Армянская философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:52, реферат

Описание работы

Начало философской мысли в Армении восходит к древнейшим временам. По античным источникам армянский царь Тигран II и его сын Артаваад (I в до н. э.) покровительствовали философам, ученым и поэтам. Армения стала в дальнейшем одной из первых стран, принявших христианство в качестве государственной религии (в самом начале IV в.). После того, как выдающийся ученый и мыслитель Месроп Маштоц в 405 г. создал армянскую национальную письменность, на армянском языке появились многие литературно-художественные и научно-философские произведения.

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 56.56 Кб (Скачать)

АРМЯНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Начало философской мысли  в Армении восходит к древнейшим временам. По античным источникам армянский  царь Тигран II и его сын Артаваад (I в до н. э.) покровительствовали философам, ученым и поэтам. Армения стала в дальнейшем одной из первых стран, принявших христианство в качестве государственной религии   (в самом начале IV в.). После того, как выдающийся ученый и мыслитель Месроп Маштоц в 405  г.   создал   армянскую   национальную   письменность,  на армянском языке появились многие литературно-художественные   и   научно-философские   произведения.   Особое   значение имело то обстоятельство, что в V—VI вв. на армянский язык были  переведены  важнейшие   труды   античных  философов и ученых — Аристотеля, Платона,  Зенона,  Филона  Александрийского и др. Некоторые из этих трудов сохранились только в армянском   переводе   (в том   числе   «Определения»   Гермеса Трисмегиста,   «Апология»   Аристида,  некоторые трактаты  Филона Александрийского).

 Одним из направлений  философской мысли средневековой  Армении в эпоху раннего феодализма (IV—IX вв.) стала патристика, в частности  апологетика! — философия отцов армяно-грегорианской церкви, обосновывавших христианское вероучение в борьбе против ересей и языческих религиозных представлений'  (особенно    зороастризма). В дальнейшем, когда армянская церковь отказалась принять постановление Халкедонского собора (451 г.) о двух природах Христа и отошла от вселенской церкви, армянская патристика стала уделять большое внимание обоснованию доктрины монофизитизма! (учения о единой, только божественной природе Христа). Однако решающее значение в процессе формирования армянской философии имело эллинофильское направление, ориентировавшееся на произведения и идеи греческих философов. Оригинальные труды и переводы деятелей этого направления сыграли большую роль в формировании светской, научной философии и вразработке армянской философской терминологии. В V—VII вв. особенно влиятелен был неоплатонизм!. Кроме этих течений в армянской философской мысли средневековья существовало направление, которое можно назвать естественнонаучным. Представители этого направления стремились примирить античную науку и философию, как и достижения армянских ученых с положениями христианского вероучения. Значительное распространение в эпоху развитого феодализма получило номиналистическое направление. Читатель найдет на нижеследующих страницах некоторые образцы армянской философской мысли средневековья (V— XIV вв.), почерпнутые из произведений виднейших представителей указанных направлений. Большая часть приводимых ниже фрагментов публикуется в русском переводе впервые. Переводы сделаны на основе рукописей, хранящихся в Ереване в фондах «Матенадарана» — Института древних рукописей. Составление раздела, вступительных очерков и перевод текстов с древнеармянского принадлежат С. С. Аревшатяну.

ЕЗНИК КОХБАЦИ

 Видный философ, церковный  деятель и переводчик Езник Кохбаци — наиболее яркий представитель апологетики и Армении. Родился в 80-х годах IV в. в селе Кохб (отсюда и прозвище Кохбаци, Кохбский). Был учеником и сподвижником изобретателя армянского алфавита М. Маштоца, вместе с ним перевел с греческого на армянский язык Библию и целый ряд трудов догматического и научно-философского содержания. Его перу принадлежит философский трактат «Опровержение ересей» (или «Опровержение лжеучений»), один из древнейших памятников армянской философской мысли. В нем дается философское обоснование христианской догматики и развернутая критика языческих философских теорий древности и «еретических» учений, распространенных в христианском , мире в эпоху раннего феодализма. Признавая бога началом и ' причиной всего сущего, Езник в то же время выступает против фатализма и отстаивает учение о свободе воли.

 Умер Езник приблизительно в 450 г. в сане епископа Баг-ревандского.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ ЕРЕСЕЙ

 Сущность единого [бога] непознаваема, и природа его непостижима.  Исследовать его невозможно, ибо  он недоступен знанию. Признание  же его бытия достигается не  исследованием, а верой. Сущность всевышнего вечна и безначальна, и бытие его не зависит ни от кого. Никто не находится выше него как его причина, от которой он получил бы начало своего бытия. Ибо нет никого, кто был бы раньше него, и никого, подобного ему, после него, и ни одного сподвижника, равного  ему,  и  никакого  сущего,    противоположного ему, никакого противоположного  бытия и никакой сущности, которую он использовал бы как сырье для нужд своих, и никакого вещества, из коего он создал бы то, что должен был создать. Он сам причина всего того, что возникло из ничего, — верхнего неба и всего того, что находится под ним: и видимого, состоящего из воды, неба и земли, и всего того, что образовано из нее и находится в ней. От него произошло все, а сам он — ни от кого. Он дал начало существованию и бестелесным невидимым созданиям, и видимым телесным существам, каждому в свой черед... Удивительно не только то, что он из небытия обратил несущее в сущее и из ничего обратил ничто в нечто, но и то, что он без ущерба и нерушимо хранит создания...

