Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:52, реферат
Начало философской мысли в Армении восходит к древнейшим временам. По античным источникам армянский царь Тигран II и его сын Артаваад (I в до н. э.) покровительствовали философам, ученым и поэтам. Армения стала в дальнейшем одной из первых стран, принявших христианство в качестве государственной религии (в самом начале IV в.). После того, как выдающийся ученый и мыслитель Месроп Маштоц в 405 г. создал армянскую национальную письменность, на армянском языке появились многие литературно-художественные и научно-философские произведения.
АРМЯНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Начало философской мысли в Армении восходит к древнейшим временам. По античным источникам армянский царь Тигран II и его сын Артаваад (I в до н. э.) покровительствовали философам, ученым и поэтам. Армения стала в дальнейшем одной из первых стран, принявших христианство в качестве государственной религии (в самом начале IV в.). После того, как выдающийся ученый и мыслитель Месроп Маштоц в 405 г. создал армянскую национальную письменность, на армянском языке появились многие литературно-художественные и научно-философские произведения. Особое значение имело то обстоятельство, что в V—VI вв. на армянский язык были переведены важнейшие труды античных философов и ученых — Аристотеля, Платона, Зенона, Филона Александрийского и др. Некоторые из этих трудов сохранились только в армянском переводе (в том числе «Определения» Гермеса Трисмегиста, «Апология» Аристида, некоторые трактаты Филона Александрийского).
Одним из направлений
философской мысли
ЕЗНИК КОХБАЦИ
Видный философ, церковный деятель и переводчик Езник Кохбаци — наиболее яркий представитель апологетики и Армении. Родился в 80-х годах IV в. в селе Кохб (отсюда и прозвище Кохбаци, Кохбский). Был учеником и сподвижником изобретателя армянского алфавита М. Маштоца, вместе с ним перевел с греческого на армянский язык Библию и целый ряд трудов догматического и научно-философского содержания. Его перу принадлежит философский трактат «Опровержение ересей» (или «Опровержение лжеучений»), один из древнейших памятников армянской философской мысли. В нем дается философское обоснование христианской догматики и развернутая критика языческих философских теорий древности и «еретических» учений, распространенных в христианском , мире в эпоху раннего феодализма. Признавая бога началом и ' причиной всего сущего, Езник в то же время выступает против фатализма и отстаивает учение о свободе воли.
Умер Езник приблизительно в 450 г. в сане епископа Баг-ревандского.
ОПРОВЕРЖЕНИЕ ЕРЕСЕЙ
Сущность единого [бога]
непознаваема, и природа его непостижима.
Исследовать его невозможно, ибо
он недоступен знанию. Признание
же его бытия достигается не
исследованием, а верой.
Он источник добра. Все созданные им существа — разумные и неразумные, мыслящие и не мыслящие, говорящие и бессловесные — созданы им прекрасными. И установил он, чтобы разумные и мыслящие существа всеми [своими] положительными качествами творили добро, но не прекрасное, ибо он сам дарователь прекрасного, а источником добродетели он сделал свободную волю. Те из созданий, кои, по мнению некоторых, прекрасны, произошли от доброго творца. Так думают, например, языческие греки, персидские маги и еретики. Доброму началу они противопоставляют некую злую сущность, называемую ими хюлэ, что обозначает материю. Мы первым долгом скажем им в ответ, что богом-благодетелем не создано ничего злого и нет ничего злого, что было бы злым по природе, и что нет творца порочных вещей, а есть [творец лишь] добрых...То, что движется и изменяется, не есть самодовлеющая сущность; оно создано кем-то и создано из чего-то или же из ничего. А то, что движет всеми, само не движется и не изменяется, ибо оно сущность самодовлеющая и совершенно неподвижная...
Мир подобен колеснице, запряженной четверкой лошадей — теплотой, холодом, сухостью и влажностью, и имеется еще тайная сила, подобная вознице, который покоряет и держит эти противоположности в мире и согласии… Все видимое телесно, а невидимое бестелесно. И одни из телесных вещей имеют плотное тело, другие — разреженное... Итак, все, что ощущается или воспринимается нашими органами чувств или каким-то образом воздействует на них, есть телесное, а все, что не воспринимается органами чувств,, есть бестелесное. Тонка стихия света, но, поскольку она воспринимается глазом, она телесна. Тонка стихия воздуха, но, поскольку она своим холодом действует на наше тело, она телесна. Тонка стихия огня, однако она телесна, поскольку своей теплотой действует на наше тело. Такова же стихия воды, которая тоньше [материи] тяжелых вещей и плотнее, чем стихия легких вещей...
О, как немощен должен быть рок и бессильно пред-, определение, если воры и разбойники могут нарушить его, когда, напав, лишают [невинных] достояния и жизни. Если события происходили бы по предопределению, то не нужно было бы, чтобы цари выносили смертный приговор, а судьи пытали и казнили убийц. Между тем, наказывая их, они подтверждают, что грешники совершают грех не по предопределению, а по науще-нию [собственной] злой воли.И если захватчик нападает на страну, чтобы грабить и убивать людей, что же, не должны ли они собирать войско и составлять полки для изгнания захват-чика из страны? Что же, пусть разрешат это ему, говоря: если предопределено роком, чтобы захватчик опустошал страну, зачем нам идти против судьбы? Однако люди, составляя войско и изгоняя врага из страны, показывают, что убийства происходят не по предопределению рока, а по наущению злой воли за-хватчика, который, вторгнувшись, алчно разрушает страну, грабя ее достояния и богатства.
