Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:53, реферат
Философская мысль человечества зарождалась в эпоху, когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества, можно обнаружить в литературных памятниках Древнего Египта, Древнего Вавилона.
Наиболее древней является философия, возникшая в странах Древнего Востока: в Индии, Китае, Египте и Вавилоне.
1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .....3
2. Философские идеи в Древней Индии. . . . . . . . . . . . . . . . . . ....4
3. Джайнизм: общие черты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .....7
4. Этика джайнизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .....10
5. Йога: цели и основные доктрины. . . . . . . . . . . . . . . . . . .....12
6. Материализм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .....14
7. Философская мысль в современной индии. . . . . . . . . . . . . . . ....16
9. Заключение. . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . ....20
10. Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . ....21
ферат: Философские учения в Древней Индии и современная индийская философия
П
Л А Н:
1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .....3
2. Философские идеи в Древней Индии. . . . . . . . . . . . . . . . . . ....4
3. Джайнизм: общие черты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .....7
4. Этика джайнизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .....10
5. Йога: цели и основные доктрины. . . . . . . . . . . . . . . . . . .....12
6. Материализм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .....14
7.
Философская мысль в
9. Заключение. . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . ....20
10. Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . ....21
Введение
Первые
попытки человека осмыслить окружающий
мир — живую и неживую природу,
Наиболее древней является философия, возникшая в странах Древнего Востока: в Индии, Китае, Египте и Вавилоне.
Философские
идеи в Древней
Индии
Философские идеи в Древней Индии начинают формироваться приблизительно во втором тысячелетии до нашей эры. Более ранних примеров человечество не знает.
В наше время они стали известны благодаря древнеиндийским литературным
памятникам под общим названием “Веды”, буквально означающим знание, ведение.
“Веды” представляют собой своеобразные гимны, молитвы, песнопения, заклинания и т. п. Написаны они приблизительно во втором тысячелетии до н. э. На санскрите.
В “Ведах” впервые делается попытка приблизиться к философскому толкованию окружающей человека среды. Хотя в них содержится полусуеверное, полумифическое, полурелигиозное объяснение окружающего человека мира, тем не менее их рассматривают в качестве философских, а точнее предфилософских, дофилософских источников. Собственно, первые литературные произведения, в которых делаются попытки философствования, то есть толкования окружающего человека мира, по своему содержанию и не могли быть другими.
Философскими произведениями, соответствующими нашим представлениям о характере постановки проблем, да и форме изложения материала и их решения, являются “Упанишады”, что буквально означает свдеть у ног учителя и получать наставления. Они появились приблизительно в IX—VI веках до нашей эры и по форме представляли, как правило, диалог мудреца со своим учеником или же с человеком, ищущим истину и впоследствии становящимся его учеником. В общей сложности известно около сотни Упанишад. Религиозно-мифологическое толкование окружающей среды в наиболее знаменитых “Упанишадах” перерастает в определенной мере в дифференцированное осмысление явлений мира. Так, появляются идеи о существовании различных видов знаний, в частности, логики (риторики), грамматики, астрономии, науки чисел и военной науки. Зарождаются идеи и о философии как своеобразной области знаний. И хотя полностью избавиться от религиозно-мифологического толкования мира авторам “Упанишад” не удалось, можно считать “Упанишады” и, в частности, такие из них, как “Брихадарацьяка”, “Чхандогья”, “Айтарея”, “Иша”, “Кена”, “Катха” самыми
ранними из известных философских произведений.
В “Упанишадах”, в первую очередь в упомянутых выше сочинениях, сделана
попытка постановки и обсуждения таких существенных философских проблем, как выяснение первоосновы природы и человека, сущности человека, его места и роли в окружающей его среде, познавательных способностей, нормы поведения и роли в этом человеческой психики. Разумеется, толкование и объяснение всех этих проблем очень противоречиво, а порой встречаются суждения, исключающие друг друга.
Главенствующая роль в объяснении первопричины и первоосновы явлений мира, то есть среды обитания отводится духовному началу, которое обозначается понятием “брахман” или же “атман”. Однако в других случаях таковыми являются пища (анна) или же определенный вещественный элемент — бухта, в качестве которого чаще всего выступает вода или же совокупность таких элементов, как вода, воздух, земля и огонь.