 Он источник добра.  Все созданные им существа  — разумные и неразумные, мыслящие  и не мыслящие, говорящие и  бессловесные — созданы  им  прекрасными. И установил он, чтобы разумные и мыслящие существа всеми [своими] положительными качествами творили добро, но не прекрасное, ибо он сам дарователь прекрасного, а источником добродетели он сделал свободную волю. Те из созданий,  кои, по  мнению некоторых, прекрасны, произошли от доброго творца. Так думают, например, языческие греки, персидские маги и еретики. Доброму  началу  они противопоставляют некую  злую сущность, называемую ими хюлэ, что обозначает материю. Мы первым долгом скажем им в ответ, что богом-благодетелем не создано ничего злого и нет ничего злого, что было   бы   злым по природе, и что нет творца порочных вещей, а есть [творец лишь] добрых...То, что движется и изменяется, не есть самодовлеющая сущность; оно создано кем-то и создано из чего-то или же из ничего. А то, что движет всеми, само не движется и не изменяется, ибо оно сущность самодовлеющая и совершенно неподвижная...

 Мир подобен колеснице,  запряженной четверкой лошадей  — теплотой, холодом, сухостью  и влажностью, и имеется еще  тайная сила, подобная вознице,  который покоряет и держит  эти противоположности в мире  и согласии… Все видимое телесно, а невидимое бестелесно. И одни из телесных вещей имеют плотное тело, другие — разреженное... Итак, все, что ощущается или воспринимается нашими органами чувств или каким-то образом воздействует на них, есть телесное, а все, что не воспринимается органами чувств,, есть бестелесное. Тонка стихия света, но, поскольку она воспринимается глазом, она телесна. Тонка стихия воздуха, но, поскольку она своим холодом действует на наше тело, она телесна. Тонка стихия огня, однако она телесна, поскольку своей теплотой действует на наше тело. Такова же стихия воды, которая тоньше [материи] тяжелых вещей и плотнее, чем стихия легких вещей...

 О, как немощен должен  быть рок и бессильно пред-, определение, если воры и разбойники могут нарушить его, когда, напав, лишают [невинных] достояния и жизни. Если события происходили бы по предопределению, то не нужно было бы, чтобы цари выносили смертный приговор,  а судьи пытали  и казнили убийц.  Между тем, наказывая их, они подтверждают, что грешники совершают грех не по предопределению, а по науще-нию [собственной] злой воли.И если захватчик нападает на страну, чтобы грабить и убивать людей, что же, не должны ли они собирать войско и составлять полки для изгнания захват-чика  из  страны?  Что   же,  пусть разрешат  это ему, говоря:   если  предопределено  роком,  чтобы захватчик опустошал   страну,   зачем   нам   идти   против   судьбы? Однако  люди,  составляя войско  и изгоняя врага из страны,  показывают,  что убийства  происходят  не  по предопределению рока, а по наущению злой воли за-хватчика,   который,   вторгнувшись,   алчно   разрушает страну, грабя ее достояния и богатства.

ДАВИД АНАХТ

 Давид Анахт (Непобедимый) (V—VI вв.) — крупнейший армянский философ эпохи раннего феодализма, наиболее видный представитель неоплатонизма в Армении. Учился в Александрии у греческого философа Олимпиодора. По возвращении в Армению развернул широкую научную деятельность и заложил основы светской философской мысли, отстаивал достижения древнегреческой философии, в частности учения Платона и Аристотеля. Основной труд Давида — «Определения философии» — направлен против скептицизма и релятивизма Пиррона и Кратила. Гносеология Давида испытала влияние теории познания перипатетической школы и содержит ряд материалистических положений.

 Кроме «Определений философии» перу Давида принадлежат три философских сочинения — «Анализ «Введения» Пор-фирия», «Толкование «Категорий» Аристотеля» и «Толкование «Аналитики» Аристотеля». Все труды Давида, кроме последнего, сохранились и в греческом варианте. Два его труда изданы в русском переводе С. С. Аревшатяна — «Определения философии» (Ереван, 1960) и «Толкование «Аналитики» Аристотеля» (Ереван, 1967).

 ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ

 Всякое сущее должно  быть рассмотрено четверояко : существует ли сущее? что есть сущее? какова сущность сущего? для чего существует сущее?

 Эти вопросы действительно  достойны изучения, ибо некоторые  из вещей, как, например, козлоолень и аралез', не имеют существования, поскольку они созданы [лишь] нашим мышлением, а некоторые вещи имеют существование. Из вещей, обладающих существованием, одни имеют сомнительное бытие, как, например, надзвездное небо и антиподы, ибо мы сомневаемся — существуют ли таковые или нет. Другие же вещи имеют несомненное бытие, как, например, человек, лошадь, орел, которые существуют достоверно...

