Здоровая нация- будущее Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы способствовать актуализации и популяризации идеи оздоровления нации.
В свете стоящей перед нами цели исследования, были сформулированы следующие задачи проведения исследовательской работы по избранной нами теме:
1.Изучение научно-теоретической литературы и материалов периодической печати по теме здорового образа жизни;.
2. Детальное рассмотрение проблемы взаимосвязи физической культуры и здоровья человека с различных научно-методологических позиций;
3. Изучить механизмы и результаты воздействия средств физической культуры и спорта на организм человека;
4.Подготовить материал для учебной и внешкольной работы по формированию ЗОЖ;
5.Разработать рекомендации для учителей начальных классов

Содержание

Введение………………………………………………………………………...2-4
1. Роль физической культуры в обеспечении здоровья учащихся.....................5
1.1 Здоровый образ жизни
и роль физической культуры в его формировании………………5-8
1.2 Взаимосвязь здорового образа жизни и физической культуры…8-10
1.3 Оздоровление и физическое развитие учащихся школ
средствами физической культуры………………………………..10-13
2. Исследование педагогической работы по формированию здорового
образа жизни учащихся Качарской средней школы …….…………………14
2.1 Педагогическая технология ориентирования на здоровый образ
жизни в условиях образовательной среды средней школы………..14-20
2.2 Методическая разработка
школьной конференции по теме «Здоровый образ жизни»……21-22
Заключение и рекомендации……………………………………………...…23-24
Список литературы………………………………………………………………27
Приложение………………………………………………………………..…….

Работа содержит 1 файл

ЗДОРОВАНИЯ НАЦИЯ - БУДУЩЕЕ КАЗАХстана 555.doc

— 248.00 Кб (Скачать)

6. Успешная борьба с тем или иным негативным явлением возможно в том случае, когда известны причины этого явления

 

 

Список использованной литературы

 

    1. Послание Президенты Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу «Казахстан-2030»
    2. Байер К., Шейнбер Л. Здоровый образ жизни. / Пер. с англ. - М., Мир, 1999.
    3. Большая медицинская энциклопедия. – М., Советская энциклопедия, 1989
    4. Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации учебного труда студентов. - М., 1993.
    5. Выготский Л. С. Психология развития ребенка - М.: ЭКСМО, 2003.
    6. Гулько Я.Н. Социально-биологические основы физической культуры. - М., 1994
    7. Гуревич К.М.  Психологическая диагностика- М.,1981
    8. Дубровский В. И. Валеология. Здоровый образ жизни. – М, Флинта, Риторика-А., 1999.
    9. Жук В. А., Мартыненко И. П. Эффективная методика двигательной подготовки школьников. // Пути повышения физической культуры школьников. – Омск, ОГПИ, 1989
    10. Здоровье нации – богатство государства – www.minjust.kz/kk/node/247
    11. Харитонов В. И. и др. Валеологические подходы в формировании здоровья учащихся. - Челябинск, 1999. 

 

 

 

 

Приложение

Приложение 1.

 

Программа Правительства от 30.06.1999 N 905

«Комплексная программа «Здоровый образ жизни»

(извлечение)

В Послании Президента Республики Казахстан  Н.А.Назарбаева народу "Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение  благосостояния всех казахстанцев" одним из семи долгосрочных приоритетов  определен "Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана". В своем Послании Президент страны акцентировал внимание на наиболее актуальных проблемах здравоохранения и участии в их преодолении всего общества: предотвращение заболеваний и стимулирование здорового образа жизни; борьба с наркоманией и наркобизнесом; сокращение потребления алкоголя и табака; улучшение здоровья женщин и детей; улучшение питания, чистота окружающей среды и экологии. /…/

В соответствии с поручением Президента Республики Казахстан от 10.01.98 г. N 18-И, а также для выполнения положений государственной программы "Здоровье народа" Министерством здравоохранения, образования и спорта разработана Республиканская комплексная программа "Здоровый образ жизни", которая является концептуальной основой и планом действий по реализации национальной политики формирования здорового образа жизни в республике. /…/

