Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:06, курсовая работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы способствовать актуализации и популяризации идеи оздоровления нации.
В свете стоящей перед нами цели исследования, были сформулированы следующие задачи проведения исследовательской работы по избранной нами теме:
1.Изучение научно-теоретической литературы и материалов периодической печати по теме здорового образа жизни;.
2. Детальное рассмотрение проблемы взаимосвязи физической культуры и здоровья человека с различных научно-методологических позиций;
3. Изучить механизмы и результаты воздействия средств физической культуры и спорта на организм человека;
4.Подготовить материал для учебной и внешкольной работы по формированию ЗОЖ;
5.Разработать рекомендации для учителей начальных классов
Введение………………………………………………………………………...2-4
1. Роль физической культуры в обеспечении здоровья учащихся.....................5
1.1 Здоровый образ жизни
и роль физической культуры в его формировании………………5-8
1.2 Взаимосвязь здорового образа жизни и физической культуры…8-10
1.3 Оздоровление и физическое развитие учащихся школ
средствами физической культуры………………………………..10-13
2. Исследование педагогической работы по формированию здорового
образа жизни учащихся Качарской средней школы …….…………………14
2.1 Педагогическая технология ориентирования на здоровый образ
жизни в условиях образовательной среды средней школы………..14-20
2.2 Методическая разработка
школьной конференции по теме «Здоровый образ жизни»……21-22
Заключение и рекомендации……………………………………………...…23-24
Список литературы………………………………………………………………27
Приложение………………………………………………………………..…….
6. Успешная борьба с тем или иным негативным явлением возможно в том случае, когда известны причины этого явления
Список использованной литературы
Приложение
Приложение 1.
Программа Правительства от 30.06.1999 N 905
«Комплексная программа «Здоровый образ жизни»
(извлечение)
В Послании Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу "Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев" одним из семи долгосрочных приоритетов определен "Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана". В своем Послании Президент страны акцентировал внимание на наиболее актуальных проблемах здравоохранения и участии в их преодолении всего общества: предотвращение заболеваний и стимулирование здорового образа жизни; борьба с наркоманией и наркобизнесом; сокращение потребления алкоголя и табака; улучшение здоровья женщин и детей; улучшение питания, чистота окружающей среды и экологии. /…/
В соответствии с поручением Президента Республики Казахстан от 10.01.98 г. N 18-И, а также для выполнения положений государственной программы "Здоровье народа" Министерством здравоохранения, образования и спорта разработана Республиканская комплексная программа "Здоровый образ жизни", которая является концептуальной основой и планом действий по реализации национальной политики формирования здорового образа жизни в республике. /…/
Казахстан в процессе своего становления как суверенного государства поэтапно преодолевает трудный и непростой путь перехода к новым общественным отношениям. Сложность переходного экономического периода ускорила ухудшение состояния здоровья населения: растут заболеваемость, общая и детская смертность, сокращается продолжительность жизни, продолжается распространение алкоголизма, все большие размеры приобретают табакокурение и разные виды наркомании, особенно среди безработных. Серьезные опасения вызывает количество и качество будущих человеческих ресурсов Казахстана.
Состояние здоровья народа следует рассматривать как результат деятельности взаимосвязанной межведомственной системы охраны и укрепления здоровья, включающей и систему здравоохранения, как на уровне государства, так и на местном уровне.
Образ жизни зависит в основном от тех ценностей, приоритетов, практических возможностей и трудностей, которые являются неотъемлемой частью повседневной жизни людей и формируются в результате повторяющихся стереотипов действий, форм поведения, умений и навыков, взглядов на происходящие изменения в обществе и личной жизни. В связи с этим, стратегия здорового образа жизни должна опираться на реалистическую и привлекательную перспективу, которой люди могут пользоваться в ходе своей повседневной жизни.
Международная конференция ВОЗ/ЮНИСЕФ по первичной медико - санитарной помощи, проведенная в г. Алма - Ате (сентябрь, 1978 г.), утвердила в своих итоговых документах положение о том, что первичная медико - санитарная помощь, в том числе профилактические программы, являются ключевым элементом достижения здоровья и здорового образа жизни.
