Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:11, реферат
В цивилизациях Древнего Востока сложился самый ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному. Экономически он характеризуется господством патриархального натурального хозяйства, устойчивостью государственных форм собственности на землю и общинного землевладения, медленным развитием индивидуальной частной собственности.
I. Введение…..……………………….……………………..………
II. Основная часть……………………………………………………
а) Даосизм……………………………………………………………..
б) Конфуцианство ……………………………………………………
в) Моизм ………………………………………………………………
г) Легизм……………………………………………………………….
III. Заключение................................................................................................
IV. Литература...............................................................................
СОДЕРЖАНИЕ РЕФЕРАТА:
«Древнейшие политико-правовые
учения»
I. Введение…..……………………….…………………….
II. Основная часть…………………………………………
а) Даосизм……………………………………………………………
б) Конфуцианство
……………………………………………………
в) Моизм ………………………………………………………………
г) Легизм………………………………………………………………
III. Заключение....................
IV. Литература....................
Введение
Древнейшие политико-правовые
учения возникли в Египте, Индии, Палестине,
Китае и других странах Древнего
Востока.
В цивилизациях
Древнего Востока сложился самый
ранний тип общества, пришедшего на
смену первобытному. Экономически он характеризуется
господством патриархального натурального
хозяйства, устойчивостью государственных
форм собственности на землю и общинного
землевладения, медленным развитием индивидуальной
частной собственности.
Хронологические
рамки истории Древнего Китая
включает два крупных периода - Циньскую
(2000 г. до н.э. –400 г. н.э.) и Китайскую
(400 – 2000 гг. н.э.) цивилизации.
Главенствующее
место в политическом сознании раннеклассовых
обществ занимали мифы о божественном,
сверхъестественном происхождении общественных
порядков. Цари, жрецы, судьи и другие представители
власти считались потомками или наместниками
богов и наделялись священными чертами.
Основы общества объявлялись божественными
установлениями, и любая попытка посягательства
на них рассматривалась как вызов богам.
Политические
взгляды были тесно переплетены
с общемировоззренческими, моральными
и иными представлениями.
Государственная
власть в подавляющем большинстве
учений отождествлялась с властью
царя или императора. Причиной тому тенденция
к усилению власти единоличных правителей
и образованию такой формы правления,
как восточная деспотия.
Политические
учения Древнего Востока не отделялись
от морали и представляли собой этико-политические
доктрины. Также характерно сохранение
и развитие религиозно-мифологического
воззрения. В Древнем Китае ведущими направлениями
в политической и правовой идеологии являлись
даосизм, конфуцианство, моизм, легизм.
Эти учения освещали социальное неравенство,
привилегии знати, власть эксплуататорской
верхушки.
Основной период
развития политико-правовых учений Древнего
Китая возникли в эпохи чжоуской
и циньской династий. Так, в эти
династии жили и творили Конфуций,
Лао-цзы, Мо-цзы.
Итак, рассмотрим
политическую и правую мысль Древнего
Китая.
Политическая
и правовая мысль Древнего Китая
а) Даосизм
Расцвет общественно-политической
мысли Древнего Китая относится
к VI—III вв. до н.э. В этот период в
стране происходят глубокие экономические
и политические изменения, обусловленные
появлением частной собственности на
землю. Рост имущественной дифференциации
внутри общин повлек за собой возвышение
зажиточных слоев, ослабление патриархальных
клановых связей и углубление социальных
противоречий. Возникает ожесточенная
борьба за власть между имущественной
и наследственной аристократией. Чжоуская
монархия, державшаяся благодаря авторитету
родовой знати, распадается на многочисленные
враждующие между собой государства. Страну
охватывает затяжной политический кризис
В поисках выхода
из него идеологи противоборствующих
классов выдвигают программы
мероприятий, которые позволили
бы упрочить положение представляемых
ими слоев и обеспечить политическую
стабильность В общественно-политической
мысли складываются различные направления
и школы. Наиболее влиятельными политическими
учениями Древнего Китая являлись даосизм,
конфуцианство, моизм и легизм.
Основателем даосизма,
одного из наиболее влиятельных течений
древнекитайской философской и
общественно-политической мысли, считается
Лао-цзы (VI в. до н. э.). Ему приписывают составление
канонического трактата "Дао дэ цзин"
("Книга о дао и дэ").
Идеология раннего
даосизма отражала воззрения мелковладетельной
знати и общинной верхушки, их протест
против чрезмерного обогащения правителей,
усиления чиновничьего аппарата и расширения
государственной деятельности Утратившие
свое былое влияние, эти слои добивались
реставрации патриархальных порядков.
В основе учения
лежит понятие "дао" (буквально
— путь). В отличие от традиционно-теологических
толкований дао как проявления "небесной
воли" Лао-цзы характеризует дао как
независимый от небесного владыки естественный
ход вещей, естественную закономерность.
Дао определяет законы неба природы
и шатия-братия. Оно олицетворяет высшую
добродетель и естественную справедливость.
В отношении к дао все равны. В такой трактовке
дао выступает как естественное право.
Дао в интерпретации
последователей Лао-цзы — это
абсолютное мировое начало. Человеку
оно предстает в виде сверхъестественного
закона, управляющего миром.
В социально-этическом
плане лейтмотивом даосизма проходят
осуждение гордыни, проповедь среднего
достатка и умеренности. "Кто много
накапливает, — учил Лао-цзы, — тот
потерпит большие убытки. Кто знает
меру, у того не будет неудачи".
