Здоровая нация- будущее Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы способствовать актуализации и популяризации идеи оздоровления нации.
В свете стоящей перед нами цели исследования, были сформулированы следующие задачи проведения исследовательской работы по избранной нами теме:
1.Изучение научно-теоретической литературы и материалов периодической печати по теме здорового образа жизни;.
2. Детальное рассмотрение проблемы взаимосвязи физической культуры и здоровья человека с различных научно-методологических позиций;
3. Изучить механизмы и результаты воздействия средств физической культуры и спорта на организм человека;
4.Подготовить материал для учебной и внешкольной работы по формированию ЗОЖ;
5.Разработать рекомендации для учителей начальных классов

Содержание

Введение………………………………………………………………………...2-4
1. Роль физической культуры в обеспечении здоровья учащихся.....................5
1.1 Здоровый образ жизни
и роль физической культуры в его формировании………………5-8
1.2 Взаимосвязь здорового образа жизни и физической культуры…8-10
1.3 Оздоровление и физическое развитие учащихся школ
средствами физической культуры………………………………..10-13
2. Исследование педагогической работы по формированию здорового
образа жизни учащихся Качарской средней школы …….…………………14
2.1 Педагогическая технология ориентирования на здоровый образ
жизни в условиях образовательной среды средней школы………..14-20
2.2 Методическая разработка
школьной конференции по теме «Здоровый образ жизни»……21-22
Заключение и рекомендации……………………………………………...…23-24
Список литературы………………………………………………………………27
Приложение………………………………………………………………..…….

Работа содержит 1 файл

ЗДОРОВАНИЯ НАЦИЯ - БУДУЩЕЕ КАЗАХстана 555.doc

— 248.00 Кб (Скачать)

Формирование физической культуры и прочных навыков здорового образа жизни человека предопределяется решением комплекса пяти групп задач:

1) Формирование духовной  сферы личности;

2) Укрепление здоровья, усвоение правил и норм ЗОЖ,  повышение сопротивляемости организма  неблагоприятным факторам внешней  и внутренней среды за счет  полной сохранности механизмов  гомеостаза;

3) Физическое (точнее  физкультурное) образование учащихся, включающее формирование специальных знаний в области физической культуры; совершенствование координационных способностей и расширение двигательного опыта в трех плоскостях пространства и в различных условиях опоры;

4) Совершенствование  тех функциональных свойств или кондиционных возможностей, которые определяют успех двигательной деятельности;

5) Физическое развитие, формирование основных тотальных  размеров, массы, пропорций, конституции  тела, правильной осанки, предупреждение плоскостопия .

В государственных учебных программах по физической культуре для учащейся молодежи все замыкается на уровне физической подготовки. Отсутствует указание на необходимость формирования здорового образа жизни, то есть умение правильно питаться, соблюдать режим дня, применять гигиенические и закаливающие процедуры, избирать для конкретного случая правильный комплекс упражнений, определять рациональную последовательность и дозировку их выполнения и многие другие компоненты физической культуры.

В трудах Гуревича К.М. говорится: «Занятия физической культурой и спортом обеспечивают формирование, развитие и закрепление жизненно важных умений, навыков, привычек личной гигиены, социальной коммуникативности, организованности и содействуют соблюдению социальных норм поведения в обществе и дисциплины, активному противоборству с нежелательными привычками и видами поведения» [7,83].

Все высказанное выше позволяет заключить, что активная роль физической культуры и спорта в реализации здорового образа жизни  несводима к выполнению систем физических упражнений, но охватывает среду формирования, развития и совершенствования личности, социализации человека.

Создание и обеспечение  экономических, правовых, этических  и прочих общесоциальных норм отношен здорового образа жизни должно осуществляться самим обществом на общесоциальном уровне.

 По мнению Гулько Я.Н.: «Что решение проблем здорового образа жизни, развития физической культуры и спорта в значительной мере и весьма тесно связано с использованием людьми, обществом в целом своего свободного времени, являющегося неизмеримым социальным богатством и объективным пространством осуществления культуры человека» [6,58].

1.3 Оздоровление и физическое развитие учащихся школ

средствами физической культуры

По степени влияния  на организм все виды оздоровительной физической культуры (в зависимости от структуры движений) можно разделить на две большие группы: упражнения циклического и ациклического характера. Циклические упражнения - это такие двигательные акты, в которых длительное время постоянно повторяется один и тот же законченный двигательный цикл. К ним относятся ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда не велосипеде, плавание, гребля. В ациклических упражнениях структура движений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их выполнения. К ним относятся гимнастические и силовые упражнения, прыжки, метания, спортивные игры, единоборства.

