Значение и место прогулок в ознакомлении дошкольников с природой

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Работа по дошкольной педагогике. Описаны особенности работы во время прогулок с детьми, проведены мероприятия по повышению эффективности работы с детьми при ознакомлении с природой. Задето нравственно-экологическое воспитание с детьми.

Содержание

Введение……………………………………………………………………1-2

Глава I.Значение прогулок для ознакомления детей с природой…….3-5

1.1.Организация различных видов деятельности на прогулке……….6-11

1.2.Своеобразие работы с детьми на прогулке в разные сезоны…….12-17

Глава II. Повышение эффективности работы по ознакомлению

с окружающим детей дошкольного возраста…………………………..18-29

Заключение ………………………………………………………………..30-31

Литература…………………………………………………………………32

Приложение………………………………………………………………...33-37

Работа содержит 1 файл

экологическое воспитание дошкольников.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

  В первый период осени, когда еще стоит теплая, ясная погода, воспитатель проводит с детьми целевую прогулку по участку, задача которой – найти первые признаки осени. Можно заметить покраснение плодов у рябины, листьев у калины, начало пожелтения жизни у вяза, у березы, у липы, созревание плодов у дуба. Одновременно воспитатель учит детей отличать 1-2 новых вида деревьев, кустарников от уже знакомых по форме, величине листа. После прогулки можно предложить нескольким детям сделать рисунки на тему «Наши растения ранней осенью». В период золотой осени хорошо обойти участок, посмотреть, как изменились деревья, кусты, растения цветника.

Поздней осенью еще раз осматривают деревья  и кустарники участка, отмечают происшедшие изменения, собирают плоды сирени, ясеня, липы для подкормки птиц. Отмечают, что деревья и кусты осенью уже не растут, они отдыхают. Результаты наблюдения фиксируют в календаре природы.

Воспитатель организует в цветнике сбор семян: учит детей находить только зрелые семена – они сухие, твердые.

  На первых прогулках на участке, в сквере, в парке детям предлагают поискать бабочек, вспомнить, где видели их летом, какие они. Затем проводят наблюдения за жуками: отыскивают их, называют (1-2 вида). Можно вспомнить, каких жуков видели ребята летом, отметить, что сейчас еще тепло, встречаются бабочки, жуки, их стало меньше. Наблюдение за бабочками, жуками проводят повторно – во время листопада и поздней осенью. На прогулке воспитатель спрашивает, почему не видно бабочек, жуков, куда они исчезли. Предлагает поискать их под листьями, в щелях заборов, в трещинах деревьев.

Одновременно  с наблюдениями за увяданием растений, исчезновением насекомых необходимо вести наблюдения за поведением птиц осенью. Для этого необходимо посмотреть отлет птиц. Осенью, даже в городских условиях, можно наблюдать за скворцами: они собираются большими стаями, копаются в траве, на грядках огорода, на газонах скверов и парков, затем также улетают на юг. Можно показать детям опустевший грачевник. 
 

16

Поздней осенью на участок прилетают другие птицы. Педагог поясняет, какие именно птицы прилетают, что во время  холодов птицам трудно добывать корм, поэтому надо их подкармливать. Дети принимают на себя заботу о пернатых; ежедневно дежурные утром выносят корм, сыплют его в одно и то же место, чтобы приучить птиц прилетать на кормушку.

  Организуя с детьми наблюдения за явлениями природы летом, воспитатель рассказывает, что бурный рост растений, цветение, появление большого количества насекомых и птиц связано с наступлением теплой погоды, обилия света и влаги. На прогулках дети наблюдают за состоянием погоды, приходят к выводу: летом бывает тепло, жарко. Особенно жарко днем, когда солнце стоит высоко. Утром и вечером солнце низко, поэтому не так жарко.

Наблюдения  за тем, как быстро высыхают разбрызганная  по асфальту вода, смоченный песок, лужи после дождя, подведут детей  к выводу о причинах данных явлений.

Для того чтобы детям показать, что летом  бывает самый длинный день, продолжат наблюдения за временем восхода и захода солнца, которые проводятся в разные сезоны.

