Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 00:05, курсовая работа
Возникнув в Древней Греции, демократия прошла длинный и сложный путь развития. Она много раз гибла в огне политической реакции, но возрождалась вновь и, как правило, в более зрелом виде. На стороне демократии всегда были широкие народные массы, которые длительное время стихийно тянулись к ней, а с началом буржуазной эпохи неизменно выдвигали лозунги демократии и свободы, актуализируя их в периоды революционных преобразований.
Введение 3
1 Демократия в социальном опыте XX в. 5
1.1 Понятие и принципы демократии и демократического режима. 5
1.2 Политическая культура как основа демократии. 10
1.3 Современные теории и модели демократии. 14
1.4 Предпосылки и пути перехода к демократии. 22
2 Сущность тоталитаризма: предпосылки возникновения, характерные черты.25
2.1 История возникновения тоталитаризма. 25
2.2 Феномен тоталитаризма и манипулирование сознанием в культуре
XX в. 28
2.3 Тоталитарный политический режим, его характерные черты
и признаки. 31
Заключение 36
Список используемой литературы 38
2) различные сроки полномочий у каждого органа государственной власти: у членов нижней палаты – 2 года, у сенаторов – 5 лет, у президента – 4 года, членов Верховного суда назначают пожизненно;
3) ограничение каждой ветви власти при всей своей независимости полномочиями других властей. Президент при принятии законодательных актов использует право «вето»; Конгресс выполняет исполнительную функцию, поскольку назначает ряд высокопоставленных чиновников и ратифицирует договоры. Кроме того, он выполняет судебную функцию – за Конгрессом закреплено право на импичмент. И наконец, американская система демократии жестко ограничена двухпартийностью.
В Европе современная демократия представлена британской и французской моделями. Британская демократия носит плюралистическо-элитистский характер. Правящие элиты, как правило, формируются из родовых кланов, высших чиновников и финансовой олигархии, а также профессиональных политиков. В этой модели особое место отведено институту парламентаризма и его верховенству над правительством. В полномочия парламента входят:
а) легитимация существующей политической системы и деятельности правительства;
б) контроль за политикой правительства;
в) политическая интеграция граждан.
Особенностью британской демократии является высокая легитимность политических институтов, политической власти, признание большинством населения обязанности подчиняться правительству, закону. Господство права – существенная сторона демократических отношений и институтов в Англии. И это при отсутствии писанной конституции. В Англии доминирует гражданская политическая культура (антиэтатистское сознание, постепенный характер развития общественной жизни, терпимость к различным взглядам и позициям, признание роли традиций и т.д.).
В отличие от англосаксонской демократии французскую модель можно охарактеризовать как популярную демократию, которая предполагает не только выборы всех институтов политической власти, но и референдумы по важнейшим проблемам, включая внесение изменений в Конституцию. Прежде всего необходимо подчеркнуть высокую легитимность и президента и парламента, ибо они избираются всенародно. Президент является гарантом стабильности государственных институтов. Он обладает правом роспуска парламента и назначения внеочередных выборов. В свою очередь парламент, кроме законотворчества, имеет право отправить в отставку правительство. Правительство же, являясь коллегиальным и солидарным обществом, назначается президентом и вместе с ним составляет исполнительную власть в республике. Конституция гарантирует основные социальные и политические права.
Из множества коллективистских теорий и моделей современной демократии следует выделить социал-демократическую, которая под воздействием современных реалий эволюционировала в либеральную демократию, сохранив в себе и элементы коллективизма. Отсюда совмещение в ней либеральной ценности – свободы, и социалистических ценностей – справедливости и солидарности. О комплексном характере этой модели свидетельствует следующие ее составляющие:
1) свобода во всех ее формах (индивидуальная и коллективная), защита прав и свобод человека;
2) распространение демократии на политическую, социальную и экономическую сферы;
3) солидарность, означающая, что индивид связан с судьбой человечества;
4) самостоятельность в сочетании с ответственностью;
5) приоритет права;
6) социальная защита граждан со стороны государства;
7) деятельность, направленная на защиту мира и окружающей среды.
Кроме основных ценностей социал-демократической модели нельзя не отметить и ряд важных признаков:
1) признание гражданского общества в качестве основы демократии, упор на роль государства в осуществлении и защите демократических прав и свобод;
2) признание идеологического и политического плюрализма, отрицание государственной идеологии;
3) использование фундаментальных принципов и институтов демократии таких, как всеобщее и равное избирательное право, парламентаризм, разделение властей, федерализм, социальное, правовое государство, сочетание государственного управления с самоуправлением граждан.
В мировой политической мысли существуют ценностное и рационально-унитарное обоснования демократии. В первом случае демократия рассматривается как ценность сама по себе, как реализация в государственном устройстве важнейших общечеловеческих ценностей: свободы, равенства, социальной справедливости, народовластия. При этом следует иметь в виду, что демократические ценности часто трактуются различными слоями населения по-разному. В недемократических политических системах многие люди, не раздумывая, применяют и личную, и политическую свободу на безопасность и вкусную «чечевичную похлёбку». Весьма неоднозначно истолковываются и другие ценности демократии. Все это свидетельствует о несовершенстве ценностных обоснований демократии. На практике их навязывание без учета особенностей политической культуры и исторического наследия приводит к экономическим и политическим кризисам.
Во втором случае демократия рассматривается как наиболее полезная и рациональная для общества и граждан форма организации, повышающая вероятность нахождения оптимальных решений. Демократия вместе с конкурентными рыночными структурами делает общество открытым для любой идеи и варианта развития, обеспечивает политической системе лучшую приспосабливаемость к изменяющимся условиям.