Казахстан в процессе своего становления  как суверенного государства  поэтапно преодолевает трудный и  непростой путь перехода к новым  общественным отношениям. Сложность переходного экономического периода ускорила ухудшение состояния здоровья населения: растут заболеваемость, общая и детская смертность, сокращается продолжительность жизни, продолжается распространение алкоголизма, все большие размеры приобретают табакокурение и разные виды наркомании, особенно среди безработных. Серьезные опасения вызывает количество и качество будущих человеческих ресурсов Казахстана.

Состояние здоровья народа следует  рассматривать как результат  деятельности взаимосвязанной межведомственной системы охраны и укрепления здоровья, включающей и систему здравоохранения, как на уровне государства, так и на местном уровне.

Образ жизни зависит в основном от тех ценностей, приоритетов, практических возможностей и трудностей, которые являются неотъемлемой частью повседневной жизни людей и формируются в результате повторяющихся стереотипов действий, форм поведения, умений и навыков, взглядов на происходящие изменения в обществе и личной жизни. В связи с этим, стратегия здорового образа жизни должна опираться на реалистическую и привлекательную перспективу, которой люди могут пользоваться в ходе своей повседневной жизни.

Международная конференция ВОЗ/ЮНИСЕФ по первичной медико - санитарной помощи, проведенная в г. Алма - Ате (сентябрь, 1978 г.), утвердила в своих итоговых документах положение о том, что первичная медико - санитарная помощь, в том числе профилактические программы, являются ключевым элементом достижения здоровья и здорового образа жизни.

Алма - Атинская конференция решительно подтвердила значение того, что здоровье является основным правом человека, составляющим одну из ключевых социальных задач. Экономическое и социальное развитие есть одно из важнейших условий для достижения наивысшего возможного уровня здоровья населения. Первичная медико - санитарная помощь составляет важную часть медико - санитарного обеспечения, базируясь на практических научно - обоснованных и социально приемлемых методах и технологиях, доступных каждому человеку. /…/

Таким образом, само время продиктовало необходимость оздоровления населения, что нашло свое отражение в Послании Президента народу Казахстана "Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев", в котором одним из семи долгосрочных приоритетов является "Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана".

В этом документе сделаны акценты  на наиболее актуальные и наболевшие проблемы охраны и укрепления здоровья, которые легли в основу стратегии  страны: предотвращение заболеваний  и стимулирование здорового образа жизни; борьба с наркоманией и наркобизнесом; сокращение потребления алкоголя и табака; улучшение здоровья женщин и детей; улучшение питания; чистота окружающей среды и экологии. Президент страны призывает включиться в реализацию этих стратегических направлений все государственные ведомства, общественность, религиозные конфессии, неправительственные и международные организации, а также всех граждан страны.

В Послании Президента Республики Казахстан  народу говорится о том, что "имея сильную стратегию и целеустремленность, мы сможем успешно преодолеть любые большие препятствия, стоящие на нашем пути".

 

Приложение 2

 

Методика проведения физкультурной  минутки в школе

 

Объяснить учащимся, что часто при  появлении признаков утомления  необязательно надолго прерывать работу. Можно прямо сидя на месте в течение 1-2 минут выполнить 2-3 упражнения и «убрать» признаки утомления. Это и есть физкультурные минуты.

Рассказать о физкультурных  минутах различной направленности.

1. Для восстановления глаз. Если глаза устали, то необходимо вы-полнить несколько упражнений глазной гимнастики по схеме: легкое поглаживание бровей и век закрытых глаз - часто поморгать (10-15с) - перенести взгляд на далекие предметы - выполнить круговые движения глазами (10-15 с) - вновь легкий массаж бровей и век и секунд 20 поси-деть с закрытыми глазами.

