Значение и место прогулок в ознакомлении дошкольников с природой

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Работа по дошкольной педагогике. Описаны особенности работы во время прогулок с детьми, проведены мероприятия по повышению эффективности работы с детьми при ознакомлении с природой. Задето нравственно-экологическое воспитание с детьми.

Содержание

Введение……………………………………………………………………1-2

Глава I.Значение прогулок для ознакомления детей с природой…….3-5

1.1.Организация различных видов деятельности на прогулке……….6-11

1.2.Своеобразие работы с детьми на прогулке в разные сезоны…….12-17

Глава II. Повышение эффективности работы по ознакомлению

с окружающим детей дошкольного возраста…………………………..18-29

Заключение ………………………………………………………………..30-31

Литература…………………………………………………………………32

Приложение………………………………………………………………...33-37

Работа содержит 1 файл

экологическое воспитание дошкольников.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

  Наряду с наблюдениями для расширения представлений детей о доступных явлениях и предметах природы широко используют разнообразные упражнения, игры с природным материалом, подвижные игры. Это не только развлечение, но и метод, при помощи которого дети знакомятся с окружающим миром.

  Игровые  упражнения на прогулке помогают  различать предметы по качествам  и свойствам, развивают наблюдательность.

  Также  на прогулках широко применяются  игры детей с естественным  материалом.

  В  многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками дети  знакомятся  с качеством и свойствами  природных материалов, накапливают  чувственный опыт, Так, например, они узнают, что вода бывает холодной и теплой, разливается, в ней тонут камни, плавают щепки и мелкие игрушки, что сухой снег рассыпается, а из мокрого можно лепить и т.д.

  В  ходе игры с природным материалом (снегом, водой, песком) воспитатель,  беседуя с детьми, помогает им усвоить некоторые свойства материала, например: «Коля взял сухой песок, он рассыпается «или» Оля положила в формочку мокрый песок, у нее вышел хороший пирожок».

  Забавляясь  такими игрушками, как вертушки, стрелы, мельницы, дети знакомятся с действием ветра, воды и усваивают ряд факторов, которые в дальнейшем помогут им понять простейшие физические законы (плавание предметов в воде, движение в воздухе и др.).

  Гуляя  в лесу, полезно обращать внимание  на сучки, сухие ветки, корни,  которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Постепенно дети начинают присматриваться к природному материалу и отыскивать в нем сходное со знакомыми предметами. Это очень радует их и способствует развитию наблюдательности, воображения.

  Обогащая творческие сюжетно-ролевые игры природоведческого содержания, воспитатель расширяет и углубляет знания детей о труде  

11

взрослых  на экскурсиях, прогулках, показывая  диафильмы, читая книги. Особое влияние  на развитие игры оказывают рассказы тружеников села – доярки, садовника, комбайнера. Живое общение со взрослыми вызывает интерес у детей к их труду и обогащает содержание игр.

  Для  развертывания творческих игр  природоведческого содержания необходимо  иметь наборы игрушек.

  Одним  из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, снегом, глиной, мелкими камешками, шишками и т.д. В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов. Этими играми надо руководить. В каждой возрастной группе создаются условия для игр с природным материалом во все времена года. Это песочные дворики и песочные столы, наборы формочек для игр с песком и снегом, резиновые фигурки людей и животных, фанерные силуэты домов, деревьев, шишки, веточки, желуди, печатки для создания «картин» на снегу, оборудование для изготовления цветного льда и т.д.

  Воспитатель  помогает детям в подборе и  использовании природного материала  в играх, показывает способы  его использования.

  Подвижные  игры природоведческого характера  связаны с подражанием повадкам   животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Это такие игры, как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы» и т.д. Дети подражая действиям, имитируя звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.

 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

12

1.2.Своеобразие работы с детьми на прогулке в разные сезоны.

