Древние учения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 07:45, реферат

Описание работы

В Древней Греции философия обрела свою классическую форму и выработались зачатки материализма и идеализма.
Платон расширил сократовский метод определения понятий, распространив его на всю область онтологии, космологии, психологии, теории познания, этики, теории воспитания, теории общественно-политического устройства,
законодательства, эстетики и учения о художественном воспитании.
Философский идеализм, которому Платон следовал, превратился у него – впервые в истории греческой мысли – в философскую систему. Учение Платона стало синтезом досократовского направления философии (пифагорейцы,
Гераклит, Парменид) и учения Сократа о совершенном разуме.

Содержание

Введение
1. Жизнь Платона
2. Учение Платона об идеях
3. Учение Платона о знании и познании
3.1. Учение о знании
3.2. Академия Платона
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат по философии.docx

— 39.92 Кб (Скачать)

уже 38 лет  принадлежала энергичному и властолюбивому тирану Дионисию. При

его дворе находилось множество поэтов, музыкантов, живописцев. Тут сильно

развилось искусство мимов, у которых Платон, быть может, учился мастерству

индивидуальной  характеристики персонажей своих диалогов. Платон пытался

увлечь  Дионисия идеей просвещенной монархии, но не преуспел в этом деле.

Тогда философ сблизился с родственником  тирана, Дионом, и попытался

повлиять  на него. За это он был выслан из Сиракуз. По пути в Афины его

высадили  в Эгине, которая находилась в острой вражде с Афинами. Платон

попал в рабство, но его друзья и знакомый по Кирене Анникерид организовали

выкуп философа.

    В 387 г. до н.э. в сорокалетнем возрасте – а греки считали его временем

расцвета  человека – Платон вернулся в Афины. Он купил участок рощи,

носившей имя древнеаттического героя Академа, и организовал тут первую в

истории человечества подлинно научную школу  – Академию. По приданию, над ее

дверями висела надпись: “Необученным геометрии вход воспрещен”. Математика

не только преподавалась в Академии, но и  была важным предметом научных

исследований, проводившихся учеными школы. Школа  Платона стала эпохой в

истории античной математики. Отсюда вышли  знаменитые математики Теэтет,

Евдокс и многие другие. В умственной атмосфере Академии вырос и созрел

гений величайшего из учеников Платона, Аристотеля, который пробыл здесь

двадцать  лет.

    После основания Академии Платон  совершил еще две поездки в  Сицилию при

преемнике Дионисия I Дионисии II, получившем власть в 367 г. до н.э.

Инициатором приглашения был Дион, с которым Платон подружился во время

своего  первого пребывания в Сицилии. Платон принял приглашение в надежде

теперь  уже через посредство Дионисия Младшего осуществить свой проект

идеального  государственного строя. Он настоял, чтобы  тиран прошел курс

обучения, начинавшийся с изучения математики. Но придворные Дионисия

внушили ему мысль, будто целью Платона  было отдалить Дионисия от

государственных дел и возвысить Диона. Поводом для обвинения Диона

послужили также перехваченные письма к  карфагенским полководцам. Дион был

отправлен в ссылку, и все его попытки  примириться с тираном проваливались.

Платон  же решил вернуться в Афины, но при отъезде был задержан. Только в

результате настояний Архита из Тарента ему удалось покинуть Сиракузы и

уехать  в Спарту, где он встретился с  Дионом.

    В 357 г. до н.э. Дион поднял восстание против Дионисия. Его

поддерживали  участники Академии Платона: Евдем, Тимонид, Каллип. Дион

одержал победу, но в 354 г. до н.э. был убит бывшим платоновцем Каллипом,

который на короткое время захватил власть в Сиракузах. Политические планы

Диона, которые ему так и не удалось осуществить, несомненно, испытали на

себе  влияние платоновских идей.

    Оставшуюся жизнь Платон провел  в Афинах, разочаровавшись в активной

политике  и посвятив себя философским и  научным занятиям: он читал лекции

слушателям  Академии и сочинял философские  диалоги. Умер Платон в 347 г. до

н.э., по иронии судьбы, 21 мая – в день рождения свой собственный и бога

Аполлона. 
 
 

                         2. УЧЕНИЕ ПЛАТОНА ОБ ИДЕЯХ 

    Согласно Платону, окружающий  нас видимый материальный мир  является

всего лишь “тенью” умопостигаемого мира “идей” (по-гречески “эйдосов”).

“Есть прекрасное само по себе, благо само по себе и так далее в отношении

всех  вещей, хотя мы и признаем, что их много. А что такое каждая вещь, мы

уже обозначаем соответственно единой идее, одной  для каждой вещи”1. В то

время как “идея” является неизменной, неподвижной  и вечной, вещи

материального мира постоянно возникают и гибнут. “Вещи можно видеть, но не

мыслить, идеи же, напротив, можно мыслить, но не видеть” (Гос-во, 305).

