Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 00:05, курсовая работа
Возникнув в Древней Греции, демократия прошла длинный и сложный путь развития. Она много раз гибла в огне политической реакции, но возрождалась вновь и, как правило, в более зрелом виде. На стороне демократии всегда были широкие народные массы, которые длительное время стихийно тянулись к ней, а с началом буржуазной эпохи неизменно выдвигали лозунги демократии и свободы, актуализируя их в периоды революционных преобразований.
Введение 3
1 Демократия в социальном опыте XX в. 5
1.1 Понятие и принципы демократии и демократического режима. 5
1.2 Политическая культура как основа демократии. 10
1.3 Современные теории и модели демократии. 14
1.4 Предпосылки и пути перехода к демократии. 22
2 Сущность тоталитаризма: предпосылки возникновения, характерные черты.25
2.1 История возникновения тоталитаризма. 25
2.2 Феномен тоталитаризма и манипулирование сознанием в культуре
XX в. 28
2.3 Тоталитарный политический режим, его характерные черты
и признаки. 31
Заключение 36
Список используемой литературы 38
УО "Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина"
Кафедра философии
Курсовая работа
Демократия и
тоталитаризм в социальном опыте XX века
Выполнила студентка I курса
юридического факультета
специальности Государственное
управление и экономика
Кучма Юлия Леонидовна
Научный руководитель
кандидат социологических наук,
доцент Григорович Е. Н.
Брест 2006
Содержание:
Введение
1 Демократия в социальном опыте XX в.
1.1 Понятие и принципы демократии и демократического режима. 5
1.2 Политическая культура как основа демократии.
1.3 Современные теории и модели демократии.
1.4 Предпосылки и пути перехода к демократии.
2 Сущность тоталитаризма: предпосылки возникновения, характерные черты.25
2.1 История возникновения тоталитаризма.
2.2 Феномен тоталитаризма и манипулирование сознанием в культуре
XX в.
2.3 Тоталитарный политический режим, его характерные черты
и признаки.
Заключение
Список используемой литературы
Введение
В политической жизни вряд ли есть какой-либо другой термин, который использовался и используется столь часто, как термин "демократия". Многие учёные даже считают, что в XIX и XX столетиях слово "демократия", став господствующим, утратило чётко очерченное, твёрдое содержание, а понятие "демократия" относится к числу наиболее неясных в современной политической теории.
Возникнув в Древней Греции, демократия прошла длинный и сложный путь развития. Она много раз гибла в огне политической реакции, но возрождалась вновь и, как правило, в более зрелом виде. На стороне демократии всегда были широкие народные массы, которые длительное время стихийно тянулись к ней, а с началом буржуазной эпохи неизменно выдвигали лозунги демократии и свободы, актуализируя их в периоды революционных преобразований. Если бы поэты писали оды в честь демократии, то, наверное, сравнили бы её с легендарной птицей Феникс, которую сто раз сжигали, но она вновь и вновь возрождалась из пепла. И хотя сегодня у демократии немало хулителей, она была и остаётся одним из величайших изобретений человеческого гения.
Политическая демократия – сложное, многогранное явление. Её можно рассматривать как форму правления государства (республика), как одну из возможных форм организации и осуществления государственной власти, как способ массового привлечения людей в политическую жизнь общества и т.д.
Важнейшая особенность демократической организации власти – органическое сочетание народовластия с личной свободой (права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах жизни). Одним из основополагающих принципов демократического политического режима является принцип большинства. Он составляет суть доктрины народного суверенитета, в соответствии с которым народ провозглашается первоисточником власти. В основе демократической государственности лежит принцип разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. К принципам демократической организации власти относятся многопартийность, свободные демократические выборы при равенстве всех в избирательных правах.
Полностью противоположным демократическому является тоталитарный политический режим. Верховная власть при нём обычно принадлежит диктатору и его ближайшему окружению. Осуществляется власть методами массового насилия в условиях беззакония и произвола. При тоталитарном режиме происходит полное огосударствление общества, всех его сфер, в том числе и экономической.
Тоталитаризму присущи однопартийная система и массированная лживая пропаганда. Согласно этой пропаганде насилие применяется только против "врагов народа", а в действительности этим врагом становится сам народ.
Человечество убедилось в преимуществе демократии, хотя продолжает сохранятся и тоталитаризм. В силу этих обстоятельств существующая проблема является одной из самых актуальных проблем социальной философии. Данная актуальность подтверждается многочисленными публикациями по демократии и тоталитаризму. В курсовой работе использовались учебники, научные статьи белорусских и российских авторов, опубликованные в периодических научных изданиях, а также работы классической философской мысли, посвящённые проблемам философии.
1 Демократия в социальном опыте XX в.
1.1 Понятие и принципы демократии и демократического режима.