2. Для восстановления утомленных  мышц. Если устали отдельно какие-то  части тела (кисти рук, ноги, спина,  шея), то необходимо их расслабить  и выполнить несколько упражнений  именно на эти части тела: встряхивания, махи, вращения, растирания. Эти упражнения помогут избавиться от боли в утомленных мышцах.

3. Для снижения возбуждения.  Если при выполнении работы  ребе-нок излишне возбудился, то  есть он не может усидеть на месте, то необходимо ему выполнить ФМ для снижения возбуждения нервной системы. Для этого необходимо выполнить несколько дыхательных упражнений с растянутыми вдохом и выдохом, несколько упражнений дыхательной гимнастики, требующих концентрации внимания, и посидеть 20-30 секунд с закрытыми глазами.

4. Для возбуждения нервной системы.  Объяснить, что если во время какой-то работы наступила апатия, сонливость, то это состояние тоже можно преодолеть с помощью физкультурных минут. Для этого необходимо энергично растереть затылок. Затем выполнить несколько резких упражнений (лучше стоя), и закончить комплекс дыхательными упражнениями с резким выдохом.

 

Приложение 3

 

Комплексы упражнений для физкультурных минут

(направленных на восстановление утомленных глаз)

 

Комплекс 1.

 

1. И.п. - сидя или стоя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.

2. И.п. - сидя или стоя. Быстро  поморгать 1-2 минуты.

3. И.п. - сидя или стоя. Смотреть  прямо перед собой 2-3 секунды.  Затем поставить палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 секунд. Опустить руку. Повторить 10-12 раз.

 

Комплекс 2.

 

1. И.п. - сидя или стоя, выставить  палец руки вперед. 1- двигать палец  вправо, глазами следить за пальцем; 2- двигать палец влево; 3-вверх, 4- вниз. Повторить 3 раза. Палец двигается по широкой амплитуде. Глаза неотрывно следят за пальцем.

2. И.п. - сидя. На счет 1,2 - не поворачивая  головы, быстро перевести взгляд  из правого верхнего угла в  левый нижний; 3-4 - из левого верхнего угла в правый нижний.

3. И.п. - сидя или стоя. Закрыть  веки и нежно массировать их круговыми движениями пальца в течение 1 минуты.

 

Комплексы упражнений для физкультурных  минут (направленных на расслабление локально загруженных мышечных групп)\

 

Комплекс 1.

 

1. И.п. - сидя, руки на столе. 1 - вдох, кисти сжать в кулак (вполсилы), фиксировать 2-3 секунды; 2- выдох,  полное расслабление мышц обеих  рук.

2. И.п. - стоя, ноги врозь. 1 - глубокий вдох, руки в стороны и согнуть в локтях; 2- напрячь мышцы шеи И рук; 3-4 - руки и голову расслабленно «уронить», полный выдох.

3. И.п. - о.с. 1-махом назад левой  ногой, руки вверх (вдох); 2-и.п.

 

Комплекс 2.

 

1. И.п. - сидя. 1-глубокий выдох, потянуться (произвольно); 2-3 - вдох, напрячь все  мышцы, задержать дыхание; 4- расслабленно положить голову и руки на парту, полный выдох.

2. И.п. - о.с., руки скрестно. 1-руки  вверх, ладонями вперед, вдох;

2- «уронить» кисти; 3- «уронить предплечья» (выдох); 4- «уронить» руки и принять и.п.

3. И.п. - стоя, ноги врозь. 1-руки вытянуть в стороны - вверх, потянуться (глубокий выдох); 2-3 - напрячь все мышцы, задержать дыхание (вдох); 4- расслабленно сесть в положении низкого приседа, полный выдох, полностью расслабиться.

 

Комплекс 3.

 

1. И.п. - сидя, руки за голову. I- согнуть левую ногу вперед; 2-3 -маховые движения голенью вперед-назад; 4- и.п.; 5-8 - то же правой ногой.

2. И.п. - стоя, руки в стороны, максимально  напрячь мышцы рук и плечевого  пояса, пальцы сжаты в кулак. 1- наклониться, расслабить мышцы  рук и плечевого пояса, руки «уронить»; 2- и.п.