Интересно наблюдать за силой ветра. Не выходя на улицу, из окна можно установить, есть ли ветер, какой он –слабый  или сильный, объяснить, по каким  признакам об этом узнали.

Летом продолжают наблюдения за дождем, узнают о его особенностях. Дождь бывает мелкий, моросящий, бывает сильный дождь  – ливень; идет в разном направлении, бывает косой и прямой. Иногда выпадает град.

Летом на прогулках детей знакомят с разнообразием растений, особенностями их роста и развития. Эти наблюдения ведутся ежедневно. Важно в процессе наблюдений с детьми чаще решать познавательные задачи, направляя внимание на самостоятельные поиски ответа на вопросы: «Где можно спрятаться от палящих лучей солнца?»

В огороде  и цветнике надо проследить за изменениями  в росте и развитии растений. Каждое яркое изменение, замеченное детьми, фиксируется в дневнике или календаре  природы.

Летом следует расширять знания о некоторых  видах растений цветника, огорода, луга, леса, поля. (проводить игры-упражнения).

Детям нужно показать подорожник, вьюнки, гусиную лапчатку, рассказать, почему они так называются. Наблюдая за колокольчиками, дети отмечают, что  вечером и перед дождем они  смыкают лепестки.

В течение лета проводят несколько целевых прогулок в лес, парк, на луг. Одна из них организуется в период цветения липы, другие – во время созревания черники и малины. Во время прогулки в лес дети собирают ягоды, находят кустарники и травянистые растения. Здесь же надо обязательно рассказать о ядовитых растениях: вороний глаз, волчье лыко и др.  
 

17

  Во время прогулок на участке детского сада и целевых прогулок за его пределы дети видят много насекомых. Воспитатель закрепляет умение различать жуков, бабочек, знакомит с их образом жизни, рассказывает, какую большую пользу приносят божья коровка и ее личинки, поедая тлей.

Дети  могут наблюдать, как пчелы обследуют  цветки, забираются глубоко внутрь за нектаром. Особенно интересно понаблюдать  за сбором нектара с львиного зева.

Во время  прогулок на луг предложить детям  посидеть тихо, прислушаться к звукам, а затем рассказать, что услышали.

В течение  лета проводят 2-3 целевые прогулки на водоем. Здесь дети учатся различать  водные растения: стрелолист, ряска, кувшинка; водных насекомых; узнают некоторых стрекоз по величине, окраске, своеобразию полета.

Воспитатель организует целевую прогулку в лес  для того, чтобы познакомить детей  с жизнью муравьев. Муравьи живут  большими семьями, строят жилище из травинок, хвои, песка и других материалов.

Летом дети продолжают наблюдать птиц. Обращают внимание на то, как быстро летают ласточки и стрижи, отлавливая насекомых, показывают гнезда ласточек, отмечают, как часто  прилетают они к гнезду с кормом для птенцов.

  Дежурные ухаживают за растениями цветника и огорода. Летом нужно назначать большее количество дежурных, а смену их проводить через 2-3 дня, так как объем работы увеличивается. Дежурные поливают растения в цветнике и на грядках, в сухую погоду рыхлят растрескавшуюся землю. Прополку проводят всей группой. Во время прополки детей учат различать сорняки и культурные растения, показывают необходимость прополки и прореживания растений.

На огороде  хорошо посадить подсолнечники и  вести наблюдения за тем, как соцветия поворачиваются к солнцу в течение дня.

Подкормку растений проводят в период цветения и начала плодоношения. Для осознания  необходимости этого способа  ухода организуется опыт: на одном  из участков грядки или цветника растения не подкармливаются. После того как  дети заметят разницу в росте и развитии растений проводится подкормка всех растений.

В процессе труда и наблюдений за растениями огорода и цветника важно учить  детей самостоятельно устанавливать  необходимость поливки, прореживания, прополки, ориентируясь на внешний вид растений.

  Летом большинство обитателей уголка природы находится на участке детского сада. В клетках содержатся кролики, отгораживается участок для курицы с цыплятами. Дежурные систематически осуществляют уход за ними.