Термин «демократия» (от гр. demos - народ + cratos – власть) переводится буквально «власть народа», или, по словам американского президента А.Линкольна, «правление народа, избранное народом и для народа». Он имеет несколько толкований:
1) как форма, разновидность организации государства, когда властью обладает не одно лицо, а все граждане, пользующиеся равными правами на управление государством. В этом смысле под демократией понимается тип государства и политической системы общества;
2) как форма устройства любой организации, основанной на равноправии ее членов, периодической выборности и отчетности, принятии решений в них по принципу большинства, т.е. о партийной, профсоюзной, производственной демократии;
3) как идеал общественного устройства, основанного на принципах свободы, равенства, уважения закона и прав человека, плюрализма и т.д.;
4) социальные и политические движения, целью которых является реализация демократического идеала. Это демократы, социал-демократы, либералы, «зеленые» и т.д.
Демократия – это важнейшее завоевание человечества, ибо она представляет собой выработанный и обогащенный такой способ решения жизненно важных вопросов той или иной общности людей, при котором все ее члены обладают возможностью равноправно решать эти вопросы.
Таким образом, возможно следующее определение демократии. Демократия – это организация политического и гражданского общества, обеспечивающая реальное народовластие и утверждение прав и свобод человека и гражданина.
В политической жизни общества демократия (народовластие – в переводе с греческого) была и остается высшим типом политического режима. Начальную классификацию демократического и противоположных ему политических режимов (авторитарного и тоталитарного) дали философы античности Платон и Аристотель. В известном сочинении Платона «Государство» выделены несколько видов государственного режима: олигархия (монархия) – власть одного человека, которая может законной или незаконной (тирания); аристократия – власть немногих (может быть гуманной, просвещенной и насильственной, жестокой); демократия – власть всех, которая может быть законной и незаконной (насильственной).
Все эти режимы власти Платон рассматривал в круговороте от разумного начала до перерождения. Демократию как строй в целом он оценивал высоко, но ей постоянно угрожают внутренние противоречия.
В восьмой книге «Государства» Платон предупреждал, что из-за господства присущих толпе ложных мнений демократии угрожает потеря нравственных ориентиров и переоценка ценностей: «Наглость они будут называть просвещенностью, разнузданность – свободою, распутство – великолепием, бесстыдство – мужеством».
В этой связи, отмечал Платон, демократия может переродиться в свою противоположность – тиранию. В описании Платона тирания – наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, уничтожаются люди – потенциальные противники режима.
Платоновская классификация политических режимов античного мира была развита его учеником и последователем Аристотелем. Он также не идеализировал демократические республики своего времени.
В аристотелевской «Политике» выделены шесть форм государственных режимов власти. Три из них – монархию, демократию и политию (власть аристократии, основанную на сочетании элементов олигархии и демократии) – Аристотель считал хорошими. Три других – тиранию, чистую олигархию и аморфную демократию (насильственное волеизъявление всех слоев) он считал неприемлемыми и вредными. Очевидно, Аристотель, как и Платон, считал, что ловким правителям с помощью демагогии несложно довести «демос» до уровня «охлоса» (толпы) и манипулировать им в своих корыстных целях. В истории подобных примеров было предостаточно.
Критическая оценка Платоном и Аристотелем режимов демократического устройства государств очень долго довлела над политической мыслью. Лишь общественные мыслители Нового времени н. Макиавелли, Б. Спиноза, Ш. Монтескье, А. Радищев и другие обратились к анализу и классификации типов государственного управления.
Наибольший интерес представляют в этом плане работы французского просветителя и философа Ш. Монтескье. Он предложил свою оригинальную классификацию форм государственного устройства и правления:
- республиканское правление – это то, при котором верховная власть находится в руках или всего народа, или части его;
- монархическое, при котором управляет один человек, но посредством установленных, неизменных законов и правил;
- и если в республике верховная власть принадлежит всему народу, то эта демократия, а если верховная власть находится в руках части народа, то такое правление называется аристократией.
Создавая свою теорию политики и права, Монтескье основное внимание уделил свободе и классовой природе демократического правления.
В своем труде «Дух законов» он попытался создать классификацию политических систем таким образом, чтобы придать политической власти более широкий контекст. Значение его вклада заключается в попытке связать политику с социальными факторами – группами, экономическими классами, уровнем образования, традицией и идеологией. Монтескье, как и его предшественники, не исключал, однако, возможности перерождения демократического политического режима. В конце XVIII столетия в ходе Французской революции главное противоречие демократии (свобода и равенство) уже дало о себе знать.
Для полного понимания демократии нельзя обойти стороной ее механизм. Главные ее составляющие:
а) законодательное закрепление основных экономических, социальных и политических прав человека;
б) свободные, равные, прямые, тайные выборы представительных органов управления;
в) политический плюрализм;
г) существование оппозиции;
д) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви при их относительной самостоятельности в рамках законодательно закрепленных полномочий;
ж) независимость суда.
В каких пределах и как работает этот механизм, зависит от политической деятельности субъектов, политического режима, состояния гражданского общества и политической культуры.
Мировая наука еще не выработала исчерпывающего определения сущности демократического политического режима как многогранного феномена общественного бытия. Понятие демократического режима со времен древней Греции чаще всего трактуется как форма государства, противоположная авторитаризму в любых его проявлениях. Понятие демократического политического режима включает в себя не только государственный режим, но и такие политические субъекты общества, как деятельность политических и общественных организаций, политическое мировоззрение как отражение в сознании граждан самого содержания демократии.
Информация о работе Демократия и тоталитаризм в социальном опыте XX века