ДАВИД АНАХТ
Давид Анахт (Непобедимый) (V—VI вв.) — крупнейший армянский философ эпохи раннего феодализма, наиболее видный представитель неоплатонизма в Армении. Учился в Александрии у греческого философа Олимпиодора. По возвращении в Армению развернул широкую научную деятельность и заложил основы светской философской мысли, отстаивал достижения древнегреческой философии, в частности учения Платона и Аристотеля. Основной труд Давида — «Определения философии» — направлен против скептицизма и релятивизма Пиррона и Кратила. Гносеология Давида испытала влияние теории познания перипатетической школы и содержит ряд материалистических положений.
Кроме «Определений философии» перу Давида принадлежат три философских сочинения — «Анализ «Введения» Пор-фирия», «Толкование «Категорий» Аристотеля» и «Толкование «Аналитики» Аристотеля». Все труды Давида, кроме последнего, сохранились и в греческом варианте. Два его труда изданы в русском переводе С. С. Аревшатяна — «Определения философии» (Ереван, 1960) и «Толкование «Аналитики» Аристотеля» (Ереван, 1967).
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ
Всякое сущее должно быть рассмотрено четверояко : существует ли сущее? что есть сущее? какова сущность сущего? для чего существует сущее?
Эти вопросы действительно достойны изучения, ибо некоторые из вещей, как, например, козлоолень и аралез', не имеют существования, поскольку они созданы [лишь] нашим мышлением, а некоторые вещи имеют существование. Из вещей, обладающих существованием, одни имеют сомнительное бытие, как, например, надзвездное небо и антиподы, ибо мы сомневаемся — существуют ли таковые или нет. Другие же вещи имеют несомненное бытие, как, например, человек, лошадь, орел, которые существуют достоверно...
Хотя божественное
само по себе непознаваемо, однако,
созерцая его творения и
Необходимо знать, что определение возникло от подражания границам сел и земельных наделов, ибо
предки [наши], чтобы избежать двух крайностей — излишества и недостатка — установили границы, дабы пользоваться своим и не трогать чужого. Подобно этому и определение, отграничивая данный предмет, отделяет его от других [вещей]...
Философия — мать
мудрости, искусств и всех наук,
от нее рождаются и берут
начало все искусства и науки..
А опытность есть
общее знание, не основанное на
знании причин, как это, например,
бывает у многоопытных врачей,
которые, зная множество
Когда мастер, желая
что-нибудь создать,
Следует знать пять познавательных способностей: ощущение, воображение, мнение, размышление, разум.
Ощущение есть частичное
знание данной вещи... А воображение
есть частичное знание об
Исходя из этого следует знать, что из ощущений рождается опыт, из мнения, не основанного на знании причин, — опытность. Опытность рождается также из ощущения и воображения. Из размышления и мнения, основанного на знании причин, рождается искусство, а из размышления и разума рождается научное знание...
Философия делится на теоретическую и практическую, поскольку в нас самих существуют теоретическое и практическое начала... Философия имеет целью украсить человеческую душу, а человеческой душе свойственно обладать двоякой силой — теоретической и животной. Теоретическая сила — это разум, размышление, мнение, ощущение, воображение, о которых мы сказали выше. А животная сила обладает волей, способностью выбора, благорасположением, гневом и вожделением. Поэтому и философия делится на две части — на теоретическую и практическую, дабы посредством теоретической части украсить познавательную силу души, а посредством практической—животную, так как практическая часть философии учит нас не совершать чего-нибудь под влиянием гнева и не вожделеть к чему-нибудь неподобающему... Для теории подлежащим, является все сущее, а для практики — только человеческие души...
Все сущее есть подлежащее для теории в целях познания, оно имеет троякое бытие: или оно материально по предметному и мысленному бытию, как, например, дерево, камень и все остальное из обозреваемого нами, так как они и предметно, и мысленно имеют материальное бытие, ибо невозможно познать камень или дерево без материи; или сущее нематериально и по предметному, и по мысленному бытию, как, например, бог, ангел, разум, душа, ибо они и предметно, и мысленно имеют нематериальное бытие, так как невозможно признать материальными бога, или ангела, или разум, или душу. Сущее, наконец, имеет предметно материальное бытие и мысленно нематериальное бытие, например формы, которые предметно материальны, ибо треугольник, квадрат или другие формы не могут существовать без материи; они пребывают или в камне, или в дереве, или в какой-нибудь другой вещи. А мысленно они нематериальны, ибо, когда кто-то при размышлении представляет себе формы, он именно эти формы, как таковые, отпечатывает в мысли. Как воск, принимая на себя оттиск букв перстня, отпечатывает на себе одни только буквы и ничего материального не берет у перстня, так и размышление, воспроизводя в себе форму, ничего не берет у материи, а воспроизводит и запечатлевает в себе самое форму. И вот, так как все сущее есть подлежащее для теории в целях познания, а сущее, как мы сказали, имеет троякое бытие, то и теория делится на три части: на естествознание, математику и богословие.