Значение и место прогулок в ознакомлении дошкольников с природой

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Работа по дошкольной педагогике. Описаны особенности работы во время прогулок с детьми, проведены мероприятия по повышению эффективности работы с детьми при ознакомлении с природой. Задето нравственно-экологическое воспитание с детьми.

Содержание

Введение……………………………………………………………………1-2

Глава I.Значение прогулок для ознакомления детей с природой…….3-5

1.1.Организация различных видов деятельности на прогулке……….6-11

1.2.Своеобразие работы с детьми на прогулке в разные сезоны…….12-17

Глава II. Повышение эффективности работы по ознакомлению

с окружающим детей дошкольного возраста…………………………..18-29

Заключение ………………………………………………………………..30-31

Литература…………………………………………………………………32

Приложение………………………………………………………………...33-37

Работа содержит 1 файл

экологическое воспитание дошкольников.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

  В  нравственном развитии особое  место занимает воспитание у  него любви к родной природе   и бережное отношение к живому.

  Для  воспитания у детей трудолюбия, бережного отношения к природе необходимо учить их простейшим приемам выращивания растений и ухода за ними. Очень важно при этом, чтобы дети получали радость от процесса и результата труда, чтобы работа на земельном участке развивала мышцы и укрепляла нервную систему. Формируя такое качество, как трудолюбие необходимо знакомить детей с трудом взрослых в природе, воспитывать уважение к их деятельности. Пребывание на свежем воздухе способствует развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышается аппетит, улучшается кровообращение. Все это способствует хорошему физическому развитию и укреплению здоровья.

  Природа  является одним из основных  средств эстетического воспитания  детей. Красота природы не оставляет  безучастным даже самых маленьких детей. На прогулках надо обращать их внимание на шум леса, пение птиц, окраску листьев, запах цветов. Необходимо, чтобы дети научились чувствовать прекрасное, с тем чтобы в дальнейшем своей жизни они умели воспринимать мир во всей его красоте и всем многообразии. 
 
 
 

6

1.1.Организация различных видов деятельности на прогулке.

На прогулках  используют различные виды деятельности, обязательные компоненты прогулки это: наблюдения и познавательно-практическая деятельность, труд в природе, дидактические игры, подвижные игры, индивидуальная работа, самостоятельные игры.

Наблюдение- это целенаправленное восприятие, сложный познавательный процесс, в котором проявляется единство чувственного и рационального. На основе совместной деятельности анализаторов, благодаря слову воспитателя у детей образуются конкретные знания, развиваются мышление, речь, воспитываются материалистическое отношение, интерес и любовь к природе, чувство красивого.

  Организованные воспитателем наблюдение натуральных объектов и явлений природы является основным способом ознакомления дошкольников с природой.

В зависимости  от объекта и возраста детей наблюдения могут быть эпизодическими, продолжающимися несколько минут, и длительными, которые ведутся в течение многих дней, а иногда и недель.

  В  группах раннего и младшего дошкольного возраста детей можно привлекать к наблюдениям за погодой, растениями, насекомыми, птицами. Наблюдения эти кратковременны, но часто повторяются. В средней группе, кроме кратковременных наблюдений, организуют и более длительные, например. За ростом и развитием растений, посеянных или посаженных на земельном участке. В старшей группе длительные наблюдения занимают большее место: дети следят за развитием растений из семян, превращения насекомых, сезонными изменениями в природе и т.д.

  Длительные  наблюдения ценны тем, что позволяют  улавливать последовательность  в наступлении явлений природы,  их видимую связь. Эти наблюдения  дети средней группы выполняют  под руководством воспитателя,  а в старшей группе – самостоятельно.

  Для  того чтобы наблюдение способствовало  формированию правильных представлений  и умственному развитию детей,  воспитатель должен руководить ими. Он объясняет цели наблюдения, задает вопросы, которые направляют их внимание на характерные особенности объекта или явления.

  Если  дети уже встречались с изучаемым  предметом или явлением, воспитатель  начинает с вопросов, организующих наблюдение, обозначающее их слово дети несколько раз повторяют.

