Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 00:05, курсовая работа
Возникнув в Древней Греции, демократия прошла длинный и сложный путь развития. Она много раз гибла в огне политической реакции, но возрождалась вновь и, как правило, в более зрелом виде. На стороне демократии всегда были широкие народные массы, которые длительное время стихийно тянулись к ней, а с началом буржуазной эпохи неизменно выдвигали лозунги демократии и свободы, актуализируя их в периоды революционных преобразований.
Введение 3
1 Демократия в социальном опыте XX в. 5
1.1 Понятие и принципы демократии и демократического режима. 5
1.2 Политическая культура как основа демократии. 10
1.3 Современные теории и модели демократии. 14
1.4 Предпосылки и пути перехода к демократии. 22
2 Сущность тоталитаризма: предпосылки возникновения, характерные черты.25
2.1 История возникновения тоталитаризма. 25
2.2 Феномен тоталитаризма и манипулирование сознанием в культуре
XX в. 28
2.3 Тоталитарный политический режим, его характерные черты
и признаки. 31
Заключение 36
Список используемой литературы 38
Разочарование связано и с тем, что демократизация внутриполитической жизни все большего количества стран не находит своего проявления в международной жизни. Так ли миролюбива демократия, как ее преподносят апологеты либеральных ценностей? И в современном мире опора на грубую силу и оружие остается серьезным аргументом. Военные операции США и их союзников в Ираке, агрессия против Югославии, Афганистана и другие злодеяния позорны для правителей, заявляющих о приверженности демократии и правопорядку.
Демократия не вводится законом или декретом. Для ее развития нужны предпосылки как экономические, так и социокультурные. Свою политическую систему мы должны оценивать не по тому, насколько она отвечает чьим-то представлениям, а с точки зрения того, что содержит в себе нового, прогрессивного по сравнению с предыдущим. Демократия для нас не дань моде, не декорация для украшения политического режима.
Как подчеркивалось выше, нет идеальных моделей демократии, одинаково приемлемых для всех. У каждой из них есть свои нюансы. Поэтому реализовываться может только та концепция, которая соответствует особенностям политической культуры населения. На мой взгляд, основными ее чертами являются:
Суверенная Беларусь сделала стратегический выбор в пользу справедливости, народовластия и гуманизма. Она и дальше будет привержена основополагающим демократическим принципам, рассматривая их как гармоничное сочетание ума, силы и духовности.
Демократия (от греческого «demos» - народ) – форма социального управления, основанная на признании народа источником власти, его прав участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод.
1.3 Современные теории и модели демократии.
Анализ современных теоретических концепций демократии выявляет многообразие подходов к определению и характеристике демократии. В то же время современные теории так или иначе воспринимают в качестве отправного пункта теоретического понимания демократии определение ее как народовластия.
В зависимости от того, какому субъекту политики (народу, группам, личности) отдаётся предпочтение при осуществлении политической власти, различают (с немалой долей условности) коллективную (народную), групповую (плюралистическую) и индивидуалистическую (либеральную) разновидности демократии.
Индивидуалистические, или либеральные, демократии, базируются на приоритете личности, индивида над обществом, над государством. Существенная их черта – представительная демократия. Сторонники либеральной демократии особую роль отводят представительным органам. Воля народа, по их мнению, выражается не прямо, а через представителей, избираемых народом. В такой интерпретации демократия представляет собой конкуренцию равноправных по отношению к власти политических сил с неопределенными заранее результатами. Что касается государства, то его деятельность заключается в охране общественного порядка, обеспечении безопасности и юридической защите прав граждан. Еще одна главная идея этой концепции – разделение властей, создание сдержек и противовесов как условие эффективного контроля граждан над государством, способ исключения злоупотреблений власти. Особое место в либеральной демократии отведено ограничению власти большинства над меньшинством, которое вправе иметь свое мнение и отстаивать его в рамках закона.
