Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:52, реферат
Начало философской мысли в Армении восходит к древнейшим временам. По античным источникам армянский царь Тигран II и его сын Артаваад (I в до н. э.) покровительствовали философам, ученым и поэтам. Армения стала в дальнейшем одной из первых стран, принявших христианство в качестве государственной религии (в самом начале IV в.). После того, как выдающийся ученый и мыслитель Месроп Маштоц в 405 г. создал армянскую национальную письменность, на армянском языке появились многие литературно-художественные и научно-философские произведения.
АНАЛИЗ «КАТЕГОРИЙ» АРИСТОТЕЛЯ
Индивид в своем
существовании не нуждается в
том, чтобы род и вид
Индивид порождает вид, а вид порождает род...
Ощущение связано с
телом и находится в нем,
как, например, зрение связано
с глазом, а то, что ощущается
тобой, существует прежде
АНАЛИЗ КНИГИ АРИСТОТЕЛЯ «ОБ ИСТОЛКОВАНИИ»
Мысль, не таящая
в себе знания, ничего не содержит.
Она чиста, как чистое зеркало.
Различие в вещах определяется не тем или иным высказыванием о них, а наоборот, вещи сами определяют то или иное высказывание о себе. Природа вещей остается неизменной, все равно, имеется о них высказывание или нет. Никогда высказывание не изменяет природу вещей.
ГРИГОР ТАТЕВАЦИ
Григор Татеваци (1346—1409) — выдающийся армянский философ, богослов, церковно-политический деятель и педагог. Ученик Иоанна Воротнеци, после смерти которого возглавил Татевский университет. Наиболее яркий представитель номинализма в средневековой армянской философии. Оставил обширное философское наследие, в котором нашли свое отражение достижения армянской философской мысли эпохи развитого феодализма. Среди трудов наиболее ценна многотомная «Книга вопрошений» (издана в Константинополе в 1729 г. на древнеармянском языке) — своеобразная энциклопедия философских знаний средневековья. Развивая материалистические тенденции Татевской школы, выдвинул ряд философских положений, предвосхищавших концепции философов нового времени. К ним относятся оценка роли прямохождения для деятельности разума, отрицание врожденных идей, сравнение души с неисписанной доской и т. п. Приводимые ниже отрывки из «Книги вопрошений», «Книги проповедей» (изданной в Константинополе в 1740— 1741 гг.), «Толкования притчей Соломоновых» (рукопись Мате-надарана № 1264) и «Краткого анализа учения Давида Непобедимого» (рукопись Матенадарана № 1695) публикуются на русском языке впервые.
КНИГА ВОПРОШЕНИЙ
Если бы истинность наших слов была предопределена, то не только одно, но и все высказываемые нами слова были бы истинными... но тогда наши высказывания не следовали бы за вещами, а наоборот, вещь следовала бы за мыслью, а это явная ложь, ибо не постоянное следует за преходящим, а наоборот: ведь следы порождаются движением ног, а не ноги — следами и тень порождается телом, а не тело — тенью. Следовательно, не мысль свидетельствует об истинности вещи, а вещь определяет истинность мысли.
Все, что существует,
имеет причину. И сперва
Посредством ощущений мы познаем то, что находится вне нас, посредством мышления — то, что находится внутри нас, а посредством высшего созерцания — то, что находится выше нас, по мере своих сил просвещая себя, чтобы говорить о неисповедимом... Имеются два вида человеческого познания. Первый — это естественное познание, второй — благодатное. Естественное познание имеет три особенности. Оно, во-первых, преклоняется перед познаваемой вещью, во-вторых, смешивается с ней и, в-третьих, разделяет и расчленяет ее на многие части и таким образом постигает истину. А благодатное познание в противоположность естественному прямо и непосредственно возвышается до постижения божественного... Познание посредством ощущений, то есть постижение цвета глазом, звука — ухом и так далее, называется чувственным познанием. Оно нуждается в двух вещах: органы чувств должны быть здоровы и предлежащий предмет должен быть ясен. Только в этом случае от них получается чистое видение. В противном случае разум не в состоянии правильно мыслить о них...
Человек — господин
и владыка всех животных, поэтому
все животные имеют опущенную
вниз голову, как слуги и подданные,
а у человека она поднята
вверх, как у князя и царя.
Голова у него поднята, дабы
язык и руки служили мышлению
и труду. Ибо если человек
имел бы опущенную вниз голову
и обе его руки покоились
на земле, он не мог бы
трудиться. И поэтому ему
КНИГА ПРОПОВЕДЕЙ (ЛЕТНИЙ ТОМ)
Разумное познание следует за природой вещей, и сверх природы оно . ничего не исследует, ибо то, что недоступно природе, недоступно и мысли. Вера же созерцает то, что выше природы, то есть созерцает бога, и признает творимые им чудеса, которые сверхъестественны...
Мы от природы рождаемся голыми и лишенными всяких благ — и телесных, и духовных — и все приобретаем потом: святость и знание — для души, одежду и другие вещи — для телесных нужд. Мы созданы так, что трудом и старанием находим и то и другое: трудом удовлетворяем телесные надобности, добродетелью и образованием — духовные.Телесное направляет духовное, духовное нб может обойтись без телесного. Если не действует телесное, то не действует и духовное...Ощущения — орудия разума, посредством которых он видит, слышит и так далее. Когда они бездействуют, перестает действовать и разум подобно ремесленнику, лишенному своих орудий, который без них не в состоянии создать что-либо.Душа разумного человека подобна неисписанной доске или вымытому пергаменту — что напишешь на ней, то она и воспримет.
Тело обладает пятью органами чувств, ибо все ощущаемое пятерояко, ведь в мире сверх этих пяти ощущаемых родов сущего нет ничего другого. Поэтому имеется именно пять органов чувств, с помощью которых мы познаем их...
Один человек может
справиться с делами одного
дома, но ему не под силу
множество домов. Поэтому
КНИГА ПРОПОВЕДЕЙ (ЗИМНИЙ ТОМ)
Дитя обладает большей
способностью к учению по двум
причинам. Во-первых, органы чувств
его мягки как воск, на котором
[легко] запечатлеваются
ТОЛКОВАНИЕ ПРИТЧЕЙ СОЛОМОНОВЫХ
Разум — это не
испытывающий стыда и
Князья больше других предают забвению божественные законы. Ради взяток князья забывают их.
Грех одного властелина
равен греху, совершенному
Простолюдин достоин
прощения и пощады, ибо совершает
грех не по своей воле, а
под гнетом нищеты и, как
говорится в притче, ворует, чтобы
заморить свой голод. А князь
грешит по своей воле, ибо ни
в чем не ведает нужды, и
потому заслуживает вдвое
КРАТКИЙ АНАЛИЗ УЧЕНИЯ ДАВИДА НЕПОБЕДИМОГО
Вся природа сводится к индивиду, и индивид — ко всей природе...
У природы больше возможностей, чем у знания, ибо сперва существует природа, а затем наше знание...
Индивид называется
первичной сущностью, а вид
и род — вторичной. И
АПОЛОГЕТИКА — «это дисциплина, которая занимается рациональным обоснованием христианской веры. Название ее происходит от греческого слова apologia, которое означает „защищать, обосновывать“»
Монофизи́тство (Евтихианство), (от др.-греч. μόνος — «один, единственный» + φύσις — «природа, естество») — христологическая доктрина в христианстве, возникшая в 5 веке и постулирующая наличие только одной Божественной природы (естества) в Иисусе Христе и отвергающая Его совершенное человечество.
Неоплатони́зм — идеалистическое направление античной философии III—VI вв., соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля и восточных учений.