Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 07:45, реферат
В Древней Греции философия обрела свою классическую форму и выработались зачатки материализма и идеализма.
Платон расширил сократовский метод определения понятий, распространив его на всю область онтологии, космологии, психологии, теории познания, этики, теории воспитания, теории общественно-политического устройства,
законодательства, эстетики и учения о художественном воспитании.
Философский идеализм, которому Платон следовал, превратился у него – впервые в истории греческой мысли – в философскую систему. Учение Платона стало синтезом досократовского направления философии (пифагорейцы,
Гераклит, Парменид) и учения Сократа о совершенном разуме.
Введение
1. Жизнь Платона
2. Учение Платона об идеях
3. Учение Платона о знании и познании
3.1. Учение о знании
3.2. Академия Платона
Заключение
Список литературы
уже 38 лет принадлежала энергичному и властолюбивому тирану Дионисию. При
его дворе находилось множество поэтов, музыкантов, живописцев. Тут сильно
развилось искусство мимов, у которых Платон, быть может, учился мастерству
индивидуальной характеристики персонажей своих диалогов. Платон пытался
увлечь Дионисия идеей просвещенной монархии, но не преуспел в этом деле.
Тогда
философ сблизился с
повлиять на него. За это он был выслан из Сиракуз. По пути в Афины его
высадили в Эгине, которая находилась в острой вражде с Афинами. Платон
попал в рабство, но его друзья и знакомый по Кирене Анникерид организовали
выкуп философа.
В 387 г. до н.э. в сорокалетнем возрасте – а греки считали его временем
расцвета человека – Платон вернулся в Афины. Он купил участок рощи,
носившей имя древнеаттического героя Академа, и организовал тут первую в
истории человечества подлинно научную школу – Академию. По приданию, над ее
дверями висела надпись: “Необученным геометрии вход воспрещен”. Математика
не только преподавалась в Академии, но и была важным предметом научных
исследований, проводившихся учеными школы. Школа Платона стала эпохой в
истории античной математики. Отсюда вышли знаменитые математики Теэтет,
Евдокс и многие другие. В умственной атмосфере Академии вырос и созрел
гений величайшего из учеников Платона, Аристотеля, который пробыл здесь
двадцать лет.
После основания Академии
преемнике Дионисия I Дионисии II, получившем власть в 367 г. до н.э.
Инициатором приглашения был Дион, с которым Платон подружился во время
своего первого пребывания в Сицилии. Платон принял приглашение в надежде
теперь уже через посредство Дионисия Младшего осуществить свой проект
идеального государственного строя. Он настоял, чтобы тиран прошел курс
обучения, начинавшийся с изучения математики. Но придворные Дионисия
внушили ему мысль, будто целью Платона было отдалить Дионисия от
государственных дел и возвысить Диона. Поводом для обвинения Диона
послужили также перехваченные письма к карфагенским полководцам. Дион был
отправлен
в ссылку, и все его попытки
примириться с тираном
Платон же решил вернуться в Афины, но при отъезде был задержан. Только в
результате настояний Архита из Тарента ему удалось покинуть Сиракузы и
уехать в Спарту, где он встретился с Дионом.
В 357 г. до н.э. Дион поднял восстание против Дионисия. Его
поддерживали участники Академии Платона: Евдем, Тимонид, Каллип. Дион
одержал победу, но в 354 г. до н.э. был убит бывшим платоновцем Каллипом,
который на короткое время захватил власть в Сиракузах. Политические планы
Диона, которые ему так и не удалось осуществить, несомненно, испытали на
себе влияние платоновских идей.
Оставшуюся жизнь Платон
политике и посвятив себя философским и научным занятиям: он читал лекции
слушателям Академии и сочинял философские диалоги. Умер Платон в 347 г. до
н.э., по иронии судьбы, 21 мая – в день рождения свой собственный и бога
Аполлона.
2. УЧЕНИЕ ПЛАТОНА ОБ ИДЕЯХ
Согласно Платону, окружающий нас видимый материальный мир является
всего лишь “тенью” умопостигаемого мира “идей” (по-гречески “эйдосов”).
“Есть прекрасное само по себе, благо само по себе и так далее в отношении
всех вещей, хотя мы и признаем, что их много. А что такое каждая вещь, мы
уже обозначаем соответственно единой идее, одной для каждой вещи”1. В то
время как “идея” является неизменной, неподвижной и вечной, вещи
материального мира постоянно возникают и гибнут. “Вещи можно видеть, но не
мыслить, идеи же, напротив, можно мыслить, но не видеть” (Гос-во, 305).