   Утренняя гигиеническая гимнастика способствует более быстрому приведению организма в рабочее состояние после пробуждения, поддержанию высокого уровня работоспособности в течение трудового дня, совершенствованию координации нервно-мышечного аппарата, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Во время утренней гимнастики и последующих водных процедур активизируется деятельность кожных и мышечных рецепторов, вестибулярного аппарата, повышается возбудимость ЦНС, что способствует улучшению функций опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.

Производственная гимнастика  как  вид оздоровительной физкультуры  используется в различных формах непосредственно на производстве и может быть использован педагогическим коллективом школы. Вводная гимнастика перед началом работы способствует активизации двигательных нервных центров и усилению кровообращения в рабочих мышечных группах. Она необходима особенно в тех видах производственной деятельности, которые связаны с длительным сохранением сидячей рабочей позы и точностью выполнения мелких механических операций.

Особенность ритмической  гимнастики состоит в том, что  темп движений и интенсивность выполнения упражнений задается ритмом музыкального сопровождения. В ней используется комплекс различных средств, оказывающих влияние на организм. Так, серии беговых и прыжковых упражнений влияют преимущественно на сердечно-сосудистую систему, наклоны и приседания - на двигательный аппарат, методы релаксации и. самовнушения - на центральную нервную систему. Упражнения в партере развивают силу мышц и подвижность в суставах, беговые серии - выносливость, танцевальные - пластичность и так далее. В зависимости от выбора применяемых средств занятия ритмической гимнастикой могут носить преимущественно атлетический, танцевальный, психорегулирующий или смешанный характер. Характер энергообеспечения, степень усиления функций дыхания и кровообращения зависят от вида упражнений.

Вполне естественно, что дети школьного возраста утомляются во время учебной работы. Объясняется это тем, что однообразная работа вызывает длительное раздражение отдельных участков коры головного мозга, наступает охранительное торможение, которое ведет к снижению внимания и работоспособности детей.

Физкультминутки следует  проводить во второй половине урока. Физкультминутку целесообразно  проводить на каждом уроке один-два  раза. В зависимости от особенности  утомления необходимо подбирать  комплексы. Так, в том случае, если учащиеся сидели в одной и той же позе длительное время, целесообразно применить комплексы, направленные на расслабление локально загруженных мышечных групп, а так же направленные на нормализацию мозгового и периферического кровообращения. На третьем - четвертом уроке следует применить комплексы на возбуждение симпатического отдела вегетативной нервной системы. В том случае, если дети излишне возбуждены, следует применять комплексы, направленные на снижение возбуждение симпатического отдела вегетативной нервной системы.

Регулярная физическая тренировка позволяет в значительной степени затормозить развитие возрастных инволюционных изменений физиологических функций, а также дегенеративных изменений различных органов и систем (включая задержку и обратное развитие атеросклероза). В этом отношении не является исключением и костно-мышечная система.

В трудах Харитонова В.И. говорится: «Выполнение физических упражнений положительно влияет на все звенья двигательного аппарата, препятствуя развитию дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией. Повышается минерализация костной ткани и содержание кальция в организме, что препятствует развитию остеопороза. Увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является лучшим средством профилактики артроза и остеохондроза. Все эти данные свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии занятий оздоровительной физической культурой на организм человека» [11,18].

 

2. Исследование педагогической  работы по формированию здорового образа жизни учащихся Качарской средней школы

2.1 Педагогическая технология  ориентирования на здоровый образ  жизни в условиях образовательной  среды средней школы

Выгодский Л.С. считал: «Корректировать существующий образ жизни, формировать здоровый образ жизни школьника возможно посредством специального педагогического обеспечения на уроках физической культуры» [5,57].

В этом смысле решить проблему формирования здорового образа жизни  школьника возможно через реализацию педагогической стратегии его ориентирования на здоровый образ жизни, Данная стратегия как деятельностно-целевая компонента педагогического обеспечения предусматривает наличие цели, педагогических условий, методов, приемов и средств достижения, этапов и предполагает осуществление определенных педагогических действий, способствующих пониманию школьниками значимости деятельности, направленной на самосохранение и самореализацию в различных областях, осознанию ценности здорового образа жизни, обогащению опыта здоровьесберегающей деятельности, ориентирование ученика на здоровый образ жизни как педагогическую стратегию можно включать в педагогическое обеспечение образовательного процесса школы, который должен быть пронизан идеями формирования у ученика норм и правил ЗОЖ.

Из многообразия педагогических стратегий, предложенных доктором педагогических наук, профессором В.В. Игнатовой, в частности, вызывает интерес стратегия ориентирования. Данная стратегия адекватна реальной ситуации развития личности ученика, не противоречит основным образовательным потребностям школьниками, затрагивает основные сферы личности (познавательную, эмоционально-мотивационную, деятельностную) и предполагает комплекс мероприятий ознакомительного, рекомендательного, поддерживающего характера, направленных на достижение какой-либо цели, определенный результат.

