Здоровая нация- будущее Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы способствовать актуализации и популяризации идеи оздоровления нации.
В свете стоящей перед нами цели исследования, были сформулированы следующие задачи проведения исследовательской работы по избранной нами теме:
1.Изучение научно-теоретической литературы и материалов периодической печати по теме здорового образа жизни;.
2. Детальное рассмотрение проблемы взаимосвязи физической культуры и здоровья человека с различных научно-методологических позиций;
3. Изучить механизмы и результаты воздействия средств физической культуры и спорта на организм человека;
4.Подготовить материал для учебной и внешкольной работы по формированию ЗОЖ;
5.Разработать рекомендации для учителей начальных классов

Содержание

Введение………………………………………………………………………...2-4
1. Роль физической культуры в обеспечении здоровья учащихся.....................5
1.1 Здоровый образ жизни
и роль физической культуры в его формировании………………5-8
1.2 Взаимосвязь здорового образа жизни и физической культуры…8-10
1.3 Оздоровление и физическое развитие учащихся школ
средствами физической культуры………………………………..10-13
2. Исследование педагогической работы по формированию здорового
образа жизни учащихся Качарской средней школы …….…………………14
2.1 Педагогическая технология ориентирования на здоровый образ
жизни в условиях образовательной среды средней школы………..14-20
2.2 Методическая разработка
школьной конференции по теме «Здоровый образ жизни»……21-22
Заключение и рекомендации……………………………………………...…23-24
Список литературы………………………………………………………………27
Приложение………………………………………………………………..…….

Работа содержит 1 файл

ЗДОРОВАНИЯ НАЦИЯ - БУДУЩЕЕ КАЗАХстана 555.doc

— 248.00 Кб (Скачать)

Ценность получает свое актуальное существование в деятельности, когда субъект, вступая во взаимодействие с объектом, формирует отношение. Ценностным оно становится, когда свойства объекта удовлетворяют потребности субъекта, задействуют эмоциональную сферу и порождают личностный смысл, формируя внутреннюю позицию личности. Под влиянием реальной жизненной практики, при наличии внутренней активности человека возникает ценностное отношение.

В соответствии с этим осуществляется выбор таких педагогических методов, приемов и средств, которые  способствовали бы формированию у учащихся, внутренней картины здорового образа жизни. Основными компонентами такой картины являются: когнитивный (совокупность знаний, представлений, умозаключений о здоровом образе жизни) и эмоциональный (чувственная сторона), способствующие осознанию, эмоциональному принятию и моделированию здорового образа жизни как деятельностного ориентира. Методическое обеспечение реализации второго педагогического условия осуществляется посредством использования дискуссионных методов организации учебно-познавательной деятельности учащегося (диалоги, дискуссии, коллоквиумы), способствующих активизации эмоциональной сферы личности, а также моделирования интерактивных методик, самостоятельных, индивидуальных и совместных форм работы, обеспечивающих деятельностный аспект.

Моделирующая деятельность позволяет использовать интегрированные  знания школьников о здоровом образе жизни, задействовать их ценностные приоритеты, конкретизировать «здоровьесберегающие замыслы», помочь ребенку претворить их в жизнь, получить первичный опыт конструирования такой деятельности. С этой целью возможна организация  мастер-класса в условиях средней школы, программа работы которого построена на основе интерактивных методик (метод номинальных групп, общение, совместная деятельность, проектирование, презентация, разминка, обратная связь, личный пример, валеоминутки и другие). Как результат активного взаимодействия педагога и школьника, учащихся друг с другом предусматривается создание модели здорового образа жизни как деятельностного ориентира. Работа в мастер-классе позволит школьникам сориентироваться в проблеме, получить опыт моделирования в процессе совместной деятельности и общения. Создание индивидуальной модели здорового образа жизни школьника с учетом его личностных особенностей исследующий важный шаг в самоорганизации здорового образа жизни. Такую модель учащиеся разрабатывают самостоятельно и представляют преподавателю в качестве самоотчета.

Третье педагогическое условие ориентирования школьника  на здоровый образ жизни - логическое продолжение первых двух и предусматривает обогащение опыта здоровьесберегающей деятельности, выбор соответствующих педагогических действий, способов организации деятельности учащихся. Разрабатывая содержание данного педагогического условия, следует ориентироваться на активизацию ресурсов образовательного пространства школы.