Современные теоретические модели демократии базируются преимущественно на политических идеях Нового времени, Просвещения (Локк, Монтескье, Руссо, Кант, Токвиль). Сегодня появляются концепции демократии, критически относящиеся к мировоззренческим истокам современности, - дискурсивная демократия, теледемократия, кибердемократия, - но пока они находятся на периферии, занимают маргинальное положение в современной демократической теории и практике.
Едва ли возможно описать все современные теоретические модели демократии. Концептуализация демократии породила огромное множество вариантов: по некоторым данным, можно говорить о существовании 550 «подтипов» демократии. Фактически временная теория демократии распадается на множество внутренне связанных между собой концепций, классификаций, моделей демократических процедур, институтов, поведения и отношений. Суммируя различные подходы, можно выделить ряд моделей, которые чаще всего попадают в поле зрения исследователей. Все многообразие теоретических моделей современной демократии, так или иначе, тяготеет к двум основным теоретическим парадигмам, сформированным классиками политической мысли XVII –XIX вв. речь идет о либерально-демократической и радикально-демократической теориях.
Обе теории возникают, как попытка разрешить так называемую «проблему Гоббса». Теоретическая задача заключалась в обосновании границ деятельности государства, обеспечивающих сохранность свободы человека.
Представители либерально-демократического и радикально-демократического направлений считали человека разумным существом, но по-разному истолковывали эту антропологическую предпосылку демократической теории. Они были едины в трактовке происхождения государства из принятого разумными индивидами договора, но различали источник этого договора. Они отстаивали свободу человека, но понимали ее по-разному и по-разному трактовали ее основания.
В либерально-демократических концепциях свобода человека означала его моральную автономию рационально определять свою жизнь и правила общения с другими людьми, которые не должны нарушать его индивидуальных прав. Государство ограничивается правом, то есть равной внешней мерой свободы для каждого индивида. Таким образом, данная демократическая парадигма основывалась на предпосылке автономного индивида, общество при этом трактовалось как сумма свободных индивидов, а общественный интерес – как интерес всех. Частная жизнь ценится здесь больше, чем жизнь общественная, а право выше, чем общественное благо. В принципе, государство призывалось лишь тогда, когда требовалось вмешательство третейского судьи. Концепции либерально-демократического толка допускают лишь «ограниченное государство», государство «ночного сторожа». То есть, большое значение здесь придается электоральному процессу и репрезентативной демократии, при которой избранные представители связаны лишь своей совестью и конституцией (свободный мандат). Свобода в таком государстве ограничена только законом, а само государство должно строиться по принципу разделения властей. Правомерный при голосовании принцип решения по большинству голосов дополняется принципом защиты прав меньшинств (рис.1).
Рис.1 Либерально-демократическая и радикально-демократическая теории демократии
Либерально-демократическая теория | Радикально-демократическая теория |
Морально-автономный индивид | Социальный человек |
Суверенитет личности | Суверенитет народа |
Общество как сумма индивидов | Органическое общество |
Интерес всех | Общий интерес |
Плюрализм интересов | Единство интересов |
Первенство права | Первенство общего блага |
Свобода человека | Свобода гражданина |
Первенство прав человека | Единство прав и обязанностей |
Представительная демократия, выборы | Непосредственная демократия |
Свободный мандат | Императивный мандат |
Разделение властей | Разделение функций |
Подчинение меньшинства большинству с защитой прав меньшинства | Подчинение меньшинства большинству |
В соответствии с либерально-демократическими концепциями разумный человек мог существовать автономно только в естественном состоянии, в общественном же состоянии – он становится существом социальным, то есть рационально принимающим ценности общества.
Государство руководствуется ценностями общества, носителем которых выступает народ, оно ограничено «суверенитетом народа». Радикально-демократическая теория приветствует публичного человека, обосновывает приоритет общего блага над правом. Единство народа выступает важнейшим принципом организации политической жизни, а формой демократического участия здесь выступает прямая демократия. Единство власти обеспечивается суверенитетом народа, а потому принцип разделения властей не является существенным. Подчинение меньшинства большинству является внешним выражением единой воли, принципиально требующей общего согласия.
1.4 Предпосылки и пути перехода к демократии.
Для утверждения и нормального функционирования демократии необходимы определенные условия: каждый народ должен созреть для организации соответствующих форм и механизмов демократии. Важно, он осознал не только пределы своих прав, но и ответственность, обладая способностью к самоограничению, что приобретается в результате длительного исторического опыта. Речь идет совокупности экономических, социальных, политических, внешнеполитических предпосылок демократии.
Экономические предпосылки демократии предполагают высокий уровень развития экономики в целом, причем экономики, базирующейся на многообразных формах собственности и конкуренции товаропроизводителей. Благодаря этому создаются препятствия для концентрации экономической и, как следствие, политической власти в руках какой-либо социальной общности. Более того, рыночная экономика гарантирует автономию личности, создает среду, которая предохраняет ее от тотального государственного контроля, воспитывает у индивида стремление к свободе, ответственность, инициативность. Исходя из этого вполне логично сделать вывод, что без рынка невозможно гражданское общество, являющееся основой демократии. В то же время, отдавая приоритет конкуренции, демократия вполне приемлет государственный сектор и социальное обеспечение. Необходимо отметить также, что индустриальное развитие предполагает высокую степень урбанизации, а городское население легче и быстрее воспринимает демократические ценности, чем жители сельской местности, отличающиеся консерватизмом, склонностью к традиционным формам правления.
Социальные предпосылки демократии тесно связаны с экономическими и являются как бы их следствием. В первую очередь это относительно высокий уровень благосостояния граждан, что способствует сглаживанию социального неравенства, ибо вопиющая поляризация общества на богатых и бедных порождает неразрешимые политические конфликты, несовместимые с демократией.
Информация о работе Демократия и тоталитаризм в социальном опыте XX века