Здоровая нация- будущее Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы способствовать актуализации и популяризации идеи оздоровления нации.
В свете стоящей перед нами цели исследования, были сформулированы следующие задачи проведения исследовательской работы по избранной нами теме:
1.Изучение научно-теоретической литературы и материалов периодической печати по теме здорового образа жизни;.
2. Детальное рассмотрение проблемы взаимосвязи физической культуры и здоровья человека с различных научно-методологических позиций;
3. Изучить механизмы и результаты воздействия средств физической культуры и спорта на организм человека;
4.Подготовить материал для учебной и внешкольной работы по формированию ЗОЖ;
5.Разработать рекомендации для учителей начальных классов

Содержание

Введение………………………………………………………………………...2-4
1. Роль физической культуры в обеспечении здоровья учащихся.....................5
1.1 Здоровый образ жизни
и роль физической культуры в его формировании………………5-8
1.2 Взаимосвязь здорового образа жизни и физической культуры…8-10
1.3 Оздоровление и физическое развитие учащихся школ
средствами физической культуры………………………………..10-13
2. Исследование педагогической работы по формированию здорового
образа жизни учащихся Качарской средней школы …….…………………14
2.1 Педагогическая технология ориентирования на здоровый образ
жизни в условиях образовательной среды средней школы………..14-20
2.2 Методическая разработка
школьной конференции по теме «Здоровый образ жизни»……21-22
Заключение и рекомендации……………………………………………...…23-24
Список литературы………………………………………………………………27
Приложение………………………………………………………………..…….

Работа содержит 1 файл

ЗДОРОВАНИЯ НАЦИЯ - БУДУЩЕЕ КАЗАХстана 555.doc

— 248.00 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Республики Казахстан

Рудненский социально-гуманитарный колледж им. И. Алтынсарина

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по педагогике

Здоровая нация- будущее  Казахстана

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Бикбаева Е.

учащаяся гр. УНК-04

Руководитель: Ломакина Л.В.

 

 

 

 

 

 

2010г.

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 Введение………………………………………………………………………...2-4

1. Роль физической культуры в обеспечении здоровья учащихся.....................5

1.1 Здоровый образ жизни 

      и роль  физической культуры в его  формировании………………5-8

1.2 Взаимосвязь здорового образа жизни и физической культуры…8-10

1.3 Оздоровление и физическое развитие учащихся школ

      средствами  физической культуры………………………………..10-13

2. Исследование педагогической работы по формированию здорового

    образа жизни учащихся Качарской средней школы …….…………………14

2.1 Педагогическая технология ориентирования на здоровый образ

жизни в условиях образовательной  среды средней школы………..14-20

2.2 Методическая разработка

      школьной конференции  по теме  «Здоровый образ жизни»……21-22

Заключение и рекомендации……………………………………………...…23-24                                                                                                           

Список литературы………………………………………………………………27                                                                 

Приложение………………………………………………………………..…….                                                                                                           

 

 

Введение

 

 

 Тема здорового образа жизни в современном мире актуальна как никогда. Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь. В послании Президента Республики Казахстан народу «Казахстан -2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» одним из семи долгосрочных приоритетов определен «Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана». В своем Послании Президент страны акцентировал внимание на наиболее актуальных проблемах здравоохранения и участия в их преодолении всего общества: предотвращение заболеваний и стимулирование здорового образа жизни, борьба с наркоманией, сокращение потребления алкоголя и табака. (см. Приложение 1)

Формирование здорового  образа жизни — сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей. Далеко не всегда социальные и медицинские мероприятия дают ожидаемый эффект в деле сохранения здоровья людей. В оздоровлении общества медицина пошла главным образом путём «от болезни к здоровью», превращаясь всё более в чисто лечебную, госпитальную. Социальные мероприятия направлены преимущественно на улучшение среды обитания и на предметы потребления, но не на воспитание человека. Наиболее оправданный путь по сохранению своего здоровья, достижению высокой работоспособности, профессионального долголетия, увеличения адаптационных возможностей организма и сохранения здоровья - занятия физической культурой и спортом.

