Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 07:45, реферат
В Древней Греции философия обрела свою классическую форму и выработались зачатки материализма и идеализма.
Платон расширил сократовский метод определения понятий, распространив его на всю область онтологии, космологии, психологии, теории познания, этики, теории воспитания, теории общественно-политического устройства,
законодательства, эстетики и учения о художественном воспитании.
Философский идеализм, которому Платон следовал, превратился у него – впервые в истории греческой мысли – в философскую систему. Учение Платона стало синтезом досократовского направления философии (пифагорейцы,
Гераклит, Парменид) и учения Сократа о совершенном разуме.
Введение
1. Жизнь Платона
2. Учение Платона об идеях
3. Учение Платона о знании и познании
3.1. Учение о знании
3.2. Академия Платона
Заключение
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Жизнь Платона
2. Учение Платона об идеях
3. Учение Платона о знании и познании
3.1. Учение о знании
3.2. Академия Платона
Заключение
Список литературы
Философия начала зарождаться
на заре человеческой
стали усложняться хозяйственные и гражданские отношения людей, возникали
зачатки научных знаний, появлялась общественная потребность в изучении
общих принципов бытия и познания, когда ответов, которые давала мифология,
уже не хватало. В Древней Греции философия обрела свою классическую форму.
Здесь родилось само слово “философия” (по-гречески “любовь к мудрости”).
Впервые оно встречается у Пифагора, а в качестве названия особой науки его
употребляет уже Платон.
Полисный характер греческой жизни, роль в ней народного собрания и
публичных ораторских состязаний объясняет доверие греков к разуму, теории,
а поклонение безличному абсолюту (природе) – постоянный интерес философии к
проблемам физики (от слова “фюсис” – природа), которая в дальнейшем
развитии философии оказывается тесно связанной с метафизикой (учением о
первоосновах бытия). Гражданский характер общественной жизни и роль
личностного начала в ней нашли выражение в этике (практической философии),
обосновывающей человеческие добродетели, должную меру человеческой жизни.
Созерцательность, рассмотрение проблем мироздания в единстве природы, богов
и человека
вызвали необходимость
положение человека в мире, пути достижения благочестия, справедливости и
даже личного счастья.
В Древней Греции выработались
зачатки материализма и
Диалектика “материи” (потенции, из которой все создается, “реальным
прототипом” которой были рабы) и “идеи” (мыслимой картины действительности)
пронизывала всю греческую философию, но всегда носила при этом пассивно-
созерцательный характер. Греки объясняли бытие в абстрактно-всеобщих
категориях, без интереса к построению конкретных, единичных структур.
Материалистические идеи
природой, изучением математики и астрономии. Они зародились в городах Ионии
(эта область была ближе всего к востоку), их придерживались Фалес,
Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит. Философский интерес ионийцев был
направлен на человеческое окружение, которое они космизовали.
Идеализм развивала Италийская школа – пифагорейцы и элейцы: Ксенофан,
Пифагор, Парменид, Зенон. Они обращались к внутреннему миру человека. А в
качестве первооснования брали число. Длительный путь самоуглубления
увенчался у них обращением к разуму.
Однако “материя” и “идеи”
поначалу рассматривались
первым, кто пришел к их диалектике, применив дискурсивный метод. С Сократа
начинается
антропологическая ступень
Сократ же выдвинул идею, согласно которой достоверное знание может быть
достигнуто только с помощью понятия, строго фиксирующего в предмете
познания его особенные признаки и черты, в силу которых этот предмет
принадлежит некоторому обнимающему его общему роду. Так впервые орудием
достоверного познания истины было провозглашено понятие. Но Сократ
ограничил приложение открытого им метода областью этики. Он занимался
исследованием таких понятий, как “мудрость”, “дружба”, “мужество” и т. п.
Платон расширил сократовский метод определения понятий, распространив
его на всю область онтологии, космологии, психологии, теории познания,
этики, теории воспитания, теории общественно-политического устройства,
законодательства, эстетики и учения о художественном воспитании.
Философский идеализм, которому Платон следовал, превратился у него –
впервые в истории греческой мысли – в философскую систему. Учение Платона
стало синтезом досократовского направления философии (пифагорейцы,
Гераклит, Парменид) и учения Сократа о совершенном разуме. Он во многом
восстановил мифопоэтическую картину мира и в то же время противопоставил
физическим описаниям онтологические обоснования. Платон впервые пришел к
категориальной, ноуменальной (“нус” – по-гречески “ум”) диалектике.
