей, уделявших особое внимание взглядам Аристотеля. Это работы Чанышева А.Н., Сафонова В., Лосева А.Ф., Кенисарина, А.М, Асмуса В.Ф., Кравцова Н. А. и др.
Заслуживает внимания исследования А.Н. Чанышева. Достоинством автора является четкость и глубокая обдуманность предмета исследования, умение построить ясную структуру своих рассуждений. В работах А.Н. Чанышева дана тщательная подборка цитат, демонстрирующих или аргументирующих то или иное положение или фрагмент изложения учения Аристотеля, проанализированы аристотелевские рассуждения, уточнено истолкование целого ряда аристотелевских понятий.
Хотелось бы сказать несколько слов об особенностях авторской позиции Зубова В.П, которая занимает важное место в освещении философского учения Аристотеля и истории древней философии в целом. В числе характерных черт можно отметить следующие: материализм, онтологизм и меонизм. Дааные особенности приводят к положению, согласно которому историко-философская трактовка политко-правовых и социальных взглядов Аристотеля получают у Зубова В, П, развернутую и объективную оценку. Это положительно сказывается на том, что преимущественное внимание к онтологии устанавливает живительную связь с теоретико-познавательной проблематикой (это позволяет сделать новые акценты в изучении онтологии Аристотеля).
Большое значение в изучении идей Аристотеля имеют труды Лосева А.Ф. Можно согласиться с мнением автора, что задача показать жизнь и философию Аристотеля действительно сложна. Нечего и говорить, что такого рода задачи весьма трудны. Однако нельзя дожидаться их окончательного разрешения. Наука никогда не стоит на одном месте. Ответов на поставленные вопросы, может быть, будет весьма много. Лосев А.Ф. считает, что это не должно препятствовать выдвижению тех проблем, которые он освещает в своей книге. Наоборот, все эти трудности должны только вдохновлять исследователей на их преодоление. Окончательного же разрешения всех трудностей, связанных с изучением Аристотеля, вообще никогда не будет, поскольку сам Аристотель бесконечен как предмет научного изучения.
Действительно, несмотря на всю мировую значимость Аристотеля, слишком часто в прошлом недооценивали жизненную направленность его философии и его общественно-политической деятельности, делая философа предметом до чрезвычайности абстрактной оценки и не принимая во внимание живые и трепещущие стороны его мысли. Еще и теперь многие находят в Аристотеле чересчур рассудочную манеру мыслить и писать и совершенно забывают жизненную насыщенность его мысли и деятельности.
Другой исследователь жизни и творчества древнегреческого философа Кенисарин А.М. отметил, что Аристотель впервые в истории мысли установил наличие в бытийном существовании человека двух начал: биологического и общественного. Уже с момента своего рождения человек не остаётся наедине с самим собой: он приобщается ко всем свершениям прошлого и настоящего, к мыслям и чувствам всего человечества. Жизнь человека вне общества невозможна.
Таким образом, комплекс отобранных источников для написания данной работы и поставленные задачи дают представление о теме нашей работы.
Предметом исследования является политко-правовое и этическое учение Аристотеля, его взгляды на политическую сферу жизни общества, роль и место в ней человека, а также разрабатываемая древнегреческим мыслителем теоретическая модель общества и государства.
Теоретико-
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2-х глав, заключение и список использованных источников и литературы. Во введении представлены актуальность, цели и задачи данной работы.
Первая глава раскрывает философскую концепцию «человека, гражданина, государства» в трудах Аристотеля.
Во
второй главе анализируются
Заключение содержит выводы, сделанные на основе материала двух глав.
1.1. Анализ трактата Аристотеля «Политика»
Величайший философ античности, отец формальной, т.е. традиционной логики тоже не обошел в своих сочинениях вопросы политики. Не только в специальной работе «Политика», но и в других он анализирует философские проблемы политического устройства общества. Аристотель, как известно, критиковал своего современника и учителя Платона.
Не может быть сомнения в том, что даже чисто теоретические построения античных мыслителей, вроде «Государства» и «Законов» Платона или тех проектов, которые рассматриваются во второй книге «Политики» Аристотеля, в большей или меньшей степени связаны с реальной жизнью греческих полисов, что и дает право современным исследователям использовать названные сочинения как источники для уяснения некоторых сторон бытия этих полисов.