Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 00:05, курсовая работа
Возникнув в Древней Греции, демократия прошла длинный и сложный путь развития. Она много раз гибла в огне политической реакции, но возрождалась вновь и, как правило, в более зрелом виде. На стороне демократии всегда были широкие народные массы, которые длительное время стихийно тянулись к ней, а с началом буржуазной эпохи неизменно выдвигали лозунги демократии и свободы, актуализируя их в периоды революционных преобразований.
Введение 3
1 Демократия в социальном опыте XX в. 5
1.1 Понятие и принципы демократии и демократического режима. 5
1.2 Политическая культура как основа демократии. 10
1.3 Современные теории и модели демократии. 14
1.4 Предпосылки и пути перехода к демократии. 22
2 Сущность тоталитаризма: предпосылки возникновения, характерные черты.25
2.1 История возникновения тоталитаризма. 25
2.2 Феномен тоталитаризма и манипулирование сознанием в культуре
XX в. 28
2.3 Тоталитарный политический режим, его характерные черты
и признаки. 31
Заключение 36
Список используемой литературы 38
Существенной предпосылкой демократии является развитое гражданское общество, представленное множеством групп со своими специфическими интересами (профессиональные, региональные, религиозные, культурные, этнические и др.). все это препятствует концентрации государственной власти, создает возможность установления эффективного контроля над ней и создания механизма обратной связи между властью и обществом.
Невозможна демократия и без многочисленного и влиятельного среднего класса. Так, по западным стандартам средний класс (с доходом от 25 до 60 тыс. дол. в год) составляет 2/3 всех граждан в этих странах. Он разнороден по своим политическим и идеологическим пристрастиям, но при этом отвергает радикальные позиции и точки зрения, всегда выступает за политическую стабильность.
Важнейшей предпосылкой демократии является грамотность населения, его высокий образовательный уровень. Вне всякого сомнения, что необразованный человек далек от демократических ценностей и является объектом бессовестного манипулирования политиками.
Экономические и социальные предпосылки только тогда результативны, когда их связывает соответствующая политическая культура. Демократии более всего соответствует гражданская культура, основанная на активном политическом участии и общественном плюрализме и высоко ценящая права человека, его свободу и ответственность, способность к самоограничению и компромиссам. Чтобы стать действительным демократом, необходимо, чтобы человек социализировался в демократической социокультурной среде.
Безусловно, что для становления и развития демократии важным первую очередь внутренние предпосылки. Однако в современном мире растущее влияние оказывают и внешнеполитические факторы: политический, экономический, информационный, не исключен и военный. Примером могут служить демократические процессы в ряде бывших колониальных стран (Латинская Америка, Африка и даже ФРГ после второй мировой войны). Однако насильно привнесенная извне демократия без естественных внутренних предпосылок обречена на поражение.
Переход к демократии – не разовый акт, а достаточно долговременный процесс. В различных странах он имеет свою специфику, хотя можно выделить и некоторые его общие черты и закономерности.
Демократические процессы начинаются с обширного политического кризиса. Так было в Испании, Чили, Греции, СССР. В ситуации кризиса формируется желание большинства к политическим переменам, выкристаллизовывается воля большинства к изменениям в направлении к демократии. Одновременно формируется новая политическая элита, приобретающая весомую поддержку общества. Теряют свое значение и роль старые политические и идеологические ценности, и развертывается поиск иных опорных ценностей – гражданских и политических.
Следующая закономерность – это способность большинства общества, его элит к социально политическим изменениям в направлении демократии, их стремление к компромиссам, которые необходимы для демократических преобразований.
Переход общества к демократии несовместим с революционным насилием. Жизнеспособная демократия формируется только эволюционным путем. Данная закономерность исходит из преобразований через соглашение элит. При этом успех возможен только в случае, если народные массы не слишком идеологизированы и радикализированы. Весь переходный процесс должен проходить в рамках политических институтов и под контролем элит. В противном случае спонтанные выступления масс приведут к разрушениям и анархии.
Становлению демократии способствует развитие партийного плюрализма. И вне всякого сомнения, важнейшим общим условием успеха демократизации является политическая стабильность, основанная на уважении к законам.