Свои основные доктрины Платон вырабатывал в живом общении с близкими по
духу мыслителями и в страстной борьбе против учений, им отвергавшихся. Он
не замыкался в стенах своей Академии, а был одной из деятельных сил
кипевшей вокруг него жизни. История его философской деятельности пронизана
борьбой,
которая принимала порой
ставила
на грань жизненной катастрофы.
1. Жизнь Платона
Сведения о жизни Платона
ему еще при жизни, а после смерти его имя с благодарностью и восторгом одно
поколение передавало другому. Со временем фигура Платона в предании выросла
до мифологического масштаба. Античные биографы, как правило, без отбора
приводили сплетни, исторические факты и ходячие мифы, любили пересказывать
сны и чудесные предзнаменования, якобы сопровождавшие Платона от колыбели
до могилы.
Так, например, многие почтенные источники утверждают, что Платон,
названный при рождении Аристоклом, был потомком древних аристократических
родов,
среди его предков и
царь Кодр, и известный исторический деятель, политический реформатор Солон,
и бог Посейдон, и глава тридцати тиранов Критий. Наконец, по одной из
версий, его божественным отцом был сам Аполлон, в то время как земной муж
его матери лишь усыновил ребенка.
Достоверным же является тот факт, что родился Платон в богатой семье
Аристона и Периктионы на острове Эгина, неподалеку от Афин. А Афины в то
время (первая половина IV века до н.э.) были блестящим центром греческой
культуры. В день рождения будущего философа (21 мая 427 г. до н.э.) греки
веселились: на Делосе отмечался день рождения Аполлона.
Как все афинские юноши его сословия, Платон обучался гимнастике,
музыке, грамматике, писал стихи, обожал театр, участвовал в атлетических
соревнованиях, в частности, истмийских, готовился стать доблестным
гражданином. В последствии свои художественные склонности и дарования
Платон с успехом поставил на службу философии. Этой науке Платон обучался
сначала у Кратила, последователя Гераклита. Однако решающий поворот в его
биографии связан с именем Сократа. В двадцать лет Платон стал слушателем
сократовских бесед. До конца жизни философ хранил образ учителя в своей
памяти и сделал его героем множества произведений.
После казни Сократа (399 г. до н.э.) Платон покинул Афины, чтобы
вернуться сюда только через двенадцать лет. Его ждали Египет, Кирена, Южная
Италия и Сицилия (последовательность, в какой Платон посетил эти страны,
указывается различными древними авторами по-разному).
В самом начале путешествия Платон задержался в близкой к Афинам Мегаре,
где главой центра молодых философов и ученых был Евклид (не автор
знаменитых “Начал”, а его “однофамилец”). Массу важных впечатлений и
сведений Платон вынес из пребывания в Египте, который в то время был для
греков образцом промышленной страны. Сильное впечатление на Платона
произвели система обучения арифметике и фиксированные формы разделения
труда, практиковавшиеся в этом государстве. Это оказало влияние на
формирование научных и политических воззрений Платона. Дольше всего Платон
пробыл в Гелиополе, центре египетской религии.
В африканской Кирене философ общался с видным греческим астрономом и
сведущим в музыкальной акустике математиком Феодором, которого Платон
сделал потом героем трех своих диалогов.
Затем Платон побывал в Южной Италии, так называемой Великой Греции, где
большим успехом в то время пользовалось учение пифагорейцев. Философ
специально прибыл сюда, чтобы ознакомиться с их математическими
исследованиями. Центром деятельности пифагорейцев был Тарент, а крупнейшей
умственной силой Тарента был пифагореец Архит, государственный деятель,
стратег и ученый: математик, физик, механик. Этот человек, успешно
сочетающий политическую и научную деятельность, произвел глубокое
впечатление на Платона.
Последней остановкой Платона стала Сицилия и ее крупнейший город и
культурный центр – Сиракузы. Политическим строем на Сицилии была тирания –
переходная форма от господства старой аристократии к господству
рабовладельческого “демоса” (“народа”). Власть в Сиракузах в то время вот