Исходная идея плюралистической концепции – главная движущая сила политики в современном демократическом государстве не личность, не народ, а группа. Только в группе (семейной, профессиональной, этнической, религиозной и т.д.), а также в межгрупповых отношениях формируются интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности. С помощью группы личность может выразить и политически защитить свои интересы. Народ же рассматривается как сложное, внутренне противоречивое образование, и поэтому он не может выступать главным субъектом политики. Плюралистическая демократия представляет собой в некотором роде механизм урегулирования возникающих в обществе конфликтов. В плюралистической модели политическая система – сложный механизм, в котором участвуют группы, взаимно сдерживающие и уравновешивающие друг друга в процессе реализации своих интересов. Она предполагает наличие в обществе множества центров власти, вступающих в конфликты, соглашения, компромиссы, которые ведут к принятию взаимоприемлемых решений.
Существует несколько вариантов концепции плюралистической демократии, но все они при всей их специфичности обладают следующими общими чертами:
1) центральным элементом демократической политической системы признаются интересы группы, которая гарантирует их реализацию, а также права и свобода личности. Сама личность оттесняется на второй план, хотя и не отрицается ее статус как первичного субъекта власти;
2) социальной основой демократической власти, ее динамики является соперничество и баланс интересов различных групп;
3) значительное расширение сферы деятельности государства, рассмотрение его как арбитра, сохраняющего равновесие соперничающих интересов и обеспечивающего саморегулирование всего общества;
4) забота о формировании демократической политической культуры, которая рассматривается как условие цивилизованного характера борьбы интересов и относительно безболезненного разрешения конфликтов;
5) поддержка государством социально ущемленных групп и индивидов с целью повышения их жизненных шансов и укрепления социальной справедливости.
Плюралистическая демократия весьма популярна в мире, но и она имеет ряд недостатков, мешающих ей вплотную приблизится к идеалу прямого народовластия. Скажем, в западных странах с плюралистической демократией политическое управление все больше зависит от лоббистских объединений и бюрократии и все меньше – от парламентов и партий.
Сторонники коллективистских демократий, или идентитарных, основой политической власти считают народ в целом и его часть – большие социальные группы. Идентитарная демократия характеризуется господством единой, общенародной государственной воли над волей отдельных граждан. При этом исключается соревновательность интересов и ценностей, отвергается легитимность конфликта интересов, отрицается автономность личности. В итоге подрывается свобода выбора и политического самоопределения личности, а стало быть, основная предпосылка демократии.
Наиболее характерным выражением коллективистской демократии явилась теория «социалистической демократии», реализация которой не увенчалась успехом. В действительности «социалистическое народовластие» с его политическими институтами оказалось ширмой для прикрытия тоталитарных структур общества, появления нового господствующего класса – номенклатуры. Абсолютизация общей воли народа и вытекающее отсюда подавление индивидуальных воль – прямой путь к «тирании» большинства, к диктатуре политических сил, которые практически узурпируют общую волю и подменяют ее своей бюрократической. Все известные диктаторы XX века выступали от имени народа и как бы по его поручению. И все же, несмотря на неудачность своих практических попыток, социалистическая концепция сделала шаг вперед, увязав политическую демократию с социальной. Речь идет о популярной в 90-е гг. идее демократического социального государства.
Демократия может существовать и действовать в определённых организационных и правовых формах. Поэтому проблемы её организационного и правового оформления всегда были актуальными. В зависимости от способа осуществления государственной власти, от её носителей и организационно-правового оформления демократия выражается в двух основных формах – представительной и непосредственной (прямой).
Прямая, или непосредственная, демократия – это такая форма организации и управления общественной жизнью, при которой народ непосредственно участвует в осуществлении государственно-властных функций (вече, референдумы, выборы на основе всеобщего избирательного права). Представительные же органы сводятся к минимуму и являются полностью подконтрольными гражданам. Такими были афинская демократия и народные самоуправления в древних Новгороде и Полоцке.
Достоинство непосредственной демократии заключается главным образом в том, что она обеспечивает наиболее полное участие членов данного сообщества в управлении своей общественной жизнью; сводит к минимуму отчуждение народа от институтов власти, упрочивает легитимность последних, наконец преграждает путь для бюрократизации управления.