Все проанализированные закономерности перехода к демократии определяются особенностями общественно-политической ситуации, характерной для той или иной страны. В этом отношении страны СНГ существенно отличаются от других государств, перешедших к демократии. Следует подчеркнуть, что первая попытка такого перехода, длящаяся более 10 лет, оказалась неудачной. Причин тому множество. Прежде всего это фактическое отсутствие в большинстве стран СНГ самих предпосылок перехода к демократии. Поэтому стремление внедрить западные модели путем либерализации привело эти страны к тяжелым, разрушительным последствиям и сильно скомпрометировало демократические ценности в массовом сознании. Преграды на пути становления демократии на просторах бывшего СССР связаны с низким уровнем политической культуры, в частности с отсутствием у большинства населения реакции отторжения авторитаризма и тоталитаризма, осознанной необходимости и потребности постоянно защищать свои права и свободы и не допускать попрания конституционных основ государства. Авторитаризм всегда был доминирующим фактором в политической жизни этого региона.
Следующая немаловажная причина заключается в радикализации идеологической и экономической деятельности элит, в их неумении, в нежелании найти срединный путь преобразований, пойти на согласие, на уступки ради всеобщего блага.
Опыт истории учит, что переход к демократии – не самоцель, а путь создания цивилизованной современной системы, стабильной, способной к саморазвитию и создающей все необходимые условия для нормальной жизни человека. Проблема демократии для наших стран – это проблема формирования такой политической системы, которая бы обеспечила управляемость обществом при участии народа, предполагала бы возможность смены элит без насилия, гарантировала бы соблюдение и защиту прав и свобод человека.
Проблема демократии – это проблема формы государственного и социального устройства общества, базирующегося на экономических и политических реалиях.
Демократия должна быть реальной. То, что провозглашено в Конституции Республики Беларусь, предстоит осуществлять в политической практике: принципы правового государства, его демократические основы, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью и обязанностью государства, их соблюдение и защита; утверждение о народе Беларуси как о носителе и единственном источнике власти; принцип действительного (и не на словах) разделения властей, а также другие конституционные нормы, без которых общество не может обрести свободу и ощутить преимущество демократии.
2 Сущность тоталитаризма: предпосылки возникновения и характерные черты.
2.1 История возникновения тоталитаризма.
Формирование политических тоталитарных режимов стало возможно на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов.
Идейные истоки, отдельные черты тоталитаризма уходят своими корнями в древность. Изначально его трактовали как принцип построения целостного единого действующего общества. В VII-IV вв. до н. э. теоретики рационализации китайской политико-правовой мысли Цзы Чань, Шан Ян, Хань Фэй и другие, отвергая конфуцианство, выступили с обоснованием доктрины сильного, централизованного государства, регулирующего все стороны общественной и частной жизни. При этом государственный контроль ими рассматривался в виде постоянной борьбы правителя с подданными.
Близкий к легистам Китая тип тоталитарного режима предложил Платон. В его более поздних диалогах («Полития», «Законы») нарисована социально-экономическая характеристика второго, более совершенного и отличного от Афинского общества, изображенного в «Государстве». Свое второе по достоинству государство Платон надели такими чертами: безусловное подчинение всех граждан и каждого индивидуума в отдельности государству; государственная собственность на землю, жилые дома, которыми пользовались граждане на правах владения, а не частной собственности; государственное регламентирование законами воспитания детей; единая для всех сограждан религия; политическое и правовое равноправие женщин с мужчинами и т. д.
Платоновская модель государственного режима для большинства современных стран неприемлема, но в каком общественном строе лучше жить, понятнее после Платона. Либеральные демократы, философы Б. Рассел, К. Поппер, в целом пришли к заключению, что именно к Платону восходит современный тоталитаризм.
Понятие тоталитарного режима было разработано в творчестве ряда немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше, О. Шпенглера и некоторых других авторов. И, тем не менее как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX в.
Тоталитаризм как определенный тип политической системы, специфический политический режим – феномен XX в. В политический лексикон термин «тоталитаризм» (от лат. «totalis» - весь, целый, полный) впервые ввел в 1925 году Б. Муссолини для характеристики своего движения. В 30-е гг. одним из первых ученых, использовавших понятие «тоталитаризм», был немецкий философ и политолог К. Шмидт. Позже понятие прочно вошло в политологию и до сих пор служит для обозначения режимов (как фашистских, так и коммунистических), стремящихся к полному, тотальному политическому контролю над жизнью общества в целом и каждого гражданина в отдельности.
Хотя тоталитаризм становится политической реальностью лишь в нашем веке, его идейные истоки уходят в далекое прошлое. В этом смысле в качестве его идейных источников можно рассматривать взгляды Платона о безусловном подчинении индивида и сословия государству, теорию сильной власти Н.Макиавелли, концепцию общества-государства Т.Гоббса, идею Гегеля о всеобъемлющем характере государства.