  Леса, луга, реки и озера дают разнообразный материал для наблюдения природы и всегда привлекают внимание детей. 
Экскурсии в густой тенистый лес, прогулки по извилистым живописным берегам: рек и озер, обследование заросших кустарником оврагов, наблюдения за жизнью зверей и птиц, сбор растений и насекомых — все это дети проводят с большим увлечением и интересом. 
Поэтому развитие у детей интереса к природе следует начинать с непосредственного знакомства их с отдельными явлениями природы. Никакая книга о природе, никакой рассказ не могут заменить того, что дети увидят в самой природе. Яркие картины из жизни природы оставляют у детей неизгладимое впечатление только в том случае, если они сами непосредственно наблюдают их. 
Поэтому надо почаще бывать с детьми в природе и направлять их внимание на наиболее яркие и интересные явления. Прогулки и экскурсии с детьми в природу можно проводить в течение всего года. В любое время года в природе можно найти много интересного. 
  Когда выпадет первый снег, непременно надо обойти с детьми участок и посмотреть, где снег лежит, полюбоваться им, прочесть стихи.

Зимой воспитатель организует разнообразные игры, чтобы познакомить детей со свойствами снега. После снегопада снег сгребают в кучу, разрыхляют, чтобы ребятам было легко копать. Воспитатель в присутствии детей создает разнообразные постройки, делает валы. Дети помогают ему – подвозят снег из большой кучи, утрамбовывают, участвуют в сооружении построек. В процессе этих игр у детей складывается представление о свойствах снега: белый, холодный, из него можно лепить.

Во время  снегопада надо рассматривать снежинки, поймав снежинку на рукав или рукавичку, определить ее форму, сосчитать лучи.

В сильные  морозы детей привлекают узоры на окнах. Следует рассказать, что такое  явление бывает только в морозные дни. В тихие морозные дни, идя  по дорожкам, надо послушать, как скрипит снег, спросить детей, в какую погоду он скрипит. Воспитатель подводит детей к выводу – снег скрипит только в сильный мороз. После очередного снегопада любуется тем, как снег украсил деревья, кустарники, как сверкает от на солнце. Соответствующими вопросами педагог подводит ребят к выводу – снег блестит на солнце, на ярком свете, в пасмурный день он не блестит.

Надо  показать, что снег, когда тепло, тает. Для этого можно предложить поймать снежинки на руку, посмотреть, как они растают.

Воспитатель спрашивает, почему же растаяла снежинка. Закрепить представление о том, почему тает снег, поможет небольшой опыт: набрать в миску снег, принести в групповую комнату, в течение некоторого времени  
 
 

13

понаблюдать за тем, что с ним произойдет. Когда  снег растает, воспитатель вместе с детьми выяснит причину этого явления.

Зимой проводят целевую прогулку к водоему. Здесь дети узнают о том, что в  зимние время пруды покрываются  льдом. Лед твердый, по нему можно  ходить и кататься на коньках. Большой  интерес вызовет посещение катка. Рассматривая лед, надо предложить провести ладонью по льду – он гладкий. По нему дети и взрослые скользят на коньках.

Февраль – месяц частых метелей. Ветер  переносит снег с места на место, бросает его в окно. После метели, обойдя участок, можно найти сугробы, спросить, откуда они появились. Хорошо понаблюдать за тем, как после метели снегоуборочные машины расчищают от снега дороги, а дворники – тротуары. Если снега немного, детей можно привлечь расчищать вместе с воспитателем дорожки на своем участке.

В конце  зимы становится теплее, появляются сосульки. Пусть дети возьмут сосульки в  руки, почувствуют, что они твердые, холодные, от тепла тают.

Зимой дети часто посещают сквер. Воспитатель  обращает внимание на красоту деревьев, кустарников в зимнем наряде. Дети, любуясь красотой парка, находят известные им деревья. Воспитатель предлагает назвать признаки, по которым они узнали дерево, загадывает загадки и предлагает найти отгадку в окружающей природе.

На одной  из прогулок рассматривают почки  на деревьях. Для этого надо нагнуть ветку, показать почки, рассказать о том, что весной из почек появятся листья.

Во время  прогулок в природу детям напоминают о том, что деревья и кустарники надо беречь, не ломать веток. Весной они  порадуют зеленой листвой и взрослых и детей.

В зимних наблюдениях за птицами – воробьями, воронами, голубями – дети устанавливают, где эти птицы чаще встречаются, кА передвигаются, какие издают звуки. Прилетают на участок и новые  представители пернатых – снегири, синицы, свиристели и др. Надо организовать наблюдения и за ними. Лучше проводить наблюдения во время подкормки. В это время можно хорошо рассмотреть их внешний вид, сравнить с другими птицами. Воспитатель напоминает детям о том, что зимой птицам очень голодно, их надо подкармливать.