Поскольку в уголке природы находятся насекомые, ящерица, лягушка, дежурные во время ухода ведут наблюдение за ними.

В уголок природы помещают также разнообразные  предметы, приносимые из леса: шишки, мох, красивые сухие ветки, из которых  можно изготавливать поделки. Пополняется  уголок и растениями, принесенными с прогулок на луг и в лес.

18

Глава II. Повышение эффективности работы по ознакомлению с природой детей младшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью и гипотезой, перед  исследованием были поставлены следующие  задачи:

Задачи:

1. Провести  анализ научно-методической и  психолого-педагогической литературы  по проблеме ознакомления дошкольников с природой.

2. Разработать  комплекс мероприятий - на прогулках и в повседневной жизни - по повышению эффективности работы ознакомления с природой дошкольников.

  Основными способами изучения и обобщения передового опыта ознакомления дошкольников с природой в нашем исследовании явились: анализ литературных источников, изучение современных программ дошкольников, изучение документов планирования прогулок,  наблюдений, опытов с дошкольниками, педагогические наблюдения. Изучение и анализ научно-методической литературы, связанной с темой нашего исследования, позволили определить круг вопросов, требующих разрешения, конкретизировать задачи.

  Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы.

  Выбор  методов и приемов определятся  содержанием программы и зависит от природного окружения дошкольного учреждения, места и объекта наблюдений, а также от возраста детей и накопленного опыта.

  Учитывая  конкретность мышления и небольшой опыт у детей младшего  дошкольного возраста , нужно при ознакомлении их с природой широко использовать наглядный материал. Для уточнения и закрепления образующихся представлений широко используют дидактические игры с естественными предметами или их изображениями на картинках, небольшие беседы.

Работа  проводилась в группе «Почемучки -1» (младший дошкольный возраст) детского сада №332 г.Минска с 24.01.2008г.

Задача  воспитателя состояла в использовании  разных форм организации детей при  ознакомлении их с природой.

  Экспериментатор использовал в своей работе разные методы и формы ознакомления дошкольников с природой: прогулки, наблюдение, занятия, игровой метод, труд, элементарные опыты, эксперименты, чтение художественной и познавательной литературы, рассматривание картин, анкетирование родителей.

  Экспериментатор составил схемы организации и проведения прогулок в разных возрастных группах (см.приложение №1), провел анкетирование родителей (см.приложение №2)  
 
 

19

Конспект  интегрированного занятия по теме: "Дикие животные"

Тема занятия: "Лесные чудеса"

Программные задачи:

Формировать у детей представления о диких  животных: зайце, белке, медведе, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни.

Познакомить малышей со свойствами и качествами льда.

Закрепить умение узнавать и называть цвета.

Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук.

Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, формировать познавательный интерес.

Материал:

Игрушки – заяц, белочка, медведь; угощение для животных – капуста, морковь, шишки, конфеты, цветные бусы из льдинок; крупные деревянные бусы разных цветов; шнур с жестким кончиком для нанизывания  бус; картинка с изображением зайца в серой шубке.

Ход занятия:

-Все садитесь рядком,

Поиграем  ладком.

Приготовьте ушки, глазки,

Начинаем  нашу сказку.

Я сегодня  в лес пошла,

Бусы  дивные нашла.

-Смотрите, какие - блестящие, цветные (Показ детям блюдечка с ледяными цветными шариками).

-Посмотрите. Потрогайте. Какие они (Холодные, скользкие, мокрые).

Почему  они такие? Из чего наши бусы? Правильно  – изо льда. Ледяные. Давайте вместе скажем “ледяные”! (Дети повторяют).

-Кто же потерял такие красивые бусы? Пойдемте все вместе в лес и поищем хозяина. А их пока вот сюда положим. Чтобы не потерять. (Ставит блюдечко на подоконник).

-По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке,

Шагают  наши ножки, шагают наши ножки.

Через лужу – прыг. Через ямку – скок.

Бух –  упали. Куда же мы попали?

Информация о работе Значение и место прогулок в ознакомлении дошкольников с природой