Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:06, курсовая работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы способствовать актуализации и популяризации идеи оздоровления нации.
В свете стоящей перед нами цели исследования, были сформулированы следующие задачи проведения исследовательской работы по избранной нами теме:
1.Изучение научно-теоретической литературы и материалов периодической печати по теме здорового образа жизни;.
2. Детальное рассмотрение проблемы взаимосвязи физической культуры и здоровья человека с различных научно-методологических позиций;
3. Изучить механизмы и результаты воздействия средств физической культуры и спорта на организм человека;
4.Подготовить материал для учебной и внешкольной работы по формированию ЗОЖ;
5.Разработать рекомендации для учителей начальных классов
Введение………………………………………………………………………...2-4
1. Роль физической культуры в обеспечении здоровья учащихся.....................5
1.1 Здоровый образ жизни
и роль физической культуры в его формировании………………5-8
1.2 Взаимосвязь здорового образа жизни и физической культуры…8-10
1.3 Оздоровление и физическое развитие учащихся школ
средствами физической культуры………………………………..10-13
2. Исследование педагогической работы по формированию здорового
образа жизни учащихся Качарской средней школы …….…………………14
2.1 Педагогическая технология ориентирования на здоровый образ
жизни в условиях образовательной среды средней школы………..14-20
2.2 Методическая разработка
школьной конференции по теме «Здоровый образ жизни»……21-22
Заключение и рекомендации……………………………………………...…23-24
Список литературы………………………………………………………………27
Приложение………………………………………………………………..…….
2. «Ух, устал». И.п. - стойка ноги врозь, руки поднять вверх над головой. 1- наклониться вниз, произнести «У-х-х! У-х-х!»; 2- и.п., вдох.
3. Прыжки на месте (произвольно).
Комплекс 3.
1. «Лови комара». И.п. - стойка ноги врозь. 1-слегка сгибая колени, поворот корпуса вправо с хлопком в ладоши (впереди, выше головы);
2-и.п.; 3-4 - повторить в другую сторону.
2. «Паровоз». И.п. - стоя. Ходьба на местё, делая поперечные движения согнутыми руками и приговаривая «Ч-у-х! Ч-у-х! Ч-у-х!». Повторить 2-3 раза по 10-15 секунд.
3. И.п. - стоя. Бег или быстрые приседания на месте. Продолжительность 15-20 секунд.
Приложение 4
Подвижные игры.
2. Бег с препятствиями. На
расстоянии 70 – 100 см. друг от друга
устанавливают кегли.
3. Метание диска. Из картона изготавливают диск диаметром 10 см. Побеждает тот, кому удалось метнуть его дальше всех.
4. Дриблинг. Мяч ведут, ударяя его об пол. Побеждает команда, игроки которой продемонстрируют хороший дриблинг – проведут мяч к финишу и обратно раньше всех своих соперников.
Приложение 5
Танцевальная деятельность.
Первая пара, кружась в вальсе, походят под рейкой стараясь её не уронить. Пара,
сбившая рейку из соревнования выбывают. Когда под рейкой пройдут все пары, она
опускается на 4-5 см. Объявляется второй тур вальса.
упражнений ритмической гимнастики. Через 7-10мин. Музыка повторяется, и
каждая команда демонстрирует придуманный ею комплексы.
Приложение 6
Сценарий школьной конференции, посвященной ЗОЖ
Тема: «Здоровый образ жизни»
Форма: школьная конференция
Цель: создание условий для возникновения потребности сохранения собственного здоровья у детей 12 –15 лет.
Задачи:
- углубление знаний учащихся о путях сохранения здоровья в условиях дискуссионной работы;
- развитие навыков и культуры
диалогической речи, совершенствование
навыков по поиску и
- воспитание активной жизненной позиции и здорового отношения к жизни.
Предмет обсуждения:
- Здоровый образ жизни (Healthy life style);
- Здоровье (Health);
- Здоровье психическое (Mental health);
- Здоровье физическое;
- Позитивное отношение к
- Профилактика заболеваний (Diseases Prevention);
- Реабилитация (восстановление здоровья) (rehabilitation);
- Укрепление здоровья (Health promotion).
