Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:06, курсовая работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы способствовать актуализации и популяризации идеи оздоровления нации.
В свете стоящей перед нами цели исследования, были сформулированы следующие задачи проведения исследовательской работы по избранной нами теме:
1.Изучение научно-теоретической литературы и материалов периодической печати по теме здорового образа жизни;.
2. Детальное рассмотрение проблемы взаимосвязи физической культуры и здоровья человека с различных научно-методологических позиций;
3. Изучить механизмы и результаты воздействия средств физической культуры и спорта на организм человека;
4.Подготовить материал для учебной и внешкольной работы по формированию ЗОЖ;
5.Разработать рекомендации для учителей начальных классов
Введение………………………………………………………………………...2-4
1. Роль физической культуры в обеспечении здоровья учащихся.....................5
1.1 Здоровый образ жизни
и роль физической культуры в его формировании………………5-8
1.2 Взаимосвязь здорового образа жизни и физической культуры…8-10
1.3 Оздоровление и физическое развитие учащихся школ
средствами физической культуры………………………………..10-13
2. Исследование педагогической работы по формированию здорового
образа жизни учащихся Качарской средней школы …….…………………14
2.1 Педагогическая технология ориентирования на здоровый образ
жизни в условиях образовательной среды средней школы………..14-20
2.2 Методическая разработка
школьной конференции по теме «Здоровый образ жизни»……21-22
Заключение и рекомендации……………………………………………...…23-24
Список литературы………………………………………………………………27
Приложение………………………………………………………………..…….
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Рудненский социально-
Курсовая работа по педагогике
Здоровая нация- будущее Казахстана
Выполнила: Бикбаева Е.
учащаяся гр. УНК-04
Руководитель: Ломакина Л.В.
2010г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………
1. Роль физической культуры в обеспечении здоровья учащихся.....................5
1.1 Здоровый образ жизни
и роль физической культуры в его формировании………………5-8
1.2 Взаимосвязь здорового образа жизни и физической культуры…8-10
1.3 Оздоровление и физическое развитие учащихся школ
средствами
физической культуры……………………………
2. Исследование педагогической работы по формированию здорового
образа жизни учащихся Качарской средней школы …….…………………14
2.1 Педагогическая технология ориентирования на здоровый образ
жизни в условиях образовательной среды средней школы………..14-20
2.2 Методическая разработка
школьной конференции по теме «Здоровый образ жизни»……21-22
Заключение и рекомендации…………………………………………….
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Тема здорового образа жизни в современном мире актуальна как никогда. Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь. В послании Президента Республики Казахстан народу «Казахстан -2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» одним из семи долгосрочных приоритетов определен «Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана». В своем Послании Президент страны акцентировал внимание на наиболее актуальных проблемах здравоохранения и участия в их преодолении всего общества: предотвращение заболеваний и стимулирование здорового образа жизни, борьба с наркоманией, сокращение потребления алкоголя и табака. (см. Приложение 1)
Формирование здорового образа жизни — сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей. Далеко не всегда социальные и медицинские мероприятия дают ожидаемый эффект в деле сохранения здоровья людей. В оздоровлении общества медицина пошла главным образом путём «от болезни к здоровью», превращаясь всё более в чисто лечебную, госпитальную. Социальные мероприятия направлены преимущественно на улучшение среды обитания и на предметы потребления, но не на воспитание человека. Наиболее оправданный путь по сохранению своего здоровья, достижению высокой работоспособности, профессионального долголетия, увеличения адаптационных возможностей организма и сохранения здоровья - занятия физической культурой и спортом.
Новизна данной работы заключается
в попытке собрать и
Цель данной работы заключается в том, чтобы способствовать актуализации и популяризации идеи оздоровления нации.
В свете стоящей перед нами цели исследования, были сформулированы следующие задачи проведения исследовательской работы по избранной нами теме:
1.Изучение научно-теоретической литературы и материалов периодической печати по теме здорового образа жизни;.
2. Детальное рассмотрение проблемы взаимосвязи физической культуры и здоровья человека с различных научно-методологических позиций;
3. Изучить механизмы и результаты воздействия средств физической культуры и спорта на организм человека;
4.Подготовить материал для учебной и внешкольной работы по формированию ЗОЖ;
5.Разработать рекомендации для учителей начальных классов
Гипотеза данной работы заключается в том, что формирование здорового образа жизни нации необходимо начинать с самого раннего детства, при этом роль физической культуры в этом процессе должна стать определяющей. В свою очередь, реализация такой взаимосвязи возможна только при наличии целенаправленной образовательной стратегии, которая позволила бы процесс формирования здорового образа жизни юных казахстанцев сделать личностно-ориентированным, систематическим и непрерывным.
Объект исследования: государственная политика по оздоровлению казахстанской нации и здоровый образ жизни человека в свете проблем физиологии, социологии и методики физической культуры и спорта.
Предмет исследования:
существенные факторы влияния
занятий физической культурой
и спортом на здоровье
Методы исследования определяются предметом и задачами работы. Среди них необходимо назвать эмпирические методы – наблюдение, сравнение, сопоставление, и теоретические методы – анализ, синтез, индуктивно-дедуктивные методы, метод педагогического эксперимента, анкетирование, педагогическое моделирование, работа с научной литературой и так далее.
Методологической основой работы являются труды ряда авторов, таких как Байер К., Виленский М.Я., Гулько Я.Н.
Практическая значимость курсовой работы заключается в популяризации различных форм по ЗОЖ и применении их на практике учителями.