Политическое значение ему впервые придали руководители и идеологи фашистского движения в Италии. В 1925 г. Б. Муссолини был первым, кто пустил в оборот термин «тоталитаризм» для характеристики итало-фашистского режима. Тоталитарные режимы могут возникать на различной социально-экономической базе и в многообразных культурно-идеологических средах. Они могут быть следствием военных поражений или революций, появиться в результате внутренних противоречий или быть навязанными извне.
Общими отличительными признаками тоталитаризма являются стремление к всеобъемлющей организованности общества и полному контролю за личностью со стороны власти, к радикальному преобразованию всей общественной системы в соответствии с революционной по своему характеру социальной утопией, не оставляющей места для индивидуальной свободы и социальных противоречий.
Научное осмысление тоталитаризма началось в середине 40-х гг. XX в. В 1944 г. выходит первое крупное политико-философское иследование этого феномена - «Дорога к рабству», автором которой был австрийский ученый Ф.А. фон Хайек. Он рассматривал появление тоталитаризма как следствие кризиса к концу XIX в. идеалов и принципов классического либерализма, с одной стороны, и появления массового социалистического движения – с другой. Хайек обвиняет социалистов в том, что, стремясь создать массовое движение, опирающееся на единую идеологию, они создали те идеологические модели, которыми так успешно воспользовались нацисты и фашисты. Хайек тонко подметил общее для социалистов и нацистов требование главенства политики над экономикой, которое неизбежно приводит к присвоению государством абсолютной власти. Фундаментальная теоретическая разработка проблемы тоталитаризма была продолжена в 50-е гг. и связана с именами Ханы Арендт «Происхождение тоталитаризма» (1951), К. Фридриха и З. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956), также Р.Арона, Л.Шапиро, Дж. Киркпатрик, также публицистические труды российских авторов А. Зиновьева, А. Солженицына, А. Сахарова и других.
В бывших социалистических странах данная проблема до недавнего времени не изучалась, за исключением работ югославского ученого М.Джиласа и болгарского Ж. Желева, которые исследовали казарменно-коммунистическую модель тоталитаризма.
Имея многовековую историю, тоталитарные идеи получают возможность практической реализации лишь в XX в. Это связано со вступлением общества в индустриальную стадию развития, что привело к созданию системы массовых коммуникаций, усложнению общественных связей и организаций, сделало технически возможным и тотальное «промывание мозгов», и всеобъемлющий контроль над личностью. Кроме того, появление тоталитаризма связано с ломкой старых политических и социальных структур, с возникновением острого социально-экономического кризиса, резко усилившего бедствия и недовольство населения. Социальное отчуждение личности привело к появлению многочисленных маргинальных слоев, не имеющих устойчивого положения в социальной структуре, стабильной социально-этнической среды обитания, особенно восприимчивых к тоталитарной идеологии и склонных к политическому радикализму.
2.2 Феномен тоталитаризма и манипулирование сознанием в культуре XX в.
После октября 1917 г., бросившего вызов "старому миру", наряду с отжившими свой век монархиями и традиционно понимаемыми диктатурами под прямым влиянием идеологии и практики большевизма стала формироваться новая форма авторитарной государственной власти – тоталитаризм.
Totalis в переводе с латинского означает "законченный", "полный", "абсолютный", "всеобщий", "всеобъемлющий", т. е. речь идёт о некой превосходной степени диктатуры, когда она ведёт к абсолютному подавлению личности и пронизывает и контролирует буквально все сферы жизни. В отличие от "злого" монарха или "жестокого" тирана с их приближённым коллективом диктатором становится само бюрократическое государство. Если оно попадает в руки многочисленной и хорошо организованной по военному образцу партии "нового типа", отвергающей так называемый абстрактный гуманизм, то перед нами и будет истинный источник тоталитаризма. В его практическом осуществлении, т. е. во всеобъемлющем руководстве и контроле, принимают участие миллионы людей, подлинной драмой которых стало следование ложным идеологическим мифам и отсутствие необходимой культуры. Художественное изображение доведённого да абсурда тоталитаризма в его начальных и завершающих стадиях дано, например, в широко известных романах русских писателей раннесоветского периода Евгения Ивановича Замятина "Мы" и Андрея Платоновича Платонова "Котлован", а особенно в романе английского прозаика Джорджа Оруэлла "1984". Все эти произведения основывались на совершенно конкретных фактах социальной действительности тоталитарных режимов XX в..
Информация о работе Демократия и тоталитаризм в социальном опыте XX века