1 этап. Подготовительный.
За две недели до предполагаемой дискуссии перед детьми ставится проблема: «В мировом сообществе степень успешности государства оценивается по состоянию здоровья его граждан. На данном этапе правительство Казахстана принимает активные меры по укреплению и сохранению здоровья своих граждан: принят закон о запрете курения, выпускаются газеты, журналы, телевизионные и радиопередачи на тему здоровья, выпускается реклама. Однако статистика остается плачевной: количество заболеваний и травм неумолимо растет. Вот только несколько фактов: в 1990 году количество неинфекционных заболеваний составляло 55% от числа всех зарегистрированных заболеваний, а к 2020 году прогнозируется увеличение их числа до 73% (если ситуация и скорость роста заболеваемости останутся прежними). Самая распространенная форма рака – это рак легких (чаще всего встречается у курильщиков). Основной причиной потери трудоспособности у мужчин на сегодняшний день является алкоголизм. Таким образом, с одной стороны государство прилагает определенные усилия по изменению сложившейся ситуации, с другой стороны – ситуация ухудшается».
Педагогом формулируется первый проблемный вопрос: «Каковы причины возникновения этой ситуации?», на который дети тут же спонтанно пытаются дать ответы. В процессе возникшей дискуссии, как правило, дети сами задают второй проблемный вопрос: «Каковы пути выхода из этой ситуации?». Если этого не происходит, на вопрос их может вывести преподаватель. Данные вопросы записываются на доске.
Педагог отмечает существование различных социальных и профессиональных групп людей, которые могут иметь свое мнение, и задает вопрос: «Кто может быть заинтересован в решении этой проблемы?». После чего дети называют различные группы людей, которые фиксируются на доске.
Примечание. В зависимости от возраста и подготовленности детей к подобной работе могут называться различные группы людей. Мы считаем, что количество сформированных впоследствии групп зависит от времени, уделенного проекту, и количества детей, в нем участвующих. Педагог может в процессе дискуссии «подтолкнуть» детей к называнию некоторых групп. В нашем случае детьми были названы врачи, пациенты, ученые, психологи, спортсмены, политики, экономисты, журналисты.
Затем педагог предлагает детям выбрать наиболее интересную для них группу.
Примечание. Некоторые группы могут остаться незаполненными. Мы считаем, что принуждать детей к работе в этих группах не стоит, так как выход на значимость этих групп возможен в процессе дальнейшей работы, или возможно пригласить на дискуссию представителя данной профессии в качестве гостя.
После разделения группам выдается задание: рассмотреть проблему с точки зрения представителей выбранной ими группы и подготовить краткое выступление (5 – 7 минут), которое содержало бы ответы на поставленные вопросы:
- Почему здоровье граждан не улучшается, невзирая на все усилия государства?
- Каковы пути выхода из этой ситуации?
- Что же такое «здоровье» и «здоровый образ жизни»?
Примечание. В течение подготовительного
периода педагог регулярно
Для того, чтобы показать, что эта проблема не нова и имеет исторические корни, на дискуссию приглашается гость, которым может быть учитель истории или ребенок, интересующийся историей. В его задачу входит подготовка информационного сообщения.
Отдельное задание выдается группе журналистов: подготовить и провести социологический опрос, выясняющий уровень представлений граждан о здоровом образе жизни и их отношение к проблеме сохранения здоровья.
2 этап. Дискуссия.
Дискуссия проводится в форме конференции «Здоровый образ жизни» с участием групп и приглашенных гостей.
Конференция оформляется, исходя из ресурсов
места ее проведения. Обязательным
в оформлении являются результаты проведенного
группой журналистов
Минимальное время конференции – 120 минут.
Ведущий выступает с приветственным словом, в котором отмечается актуальность темы конференции и регламентируется ход конференции:
- каждая группа для выступления получает 5 - 7 минут;
- после каждого выступления в течение 1 – 2 минут группы обсуждают и записывают в специальном листе появившиеся у них вопросы по этому выступлению;
- после всех выступлений
- участники дискуссии уважают чужое мнение и выслушивают все приводимые аргументы.