Структура данной работы включает в себя ряд элементов: введение, основную часть, заключение и рекомендации, список использованной литературы, приложение.
1.Роль физической культуры
в обеспечении здоровья
1.1 Здоровый образ жизни
и роль физической культуры в его формировании
В Большой медицинской энциклопедии понятие здоровье трактуется как:
«Здоровье - такое состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют болезненные изменения ... В понятие «здоровье» входит и социальная полноценность человека» [3,125 ]
Всемирной организацией здравоохранения здоровье человека определено как «физическое, духовное и социальное благополучие, а не только отсутствие заболевания или дряхлости ». Физическое здоровье - состояние организма человека, при котором оптимально используются защитно-приспособительные механизмы, противостояние отрицательному влиянию среды.
В Большой медицинской энциклопедии здоровье трактуется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. В то же время на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды, при этом меняется не столько среда, сколько сам организм .
Здоровье - это гармоничное единство физических, психических и профессиональных функций человека, способствующее оптимальной реализации его возможностей в разнообразных видах трудовой и общественной жизни. Совершенно четко видится и корреляционная взаимосвязь между состоянием здоровья, здоровым образом жизни и здоровым стилем жизни.
По мнению современных ученых, под здоровьем подразумевается гармоническое единство обмена между организмом и окружающей средой, результат которого - нормальная работа всех органов и систем человека. Критериями здоровья можно считать нормальное состояние нервной, сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного и эндокринного аппаратов.
Признаками здоровья являются:
- специфическая (иммунная)
и неспецифическая
- показатели роста и развития;
- функциональное состояние и резервные возможности организма;
- наличие и уровень
какого-либо заболевания или
- уровень морально-волевых
и ценностно-мотивационных
Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100%, то состояние здоровья лишь на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % - от наследственных факторов, на 20 % - от состояния окружающей среды. А остальные 50 % зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет
По мнению Дубровского В.И.: «Образ жизни – тип жизнедеятельности людей обусловленный особенностями общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой.» [8,45]
Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.
Здоровый образ жизни зависит от:
— объективных общественных условий, социально-экономических факторов;
— конкретных форм жизнедеятельности,
социально-экономических
— системы ценностных отношений, направляющих сознательную активность людей в русло ЗОЖ
В период сегодняшних социально-экономических реформ революции резко возросло значение гигиены - науки о здоровье, о средствах и методах его сохранения: укрепления и предотвращения отрицательного влияния на него факторов окружающей среды.
По мнению Байера К. и Шейнбера Л.: «Здоровый образ жизни в единстве его компонентов биологического и социального представляет собой социальную ценность, укрепление которой — важнейшая задача любого цивилизованного общества.» [2,78]
Шевченко Л.Н. в своей курсовой «Здоровье нации – богатство государства» выделил три основных компонента здорового образа жизни:
1) объективные общественные условия;
2) конкретные формы
жизнедеятельности,
3) система ценностных ориентации, направляющих
сознательную активность [10,www.minjust.kz/kk/nodt/247
Здоровый образ жизни выражает и определенную ориентированность деятельности личности в направлении укрепления и развития личного и общественного здоровья. Тем самым здоровый образ жизни связан с личностно- мотивационным воплощением индивидами своих социальных, психологических, физических возможностей и способностей. Отсюда понятно огромное значение формирования здорового образа жизни в создании оптимальных условий функционирования индивида и общества.
Формирование здорового образа жизни не сводится только к пропаганде или отдельным видам медико-социальной деятельности.
Однако функция здорового образа жизни значительно шире, она выходит за рамки чисто медицинской проблемы .
Образ жизни — здоровый, культурный, цивилизованный — реализуется в конкретной предметной деятельности, которая имеет два необходимых условия протекания: пространство и время. Для того чтобы какая-либо деятельность вошла в повседневный быт индивида, необходимо, чтобы этот индивид мог достаточно стандартизировано выделять на эту деятельность время из своего бюджета времени, а сама деятельность осуществлялась бы в пространстве, а не только в мыслях и мечтах.
В основу ЗОЖ следовало бы положить ряд основных принципов:
1) здоровый образ жизни
— его носителем является
2) человек выступает
как единое целое, в единстве
биологических и социальных
3) здоровый образ жизни способствует полноценному выполнению социальных функций;
4) здоровый образ жизни включает в себя возможность предупреждения заболевании .
1.2 Взаимосвязь здорового образа жизни и физической культуры
Современные исследователи отмечают, что попытки реанимировать физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую деятельность в школе старыми организационными формами, как правило, не дают желаемых результатов. Широкое использование в образовательном процессе таких форм, как социальные и медицинские консультации, факультативы, лекции, тематические встречи, ориентирующих ученика на здоровый образ жизни, практически не осуществляется.
Есть основание для трактовки физической культуры, ее отнесения к сфере культуры как таковой. Это факт целенаправленности, осознанности воздействий на телесную природу человека, что, по мнению сторонников такого подхода, уже делает эту деятельность принадлежащей к сфере культуры. Восприятие, трактовка, оценка человеком своего тела: осознание его места и значимости в структуре личности и в социальном пространстве; утверждение принципа сопряженности телесного и духовного в человеке или ориентация на их противопоставленность; «рейтинг» телесных характеристик на обществ, и личной шкале ценностей — все это образует смысловой контекст формирования аксиологии человеческого тела как одного из базовых оснований культуры телесности.