Ориентирование школьников на здоровый образ жизни через реализацию совокупности педагогичесских условий, методов, приемов и средств информаационно-познавательного, эмоционального и креативно-деятельностного характера в регламентируемой и нерегламентируемой образовательно-воспитательной среде, ценностно-ориентированной  на  формирование физической культуры и здорового образа жизни учащихся, целенаправленно организуемой учителем физической культуры, может осуществляться в образовательном процессе средней школы и способствовать решению проблемы формирования здорового образа жизни ребенка.

         Таким образом, изучив данный  вопрос, можно выделить следующие  формы работы по укреплению  и пропаганде здорового образа жизни у учащихся:

 

- урок физкультуры  (ведущая форма физического воспитания в школе, в результате которого учащиеся получают представление об элементах каждого движения, его скорости, ритме и силе.

- проведение физкультминуток (они положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную систему, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы) (см. Приложение 2 и 3.)

- организация спортивных  соревнований, состязаний (повышает интерес учащихся к спорту,  интерес к здоровому образу жизни)

- проведение внеклассных  мероприятий по здоровому образу  жизни (способствуют расширению знаний учащихся о здоровом образе жизни, о вредных привычках) (см. Приложение 8)

- проведение подвижных  игр у учащихся (развитие двигательных навыков учащихся, укрепление дружеских отношений в коллективе, укрепление иммунитета). (см. Приложение 4)

- проведение танцевальных мероприятий (способствуют формированию правильной осанки, развивает пластику) (см. Приложение 5)

- туристические походы  и слёты (способствуют самостоятельности, принятию решений, работе в коллективе)

- посещение спортивных  секций, кружков (способствуют формированию, развитию личности, способствуют овладению учащимися различными видами спорта.)

Употребление школьниками  спиртных напитков, сигарет, наркотиков- вещь, к сожалению очень распространенная.Очень  легко работать со здоровыми детьми. Но нельзя забывать о детях , которые уже приобщились к вредным привычкам, они иначе сморят на эти вещи. Для работы с такими детьми лучше всего использовать групповые формы работы, такие как: «Конверт дружеских вопросов», «Белая ворона», которые способствуют гуманистическому воспитанию и приобщению детей к ЗОЖ..(см. Приложение 9)

2.2 Методическая разработка

школьной конференции по теме  «Здоровый образ жизни»

В последние годы отмечен  повышенный интерес населения к  собственному здоровью. Однако, обращает на себя внимание, что интерес к  собственному здоровью просыпается в зрелом возрасте, чаще всего уже тогда, когда организм можно только лечить. И вся информация, находящаяся в газетах, журналах, телепрограммах, направлена именно на это.

Крепкое здоровье нации  свидетельствует о стабильном и  устойчивом экономическом росте государства. Всем известно, что сохранить легче, чем построить заново. Это можно отнести и к состоянию нашего здоровья. Профилактика заболеваний, пропаганда здорового образа жизни должны занять доминирующее положение, что является одной из первейших задач работы Всемирной организации здоровья.

Для определения актуальности проведения такого мероприятия в  системе школьного физического  и валеологического воспитания учащихся мы провели анкетирование. По результатам  опроса ребят 11 – 14 лет (всего было опрошено 108 человек) 29,63% считают, что здоровье это «спорт», 23,15% считают, что здоровье это «полноценная, веселая жизнь», 21,3% говорят, что «здоровье – это когда мало или вовсе не болеют». На вопрос «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?» 60,19% опрошенных ответили: «Заниматься спортом», 25,93% посоветовали не пить, не курить, не принимать наркотики. Последним вопросом мы пытались выяснить, что каждый из опрошенных готов сделать для сохранения своего здоровья. Самое большее количество детей (42,6%) готовы заниматься спортом, 17,6% согласны делать «все, что нужно», возможно, не зная при этом, а что же на самом деле нужно, 13,9% готовы для сохранения здоровья закаляться, 13% - отказаться от курения и приема алкоголя.( см. Приложение 7) Обращает на себя внимание тот факт, что представления о составляющих здоровья разрозненны, не систематизированы, а ответы на последний вопрос не дают оснований верить, что отвечавшие действительно будут прилагать те усилия по сохранению своего здоровья, о которых говорят.

Предлагаемая конференция  призвана обратить внимание ребят на несоответствие между интересом  к здоровью и отсутствием реальных действий со стороны каждого человека по укреплению и сохранению собственного здоровья, а также создать условия  для возникновения потребности эти реальные действия осуществлять. (см. Приложение 6)

 

 

 

Заключение

 

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к  труду и обеспечивающая гармоническое  развитие личности. Наукой доказано, что долголетие и высокая трудоспособность невозможны без активного двигательного режима. «Самое дорогое у человека - это движение», - говорил И. П. Павлов. Движение - основа жизни.