Платон, чрезвычайно любящий
сравнениями, это противопоставление вещей и “идей” наглядно объяснят в
“Государстве” с помощью символа пещеры. В пещере сидят люди, скованные
оковами и не могущие пошевелиться. За их спинами в вышине горит свет. Между
ним и узниками проходит верхняя дорога, по которой идут другие люди и несут
различную утварь, статуи, всяческие изображения живых существ, сделанные из
камня и дерева. Узники не видят всех этих предметов, они сидят к ним спиной
и только по теням, отбрасываемым на стену пещеры, могут составлять свое
представление о них. Таково, по Платону, и строение всего мира. А эти
узники – люди, принимающие видимые вещи, которые на самом деле всего лишь
жалкие тени и подобия, за их сущность.
Кроме мира вещей и мира “идей” существует еще мир небытия. Это
“материя”. Но она не вещественная основа, или субстанция вещей. “Материя”
Платона – беспредельное начало и условие пространственного обособления
множества вещей, существующих в чувственном мире. В образах мифа Платон
характеризует “материю” как всеобщую “кормилицу”, как “восприемницу”
всякого рождения и возникновения. “Материя” совершенно неопределенна и
бесформенна. Чувственный мир – то есть все окружающие нас предметы – это
нечто “среднее” между обеими сферами. Между областью “идей” и областью
вещей у Платона посредствует еще “душа мира”, или мировая душа. Чувственный
мир не непосредственное, но все же порождение мира “идей” и мира “материи”.
Царство “идей” Платона
бывают высшие и низшие. К высшим, например, относятся “идея” истины и
“идея” прекрасного. Но наивысшей, по Платону, является “идея” блага. “То,
что придает познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью
познавать, это ты и считай идеей блага – причиной знания и познаваемости
истины. Как ни прекрасно и то и другое – познание и истина, но, если идею
блага ты будешь считать чем-то еще более прекрасным, ты будешь прав” (Гос-
во, 307). “Идея” блага стягивает все множество “идей” в некоторое единство.
Это единство цели. Порядок, господствующий в мире, есть порядок
целесообразный: все направляется к благой цели. И хотя “благо” скрывается
во мраке непостижимого, некоторые черты “блага” все же могут быть уловлены.
В известном смысле Платон отождествил “благо” с разумом. А так как, по
Платону, разумность обнаруживается в целесообразности, то “благо” Платон
сближает с целесообразным.
В “Пире” нет четкой картины строения космоса. Речь в этом диалоге идет
о любви и еще шире, о прекрасном, и приходит к описанию сущности “идеи”
прекрасного во всей ее безотносительности к чему-либо. Опираясь на это,
можно
составить представление о
Тот, кто познает саму “идею”
прекрасного, “увидит вдруг
удивительно прекрасное по природе <…>, нечто, во-первых, вечное, то есть не
знающее ни рождения, ни гибели, ни роста, ни оскудения, а во-вторых, не в
чем-то прекрасное, а в чем-то безобразное, не когда-то, где-то, для кого-то
и сравнительно с чем-то прекрасное, а в другое время, в другом месте, для
другого и сравнительно с другим безобразное. Красота эта предстанет ему не
в виде какого-то лица, рук или иной части тела, не в виде какой-либо речи
или науки, не в чем-то другом, будь то животное, земля, небо или еще что-
нибудь, а сама по себе, через себя самое, всегда одинаковая; все же другие
разновидности прекрасного причастны к ней таким образом, что они возникают
и гибнут, а ее не становится ни больше, ни меньше, и никаких воздействий
она не испытывает” (Пир, 77).
Как было сказано в самом начале, философская система Платона, явилась
синтезом, существовавших до него идей, которые он развил до качественно
нового уровня. Интуитивное привлечение таких досократовских элементов, как
земля, вода, воздух и огонь, является для Платона уже некоторого рода
примитивным эмпиризмом. Вместо этого он пользуется уже такой абстрактно-
всеобщей категорией, как необходимость или беспредельность. Понятие “идеи”
уже не отличается у него таким описательным характером, как это было прежде
всего у Гераклита. Его “идея” уже не наивно-описательно, а с мыслительной
необходимостью,
то есть чисто диалектически, объединяется
с материей.
3. УЧЕНИЕ ПЛАТОНА О ЗНАНИИ И
ПОЗНАНИИ
3.1. У ч е н и е о з н а н и и
Учение о знании тесно связано с теорией “идей” Платона. Потому что
знание и есть способность постичь вечное, истинное, тождественное себе
самому – то есть “идеи” и высшую из них “идею” блага. С учением о знании
связано также учение о душе, которая является посредником между мирами
“идей” и чувственных вещей. Цель души – постижение “идеи”. В диалоге “Федр”
говорится, что познание – это процесс вспоминания душой того, что она
знала, находясь в мире “идей”, до своего воплощения в чувственном мире.