В "Дао дэ цзин" нашли отражение широко
распространенные среди общинного крестьянства
представления об имущественных переделах
в пользу бедных. Небесное дао, говорится
в каноне, "отнимает лишнее и отдает
отнятое тому, кто в нем нуждается. Небесное
дао отнимает у богатых и отдает бедным
то, что у них отнято".
Существенная
роль в даосизме отводится принципу
недеяния, воздержанию от активных
действий.
Все неестественное
(культура, искусственно-человеческие
установления в сфере управления,
законодательства и т. д.), согласно
даосизму, — это отклонение от дао и ложный
путь. Влияние естественного вообще (в
том числе и естественного права) на общественную
и политико-правовую жизнь в целом, по
данной концепции, осуществляется на путях
такого следования дао, которое скорее
означает отказ от культуры и простое
возвращение к естественности, нежели
дальнейшее совершенствование общества,
государства и законов на основе и с учетом
каких-то позитивных требований дао.
Лао-цзы порицал
современных ему правителей за то,
что они слишком деятельны, устанавливают
много налогов и запретительных законов,
ведут бесконечные войны. "Лучший правитель
тот, о котором народ знает лишь то, что
он существует".
Лао-цзы призывал
знать и правителей
"селиться ближе к
земле", восстановить порядки, существовавшие
в древности, когда люди жили небольшими
разрозненными селениями, отказаться
от использования орудий труда и отучить
народ от знаний. "В древности те, кто
следовал дао, не просвещали народ, а делали
его невежественным. Трудно управлять
народом, когда у него много знаний".
Социально-политическая
концепция даосизма представляла собой
реакционную утопию. Ее питали умонастроения
тех слоев родовитой знати
и общинной верхушки, положение которых
было подорвано растущим имущественным
и социальным расслоением.
Мистицизм и
таинственность даосизма породили интерес
к нему со стороны самых разных
социальных групп, начиная от ближайшего
окружения царей и кончая различными
заговорщицкими организациями. Использование
даосами традиций и норм общинной жизни
облегчало восприятие учения крестьянскими
массами.
б) Конфуцианство
Фундаментальную
роль во всей истории
Опираясь на
традиционные воззрения, Конфуций развивал
патриархально-патерналистскую
Основными категориями
конфуцианства являются понятия
благородного мужа, человеколюбия и
правил ритуала.
Управлять государством,
согласно Конфуцию, призваны благородные
мужи во главе с государем — "сыном
неба". Конфуций выделял благородных
не по признакам происхождения, а по моральным
качествам и знаниям. Благородный муж
в учении Конфуция — это образец нравственного
совершенства, человек, который всем своим
поведением утверждает нормы морали. Именно
по этим критериям Конфуций предлагал
выдвигать на государственную службу.
"Если выдвигать справедливых и устранять
несправедливых, народ будет подчиняться".
Главная задача
благородных мужей — воспитать
в себе и распространить повсеместно
человеколюбие. В это понятие
Конфуций вкладывал особое, не совпадающее
с современным содержание. Под человеколюбием
понималось поведение, отвечавшее нравственным
ценностям семейно-клановых коллективов
и патриархальных общин. Человеколюбие
включало в себя: попечение родителей
о детях, сыновнюю почтительность к старшим
в семье, а также справедливые отношения
между теми, кто не связан родственными
узами. "Почтительность к родителям
и уважительность к старшим братьям —
это основа человеколюбия". Общим принципом
взаимоотношений между людьми был принцип
"не делай другим того, чего не желаешь
себе".
Перенесенные
в сферу политики, эти принципы
должны были послужить
Будучи сторонником
ненасильственных методов правления,
Конфуций призывал правителей, чиновников
и подданных строить свои взаимоотношения
на началах добродетели. Этот призыв
прежде всего обращен к правящим,
поскольку соблюдение ими требований
добродетели играет решающую роль и предопределяет
господство норм нравственности в поведении
подданных. Отвергая насилие, Конфуций
говорил: "Зачем, управляя государством,
убивать людей? Если вы будете стремиться
к добру, то и народ будет добрым. Вслед
за сторонниками правления знатных Конфуций
утверждал, что деление людей на "высших"
и "низших" не может быть устранено.
В целом добродетель в трактовке Конфуция
— это обширный комплекс этико-правовьх
норм и принципов, в который входят правила
ритуала (ли), человеколюбия (жэнь), заботы
о людях (шу), почтительного отношения
к родителям (сяо), преданности правителю
(чжун), долга (и) и т. д. Вся эта нормативная
целостность, включающая в себя все основные
формы социально-политического регулирования
того времени, за исключением норм позитивного
закона (фа), представляет собой единство
моральных и правовых явлений.
Описание идеального
общества Конфуций конкретизировал
в учении о правилах ритуала, которым
отводилась роль нормативной системы
государства. Конфуций был решительным
противником управления на основе законов.
Отрицательное отношение Конфуция к позитивным
законам (фа) обусловлено их традиционно
наказательным значением, их связью (на
практике и в теоретических представлениях,
в правосознании) с жестокими наказаниями.
Если же руководить народом посредством
добродетели и поддерживать порядок при
помощи ритуала, народ будет знать стыд
и он исправится". Перечень конфуцианских
правил поведения охватывал предписания,
касающиеся выполнения ритуальных и культовых
обрядов (почитания духов, культа предков),
моральные наставления и нормы обычного
права. Подчеркивая свое преклонение перед
древностью, Конфуций призывал восстановить
правила, существовавшие во времена лучших
правителей династии Чжоу.