3. И. п. - о.с.1-2 - поднять правую (левую)  ногу вперед, максимально напрячь  мышцы ног; 3 - расслабленно «уронить» ногу; 4- и.п.

 

 

Комплексы упражнений для физкультурных  минут (направленных на снижение возбуждения  симпатического отдела вегетативной нервной системы)

 

Комплекс 1.

 

1. И.п. - сидя (стоя), правая рука на  груди, левая на животе. 1-глу-бокий  вдох, задержка, живот выпятить вперед; 2- медленный выдох, живот втянуть  в себя.

2. И.п. - стоя, сидя. 1-полный вдох; 2-медленный выдох через рот (губы сложены как для свиста).

3. И.п. - ноги врозь, руки на  поясе. 1-руки в стороны, вдох  носом;

2-3-выдох ртом небольшими порциями; 4- и.п., полный выдох.

 

Комплекс 2.

 

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки  скрестно. 1-руки в стороны – к низу, пальцы в кулак, вдох; 2- расслабить мышцы рук и принять и.п., выдох.

2. И.п. - основная стойка, руки вверх. 1 - наклон вперед, расслабляя мышцы  «уронить» руки; 2-3 - руки раскачиваются, выдох; 4- и.п., вдох.

3 И.п. - основная стойка. 1- поднимаясь  на носки, руки вперед-вверх, вдох; 2- полуприсед, руки махом назад, выдох; 3- мах руками вперед-вверх, вдох.

 

Комплекс 3.

 

1. И.п. - сидя, ноги врозь. 1-руки вверх,  прогнуться, вдох; 2-«уронить» руки, наклонить голову вперед, выдох; 3-4 - и.п., вдох.

2. И.п. - сидя. 1-2-руки вверх, пальцы в кулак, поднять ноги вперед -  к низу, вдох; 3-4 - расслабить мышцы, «уронить» руки и ноги, вернуться в и.п., выдох.

3. И.п. - стоя, ноги врозь. 1-глубокий выдох, руки вытянуть в сторонывверх, потянуться; 2-3 - вдох, напрячь все мышцы, задержать дыхание; 4- расслабленно сесть в положении низкого приседа, полный выдох, полностью расслабиться.

 

 

 

 

Комплекс 4.

 

1. И.п.-сидя, руки скрестно. 1 - руки  вверх, ладони вперед, вдох; 2-«уронить» кисти, выдох; 3- «уронить» предплечья; 4- «уронить» руки и принять и.п.

2. И.п. - наклон вперед, руки вперед  скрестно. 1- выпрямиться, руки через  стороны вверх, вдох; 2- и.п., выдох.

3. И.п. - основная стойка. 1-правую  руку вверх, вдох; 2-левую руку  вверх, глубокий вдох; 3- наклон  вперед, расслабить руки («уронить»), выдох; 4- и.п.

 

 

Комплексы упражнений для физкультурных  минут (направленных на возбуждение  симпатического отдела вегетативной нервной системы)

 

Комплекс 1.

 

1. «Дровосек». И.п. - ноги врозь, руки поднять вверх, пальцы сплетены. 1- мах руками, наклон вперед; 2- и.п..

2. И.п. - сидя (стоя). 1- вдох (полный); 2- толчкообразный  выдох через нос.

3. И.п. - сидя (стоя). 1-выдох; 2-толчкообразный  вдох через нос.

4. «Комочек». И. п. - основная стойка. 1-руки через стороны поднять вверх (вдох); 2- присесть, сгруппировавшись и обхватив руками колени (выдох); 3- встать, руки через стороны вверх (вдох); 4- и.п. (выдох).

 

Комплекс 2.

 

1. «Ветер качает ромашки». И.п. - руки за голову. 1-наклон влево;

2- и.п.; 3- наклон вправо; 4- и.п.

Информация о работе Здоровая нация- будущее Казахстана