Новизна данной работы заключается  в попытке собрать и систематизировать  материал по формированию ЗОЖ в начальных классах.

 Цель данной работы заключается  в том, чтобы способствовать актуализации и популяризации идеи оздоровления нации.

В свете стоящей перед нами цели исследования, были сформулированы следующие задачи проведения исследовательской работы по избранной нами теме:

1.Изучение научно-теоретической литературы и материалов периодической печати по теме здорового образа жизни;.

2. Детальное рассмотрение проблемы взаимосвязи физической культуры и здоровья человека с различных научно-методологических позиций;

3. Изучить механизмы и результаты воздействия средств физической культуры и спорта на организм человека;

4.Подготовить материал  для учебной и внешкольной работы по формированию ЗОЖ;

5.Разработать рекомендации  для учителей начальных классов

Гипотеза данной работы заключается в том, что формирование здорового образа жизни нации необходимо начинать с самого раннего детства, при этом роль физической культуры в этом процессе должна стать определяющей. В свою очередь, реализация такой взаимосвязи возможна только при наличии целенаправленной образовательной стратегии, которая позволила бы процесс формирования здорового образа жизни юных казахстанцев сделать личностно-ориентированным, систематическим и непрерывным.

Объект исследования: государственная политика по оздоровлению казахстанской нации  и здоровый образ жизни человека в свете проблем физиологии, социологии и методики физической культуры и спорта.

 Предмет исследования: существенные факторы влияния  занятий физической культурой  и спортом на здоровье человека  и процесс формирования физической  и валеологической культуры личности, государственная политика в области оздоровления казахстанцев средствами физической культуры и спорта.

Методы исследования определяются предметом и задачами работы. Среди них необходимо назвать  эмпирические методы – наблюдение, сравнение, сопоставление, и теоретические  методы – анализ, синтез, индуктивно-дедуктивные  методы, метод педагогического эксперимента, анкетирование, педагогическое моделирование, работа с научной литературой и так далее.

Методологической основой  работы являются труды ряда авторов, таких как Байер К., Виленский  М.Я., Гулько Я.Н.

Практическая значимость курсовой работы заключается в популяризации различных форм по ЗОЖ и применении их на практике учителями.

Структура данной работы включает в себя ряд элементов: введение, основную часть, заключение и рекомендации, список использованной литературы, приложение.

 

 

1.Роль физической культуры  в обеспечении здоровья учащихся

1.1 Здоровый образ жизни

и роль физической культуры в его формировании

В Большой медицинской энциклопедии понятие здоровье трактуется как:

«Здоровье - такое состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют болезненные изменения ... В понятие «здоровье» входит и социальная полноценность человека» [3,125 ]

Всемирной организацией здравоохранения здоровье человека определено как «физическое, духовное и социальное благополучие, а не только отсутствие заболевания или дряхлости ». Физическое здоровье - состояние организма человека, при котором оптимально используются защитно-приспособительные механизмы, противостояние отрицательному влиянию среды.

В Большой медицинской  энциклопедии здоровье трактуется как  состояние организма человека, когда  функции всех его органов и  систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. В то же время на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды, при этом меняется не столько среда, сколько сам организм .

Здоровье - это гармоничное  единство физических, психических и профессиональных функций человека, способствующее оптимальной реализации его возможностей в разнообразных видах трудовой и общественной жизни.  Совершенно четко видится и корреляционная взаимосвязь между состоянием здоровья, здоровым образом жизни и здоровым стилем жизни.

По мнению современных  ученых, под здоровьем подразумевается гармоническое единство обмена между организмом и окружающей средой, результат которого - нормальная работа всех органов и систем человека. Критериями здоровья можно считать нормальное состояние нервной, сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного и эндокринного аппаратов.

Признаками здоровья являются:

- специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость  к действию повреждающих факторов;

- показатели роста  и развития;

- функциональное состояние и резервные возможности организма;

- наличие и уровень  какого-либо заболевания или дефекта  развития;

- уровень морально-волевых  и ценностно-мотивационных установок.

Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень  здоровья за 100%, то состояние здоровья лишь на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % - от наследственных факторов, на 20 % - от состояния окружающей среды. А остальные 50 % зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет

По мнению Дубровского В.И.: «Образ жизни – тип жизнедеятельности людей обусловленный особенностями общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой.» [8,45]

Образ жизни человека включает три категории: уровень  жизни, качество жизни и стиль  жизни.

Здоровый образ жизни зависит от:

— объективных общественных условий, социально-экономических факторов;

— конкретных форм жизнедеятельности, социально-экономических факторов, позволяющих вести, осуществлять ЗОЖ  в основных сферах жизнедеятельности: учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга;

— системы ценностных отношений, направляющих сознательную активность людей в русло ЗОЖ

В период сегодняшних  социально-экономических реформ революции  резко возросло значение гигиены - науки  о здоровье, о средствах и методах  его сохранения: укрепления и предотвращения отрицательного влияния на него факторов окружающей среды.

По мнению Байера К. и  Шейнбера Л.: «Здоровый образ жизни в единстве его компонентов биологического и социального представляет собой социальную ценность, укрепление которой — важнейшая задача любого цивилизованного общества.» [2,78]

Шевченко Л.Н. в своей курсовой «Здоровье нации – богатство государства» выделил три основных компонента здорового образа жизни:

1) объективные общественные  условия; 

2) конкретные формы  жизнедеятельности, позволяющие  реализовывать здоровый образ  жизни; 

3) система ценностных ориентации, направляющих сознательную активность [10,www.minjust.kz/kk/nodt/247]

Здоровый образ жизни  выражает и определенную ориентированность  деятельности личности в направлении  укрепления и развития личного и  общественного здоровья. Тем самым здоровый образ жизни связан с личностно- мотивационным воплощением индивидами своих социальных, психологических, физических возможностей и способностей. Отсюда понятно огромное значение формирования здорового образа жизни в создании оптимальных условий функционирования индивида и общества.

Формирование здорового образа жизни не сводится только к пропаганде или отдельным видам медико-социальной деятельности.

Однако функция здорового образа жизни значительно шире, она выходит за рамки чисто медицинской проблемы .

Образ жизни — здоровый, культурный, цивилизованный — реализуется  в конкретной предметной деятельности, которая имеет два необходимых  условия протекания: пространство и  время. Для того чтобы какая-либо деятельность вошла в повседневный быт индивида, необходимо, чтобы этот индивид мог достаточно стандартизировано выделять на эту деятельность время из своего бюджета времени, а сама деятельность осуществлялась бы в пространстве, а не только в мыслях и мечтах.

В основу ЗОЖ следовало бы положить ряд основных принципов:

1) здоровый образ жизни  — его носителем является человек  как существо деятельное и  в биологическом, и в социальном  отношении;

2) человек выступает  как единое целое, в единстве  биологических и социальных характеристик;

3) здоровый образ жизни способствует полноценному выполнению социальных функций;

4) здоровый образ жизни  включает в себя возможность  предупреждения заболевании .

1.2 Взаимосвязь здорового образа жизни и физической культуры

Современные исследователи  отмечают, что попытки реанимировать физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую деятельность в школе старыми организационными формами, как правило, не дают желаемых результатов. Широкое использование в образовательном процессе таких форм, как социальные и медицинские консультации, факультативы, лекции, тематические встречи, ориентирующих ученика на здоровый образ жизни, практически не осуществляется.

Есть основание для  трактовки физической культуры, ее отнесения к сфере культуры как  таковой. Это факт целенаправленности, осознанности воздействий на телесную природу человека, что, по мнению сторонников такого подхода, уже делает эту деятельность принадлежащей к сфере культуры. Восприятие, трактовка, оценка человеком своего тела: осознание его места и значимости в структуре личности и в социальном пространстве; утверждение принципа сопряженности телесного и духовного в человеке или ориентация на их противопоставленность; «рейтинг» телесных характеристик на обществ, и личной шкале ценностей — все это образует смысловой контекст формирования аксиологии человеческого тела как одного из базовых оснований культуры телесности.

Информация о работе Здоровая нация- будущее Казахстана