Армянская философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:52, реферат

Описание работы

Начало философской мысли в Армении восходит к древнейшим временам. По античным источникам армянский царь Тигран II и его сын Артаваад (I в до н. э.) покровительствовали философам, ученым и поэтам. Армения стала в дальнейшем одной из первых стран, принявших христианство в качестве государственной религии (в самом начале IV в.). После того, как выдающийся ученый и мыслитель Месроп Маштоц в 405 г. создал армянскую национальную письменность, на армянском языке появились многие литературно-художественные и научно-философские произведения.

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 56.56 Кб (Скачать)

 Необходимо знать,  что естествознание предназначено  для тех вещей, которые и  предметно, и мысленно имеют  материальное бытие, а математика  — для тех, которые предметно  имеют материальное бытие и  мысленно нематериальное. Теология  же предназначена для тех, которые  нематериальны и предметно, и  мысленно. Ну, а если это так,  то давайте скажем, почему они  расположены в таком порядке.Необходимо знать, что вначале ставится естествознание как родственное и близкое нам и как целиком материальное. А математика ставится в середине, то есть между естествознанием и богословием, как сообщающаяся с обоими, ибо она материальна, как естествознание, и нематериальна, как богословие. Богословие же, разумеется, ставится в конце, так как невозможно [непосредственно] после естествознания подняться к богословию, ибо нельзя перейти [сразу] от целиком материального к полностью нематериальному...

 То, что обычно усвоено  [человеком], есть достояние одного  лишь мышления, ибо мысль есть  попросту восприятие сущего...

 Необходимо знать,  что философия существует для  того, чтобы облагородить и украсить  человеческую душу и перевести  ее из материальной и окутанной  туманом жизни к божественной и нематериальной... Бог даровал философию для украшения человеческой души. Ее познавательные способности он украсил теоретической философией, а ее животные способности — практической, дабы мы через мнение не воспринимали ложного, знания и дабы не творили зла.

АНАЛИЗ «ВВЕДЕНИЯ» ПОРФИРИЯ

 Неужели кто-нибудь  сомневается в существовании  пяти родов сказуемого? В ответ  на это скажем, что некоторые  из древних сомневались в этом, как, например, Антисфен. Ибо Антисфен говорил: вижу человека, но не вижу человечества, вижу лошадь, но не вижу лошадности, вижу вола, но не вижу воловости. Он говорил это с целью показать, что существует [лишь] единичное и ощущаемое, а общее и постигаемое разумом не существует. Возражая этому, мы скажем, что не все из сущего воспринимается ощущениями. Ибо если сущим было бы лишь то, что воспринимается чувствами, то в этом случае не были бы сущими ни бог, ни разум, ни душа, которые не воспринимаются ощущениями. Мы не [всегда] должны доверять органам чувств, ибо они не точны; так, например, солнце, будучи во множество раз больше земли, кажется нам величиной в пядень, а руль корабля кажется в воде изломанным. И вот, показав, что Антисфен несправедливо упраздняет общее, скажем, что такое общее. Общее есть восприятие множества в численно одном по виду. Мы говорим «в численно одном», так как общее есть нечто одно, и, поскольку материя у множества также едина, добавляем — «по виду»... И говорим «восприятие мно-жества», ибо, будучи единым, общее проявляется во множестве вещей...

 Род и вид во всех  вещах проявляются целиком, ибо,  например, то, что в целом присуще  человечеству [как виду], целиком  проявляется и во мне, и в  другом человеке; точно так же  и живое существо [как род]. Следовательно,  род и вид бестелесны. А отсюда ясно, что и обозначения рода и вида также нематериальны. Природа не все утаила (от нас), так как в противном случае нельзя было бы (что-либо) постичь, и не все сделала явным, ибо иначе не было бы исследования, но (в природе все) так устроено, чтобы возможно было (познать ее через) исследование и изыскание. И по этой причине человеческий рассудок испытывает потребность в силлогистическом мышлении; ибо (люди) видят, что вещи не во всем сходны друг с другом, ведь в таком случае нельзя было бы выявить одно через другое, так как всякая вещь (непосредственно) узнавалась бы через самое себя, что свойственно ощущениям, но не логическому мышлению.

АНОНИМ (VI в.)

 Деятели так называемой  эллинофильской школы в Армении уделяли большое внимание разработке логического учения Аристотеля. С этой целью они создали ряд комментаторских трудов, посвященных «Категориям» и «Об истолковании» Аристотеля, а также «Введению» Порфирия. Данное «Толкование «Категорий» Аристотеля» написано неизвестным автором. Оно значительно отличается от одноименного труда Давида Непобедимого и акцентирует материалистические тенденции аристотелевского учения. «Толкование» Анонима оказало большое влияние на последующих армянских философов, в особенности на номиналистов Ваграма Рабуни (XIII в.) и Иоанна Ворот-неци (XIV "в.), которые обильно использовали его в своих логических трактатах. Древнеармянский текст «Толкования «Категорий» Аристотеля» Анонима вместе с русским переводом и комментариями С. С. Аревшатяна издан в Ереване в 1961 г. Приводимые ниже отрывки печатаются по этому изданию.

