Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 00:05, курсовая работа
Возникнув в Древней Греции, демократия прошла длинный и сложный путь развития. Она много раз гибла в огне политической реакции, но возрождалась вновь и, как правило, в более зрелом виде. На стороне демократии всегда были широкие народные массы, которые длительное время стихийно тянулись к ней, а с началом буржуазной эпохи неизменно выдвигали лозунги демократии и свободы, актуализируя их в периоды революционных преобразований.
Введение 3
1 Демократия в социальном опыте XX в. 5
1.1 Понятие и принципы демократии и демократического режима. 5
1.2 Политическая культура как основа демократии. 10
1.3 Современные теории и модели демократии. 14
1.4 Предпосылки и пути перехода к демократии. 22
2 Сущность тоталитаризма: предпосылки возникновения, характерные черты.25
2.1 История возникновения тоталитаризма. 25
2.2 Феномен тоталитаризма и манипулирование сознанием в культуре
XX в. 28
2.3 Тоталитарный политический режим, его характерные черты
и признаки. 31
Заключение 36
Список используемой литературы 38
Некоторые характерные проявления в духовной сфере, которая в первую очередь стремится подчинить тоталитарное государство:
1) монополизация и стандартизация системы образования и воспитания, представляющая собой неразрывную и ревниво контролируемую цепь от дошкольных учреждений до докторантуры, где готовятся научные кадры высшей квалификации. При этом допуск в академическую и художественную псевдоэлиту производится не на основе способностей и талантов, а по признакам социального происхождения и национальности. Свидетельство последнего – типичный для тоталитарных государств скрытый или открытый антисемитизм. Вся эта система работ "под колпаком" единой идеологии, носящий расистский, националистический или классовый характер с обязательным подчёркиванием приоритета коллектива над личностью и соответствующими методологическими организациями. Частное и платное образование и университетская автономия при этом обычно отсутствуют или влачат жалкое существование. Важной чертой тоталитаризма в области научного знания является запрет на отдельные, нежелательные для государства темы и даже дискриминация целых наук. Так, при Гитлере преследовался марксизм-ленинизм, а при Сталине с неменьшим ожесточением преследовались генетика, фрейдизм, позднее – кибернетика. В искусстве наблюдается такая же картина: анекдотичным выглядит запрет в СССР до сговора Гитлера и Сталина "фашистской" музыки Вагнера и её немедленная "реабилитация" после подписания пакта Молотова-Риббентропа, когда в срочном порядке в Большом театре была поставлена опера "Валькирия".
2) Монополизация средств массовой информации и превращение их в послушный инструмент манипулирования общественным сознанием. Это делается, с одной стороны, методом жестокой цензуры, а с другой – путём гипертрофии пропагандистской функции радио, телевидения и прессы, в ущерб их информационному назначению. Цензуре подвергается всё, что угрожает ослаблением государственной власти, особенно в сфере общественной мысли, политики и искусства. Объективная передача сведений о событиях в стране и мире максимально сокращается, и их место занимают идеологические мифы, восхваление режима, развлекательный материал, различного рода призывы и лозунги. Общеизвестно и весьма показательно, что первым в истории "министром народного просвещения и пропаганды" был в нацистской Германии – доктор Йозеф Геббельс. Именно он считается у специалистов по общественной психологии "отцом" современных методов манипулирования массовым сознанием, взятых позднее на вооружение многими диктаторскими и тоталитарными режимами, в том числе и деятелями сталинского "агинтропа".
3) Поскольку первым из главных общественных слоёв, не признающих монополии государственной власти на духовное самоопределение народов, является критически мыслящая "диссидентская" интеллигенция, то диктаторское, тоталитарное государство обычно относится к ней с крайним недоверием и, как правило, подвергает её всяческого рода преследованиям (Солженицын как-то весьма справедливо заметил, что власть боится не тех, кто против неё и не тех, кто с нею, она боится тех, кто выше её). Вообще антиинтеллектуализм – неотъемлемая черта любого режима, проявляющего склонность к авторитарным и диктаторским методам управления. В этой связи широко известны преследования немецкой интеллигенции после прихода Гитлера к власти; массовая эмиграция, высылка и физическое уничтожение российской интеллигенции большевиками в годы революции и гражданской войны.
