Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 07:45, реферат
В Древней Греции философия обрела свою классическую форму и выработались зачатки материализма и идеализма.
Платон расширил сократовский метод определения понятий, распространив его на всю область онтологии, космологии, психологии, теории познания, этики, теории воспитания, теории общественно-политического устройства,
законодательства, эстетики и учения о художественном воспитании.
Философский идеализм, которому Платон следовал, превратился у него – впервые в истории греческой мысли – в философскую систему. Учение Платона стало синтезом досократовского направления философии (пифагорейцы,
Гераклит, Парменид) и учения Сократа о совершенном разуме.
Введение
1. Жизнь Платона
2. Учение Платона об идеях
3. Учение Платона о знании и познании
3.1. Учение о знании
3.2. Академия Платона
Заключение
Список литературы
В “Государстве” также
душа имеет исконное знание истины, пробуждаемое в ее земном существовании с
помощью диалектического рассуждения; сложенные вместе, знание и рассуждение
составляют мышление, направленное на бытие, то есть на то, что не имеет
связи с материальным миром. Относительно вещей материальных, имеющих
рождение и пребывающих в становлении, невозможно знание, бессмысленно
рассуждение, непригодно мышление. Здесь душа пользуется совсем другими
инструментами - более или менее правильным воззрением (мнением), которое
складывается из запечатленного в памяти подобия вещи и убеждения в его
достоверности (уподобление и вера).
“Знание направлено на бытие, чтобы познать его свойства” (Гос-во, 273),
в то время как мнение – это всего лишь становление. Знание – истинно, а
мнение неистинно. Мир бытия и мир становления - два нетождественных мира,
мышление и мнение относятся к разным мирам, а поэтому, хотя истина остается
все же за мышлением, мнение не становится от этого иллюзорным. Мнение
аналогично истине в той же пропорции, и поэтому вполне допустима такая
ситуация, когда правильно составленное мнение может именоваться истинным
мнением.
Собственно мышлению, как его понимает Платон, принадлежат лишь идеи
чистого бытия, никак не связанные с материей, из наук это только
арифметика, из разделов философии - только онтология. Все остальное -
физические науки, естествознание, геометрия, науки об обществе, из разделов
философии - космология, политика, этика, эстетика, психология ит. п., - так
или иначе связано с миром становления и подлежит мнению. Следовательно, то,
что Платон именует знанием, к практической жизни не имеет никакого
отношения,
это узкая область чисто
философской теории.
Люди, обладающие знанием, а не мнением – это философы. Но естественно,
что подавляющее большинство людей не таковы. Даже наоборот, философы в
современном государстве порицаются и не понимаются толпой, которой доступны
только мнения, опирающиеся на чувственные впечатления.
Как же достичь знания, умозрить “идеи”, стать философом? В “Пире” дана
картина постепенного познания “идеи” прекрасного. Надо “начать с
устремления к прекрасным телам в молодости”. Это устремление родит в нем
прекрасные мысли. Потом придет понимание, что “красота одного тела
родственная красоте любого другого” (Пир, 76), и человек станет любить все
красивые тела. Путь любви – это путь обобщения, который восходит к все
более абстрактному. Дальше юноша постигнет красоту нравов и обычаев,
красоту души. После этого родится любовь к наукам. Каждая новая ступень
открывает понимание незначительности предыдущей, и, наконец, перед
человеком откроется самое прекрасное – сама “идея”.
В “Пире” противопоставлены чувственность и знание. “Правильное мнение”
толкуется здесь как постижение, занимающее середину между знанием и
чувственностью. На значение понятия “середины” в философии Платона указывал
еще профессор А. Ф. Лосев. В широком смысле, платоновская “середина”–
диалектическое опосредствование, категория перехода, связи. Мифологическим
воплощением середины представлен в “Пире” демон любви и творческого
порождения – Эрос. Единство знания и чувственности толкуется здесь не как
“фиксированное”, а как единство в становлении. “Идеи” – это результат
диалога души с самой собой. Чувственный мир подталкивает душу к пробуждению
подлинного знания. Проблема состоит в том, чтобы помочь душе вспомнить
подлинное знание, “идеи”, что возможно только на пути Эроса.
Путь человека к знанию
символа пещеры. Если снять с человека оковы и заставить его пройтись и
оглянуться, то он не сразу сможет смотреть на свет. Чтобы созерцать высшее,
заключает Платон, понадобится привычка к восхождению, упражнение в
созерцании. Сначала раскованный узник сможет смотреть только на тени, затем
на отражающиеся в воде фигуры людей и других предметов и только в последнюю
очередь на самые предметы. Но и это еще не сам источник света – Солнце.