  В  ходе наблюдений необходимо включать  разнообразные анализаторы детей. Воспитатель должен добиваться того, чтобы они рассматривали объекты: слушали издаваемые звуки, поглаживали или ощупывали и правильно называли воспринимаемое. Работа анализаторов активизируется, когда в ходе наблюдений воспитатель использует игровые и практические действия детей с натуральными объектами. 
 

7

  Ценным методическим приемом, активизирующим мышление во время наблюдения, является сравнение, сопоставление характерных особенностей

объектов  или явлений по различению и сходству. При сравнении объектов природы дети легко устанавливают признаки различия. Сравнение по различию проводится во всех группах. Сравнение по сходству обычно затрудняет детей, так как они не могут самостоятельно выделить существенные свойства сходных предметов. Этот прием может быть применен при наблюдениях в старших и подготовительных к школе группах. Сравнивая объекты, дети этих групп с помощью воспитателя выделяют существенные свойства сходных предметов, явлений и получают материал для классификации их и образования элементарных понятий.

  На  прогулках можно наблюдать погоду, небо (движение облаков, радугу, закат солнца и др., сезонные изменения в жизни растении и животных, появление листьев и цветов, листопад, прилет и отлет птиц). Наблюдения эти обычно кратковременны, но проводятся многократно за одним и тем же объектом или явлением природы.

  На  ежедневных прогулках нужно обращать  внимание на характерные сезонные  изменения в жизни растений  и животных и с помощью вопросов  помогать детям устанавливать  связь между изменениями в живой и неживой природе, например: «Стало холодно – завяли цветы, насекомые спрятались под корой деревьев, улетели птицы».

  Сочетание наблюдений с художественным словом способствует образованию особенно ярких, прочных образов и в тоже время обогащает словарь детей. Поэтому во время наблюдений хорошо использовать стихотворения, песни, загадки, поговорки. Например, показывая в лесу съедобные грибы, воспитатель может прочитать отрывки из стихотворения Е.Трутневой:

Рядышком  с иголками

Рыжики  под елками,

Не малы, не велики

И лежат, как пятаки

Под осинами  на кочке –

Гриб  в малиновом платочке,

Подосиновиком звать

Кого  придется взять.

  Во  время наблюдений с детьми  старшей группы полезно вспомнить  народне приметы, в которых  отражены доступные для понимания детьми 6-7 лет связи между явлениями природы, например: «Ласточки летают низко – будет дождь».

  Основные  требования к правильному наблюдению:

1.Восприятие  объектов продолжительностью (3-10 мин)  без умственной утомляемости. 
 

8

2.Обеспечивать  непосредственный контакт с объектом.

3.Соблюдать  структуру наблюдений:

а)вводная  – начало, сосредоточить внимание, вызвать интерес;

б)основная часть – выполнение цели, задавание  вопросов, пауза 2-3 сек., рассказывание  загадок, поговорок. Она должна быть цельной, единой;

в)в  конце наблюдения игры, практические действия, задания для самостоятельного наблюдения.

  Эксперимент,  или опыт, -это особый вид наблюдения, организованный в специально  созданных условиях.

  Привлечение  детей к проведению несложных  опытов на прогулках имеет очень большое значение для развития их наблюдательности и любознательности, воспитания активного и правильного отношения к объектам и явлениям природы.

  При помощи элементарных опытов можно показать детям такие явления в неживой природе, как замерзание воды, превращение снега и льда в воду, образование радуги и др.

  При  помощи эксперимента дети узнают  о роли воды и удобрений  в жизни растений. Однако следует  помнить, что нельзя увлекаться  опытами, наносящими растениям  вред.  Так, например, желая разъяснить значение воды для растений, предлагают иногда детям в жаркий день оставлять без полива одну из клумб с цветами. На другой день растения увядают. Подобную ошибку некоторые воспитатели допускают и в опытах с удобрениями.

  Воспитать  устойчивый интерес к природе и бережное отношение к растениям можно только на примере положительных результатов их труда. Детей надо учить таким приемам ухода, которые обеспечивают растениям хороший рост.