Посредством данной стратегии  развертываются основные педагогические способы ориентирования: знакомить, обращать внимание, направлять, помогать, поддерживать, содействовать, активизировать, способствовать адекватному оцениванию. Кроме того, ориентирование как стратегия отличается ценностно-смысловым содержанием. В результате реализации этой стратегии происходит осознанный выбор ценностных ориентаций, направления становления личности, самореализации в политической, экономической, профессиональной и культурной жизни.

Таким образом, особенности школьного возраста и сущностные характеристики педагогической стратегии ориентирования позволяют рассматривать эту стратегию в контексте здорового образа жизни и включать ученика как субъекта в здоровье сберегающую деятельность. Педагогическая стратегия ориентирования школьника на здоровый образ жизни включает в себя действия педагога ознакомительного, рекомендательного, поддерживающего характера, направленные на информирование учащегося о здоровом образе жизни, адекватное оценивание своего образа жизни, актуализацию эмоционального отношения, активизацию здоровье сберегающей деятельности, обогащение опыта здорового образа жизни.

Генеральная цель стратегии  ориентирования школьника на здоровый образ жизни обусловлена реальностью современного периода развития общества и определяется нами как развитие и становление социально адаптированной, здоровой личности, способной к активной преобразующей деятельности.

Практические задачи достижения цели данной стратегии осуществляются последовательно на каждом этапе ориентирования школьника на здоровый образ жизни: этапах ознакомления, актуализации, обогащения. Каждый этап стратегии включает: решение учителем физической культуры определенных задач, осуществление педагогических действий, использование соответствующих форм и методов, а также результат, проявленный в деятельности школьника.

Стратегия ориентирования школьника на здоровый образ жизни  предполагает реализацию педагогических условий. Нами выделены следующие педагогические условия реализации данной стратегии в условиях физкультурного образования школьника: во-первых, информирование учащегося о здоровом образе жизни (организация информационного обеспечения); во-вторых, актуализация его эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни (организация моделирования школьником его собственной,  личностно-значимой системы  здорового образа жизни); в-третьих, обогащение опыта ЗОЖ школьника (включение в здоровьесберегающую деятельность школы). Реализация выделенных педагогических условий ориентирования школьника на здоровый образ жизни способствует получению им знаний по теории и практике формирования ЗОЖ, позитивному отношению к созданию собственного здорового стиля жизни, творческому подходу к реализации здоровой жизнедеятельности.

Поэтому реализация первого  педагогического условия ориентирования школьника на здоровый образ жизни  осуществляется в рамках физкультурного образования. Учебный материал о  здоровом образе жизни может быть представлен в виде специализированного факультативного курса «Основы здорового образа жизни», отражающего теоретическую и практико-ориентированную направленность. Логика информационного движения в теоретической части выстроена в направлении от определения основных понятий («здоровье», «здоровый образ жизни») к пониманию их содержания и осознанию значимости здоровья и здорового образа жизни в жизни человека, отражает определенную цель и имеет методическое обеспечение в виде разнообразных форм и методов активизации восприятия информации школьником.

По мнению Жука В.А. и  Мартыненко И.П.: «Информирование школьников о здоровом образе жизни осуществляется посредством методов кооперативного (совместного) обучения, направленных на переход от пассивной формы восприятия информации к активной и обеспечивающих субъект-субъектный характер взаимодействия учителя физической культуры и школьника: лекций, лекций и бесед, диспутов, встреч, валеологических конференций и олимпиад. Использование этих методов во внеурочной деятельности учителя физической культуры позволяет задействовать такие базовые характеристики личности школьника, как способность к познанию и самопознанию, потребности высшего уровня, ценностные отношения. Кроме того, они способствуют переоценке студентами смыслов собственной жизнедеятельности, осуществлению потребности в достижении, признании, реализации своих разнообразных способностей, в том числе по изменению образа жизни» [9,63].

Параллельно осуществляется подготовка учащихся к реализации практико-ориентированной  части факультатива, поскольку актуальным в ориентировании школьника на здоровый образ жизни является его эмоционально-ценностное принятие на личностном уровне как необходимое основание для самоорганизации здоровой жизнедеятельности.

Актуализация эмоционально-ценностного отношения школьника к здоровому образу жизни представляет собой целенаправленную педагогическую деятельность по переводу его ценностных валеологических ориентиров (мыслей, взглядов, представлений, убеждений, установок, чувствований, способностей) из потенциального состояния в реальное и осознанию их значимости в жизнедеятельности человека. Это условие соотносится со вторым этапом реализации данной стратегии - этапом актуализации.

В трудах Виленского М.Я.: «В практическом решении задач данного этапа следует исходить из теоретических положений педагогической аксиологии о сущности ценностного отношения» [4,51].

Информация о работе Здоровая нация- будущее Казахстана