Сначала
узник будет в состоянии
И только в завершение всех упражнений он окажется способным созерцать
Солнце – не изображение его на воде, а Солнце само по себе. И тогда он
узнает, что оно и есть причина всего того, что он и его товарищи видели,
сидя во мраке пещеры.
Человек, обладающий знанием,
никогда больше не станет
созерцающим только тени. Он не будет мечтать о почестях, которые узники
воздают друг другу в пещере. Его не прельстят награды, которые даются тому,
“кто отличался наиболее острым зрением при наблюдении текущих мимо
предметов и лучше других запоминал, что обычно появлялось сперва, что
после, а что и одновременно, и на этом основании предсказывал грядущее”
(Гос-во, 313).
Все это воззрение на знание теснейшим образом связано с учением о
“благе”. Солнце – это причина зрения. Так и “идея” блага является причиной
знания и истины. Считать свет и зрение солнецеподобными можно, но считать
их самим Солнцем нельзя. Точно так же признавать знание и истину
благовидными справедливо, но считать что-либо из них самим благом
несправедливо.
Наконец, в “Государстве” уже
без всяких аллегорий и
путь познания человека, в результате которого он может стать философом.
Причем пройти его может человек любой, даже самый “дурной”. “Если сразу же,
еще в детстве, пресечь природные наклонности такой натуры, которые, словно
свинцовые грузила, влекут ее к обжорству и различным другим наслаждениям и
направляют взор души вниз, то, освободившись от всего этого, душа
обратилась бы к истине, и те же самые люди стали бы различать там все так
же остро, как теперь в том, на что направлен их взор” (Гос-во, 316).
Важнейшей наукой, которая может
помочь на пути познания
является арифметика. Она “ведет человека к размышлению, то есть к тому, что
мы с тобой ищем, но только никто не пользуется ею действительно как наукой,
увлекающей нас к бытию” (Гос-во, 321). А с помощью рассуждения и
размышления человек “пытается разобраться, об одном ли предмете или о двух
разных предметах сообщает ей в том или ином случае ощущение” (Гос-во, 323).
Таким образом, у человека заработает мышление – то, что уже относится к
области умопостигаемого, а не зримого. Далее долгий путь от становления к
познанию истинного бытия человеку помогут пройти геометрия, астрономия
(“после
плоскостей мы взялись за
(Гос-во, 328), и, наконец, музыка, ведь можно обнаружить “числа в
воспринимаемых на слух созвучиях” (Гос-во, 331). Диалектика же “будет у нас
подобной карнизу, венчающему все знания, и было бы неправильно ставить иное
знание выше нее” (Гос-во, 335). Именно диалектический метод “отбрасывая
предположения, подходит к первоначалу с целью его обосновать; он потихоньку
высвобождает, словно из какой-то варварской грязи, зарывшийся туда взор
нашей души и направляет его ввысь, пользуясь в качестве помощников и
попутчиков теми искусствами, которые мы разобрали” (Гос-во, 334).
3.2. А к а д е м и я П л а т о н а
Основание Платоном в 388 г. до н. э. Академии в Афинах стало
значительным событием не только для научной, но и для политической жизни
греческих государств. Целью школы было воспитание государственных деятелей
в духе политико-философского учения Платона. Распространенным является
мнение, что основание ее было связано с невозможностью для Платона
выступить на политическом поприще и, отсюда - его обращением к "чистой
науке", представляется не совсем верным. Не желая принимать участие в
политической игре, правила которой казались ему недостойными, он, однако,
не отказался от политической деятельности вообще, но избрал для себя иной
путь и методы воздействия на погрязшее в смуте общество, смысл которых
изложен в его сочинениях. Орудием же изменения окружающего мира должны были
стать его ученики - философы и ученые, люди, владеющие искусством политики.
Этой цели должна была служить Академия.
В самом деле, влияние Академии и ее членов на политические события в
Греции и за ее пределами трудно переоценить. Направления этого влияния были
совершенно различны - от вмешательства в политику целых государств до
мягкого политического давления. Самым впечатляющим по своим результатам был
Сицилийский
эксперимент Платона и
среды слушателей Академии вышли законодатели, советники правителей,
ораторы, тираны, тираноборцы, политические мыслители.
Следует объяснить, почему