 Хотя божественное  само по себе непознаваемо, однако, созерцая его творения и создания, а также упорядоченное движение  мира, мы постигаем творца посредством  мышления и умозрения. Незримое  легко познается через то, что  зримо...

 Необходимо знать,  что определение возникло от  подражания границам сел и  земельных наделов, ибо

предки [наши], чтобы избежать двух крайностей — излишества и  недостатка — установили границы, дабы пользоваться своим и не трогать  чужого. Подобно этому и определение, отграничивая данный предмет, отделяет его от других [вещей]...

 Философия — мать  мудрости, искусств и всех наук, от нее рождаются и берут  начало все искусства и науки... Познание бывает общим или  частным, основанным на знании  причин или не основанным на  нем. Имеется всего четыре [вида  познания]: опыт, опытность, искусство,  научное знание. Опыт есть [частное]  знание единичной вещи, не основанное  на знании причин, как это, например, бывает, когда кто-то, зная какое-нибудь лекарство только использует его, не зная причины, почему нужно применять его.

 А опытность есть  общее знание, не основанное на  знании причин, как это, например, бывает у многоопытных врачей, которые, зная множество лекарств, не знают причин их действия. Опытность есть также запоминание  и неосознанное запечатлевание в человеке многократно и одинаково повторяющихся явлений. Так, многоопытный врач применяет лекарства, запоминая и запечатлевая в себе их многократное и одинаковое действие.А искусство есть общее знание, основанное на знании причин, или же искусство есть способность, сопряженная с воображением, ибо искусство есть определенная способность и знание...

 Когда мастер, желая  что-нибудь создать, приступает  к делу, он создает первым долгом  в самом себе представление  о вещи, а потом только выполняет  ее. А природа никогда предварительно  не создает в себе представления  [о вещи]. Искусство есть также  выработанный опытом круг благоприобретенных  понятий, цель которых — достижение  чего-то полезного в жизни. Научное знание есть всеобщее, безошибочное и неизменное знание, ибо наука безошибочно постигает предметы познания. Научное знание есть так же безошибочное знание сущности вещей, знание природы этих вещей, ибо наука познает природу вещей такой, какая она у познаваемой вещи...

 Следует знать пять  познавательных способностей: ощущение, воображение, мнение, размышление,  разум.

 Ощущение есть частичное  знание данной вещи... А воображение  есть частичное знание об отсутствующей  вещи... Мнение же бывает двух  родов: основанное на знании  причин и не основанное на  нем. Мнение, не основанное на  знании причин, это такое мнение, как, например, когда кто-то, не  зная причины, утверждает, что  разумная душа бессмертна. А мнение, основанное на знании причин, это такое мнение, когда известны  и причины бессмертия... А размышление  есть знание всеобщего, основанное на знании причин...

 Исходя из этого следует знать, что из ощущений рождается опыт, из мнения, не основанного на знании причин, — опытность. Опытность рождается также из ощущения и воображения. Из размышления и мнения, основанного на знании причин, рождается искусство, а из размышления и разума рождается научное знание...

 Философия делится  на теоретическую и практическую, поскольку в нас самих существуют теоретическое и практическое начала... Философия имеет целью украсить человеческую душу, а человеческой душе свойственно обладать двоякой силой — теоретической и животной. Теоретическая сила — это разум, размышление, мнение, ощущение, воображение, о которых мы сказали выше. А животная сила обладает волей, способностью выбора, благорасположением, гневом и вожделением. Поэтому и философия делится на две части — на теоретическую и практическую, дабы посредством теоретической части украсить познавательную силу души, а посредством практической—животную, так как практическая часть философии учит нас не совершать чего-нибудь под влиянием гнева и не вожделеть к чему-нибудь неподобающему... Для теории подлежащим, является все сущее, а для практики — только человеческие души...

 Все сущее есть подлежащее  для теории в целях познания, оно имеет троякое бытие: или  оно материально по предметному и мысленному бытию, как, например, дерево, камень и все остальное из обозреваемого нами, так как они и предметно, и мысленно имеют материальное бытие, ибо невозможно познать камень или дерево без материи; или сущее нематериально и по предметному, и по мысленному бытию, как, например, бог, ангел, разум, душа, ибо они и предметно, и мысленно имеют нематериальное бытие, так как невозможно признать материальными бога, или ангела, или разум, или душу. Сущее, наконец, имеет предметно материальное бытие и мысленно нематериальное бытие, например формы, которые предметно материальны, ибо треугольник, квадрат или другие формы не могут существовать без материи; они пребывают или в камне, или в дереве, или в какой-нибудь другой вещи. А мысленно они нематериальны, ибо, когда кто-то при размышлении представляет себе формы, он именно эти формы, как таковые, отпечатывает в мысли. Как воск, принимая на себя оттиск букв перстня, отпечатывает на себе одни только буквы и ничего материального не берет у перстня, так и размышление, воспроизводя в себе форму, ничего не берет у материи, а воспроизводит и запечатлевает в себе самое форму. И вот, так как все сущее есть подлежащее для теории в целях познания, а сущее, как мы сказали, имеет троякое бытие, то и теория делится на три части: на естествознание, математику и богословие.

Информация о работе Армянская философия