Алма - Атинская конференция решительно подтвердила значение того, что здоровье является основным правом человека, составляющим одну из ключевых социальных задач. Экономическое и социальное развитие есть одно из важнейших условий для достижения наивысшего возможного уровня здоровья населения. Первичная медико - санитарная помощь составляет важную часть медико - санитарного обеспечения, базируясь на практических научно - обоснованных и социально приемлемых методах и технологиях, доступных каждому человеку. /…/
Таким образом, само время продиктовало необходимость оздоровления населения, что нашло свое отражение в Послании Президента народу Казахстана "Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев", в котором одним из семи долгосрочных приоритетов является "Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана".
В этом документе сделаны акценты на наиболее актуальные и наболевшие проблемы охраны и укрепления здоровья, которые легли в основу стратегии страны: предотвращение заболеваний и стимулирование здорового образа жизни; борьба с наркоманией и наркобизнесом; сокращение потребления алкоголя и табака; улучшение здоровья женщин и детей; улучшение питания; чистота окружающей среды и экологии. Президент страны призывает включиться в реализацию этих стратегических направлений все государственные ведомства, общественность, религиозные конфессии, неправительственные и международные организации, а также всех граждан страны.
В Послании Президента Республики Казахстан народу говорится о том, что "имея сильную стратегию и целеустремленность, мы сможем успешно преодолеть любые большие препятствия, стоящие на нашем пути".
Приложение 2
Методика проведения физкультурной минутки в школе
Объяснить учащимся, что часто при появлении признаков утомления необязательно надолго прерывать работу. Можно прямо сидя на месте в течение 1-2 минут выполнить 2-3 упражнения и «убрать» признаки утомления. Это и есть физкультурные минуты.
Рассказать о физкультурных
минутах различной
1. Для восстановления глаз. Если глаза устали, то необходимо вы-полнить несколько упражнений глазной гимнастики по схеме: легкое поглаживание бровей и век закрытых глаз - часто поморгать (10-15с) - перенести взгляд на далекие предметы - выполнить круговые движения глазами (10-15 с) - вновь легкий массаж бровей и век и секунд 20 поси-деть с закрытыми глазами.
2. Для восстановления утомленных
мышц. Если устали отдельно какие-то
части тела (кисти рук, ноги, спина,
шея), то необходимо их расслабить
и выполнить несколько
3. Для снижения возбуждения. Если при выполнении работы ребе-нок излишне возбудился, то есть он не может усидеть на месте, то необходимо ему выполнить ФМ для снижения возбуждения нервной системы. Для этого необходимо выполнить несколько дыхательных упражнений с растянутыми вдохом и выдохом, несколько упражнений дыхательной гимнастики, требующих концентрации внимания, и посидеть 20-30 секунд с закрытыми глазами.
4. Для возбуждения нервной
Приложение 3
Комплексы упражнений для физкультурных минут
(направленных на восстановлени
Комплекс 1.
1. И.п. - сидя или стоя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.
2. И.п. - сидя или стоя. Быстро поморгать 1-2 минуты.
3. И.п. - сидя или стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 секунды. Затем поставить палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 секунд. Опустить руку. Повторить 10-12 раз.
Комплекс 2.
1. И.п. - сидя или стоя, выставить палец руки вперед. 1- двигать палец вправо, глазами следить за пальцем; 2- двигать палец влево; 3-вверх, 4- вниз. Повторить 3 раза. Палец двигается по широкой амплитуде. Глаза неотрывно следят за пальцем.
2. И.п. - сидя. На счет 1,2 - не поворачивая головы, быстро перевести взгляд из правого верхнего угла в левый нижний; 3-4 - из левого верхнего угла в правый нижний.
3. И.п. - сидя или стоя. Закрыть веки и нежно массировать их круговыми движениями пальца в течение 1 минуты.
Комплексы упражнений для физкультурных минут (направленных на расслабление локально загруженных мышечных групп)\
Комплекс 1.
1. И.п. - сидя, руки на столе. 1 - вдох,
кисти сжать в кулак (вполсилы)
2. И.п. - стоя, ноги врозь. 1 - глубокий вдох, руки в стороны и согнуть в локтях; 2- напрячь мышцы шеи И рук; 3-4 - руки и голову расслабленно «уронить», полный выдох.
3. И.п. - о.с. 1-махом назад левой ногой, руки вверх (вдох); 2-и.п.
Комплекс 2.
1. И.п. - сидя. 1-глубокий выдох, потянуться (произвольно); 2-3 - вдох, напрячь все мышцы, задержать дыхание; 4- расслабленно положить голову и руки на парту, полный выдох.
