Автор: Виктория Гилева, 18 Ноября 2010 в 21:18, реферат
Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля (1770-1831) . Он родился в семье высокопоставленного чиновника. В 1788-1793 гг. учился в Тюбингенском теологическом институте, где прослушал философский и теологический курсы. Восторженно встретил революционные события во Франции. В этот период выступал противником феодальных порядков в Германии, сторонником республики. В 1808-1816 гг. был директором гимназии в Нюрнберге. После падения Наполеона и
распространения реакции Гегель эволюционирует во взглядах, утверждая, что прусское государство устроено на разумных началах.
В 1818 г. приглашён для чтения лекций в Берлинский университет, где проработал до конца жизни.
1. Краткая биография Гегеля Г.В.
2. Тождество бытия и мышления - исходный пункт философии Гегеля.
3. Логика Гегеля.
4. Философия природы.
5. Философия духа.
6. "Феноменология духа".
7. Заключение.
ПЛАН:
1. Краткая биография Гегеля Г.В.
2. Тождество бытия и мышления - исходный пункт философии Гегеля.
3. Логика Гегеля.
4. Философия природы.
5. Философия духа.
6. "Феноменология духа".
7. Заключение.
Высшим
достижением немецкой
распространения реакции Гегель эволюционирует во взглядах, утверждая, что прусское государство устроено на разумных началах.
В 1818 г.
приглашён для чтения лекций
в Берлинский университет, где
проработал до конца жизни.
2. Тождество бытия
и мышления – исходный пункт философии
Гегеля.
В своих ранних произведениях Гегель исследует христианство, античные религии. Им были написаны "Народная религия и христианство", "Жизнь Иисуса". Первое выдающееся произведение "Феноменология духа" - опубликовано в 1807 г, в Йене. Будучи директором гимназии, он создал самое значительное своё произведение - "Науку логики" (1812-1816) . Характеризуя историческое место Гегеля в развитии философии, Энгельс писал: "Свое завершение эта новейшая немецкая философия нашла в системе Гегеля, великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития.... Для нас здесь безразлично, что Гегель не разрешил этой задачи. Его историческая заслуга состояла в том, что он поставил ее". Как видно из слов Энгельса, выдающееся значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод
исследования. Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития объективной действительности. В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал, правда, в идеалистической форме, законы и категории диалектики.
Опираясь
на диалектические идеи Канта,
Фихте, Шеллинга, развивая их, Гегель
вместе с тем отвергает ряд
ошибочных положений,
человеческую способность познания вне истории познания, вне реального ее применения как бесплодную схоластическую.
Столь
же определенно выступил
сущности и явления, Гегель учил, что явления столь же объективны, как и сущность, сущность является, т.е. обнаруживается в явлении, ввиду чего и явление существенно.
Познавая явления, мы тем самым познаем и сущность.
Исходя
из диалектического положения
о единстве сущности и явления,
Гегель
резко критиковал Шеллинга за
недооценку роли логического
мышления и логики вообще, за
интуитивизм, который в
Однако,
будучи идеалистом, Гегель не
смог подвергнуть критике
поэтому Гегель не смог решить тех великих диалектических проблем, которые были поставлены предшественниками его собственной
философии.
Он полагал,
что ни материя, ни сознание
человека не могут
предшествующего развития абсолютного субстанциального первоначала.
Гегель
отвергает утверждение
неотделимые друг от друга.
Первоначальное тождество, образующее субстанциальную основу мира, есть, по Гегелю, тождество мышления и бытия, в котором, однако, изначально наличествует различие между объективным и субъективным, но само это различие существует лишь в
мышлении.
Мышление, по Гегелю - это не только субъективная, человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная сущность, первооснова, первоисточник всего существующего.
Мышление, утверждает Гегель, "отчуждает" свое бытие в виде материи, природы, которая есть "инобытие" этого объективно существующего мышления, именуемого Гегелем абсолютной идеей. С этой точки зрения разум не специфическая особенность человека, а первооснова мира, из чего следует, что мир в основе своей логичен, существует и развивается по законам, внутренне присущим мышлению, разуму. Таким образом, мышление и разум рассматриваются Гегелем как независимая от человека и человечества абсолютная сущность природы, человека, всемирной истории. Гегель стремится доказать, что мышление, как субстанциальная сущность, находится не вне мира, а в нем самом, как его внутреннее содержание, проявляющееся во всем многообразии явлений действительности.
Стремясь
последовательно провести
Мышление
по сравнению с чувственными
восприятиями представляет
существующего способа правления, государственного устройства, политической идеологии, права и судопроизводства, религии, искусства, морали.
Познание,
с этой точки зрения, не есть
обнаружение того, что существует
вне нас, вне мышления; это -
обнаружение, осознание
Мышление
отражает объективную
Но Гегель
отождествляет отражение
Основной формой мышления является понятие. Поскольку Гегель абсолютизирует мышление, он неизбежно обожествляет и понятие.
Оно, по
его учению, "есть начало всякой
жизни" и представляет собой
"бесконечную творческую форму,
Итак, исходный
пункт гегелевской философской
системы идеалистическое
Основные
части философской системы
познания. До Гегеля логика считалась наукой о субъективных (человеческих) формах мышления. Не отрицая необходимости такой научной дисциплины, т.е. формальной логики, как науки об элементарных формах и законах правильного мышления, Гегель ставит перед логической наукой задачу исследовать наиболее общие закономерности развития познания.
Своё
логическое учение Гегель