Выступление учителя физической культуры с информационным сообщением.
Представление групп и их выступления.
Прения, результатом которых является определение понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» с точки зрения представителей разных социальных и профессиональных групп. Формулировка единых определений предложенных понятий. Здесь же определяются пути сохранения здоровья.
Примечание. Процесс дискуссии, по нашему мнению, во многом зависит от подготовленности самого ведущего к подобной групповой работе.
Участникам конференции в
Заключительное слово ведущего, вручение дипломов участникам конференции.
3 этап. Заключительный.
Название данного этапа
Приложение 7
Анкета для учащихся, проводившаяся по окончании конференции
Ниже приведены результаты анкетирования учащихся Качарской средней школы
1. Была ли тебе интересна подобная форма работы (работа по группам, дискуссия)?
- да, очень 76,9%
- да 15,38%
- не очень 7,72%
- работа по группам 51,28%
- дискуссия 48,72%
2. Запиши, пожалуйста, «плюсы» той формы проведения занятия, которую ты выбрал во втором вопросе.
- свободное общение 17,95%
- интересно 53,85%
- учит думать 12,82%
- учит самостоятельности 7,69%
- можно проявить себя 25,64%
- можно работать вместе 25,64%
- в спорах рождается истина 2,56%
- можно самому выбрать, с кем работать
23,08%
- можно придумать что-то интересное 12,82%
- приятно почувствовать себя взрослым
10,26%
- это весело 30,77%
3. Интересна ли была тема конференции и почему?
Да 33,33%
- я часто болею 2,56%
- это важно 10,26%
- это современно 20,51%
Сначала не очень, потом да 33,33%
- узнали новое 28,21%
- интересный материал 17,95%
- это связано с моими родителями 2,56%
- совместная работа интереснее 5,13%
- вы на многое открыли глаза 2,56%
Нет, не очень 28,21%
- я пока здоров 2,56%
- это неактуально 10,26%
- просто так 10,26%
- все и так об этом говорят, сколько можно
4%.
4. Что полезного для себя вы узнали в процессе работы?
- о психологическом здоровье 48,72%
- надо думать об этом раньше 35,9%
- только спорта недостаточно 20,51%
- общение тоже должно быть здоровым 7,69%
- данные о вредных привычках 17,95%
- лучше узнала своих друзей и родителей
2,56%
- что здоровье зависит от экономики и
политики 5,13%
- что спортсмены – больные 2,56%
- что болеть – «выгодно» 2,56%
- я все это знал 5,13%
- многое зависит от моего отношения 25,64%
- все взаимосвязано 30,77%
- если хочешь сохранить здоровье, надо
перестраивать всю жизнь 10,26%
- это должно стать регулярным и постоянным
15,38%
5. Изменилось ли ваше отношение к здоровью? Если «да», то каким образом?
Да 92,31%
- я понял, что за ним нужно следить 20,51%
- я понял, что беречь здоровье надо
начинать рано 20,51%
- каждый в ответе за свое здоровье 51,28%
Нет 7,69%
- я здоров 2,56%
- я за ним слежу 5,13%
6. Что вы сейчас готовы сделать для сохранения собственного здоровья?
- правильно питаться 89,74%
- заниматься спортом 82,05%
- отказаться от вредных привычек 48,72%
- соблюдать гигиену 46,15%
- посещать врачей, прислушиваться к их
рекомендациям 17,95%
- правильно отдыхать 2,56%
- вести здоровый образ жизни 53,85%
- уехать в здоровую страну 2,56%
- все, что надо 2,56%
7. Что вы реально с сегодняшнего дня будете делать для сохранения собственного здоровья?
- правильно питаться 66,67%
- делать зарядку 46,15%
- ходить в спортзал 10,26%
- ходить в бассейн 5,13%
- носить шапку 2,56%
- выполнять простейшие гигиенические
требования 43,59%.