2. И.п. - о.с., руки скрестно. 1-руки вверх, ладонями вперед, вдох;
2- «уронить» кисти; 3- «уронить предплечья» (выдох); 4- «уронить» руки и принять и.п.
3. И.п. - стоя, ноги врозь. 1-руки вытянуть в стороны - вверх, потянуться (глубокий выдох); 2-3 - напрячь все мышцы, задержать дыхание (вдох); 4- расслабленно сесть в положении низкого приседа, полный выдох, полностью расслабиться.
Комплекс 3.
1. И.п. - сидя, руки за голову. I- согнуть левую ногу вперед; 2-3 -маховые движения голенью вперед-назад; 4- и.п.; 5-8 - то же правой ногой.
2. И.п. - стоя, руки в стороны, максимально напрячь мышцы рук и плечевого пояса, пальцы сжаты в кулак. 1- наклониться, расслабить мышцы рук и плечевого пояса, руки «уронить»; 2- и.п.
3. И. п. - о.с.1-2 - поднять правую (левую) ногу вперед, максимально напрячь мышцы ног; 3 - расслабленно «уронить» ногу; 4- и.п.
Комплексы упражнений для физкультурных минут (направленных на снижение возбуждения симпатического отдела вегетативной нервной системы)
Комплекс 1.
1. И.п. - сидя (стоя), правая рука на
груди, левая на животе. 1-глу-бокий
вдох, задержка, живот выпятить вперед;
2- медленный выдох, живот
2. И.п. - стоя, сидя. 1-полный вдох; 2-медленный выдох через рот (губы сложены как для свиста).
3. И.п. - ноги врозь, руки на поясе. 1-руки в стороны, вдох носом;
2-3-выдох ртом небольшими
Комплекс 2.
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки скрестно. 1-руки в стороны – к низу, пальцы в кулак, вдох; 2- расслабить мышцы рук и принять и.п., выдох.
2. И.п. - основная стойка, руки вверх. 1 - наклон вперед, расслабляя мышцы «уронить» руки; 2-3 - руки раскачиваются, выдох; 4- и.п., вдох.
3 И.п. - основная стойка. 1- поднимаясь на носки, руки вперед-вверх, вдох; 2- полуприсед, руки махом назад, выдох; 3- мах руками вперед-вверх, вдох.
Комплекс 3.
1. И.п. - сидя, ноги врозь. 1-руки вверх, прогнуться, вдох; 2-«уронить» руки, наклонить голову вперед, выдох; 3-4 - и.п., вдох.
2. И.п. - сидя. 1-2-руки вверх, пальцы в кулак, поднять ноги вперед - к низу, вдох; 3-4 - расслабить мышцы, «уронить» руки и ноги, вернуться в и.п., выдох.
3. И.п. - стоя, ноги врозь. 1-глубокий выдох, руки вытянуть в сторонывверх, потянуться; 2-3 - вдох, напрячь все мышцы, задержать дыхание; 4- расслабленно сесть в положении низкого приседа, полный выдох, полностью расслабиться.
Комплекс 4.
1. И.п.-сидя, руки скрестно. 1 - руки вверх, ладони вперед, вдох; 2-«уронить» кисти, выдох; 3- «уронить» предплечья; 4- «уронить» руки и принять и.п.
2. И.п. - наклон вперед, руки вперед скрестно. 1- выпрямиться, руки через стороны вверх, вдох; 2- и.п., выдох.
3. И.п. - основная стойка. 1-правую руку вверх, вдох; 2-левую руку вверх, глубокий вдох; 3- наклон вперед, расслабить руки («уронить»), выдох; 4- и.п.
Комплексы упражнений для физкультурных минут (направленных на возбуждение симпатического отдела вегетативной нервной системы)
Комплекс 1.
1. «Дровосек». И.п. - ноги врозь, руки поднять вверх, пальцы сплетены. 1- мах руками, наклон вперед; 2- и.п..
2. И.п. - сидя (стоя). 1- вдох (полный); 2- толчкообразный выдох через нос.
3. И.п. - сидя (стоя). 1-выдох; 2-толчкообразный вдох через нос.
4. «Комочек». И. п. - основная стойка. 1-руки через стороны поднять вверх (вдох); 2- присесть, сгруппировавшись и обхватив руками колени (выдох); 3- встать, руки через стороны вверх (вдох); 4- и.п. (выдох).
Комплекс 2.
1. «Ветер качает ромашки». И.п. - руки за голову. 1-наклон влево;
2- и.п.; 3- наклон вправо; 4- и.п.