ТОЛКОВАНИЕ «КАТЕГОРИИ»  АРИСТОТЕЛЯ

 Кто же не знает,  что существование -видов складывается из отдельных индивидов, но не из одного индивида, а всех в целом; и если виды образуются из них,то при их упразднении должно упраздняться и образуемое. Следовательно, при упразднении всех индивидов упраздняются и виды. А если нет последних, то не будет и родов, ибо как виды образуются из индивидов, так и роды — из видов. Значит, он (Аристотель) справедливо назвал индивид сущностью главнейшей, первичной и преимущественной, которая является причиной образования видов и родов...

 Для существования  ррдов и видов необходимо, чтобы были индивиды, из которых образуются роды и виды. Точно так же и для существования привходящих признаков необходимо, чтобы были их носители, ибо сам привходящий признак в отдельности никогда не бывает... Индивиды в своем существовании не испытывают необходимости в том, чтобы существовали их роды и виды, ибо, например, если имеется всего один индивид, то что же является его видом или же что называется родом; достаточно будет привести в пример солнце, луну и землю...

 Если ты точно исследуешь, то найдешь, что сперва существует познаваемое и лишь затем знание...

 Если не существует  ощущаемого, то не будет существовать  и ощущения, так как в таком  случае о чем же будет судить ощущение. Если же нет ощущения, то ничто не мешает существовать ощущаемому... ибо ничто не может помешать существовать вещам, если даже нет их ощущений...

 Однако ощущение не  может существовать ранее живого  существа, но, как считает наш  философ, живое существо и ощущение  возникают совместно, тогда как ощущаемое существует ранее, чем живое существо... Таким образом·, ясно, что раньше ощущения существует [само] ощущаемое. Подобным же образом при отсутствии ощущаемого не будет и ощущения, ибо при отсутствии огня, воды и тому подобных [элементов], из коих свойственно слагаться живому существу, не будет существовать и живое существо, а если нет живого существа, то нет и ощущения. Следовательно, ощущаемое вместе с собой упраздняет и ощущение, тогда как ощущение [при своем упразднении] не упраздняет ощущаемое.

АНАНИЯ ШИРАКАЦИ

 Анания Ширакаци (VII в.) — выдающийся философ, астроном и математик, основоположник естественнонаучного направления в древнеармянской философии. Продолжал традиции античной науки и при трактовке ряда философских проблем отклонялся от требований современной ему церковной догматики. В условиях VII в. отстаивал идею шарообразности земли, давал правильное объяснение причин затмения солнца и луны, выступал с критикой астрологии и суеверий. Решающее значение в познании природы придавал опыту, наблюдениям.

 Наиболее важные труды  А. Ширакаци — «Космография», «Теория календаря», «О вращении небес» и «Арифметика». Его перу приписывается также известный «Ашхарацуйц» («Армянская география»), содержащий подробное описание Армении и соседних стран.

 А. Щиракаци оказал большое влияние на последующее развитие естествознания и естественнонаучного направления в философской мысли средневековой Армении, в частности на Иоанна Саркавага (XI—XII вв.), Иоанна Ерзынкаци (XIII в.) и др. Имеется русский перевод его «Космографии» (пер. К. С. Тер-Давтян и С. С. Аревшатяна. Ереван, 1962) и «Армянской географии» (пер. К. Патканова. С.-Петербург, 1877).

КОСМОГРАФИЯ

 Для меня и для  всех, кто занимается разумным  познанием, кажутся истинными  изречения славных предков, и  ничто [из сказанного ими] не  остается неизъяснимым в словах и недоступным для разума.И вот, поскольку мы повели разговор о разумном, необходимо [сперва] обратиться к бестелесному виду. Затем надлежит приступить к познанию того, что имеет начало. Ведь то, что имеет начало, происходит от чего-то безначального, а это безначальное неизъяснимо и непостижимо для разума, однако оно познается с помощью того, что доступно познанию...

 Земля с четырех  сторон установлена в середине  неба, которое быстротой своего  вращения не позволяет ей спуститься  к нижнему полушарию [неба]. Ибо  земля своей тяжестью стремится  спуститься вниз, а ветер своей  силой старается поднять ее  вверх. И ни тяжесть земли  не позволяет подняться [ей] вверх,  ни сила ветра не позволяет  [ей] спуститься вниз. И так она  пребывает в точке равновесия.Если же кто-нибудь пожелает получить от языческих философов наглядный пример, воспроизводящий положение земли, то мне кажется подходящим [пример] с яйцом: подобно тому как в середине [яйца] расположен шарообразный желток, вокруг него — белок, а скорлупа заключает в себе все, точно так же и земля находится в середине, а воздух окружает ее и небо замыкает собой все.Языческие философы говорят, что живые существа населяют землю с этой и с той стороны и что на нижней стороне земли имеются люди и другие существа — наши антиподы, которые расположились вокруг земли подобно мухам, облепившим яблоко со всех сторон. Упорствуя, они твердят, что если бы не было антиподов, населяющих нижнюю часть, то кому же солнце давало бы свой свет половину суток, когда мы ночью погружаемся в тень, ибо невозможно утверждать, что солнце всуе совершает свой бег...

