Значение и место прогулок в ознакомлении дошкольников с природой

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Работа по дошкольной педагогике. Описаны особенности работы во время прогулок с детьми, проведены мероприятия по повышению эффективности работы с детьми при ознакомлении с природой. Задето нравственно-экологическое воспитание с детьми.

Содержание

Введение……………………………………………………………………1-2

Глава I.Значение прогулок для ознакомления детей с природой…….3-5

1.1.Организация различных видов деятельности на прогулке……….6-11

1.2.Своеобразие работы с детьми на прогулке в разные сезоны…….12-17

Глава II. Повышение эффективности работы по ознакомлению

с окружающим детей дошкольного возраста…………………………..18-29

Заключение ………………………………………………………………..30-31

Литература…………………………………………………………………32

Приложение………………………………………………………………...33-37

Работа содержит 1 файл

экологическое воспитание дошкольников.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

  Иришка  долго любовалась этими звездочками, а потом сказала:

  -Странно,  эти частички не видны в  микроскоп, а как же люди  о них узнали?

  Таня  помолчала и ответила:

  -Они  об этом догадались.

  Иришка  посмотрела на Таню и увидела,  что она не шутит. Значит, то, что она сказала, правда.

ЗАДАНИЯ

  Рассмотрите  с детьми снежинки. Проследите, как  сохнет белье на морозе. Повторите  опыт с замерзанием пара на  металлических предметах. Попросите  объяснить эти явления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

30

Заключение.

Выполнив  курсовую работу на тему: «Значение и место прогулок в ознакомлении дошкольников с природой», было рассмотрено множество методов и форм работы по ознакомлению детей с природой.

  Ведущую  роль в ознакомлении с природой  детей играет формирование познавательного  интереса к природе. Интерес,  с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой – его результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идет от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них – к интересу на более высокой ступени. Особое место в формировании у дошкольников любви и бережного отношения к природе занимает развитие любознательности, которая характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое. Процесс этот сопровождается удивлением, радостью, чувством удовлетворенности. Но в большинстве случаев дети самостоятельно не могут объяснить интересующие их явления природы, а потому, если взрослые не помогут им в этом, то интерес к природе может угаснуть.

  В  процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы важную роль играет отношение воспитателей и родителей к природе и интересам детей, связанным с ней.

  Доступными  средствами формирования интереса  к природе являются прогулки  и экскурсии на природу; фенологические наблюдения; использование элементов исследовательской работы; изучение загадочных явлений природы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и просмотр видеофильмов о природе; проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней.

  Проведенная  работа показала, что повышение  эффективности работы по ознакомлению  детей с природой, в основном они знакомятся преимущественно в процессе элементарных опытов, практической деятельности и на прогулках.

  Так,  на занятии, посвященном свойствам воды (в его основе лежат разработки Н.Рыжовой), дошкольники проводя элементарные опыты, убеждаются: вода – прозрачная жидкость, не имеющая формы, запаха, вкуса. Особенно четко эти признаки можно выявить, сравнивая воду с жидкостью, обладающей иными свойствами, например  с соком или молоком. Каждый опыт завершается краткой беседой, в ходе которой делается вывод о данном свойстве воды и поднимаются вопросы о значении воды в природе.

  При   проведении прогулок в нетрадиционной  форме развивается у детей мышление путём уточнения представлений детей об особенностях сезонных явлений, формирует умение устанавливать причинно-следственные связи,

развивает  диалогическую речь,  активизирует  двигательную активность детей, воспитывает  доброжелательное отношение к сверстникам, бережное отношение к птицам, растениям, животным. 

31

  При  проведении анкетирования родителей  было выявлено, что у всех есть  книги для чтения детям о  природе,  все родители учитывают  возраст детей, отбирают по  иллюстрациям, читают их по просьбе ребенка и по своей инициативе, задают детям вопросы, считают, что книги влияют на поведение и отношение к природе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

32

Литература.

1.Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой». -М.Просвещение.1980г.

2.Журнал «Дошкольное воспитание».- №12, 2003 г.стр.57

3.Журнал «Дошкольное воспитание».- №7, 2005г. Стр5-15

4.«Игра и ознакомление дошкольников с растениями». / Сост. И.А. Комарова. – Могилев, 1989г.

5.Лучич М.В. «Детям о природе».- М.Просвещение.1989г.

6.Маневцова Л. М. «Листок на ладони». - СПб.: Детство-Пресс, 2004г.

7.«Мир природы и ребёнок»/под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: Изд-во «Акцидент», 1998г.

8.Николаева С.Н. «Место игры в экологическом воспитании дошкольников». - М., 1996г.

9.Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников». - М., 1999г.

10.Николаева С.Н. «Теория и методика экологического образования детей». - М., 2002г.

11.Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». -М., 2001.