Есть, однако, и существенные недостатки прямой демократии. Это ее невысокая эффективность и недостаточная компетентность, поскольку важнейшие решения принимаются широким кругом никем не контролируемых и не несущих за это ответственности непрофессионалов; повышение опасности тоталитаризма или популистского авторитаризма вследствие подверженности масс идеологическому влиянию и их склонности к уравнительности, ущемлению свободы за счет равенства; невозможность привлечь большинство граждан к систематическому участию в управлении без принуждения, нарушения личной свободы, так как основная масса населения не желает добровольно заниматься политикой.
Представительная (репрезентативная) демократия предполагает компетентное и ответственное перед народом представительное управление и является самой распространенной формой. Представительство, полномочия, образование промежуточных властных структур, конституционность, политические партии, выборы – таковы элементы современной представительной демократии. Ещё в конце 20-х гг. известный социалист К. Каутский отмечал: «Пресса, партии и парламент, включая сюда ответственное перед парламентом представительство, - эти три «П» суть основные органы современной демократии»[6].
Главным элементом является ответственность на всех уровнях власти и государственного управления, в то время как принцип соучастия граждан оттесняется на второй план, хотя в целом и не отвергается, ибо без признания народа источником и высшим контролером власти демократия невозможна уже по своему определению («народовластие»). Поэтому воля народа не отождествляется здесь с его прямым участием. Она выражается как непосредственно на выборах, так и делегируется депутатам и представительным органам власти, которые в пределах своих полномочий самостоятельно формируют народную волю, а порой действуют вопреки ей под свою ответственность. Интересно в этом отношении определение, данное немецким политологом Р. Дарендорфом: «Демократия – не «правление народа», такого на свете просто не бывает. Демократия – это правительство, избираемое народом, а если необходимо, то народом и смещаемое; кроме того, демократия – это правительство со своим собственным курсом»[7].
Отношения между народом и его представителями строятся на основе контроля, доверия, конституционного ограничения компетенций органов власти, должностных лиц и их полной независимости в пределах закона.
Политическая практика показывает, что абсолютно совершенных форм демократии не бывает, поэтому и представительная демократия имеет ряд недостатков. Самый существенный из них – народ может влиять на политику только во время выборов. В промежутках (несколько лет) между ними он фактически отстранен от власти. Налицо также и неизбежная бюрократизация, отрыв депутатов и чиновников от рядовых граждан, приоритетное влияние на политику наиболее сильных групп, прежде всего обладающих капиталом, и т.д.
И все же с непосредственной представительной демократия обладает более высокой эффективностью, рациональной организацией политической системы, компетентностью и ответственностью лиц, принимающих решения.
Теория представительной демократии близка к концепции элитарной демократии. Сторонники последней утверждают, что в реальности, даже в условиях достижения господства демократического большинства, политические решения принимаются преимущественно меньшинством, демократической элитой. Демократия в этом случае состоит в открытости формирования элит и подконтрольности их деятельности по осуществлению власти и управления.
В мировой политической практике концепции демократии были реализованы в основном в американской и западноевропейской моделях.
В основе американской модели демократии лежат три принципа:
1) равенство людей (все созданы равными);
2) свобода их самовыражения;
3) признание способности индивида и общества в целом к совершенствованию.
Американская демократия плюралистична. Она связана с многообразием групп интересов, пестрой мозаикой религиозных, профессиональных, семейных и локальных ассоциаций гражданского общества и обусловленной этим обстоятельством необходимостью компромиссов. Она носит и элитарный характер. Правящий слой состоит из нескольких элит: промышленной, бюрократической, военной. Политическая элита в Америке в большинстве своем состоит из представителей делового мира, профессиональные политики составляют меньшинство. В эту ограниченную элиту входят представители различных доминирующих в американском обществе групп интересов. Такую модель американский политолог Р. Даль называет полиархией.
Особое место в американской модели отведено системе сдержек и противовесов, включающей следующие элементы:
1) различные пути формирования высших органов государственной власти, в частности Конгресс избирается путем прямых выборов по избирательным округам, а президент – косвенным путем, коллегией выборщиков, которых избирают на всеобщих выборах;
Информация о работе Демократия и тоталитаризм в социальном опыте XX века