Отмечая наличие попытки, в известной мере, натурфилософского объяснения
первопричины и первоосновы явлений мира и сущности человека, следует
отметить, что главенствующая роль авторами “Упанишад” все же отводилась
духовному
началу — “брахману” и “батману”.
В большинстве текстов “
Красной нитью через все Упанишады проходит идея о тождестве духовной сущности субъекта (человека) и объекта (природы), что нашло свое отражение в знаменитом изречении: “Ты есть то”, или “Ты — одно с тем”.
“Упанишады” и изложенные в них идеи не содержат логически последовательной и целостной концепции. При общем преобладании объяснения мира как духовного и бестелесного в них представлены и другие суждения и идеи и, в частности, делаются попытки натурфилософского объяснения первопричины и первоосновы явления мира и сущности человека. Так, в некоторых текстах проявляется стремление объяснить внешний и внутренний мир, состоящим из четырех или даже пяти вещественных элементов. Порой мир представляется как недифференцированное бытие, а его развитие как последовательное прохождение этим бытием определенных состояний: огонь, вода, земля, или же — газообразное, жидкое, твердое. Именно этим и объясняется все то многообразие, которое присуще миру, в том числе, человеческому обществу.
Познание и приобретенное знание подразделяется в “Упанишадах” на два уровня: низшее и высшее. На низшем уровне можно познавать только окружающую действительность. Это знание не может быть истинным, так как оно по своему содержанию является отрывочным, неполным. Познание истины, то есть духовного абсолюта, возможно только через высший уровень знания, которое приобретается человеком посредством мистической интуиции, последняя же, в свою очередь, формируется в значительной степени благодаря йогическим упражнениям.
Одна
из важнейших проблем в “
Уделяя значительное внимание этическим проблемам, авторы “Упанишад”
фактически
призывают к пассивно-
окружающему миру, считая высшим блаженством для человека полное отстранение
от всех мирских забот. К высшему блаженству они относят не чувственные
удовольствия, а благостное, спокойное состояние души. Кстати, именно в
“Упанишадах” впервые ставится проблема переселения душ (самсара) и оценка
прошлых действий (карма), что впоследствии получило развитие в религиозных
вероучениях. Разумеется, эту проблему нельзя оценивать однозначно, например,
только в религиозно-богословском ракурсе. Здесь делается также попытка с
помощью нравственных принципов (дхармы) скорректировать поведение человека на
каждой стадии его существования.
Роль “Упанишад” в истории всей индийской философии чрезвычайно велика. Они,
по существу, являются фундаментом для всех или почти всех последующих
философских течений, появившихся в Индии, так как в них были поставлены или
разрабатывались идеи, которые длительное время “питали” философскую мысль в
Индии. Можно сказать, что в истории Индии, а в известной мере и некоторых
близлежащих стран Среднего и Дальнего Востока, “Упанишады” являются тем же,
чем для Европы философия Древней Греции.
Джайнизм: общие черты
Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных
систем, или школ, и деление их на две большие группы. Первая группа — это
ортодоксальные философские школы Дpевней Индии, признающие авторитет Вед
(Веданта (IV-II в.в. до н.э.), Миманса (VI в. до н.э.), Санкхья (VI в. до
н.э.), Ньяя (III в. до н.э.), Йога (II в. до н.э.), Вайшешика (VI-V в. до
н.э.)). Втоpая гpуппа — неоpтодоксальные школы, не пpизнающие автоpитет Вед
(Буддизм (VII-VI в. до н.э.), Чаpвака-Локаята). Джайнизм,так же, принадлежит
к последней группе.
Джайнизм
— религиозно-философское
ставшее одной из наиболее известных религий Индии. Основателем джайнизма
считается
странствующий проповедник
Махавиры (“Великий герой”) и Джины (“Пообедитель”). Возникнув на северо-
востоке Индии, в областях добрахманистско-ведийской культуры, джайнизм
распространился затем по всей Индии (преимущественно в ее центральных
областях), никогда не выходя за ее пределы.
Ядром литературы джайнизма является канон шветамбаров (буквально —одетых в
белое), одного из направлений джайнизма, составленный в конце 4 в. до н. э. И
приобретший
окончательную форму около
дигамбары (буквально — одетые в воздух) признают аутентичными только
древнейшие части этого канона. Среди неканонической литературы наибольшее