Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 07:45, реферат
В Древней Греции философия обрела свою классическую форму и выработались зачатки материализма и идеализма.
Платон расширил сократовский метод определения понятий, распространив его на всю область онтологии, космологии, психологии, теории познания, этики, теории воспитания, теории общественно-политического устройства,
законодательства, эстетики и учения о художественном воспитании.
Философский идеализм, которому Платон следовал, превратился у него – впервые в истории греческой мысли – в философскую систему. Учение Платона стало синтезом досократовского направления философии (пифагорейцы,
Гераклит, Парменид) и учения Сократа о совершенном разуме.
Введение
1. Жизнь Платона
2. Учение Платона об идеях
3. Учение Платона о знании и познании
3.1. Учение о знании
3.2. Академия Платона
Заключение
Список литературы
столь разнообразно, а в сфере практической действиями вышедших из школы
Платона политиков руководили подчас не только высокие, но и низменные
побуждения. Стремление Платона заложить философские основы в политике, в
которой он видел высшее искусство, неизбежно наталкивалось на жесткие
условия реальной жизни в переходную эпоху, изменить которые было не под
силу законодателю или философу-правителю. Значение Академии как школы
государственных деятелей заключалось не в способности ее учеников излечить
больное общество, а в том, что гражданской апатии, политическому цинизму и
авантюризму она стремилась противопоставить программу совершенствования
общества, "разбудить" политическую активность граждан, возродить искусство
политики. А поразительное разнообразие этой политической активности
учеников Платона, на наш взгляд, является свидетельством особого
(сократовского!) метода воспитания, предполагавшего высокую степень
терпимости,
духовный суверенитет, свободу выбора.
Платон – основатель одного
из основных течений в
объективного идеализма. Его объективный идеализм это учение о
самостоятельном существовании “идей” как общих и родовых понятий, а душа
платоновского идеализма – учение о Благе. Это он ввел в культурный обиход
человечества не только понятие идеи, но и понятие идеала. Платон
идеализировал познавательную деятельность человека. Познание, по Платону,
менее всего должно быть адекватно познаваемому миру, главное в познании –
это усмотрение перспективы движения к совершенству. Платон проповедовал
всеобщую гармонию, он же впервые заговорил об идеальной, духовной любви, не
связанной с чувственными вожделениями.
Философия Платона не раз
платонизма. Этим именем называется всякое учение, которое в основание бытия
кладет идеальные сущности, в основу познания -- интеллектуальное усилие,
отправляющееся от интуиции, рассматривающее опыт как результат, а не
источник,
а в этике проповедующее
дня. В
политике платонизм выражается в
превосходстве
интересов перед частными; закон подчинения гражданина государству
понимается как справедливость и становится залогом спасения и будущего
блаженства каждой человеческой души.
Влияние Платона было явным в первые века нашей эры, когда формировалось
христианское мировоззрение. Что-то из его учения вобрал в себя Гегель и его
идеалистическая диалектика.
Ученик Платона – Аристотель
– ввел другую
опору на наблюдение и опыт, а не на отвлеченные, умозрительные рассуждения.
Она и сейчас определяет лицо научного познания. Чем же может быть важен
Платон сегодня? В последнее время происходит некоторая переоценка роли
науки. Значение науки для развития цивилизации бесспорно. Но всегда ли она
развивается в правильном русле? Сейчас наука стоит на пороге вторжения в
святая святых – воспроизводство человека. Она постоянно работает над
усовершенствованием и производством все более и более разрушительного
оружия. Технические и материальные достижения западной цивилизации огромны,
но на их фоне отступают и забываются такие понятия, как духовность,
нравственность. В наше время очень важно обращение к более духовным
областям
знания, возвращение к более
роль может сыграть и Платон.
В нашей стране важно влияние Платона именно как мастера диалогического
искусства. Изучение теории и практики античного диалога, оказавшего
огромное влияние на мировое диалоговое и риторическое искусство, может
помочь делу возрождения в нашу пору культуры античного диалектического
мышления, выработке необходимых навыков творческого, в противоположность
догматическому, мышления. Опыт древних греков сегодня актуален и необходим,
ибо мы по существу стоим перед теми же проблемами, в которых по-своему
пытались
разобраться граждане древнегреческих
полисов.
Список Литературы
1. Асмус В. Платон. М., Мысль, 1969.
2. Лосев А.Ф. История античной
философии в конспективном
изд., исправл. – М., ЧеРо, 1998.
3. Блохина И.Р. Академия Платона
как школа государственных
Жебелевские чтения-3. Тезисы докладов научной конференции 29–31
октября 2001 года. СПб., 2001.
4. Спиркин А.Г. Философия.
5. Лосев А.Ф., Тахо-Годин А.А. Платон. Аристотель. М., 1993.
6. Философия: Учебник. Отв.
7. Бoгoмoлoв A.C. Aнтичнaя филocoфия. Издaтeльcтвo Mocкoвcкoгo
yнивepcитeтa, 1985.
1 Платон. Государство // Древнегреческая философия. От Платона до
Аристотеля: Сочинения. – Харьков: Фолио, М., ООО “Фирма “Издательство АСТ”,
1999, стр. 305. Далее произведения и страницы указываются в тексте по этому
изданию.