  Очень  важно продолжать и развивать  проведенные детьми наблюдения. Поясним это на примере. Девочка замечает на цветке маленькое насекомое. Воспитатель объясняет, что это тля – вредитель растений, который может быть уничтожен жучком – божьей коровкой. Помогает отыскать это насекомое и сажает его в садок вместе с растениями, на котором были тли. На другой день все убеждаются, что тли съедены божьей коровкой. После этого дети очень бережно относятся к жучку.

  Из  опыта известно, что в тех старших  и подготовительных к школе  группах, где хорошо поставлено  руководство наблюдениями, дети становятся очень внимательными и сами начинают замечать изменения в предметах и явлениях природы. Это позволяет перейти от наблюдений вместе с воспитателем к наблюдениям, выполняемым детьми самостоятельно, под его руководством и по заранее полученным заданиям.

  Важным  компонентом прогулки является  труд в природе.  Труд как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное  
 

9

значение. Непосредственно соприкасаясь с  предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развитие их мышления, создает основу для материалистического миропонимания.

   Систематический труд на огороде,  в саду, цветнике и уголке природы повышает интерес к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств.

  Посильный  физический труд оказывает полезное воздействие на общее развитие детей, способствует развитию функций анализаторов, и в первую очередь двигательную.

  Нельзя превращать труд детей в самоцель. Воспитывая те или иные трудовые навыки, следует одновременно расширять или закреплять знания о природе. Так, например, перед посевом дети должны рассмотреть семена (форму, размер, цвет), перед посадкой черенков повторить названия частей растения (стебель, листья, цветки).

  У  детей необходимо воспитывать  сознательное отношение к труду,  требовать, чтобы они осмысливали производимую работу, понимали ее цель. Очень важно, чтобы дети не только усвоили тот или иной прием, но и поняли, зачем он нужен. Поэтому, показывая посев семян, посадку черенков другие трудовые операции, совершено необходимо сопровождать их пояснениями.

  Если  всю деятельность детей свести  к механическому проведению тех  или иных операций, то, как бы  ни был эффективен их результат,  труд потеряет воспитательно-образовательную  ценность. Любой новый трудовой  прием воспитатель должен объяснить и показать сам, затем его повторяют двое – трое детей средней группы и один или двое старшей. Только после этого можно предложить выполнение приема всей группе, постепенное применение одних и тех же приемов ведет к образованию трудового навыка.

  К  основным приемам, применяемым в трудовом обучении детей, относятся ознакомление с трудом взрослых, пример самого воспитателя, поручения детям различных трудовых операций и проверка их выполнения, оценка проделанной работы воспитателем и всей группой.

  Подготавливают участок к выращиванию растений работники детского сада. Они вскапывают землю под огород и цветник, готовят грядки. Дети участвуют в очистке участка и в работах по выращиванию растений.

  Дети  младших групп собирают камешки,  щепки и складывают их в  кучу. С помощью воспитателя сажают лук, сеют крупные семена, наблюдают поливку грядок и клумб, рыхление почвы и прополку растений, участвуют в сборе выращенного урожая.

  Дети  средней и старшей групп принимают  более активное участие в работе. Они сгребают мусор граблями и переносят его в кучу на носилках.  

10

С помощью  воспитателя сеют крупные семена гороха, фасоли, овса, настурции и  других растений, поливают клумбы и  грядки, рыхлят землю, наблюдают прополку, собирают спелые овощи.

  В  целях повышения чувства ответственности за порученное дело детей

старшей группы делят на небольшие группки, каждой их которых поручают уход за растениями на определенном участке земли. Желающим дают задание самостоятельно вырастить растения.

  Для  того чтобы труд не  утомлял детей, нужно соблюдать правила гигиены труда. Летом рекомендуется работать в нежаркие часы дня – утром и вечером. Во время работы нужно следить, чтобы поза детей была правильной.

  Так,  например, посадку и прополку  можно чередовать с рыхлением  земли граблями и т.д.  Инвентарь должен соответствовать возрасту детей.

  После  всякой работы, дети должны тщательно  мыть руки с мылом.

Информация о работе Значение и место прогулок в ознакомлении дошкольников с природой