 Однако я должен  рассказать вам, что по этому  вопросу в моих размышлениях  имелись сомнения. Я слышал, что,  согласно пророкам, всему Священному  писанию и церковным учителям, нет вообще существ, обитающих  на нижней стороне [земли], однако  я признавал существование антиподов.  Я полагал, что это соответствует  божественному слову. И ныне  не осуждайте меня, любимые. Знает  тайноведец, что не лгу я...

 Халдеи не могут  понять, что если звезды действительно,  как они говорят, причина зол,  то причина их злой природы  восходит к тому, кто создал  их, ибо если они злы от природы,  то более злым должен быть  творец, создавший их... Велика глупость  заблудших наставников плоского, невежественного и пустого искусства  [звездочетов]. Ибо они наделяют [людей]  добром и злом не по их  достоинству, а по случайному  расположению звезд... Возникновение  есть начало уничтожения, а  уничтожение в свою очередь  есть начало возникновения. И  из этого неуничтожимого противоречия  мир приобретает вечность... И  вот, все сущее находится под  властью становления и уничтожения.  И в этом немалая доля божествен-ного провидения, дабы никто, увидев творения неуничтожимыми, не принимал их за создателей и, постоянно видя служение созданных светил земному бытию, превыше всего ставил творца всего сущего...

О ВРАЩЕНИИ НЕБЕС

 Верхнее небо, которое греки называют эфиром, а халдеи — плотным огнем, называется также пылающим огнем, ибо этот огонь, лишенный материи, свободен от чужеродных соединений, так как он не произошел ни от кого, а возник из ничего; и ничто из сущего не возникло из него, и нет ничего выше его... Оно распростерлось вокруг шарообразной земли своим непрестанным, и неодолимо быстрым вращением, невидимой материальностью, познаваемой лишь разумом, и состоит оно из двух полушарий, нижнего и верхнего, расположенных друг против друга подобно положению полушарий земли. И внутри себя оно замкнуло этот огромный мир...

 Человеческая мысль  не в состоянии проникнуть  в глубины божественной сущности. Что же касается постижения  мира, то этому люди учатся  на опыте, и делают они это  трояким образом — путешествуя,  обозревая и слушая, не желая  оставаться в полном неведении  о сущем.

АРМЯНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ (АШХАРАЦУЙЦ)

 Не найдя в Священном  писании ничего обстоятельного  о землеописании, кроме редких, разбросанных и в то же время  труднопостигаемых и темных сведений, мы вынуждены обратиться к  языческим писателям, которые  установили географическую науку,  опираясь на путешествия и  мореплавания, и подтвердили ее  геометрией, которая обязана своим  происхождением астрономии.

 Я верю рассказу  Птолемея, чьи люди прошли на  юг, начиная с жаркого пояса,  с точностью описали народы, там  живущие, измерили их пределы...Я описываю только то, что око человеческое видело и на что нога человеческая ступала.

ИОАНН САРКАВАГ

 Иоанн Саркаваг (1045—1129) — один из крупных представителей естественнонаучного направления средневековой армянской философии. Основал высшую школу в столице Армении Ани, где преподавал философию, математику, космографию и поэтику. Такую же школу создал он и в Ахпатском монастыре на севере Армении.В 1085 г. И. Саркаваг реформировал армянский календарь, на основе астрономических вычислений устранив несоответствия, образовавшиеся за предшествовавшие пять веков. Среди многочисленных его трудов особую ценность представляют «Толкование 500-летнего календарного круга», «О полигональных числах», «Толкование семи книг Филона Александрийского», «Слово мудрости, обращенное к скворцу» и др.

ТОЛКОВАНИЕ 500-ЛЕТНЕГО КАЛЕНДАРНОГО КРУГА

 Краснобайство не в  состоянии раскрыть чистую и  непреложную истину, подобно тому как созданная художником картина не в состоянии воспроизвести находящееся в движении живое существо, ибо [всякая] картина приблизительна, в ней есть и выдумка, и нечто от лжесвидетельства. Таковы и мысли некоторых летописцев, которые добавляют [от себя], не заботясь о точности сообщаемых сведений, с чем мы не раз встречались во многих сочинениях. Ибо необходимо приложить много труда и усердия, чтобы постичь соответствие слов и вещей: ведь не слово подтверждает наличие вещи, а, наоборот, вещь подтверждает слово. Исходя из этого и следует устанавливать истину. И поэтому не нужно внимать словам болтунов, если даже они кажутся достоверными. Ибо вещь обозначается словом, и не правы те, кто употребляет слова вопреки вещам, а принимать слова надлежит, лишь следуя истине... Мнение, не подтвержденное опытом, не может быть истинным. Только опыт достоверен и непререкаем. И поэтому необходимо знать не только древние книги, но и самому добывать [знания о природе].

Информация о работе Армянская философия