  Весной можно наблюдать яркие весенние явления: потепление, таяние снега, появление травы, листьев, насекомых. Дети узнают, что солнышко стало греть сильнее; убеждают их в этом предметы, нагретые лучами солнца: скамейка, подоконник, рукав пальто. Обращается внимание на то, что дети сменили шубки и теплую обувь на более легкую одежду, уточняется почему.

Весной  много воды. Дети любят играть у воды: в ручейки (или лужи) пускают бумажные, пластмассовые, деревянные лодочки. Следует показать при этом, как в лужах отражаются предметы (облака, деревья). Воспитатель вместе с ребятами подходит к луже и спрашивает: «Посмотрите, что вы там  

14

видите?»  Лопаткой шлепает по воде, образуя  волны: «Почему теперь нет отражения?»  Поясняет, что отражение предметов  возможно только в

спокойной воде. К этому наблюдению нужно  возвращаться несколько раз (весной и летом).

В конце  весны детей продолжают знакомить со свойствами песка. Для того чтобы узнали о свойствах сухого и сырого песка, воспитатель высыпает сухой песок на стол из ведерка и спрашивает, как они будут играть с песком. На глазах детей пересыпает песок и говорит: «Этот песок сырой». Дети лепят пирожки, убеждаются, что сырой песок лучше лепится.

Весной  проводятся наблюдения за растениями. Вначале воспитатель обращает внимание ребят на зеленую траву, затем показывает листья деревьев и кустарников. Рассматривают дети и первые весенние цветущие растения, выросшие на участке: мать -и - мачеху, растения цветника – примулу, тюльпаны, нарциссы. Воспитатель учит узнавать и называть знакомые растения, любоваться ими, беречь, не рвать.

В мае  на своем огороде нужно посеять  крупные семена: бобы, горох, посадить лук.

В конце  мая цветут одуванчики. Надо понаблюдать  с детьми за этими растениями.

Как только потеплеет и просохнет земля, появляются  насекомые. На прогулку следует выносить стеклянные банки, коробочки, в которые можно поместить насекомых. В уголке природы их нужно поместить в садок (на время наблюдения). Затем насекомых надо обязательно выпустить. Воспитатель учит детей различать насекомых по внешнему виду, отличать движения (жук ползает, бабочка летает, порхает, муравей ползет).

Весной  на участок прилетают птицы. Детям нужно показать черных больших грачей, скворцов. Обратить внимание на то, как звонко чирикают воробьи, как они купаются в лужах. Обращают внимание детей и на то, что весной прилетает много птиц. Они садятся на высокие деревья, строят гнезда, ходят или прыгают по земле, собирая корм. Задолго, еще с осени, к прилету скворцов взрослые и школьники приготовили скворечники.

Весной  во время прогулок рассматривают  лягушку или жабу. Надо объяснить, что бояться их не следует, они  безобидны, их надо беречь. Внимание детей  привлекают к тому, как прыгает  лягушка, скрывается в траве.

Гуляя в саду, парке, сквере, дети убеждаются в том, как быстро растет трава, появляются первые цветы, на деревьях много листьев. Воспитатель выкапывает кустики мать – и – мачехи, гусиного лука, ветреницы, приносит их в уголок природы и сажает в грунт.

  Одним из существенных признаков сезона является изменение продолжительности дня и ночи. Детям следует показать эти изменения на

протяжении  осени. Наблюдение за продолжительностью дня начинают в  
 

15

первые  ясные дни сентября. Детям дают задание понаблюдать утром, когда  встает солнышко – вместе или раньше; вечером заметить, когда солнышко садится.

Наблюдения  фиксируются на листе бумаги, на котором с помощью картинок представлены обязательные режимные моменты: подъем, приход в детский сад, завтрак, занятия, прогулка, обед, сон, прогулка, уход детей домой, сон.

В течении  всей осени организуются наблюдения за погодой. В начале осени еще  ярко светит солнце, небо голубое, тепло. Надо связать эти наблюдения с  одеждой самих детей. Позднее  на прогулках, а в дождливую погоду из окна, можно найти с детьми признаки, характерные для поздней осени: небо серое, низкое, сплошь покрыто тучами, идет дождь.

Информация о работе Значение и место прогулок в ознакомлении дошкольников с природой