12.Саморукова Г.Н. «Как знакомить дошкольников с природой». -М.Просвещение.1983г.

13.Урунтаева Г.А. «Дошкольная психология».-М., «Академия», 2001г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

33

Приложение  №1

Организация и проведение прогулок в разных возрастных группах.

Организация и проведение наблюдений

Схема анализа наблюдения

1. Организация  обстановки (размещение объектов  наблюдения, условия, созданные для  них, отбор и расположение оборудования  и материалов, используемых по  ходу наблюдения). Размещение детей. 

2. Приемы привлечения внимания детей к наблюдению и возбуждения интереса (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация), их действенность.

3. Приемы  побуждения животного к разным  способам поведения. 

4. Характер  заданий и вопросов, последовательность их постановки (логика занятия). Характер и содержание ответов детей.

5. Включение  обследовательских действий в  ход наблюдения, их характер, результативность.

6. Использование  приемов активизации умственной  деятельности (поисковые вопросы и действия, сравнение, использование детского опыта и др.).

7. Проявление  интереса детей в ходе наблюдения (эмоции, вопросы, сосредоточенность  внимания).

8. Индивидуальные  проявления детей на занятиях  и индивидуальный подход к  ним. 

9. Использование на занятиях результатов повседневных наблюдений, проводимых детьми.

Дидактическая игра. Схема для  анализа.

1. Воспитательно-образовательное  значение выбранной игры (какими  знаниями оперировали дети в  процессе игры, какие умственные  операции использовали, их оценка). Что нового внесла игра в знания и умения детей?

2. Ошибки  и затруднения детей, их причины  (недостаток званий, отсутствие знаний, внимания, необходимых умственных  умений).

3. Приемы  руководства, их действенность  (способы привлечения детей, способы объяснения правил игры и игровых действий, руководство ее ходом).

Трудовая  деятельность. Схема  для анализа.

1. Организация  условий труда (объекты труда,  оборудование, инструменты, их размещение), их рациональность.

2. Организация  детского коллектива, формы работы по организации труда (звенья, пары, конвейер, мальчики-девочки, поручения, подгруппа вся группа).

3. Приемы  постановки и объяснения трудового  задания. 

4. Знания  и умения, необходимые для выполнения  задания; новые знания и умения, формируемые на занятии.

5. Результативность  трудовых действий детей, качество  навыков и умений.

6. Взаимодействие  детей в процессе труда.  

34

7. Отношение  к труду (с интересом, безразличное).

8. Оценка  деятельности (детьми, воспитателями), ее содержание, формы.

9. Экологическая  направленность труда детей. 

Подвижная игра. Схема для  анализа.

1. Подготовка  воспитателя к игре (площадка, атрибуты, знание правил, слов и т.д.)

2. Приёмы  руководства. 

3. Индивидуальный  подход в процессе игры.

Индивидуальная работа по разделам программы. Схема для анализа.

1. Подготовка  воспитателя. 

2. Организация  обстановки.

3. Приёмы  руководства и мотивации. 

Самостоятельные творческие игры. Схема  для анализа.

1. Организация  обстановки (атрибутика).

2. Содержательность и разнообразие игровых навыков.

3. Взаимодействие  детей во время игры.

4. Приёмы  руководства, их действенность  (способы привлечения детей, обговаривание  игровых действий). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

35

Приложение  №2

Анкета  для родителей "Книга  в семье"

ФИО____________________________________

Возрастная  группа________________________

1. Какие книги для  чтения детям есть  у Вас дома? Перечислите  их.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Есть среди них  книги о природе?  Назовите их. __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Как Вы отбираете  книги для чтения  детям, чем руководствуетесь при покупке литературы детям?

- Смотрю содержание, учитываю возраст,  отбираю по иллюстрациям, покупаю случайно, если нет дома  такой книги, то  беру...(нужное подчеркнуть).

4. Как Вы читаете  книги? (По просьбе  ребенка, по своей  инициативе, ребенок читает самостоятельно)

5. Обсуждаете ли  Вы содержание  прочитанного с  ребенком?_______________

Цель  обсуждения. 1. Предлагаю  просто пересказать. 2. Спрашиваю, что нового узнал из книги. 3. Обсуждаю поступки героев, их поведение (нужное подчеркнуть)

6. Как Вы считаете, оказывает ли влияние  книга на поведение  и отношение детей  к природе? ____________________________________________________________

7. Имеется ли у  Вас дома литература  для взрослых по  природе?______________

Используете ли Вы ее при общении с ребенком?___________________________  

Как часто? При каких  ситуациях?

- Не знаю как  ответить на вопрос  ребенка; хочу  рассказать что-то  новое; не использую  - ребенок не интересуется... (нужное  подчеркнуть) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Значение и место прогулок в ознакомлении дошкольников с природой