    Платон, чрезвычайно любящий иллюстрировать  свои рассуждения образными

сравнениями, это противопоставление вещей и  “идей” наглядно объяснят в

“Государстве” с помощью символа пещеры. В  пещере сидят люди, скованные

оковами и не могущие пошевелиться. За их спинами в вышине горит свет. Между

ним и  узниками проходит верхняя дорога, по которой идут другие люди и несут

различную утварь, статуи, всяческие изображения  живых существ, сделанные из

камня и дерева. Узники не видят всех этих предметов, они сидят к ним  спиной

и только по теням, отбрасываемым на стену  пещеры, могут составлять свое

представление о них. Таково, по Платону, и строение всего мира. А эти

узники  – люди, принимающие видимые вещи, которые на самом деле всего лишь

жалкие  тени и подобия, за их сущность.

    Кроме мира вещей и мира  “идей” существует еще мир  небытия. Это

“материя”. Но она не вещественная основа, или  субстанция вещей. “Материя”

Платона – беспредельное начало и условие  пространственного обособления

множества вещей, существующих в чувственном  мире. В образах мифа Платон

характеризует “материю” как всеобщую “кормилицу”, как “восприемницу”

всякого рождения и возникновения. “Материя”  совершенно неопределенна и

бесформенна. Чувственный мир – то есть все  окружающие нас предметы – это

нечто “среднее” между обеими сферами. Между областью “идей” и областью

вещей у Платона посредствует еще “душа  мира”, или мировая душа. Чувственный

мир не непосредственное, но все же порождение мира “идей” и мира “материи”.

    Царство “идей” Платона представляет  собой определенную систему: “идеи”

бывают  высшие и низшие. К высшим, например, относятся “идея” истины и

“идея”  прекрасного. Но наивысшей, по Платону, является “идея” блага. “То,

что придает  познаваемым вещам истинность, а  человека наделяет способностью

познавать, это ты и считай идеей блага  – причиной знания и познаваемости

истины. Как ни прекрасно и то и другое – познание и истина, но, если идею

блага ты будешь считать чем-то еще более  прекрасным, ты будешь прав” (Гос-

во, 307). “Идея” блага стягивает все множество  “идей” в некоторое единство.

Это единство цели. Порядок, господствующий в мире, есть порядок

целесообразный: все направляется к благой цели. И хотя “благо” скрывается

во мраке  непостижимого, некоторые черты  “блага” все же могут быть уловлены.

В известном  смысле Платон отождествил “благо”  с разумом. А так как, по

Платону, разумность обнаруживается в целесообразности, то “благо” Платон

сближает  с целесообразным.

    В “Пире” нет четкой картины  строения космоса. Речь в этом  диалоге идет

о любви  и еще шире, о прекрасном, и  приходит к описанию сущности “идеи”

прекрасного во всей ее безотносительности к чему-либо. Опираясь на это,

можно составить представление о сущности платоновских “идей” вообще.

    Тот, кто познает саму “идею”  прекрасного, “увидит вдруг нечто

удивительно прекрасное по природе <…>, нечто, во-первых, вечное, то есть не

знающее ни рождения, ни гибели, ни роста, ни оскудения, а во-вторых, не в

чем-то прекрасное, а в чем-то безобразное, не когда-то, где-то, для кого-то

и сравнительно с чем-то прекрасное, а в другое время, в другом месте, для

другого и сравнительно с другим безобразное. Красота эта предстанет ему не

в виде какого-то лица, рук или иной части  тела, не в виде какой-либо речи

или науки, не в чем-то другом, будь то животное, земля, небо или еще что-

нибудь, а сама по себе, через себя самое, всегда одинаковая; все же другие

разновидности прекрасного причастны к ней таким образом, что они возникают

и гибнут, а ее не становится ни больше, ни меньше, и никаких воздействий

она не испытывает” (Пир, 77).

    Как было сказано в самом  начале, философская система Платона,  явилась

синтезом, существовавших до него идей, которые  он развил до качественно

нового  уровня. Интуитивное привлечение  таких досократовских элементов, как

земля, вода, воздух и огонь, является для  Платона уже некоторого рода

примитивным эмпиризмом. Вместо этого он пользуется уже такой абстрактно-

всеобщей  категорией, как необходимость или  беспредельность. Понятие “идеи”

уже не отличается у него таким описательным характером, как это было прежде

всего у Гераклита. Его “идея” уже не наивно-описательно, а с мыслительной

необходимостью, то есть чисто диалектически, объединяется с материей. 
 
 

                    3. УЧЕНИЕ ПЛАТОНА О ЗНАНИИ И  ПОЗНАНИИ 

    3.1. У ч е н и е   о   з н а н и и

    Учение о знании тесно связано  с теорией “идей” Платона.  Потому что

знание  и есть способность постичь вечное, истинное, тождественное себе

самому  – то есть “идеи” и высшую из них  “идею” блага. С учением о знании

связано также учение о душе, которая является посредником между мирами

“идей”  и чувственных вещей. Цель души –  постижение “идеи”. В диалоге “Федр”

говорится, что познание – это процесс вспоминания душой того, что она

знала, находясь в мире “идей”, до своего воплощения в чувственном мире.

Информация о работе Древние учения