В нашей стране сформирована система физического воспитания, занятия физической культурой и спортом проводятся в детских садах, школах, пионерских лагерях, лечебно профилактических учреждениях.

Занимающиеся находятся  под медицинским наблюдением, что  обеспечивает благоприятный эффект от тренировок. С чего же начинать? Конечно  же с твёрдого убеждения в необходимости занятий физ. упражнениями, борьбы за здоровье.

В процессе физических тренировок успешно укрепляется мышечно-суставный  аппарат, снижается масса тела, улучшается липидный (жировой) обмен, снижается  содержание в сыворотке крови холестерина и триглицеридов, артериальное давление, улучшается функция центральной нервной системы, кровоснабжение в сердечной мышце, повышается переносимость больными физических нагрузок, улучшается толерантность к нагрузке, кроме того, наступает выраженный закаливающий эффект, укрепляется сопротивляемость организма к различным экстремальным воздействиям и так далее.

При систематических  занятиях физической культурой и  спортом происходит непрерывное  совершенствование органов и  систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.

Мышцы составляют от 40 до 56 % массы тела человека и вряд ли можно ожидать хорошего здоровья если добрая половина составляющих организм клеток не получают достаточного питания и не обладают хорошей работоспособностью.

Занятие физическими  упражнениями также вызывает положительные  эмоции, бодрость, создаёт хорошее  настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший «вкус» физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятием ими.

Поэтому значение физической культуры в развитии здорового образа жизни школьников огромно. Однако недостаточно опираться только на знание морфофункционального воздействия занятий физической культурой на организм школьника. В современных условиях очень важно мобилизовать все педагогические и социальные ресурсы школы для формирования здорового образа жизни и валеологической культуры учащихся.

Важнейшими по своей  значимости являются следующие педагогические ресурсы  по поддержанию ЗОЖ учащегося:

1. Административный ресурс (разработка соответствующих программ, планирование здоровьесберегающих  мероприятий, пропаганда ЗОЖ,  поддержка, контроль).

2. Ресурсы учебно-воспитательного  процесса (например, введение факультативного курса о ЗОЖ, использование возможностей физкультурного образования, организация физкультурно-оздоровительных мероприятий, культурно-массовые и досуговые формы работы); использование возможностей регламентированного (формы учебных занятий) и нерегламентированного образовательного пространства (различные формы внеучебных занятий) совместной деятельности субъектов образовательного процесса школы.

3. Медицинское обеспечение  (медицинский осмотр учащихся, диагностика  состояния их здоровья, профилактика, медицинское сопровождение).

Учитель физической культуры должен информировать учащихся  о работе школы в данном направлении, участвовать с ними в различных  мероприятиях, поддерживать их в реализации ЗОЖ. Выбор форм и методов организации  деятельности школьников на этапе обогащения соответcтвyющими знаниями включает консультации педагога, участие школьников в физкультурных, культурно-массовых мероприятиях, досуговых формах работы, что способствует их приобщению к здоровьесберегающей деятельности, обогащению креативно-деятельностного опыта, проявлению активности и самостоятельности в организации собственного ЗОЖ.

Хотелось бы подчеркнуть, что, насколько неоспорима роль физической культуры и спорта в поддержании  и восстановлении здоровья человека, ребенка, настолько же неоспорима роль школы в процессе активизации физкультурного и валеологического образования подрастающего поколения не только в Казахстане, но и повсеместно. И хотя на проблемы здоровьесбережения детей и юношества постоянно обращается внимание как педагогов, так и ученых, научная, а особенно практическая значимость этой проблемы  не будет снижаться из-за постоянного роста отрицательных воздействий на здоровье нашего общества. Поэтому важно помнить, что роль физической культуры в процессе поддержания здоровья крайне велика, но все же она не исчерпывает всей глубины вопроса – подход к здоровьесбережению человека должен быть комплексным, направленным на решение не только личностных, физиологических, культурных, но и экологических и социальных проблем. Здоровьесбережение должно стать целью нашего общества.

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации учителям начальных классов:

 

1. Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества;

2.Здоровый образ жизни связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей;

3. От сформированности  и закреплении в сознании и навыков здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности;

4. Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ у самих взрослых, в том числе и у учителей;

5. Действия учителя в школе должны быть направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать;

Информация о работе Здоровая нация- будущее Казахстана