4) Четвёртым характерным проявлением является стремление государства не только лишить народ исторической памяти, но и изолировать его от внешнего мира разного рода "железными занавесами", "берлинскими стенами" и т. п. Насильно насаждаемые массовые беспамятство и изолиционизм призваны скрыть от подданных культурное убожество режима на фоне общего поступательного развития мировой цивилизации. Для погрязших в самовосхвалении и самоуверенности "фюреров" и "вождей" тоталитаризма славное прошлое собственного народа и достижения соседей – нежелательные и неприятные конкуренты. Поэтому история замалчивается и искажается, а другие общественные системы, прежде всего демократические, подвергаются очернению. Это можно увидеть в строго контролируемых её энциклопедических словарях. Энциклопедии – это сокровищницы и бесстрастные летописцы культуры – страдают одними и теми же пороками: в них или просто отсутствуют неугодные режиму имена и факты, или их значение тенденциозно фальсифицируется, или информация о них сводится к минимуму.
5) Тоталитаризму в духовной сфере соответствует ещё одна непреложная закономерность: с ним всегда в той или иной степени связано такое общественно-психологическое явление, как культ личности. Это не значит, что тот или иной "вождь" единолично представляет систему и принимает все решения, Но его обожествление необходимо для превращения граждан в некое подобие идолопоклонников, слепо верящих в своего кумира. А что касается правящей верхушки, то она сознательно поддерживает культы, будь то культ Ленина, сменившего его Сталина или какого-либо новоявленного "вождя", для того чтобы легче держать в повиновении загипнотизированную массу. Отсюда пирамиды и мавзолеи, многочисленные памятники и портреты живых и мёртвых руководителей, их беззастенчивое восхваление в средствах массовой информации, инспирирование верноподданнических чувств, разного рода идеологические мероприятия и годовщины и т. д.
Говоря о проявлении культа личности в прошлом и настоящем, важно отметить, что он неизменно вёл к таким губительным для культа действиям, как борьба с религией. Поддавшись власти тоталитаризма, гасившего религиозные маяки и плодившего людей-винтиков, "мы обрубили и извратили мировую и отечественную мысль, загнав её в темницы, объявленные нами презрительно "объективным" или, того страшнее, "субъективным идеализмом", "религиозным мракобесием", иррационализмом или мистикой и т.д., - справедливо замечает видный философ-русист М. П. Капустин. Религиозность и связанная с ней духовность десятилетиями рассматривалась как вызов режиму. Вожди поумнее пытались подчинить себе церковь и поставить её на службу государству. Другие, видя в религиозной вере угрозу своим доктринам, а в Боге – чуть ли не личного конкурента, обрушивали на духовенство волну репрессий. Всё это сопровождалось разрушением и уничтожением величайших художественных и культурных ценностей, человеческой духовности вообще, свидетельство чего – наше недавнее трагическое прошлое.
2.3 Тоталитарный политический режим, его характерные черты и признаки.
В экономической сфере тоталитаризм строится на монопольном контроле партийно-государственного аппарата над производством и экономикой в целом, на сверхцентрализованном плановом руководстве и управлении хозяйственной деятельностью.
В духовной сфере важнейшей особенностью тоталитарного политического режима является доминирующая роль официальной идеологии, ориентированной на построение нового «наилучшего» политического и социального порядка и создание нового типа личности. Основу такой идеологии составляет привлекательная утопия (например, достижение конечного смысла существования человека, которым может выступать коммунизм, 1000-летний рейх и т.п.), рисующая сверкающий образ будущего совершенного строя и использующая для оправдания огромных повседневных жертв народа.
Характерные признаки тоталитарного режима:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Тоталитарная идеология претендует на то, чтобы быть воплощением абсолютной истины, и поэтому как единственно верное учение носит обязательный для всех характер. В нацистской германии даже был издан специальный закон, предусматривающую единую для всех немцев идеологию. Тоталитарное общество создает систему идеологической обработки населения, манипулирования массовым сознанием. При этом политическая пропаганда приобретает некоторые черты религиозного культа. Приверженность населения официальной идеологии достигается посредством централизации идеологических средств воздействия, монополии госаппарата на информацию, нетерпимости ко всякому инакомыслию.
Главной общей предпосылкой тоталитаризма является индустриальная стадия развития общества. Она привела к созданию системы массовых коммуникаций, сделала технически возможными систематическую идеологическую индоктринацию (насильственное внедрение идеологии), тотальное «промывание мозгов» и всеобъемлющий контроль за личностью. На этой ступени развития в ряде стран появились мощные монополии, регулирующие целые отрасли промышленности и наладившие тесное взаимодействие с государством. Усилилось и само государство, расширились его социальные функции. Нарастание элементов организованности, управляемости в общественной жизни порождали иллюзии возможности перехода к рационально организованной и тотально управляемой форме жизни в масштабах всего общества. Ядром этой тотальной организации могла быть только всесильная и всепроникающая государственная власть.
Информация о работе Демократия и тоталитаризм в социальном опыте XX века