Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:09, дипломная работа
Целью исследования является изучение воспитания старшеклассников путем формирования этнокультурных ценностей.
Задачи исследования:
Теоретический обзор источников ученых-исследователей в области этнопедагогике ближнего и дальнего зарубежья, а также отечественных деятелей;
Рассмотрение основополагающих теорий этнокультурных ценностей в этнопедагогике.
Подбор и составление экспериментальной методики (анкеты).
Проведение диагностической работы (анкетирования).
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….. стр. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Общечеловеческие основы этнопедагогики и
ее закономерности воспитания ………………………………….. стр.6
Влияние народной педагогики на педагогические взгляды
выдающихся казахских просветителей ……………………….. стр.20
Этнические ценности между тенденциями глобализма
и антиглобализма ……………………………………………….. стр. 26
1.4. Структура ценностных измерений этноса в период существования
этногосударственных образований ………………………………стр.31
ГЛАВА 2. ЭТНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ
КАЗАХСКОГО НАРОДА
2.1. Казахские народные традиции семейного воспитания
и роль старшего поколения в воспитании детей ……………….. стр.37
Роль казахского народного творчества в воспитании
подрастающего поколения ………………………………………. стр. 50
Коллизии между традиционными казахскими ценностями
и ценностями, привнесенными извне …………………………… стр. 74
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1. Описание методики ………………………………………………… стр.77
2.2. Результаты исследования ………………………………………….. стр. 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. стр.82
ЛИТЕРАТУРА ………………………
Очень большое внимание казахи уделяли воспитанию в детях любви к своей Родине, своему народу, отсюда такое большое количество пословиц и поговорок, раскрывающих одно из самых высоких нравственных чувств - патриотизм: «Родная земля - золотая колыбель», «Не видеть добра гусю -, покинувшему озеро родное, не видать счастья молодцу, оставившему край родной», «В здравом уме родин)' не покидают» и др. Пословицы и поговорки раскрывают суть и таких нравственных категорий как совесть, честь, стыд: «Если умен - честь береги», «Без совести и чести шагу не ступишь», «Стыд сильнее смерти», «Тело - жертва души, душа- жертва чести» и т. д. Много у казахов пословиц и поговорок о превосходстве красоты душевной над внешней: «Красив не тот, кто телом красив, а тот, кто душой».
Народ первостепенное значение придавал физическому воспитанию. Пословицы и поговорки рассматривают различные его аспекты. Например, о значении здоровья: «Первое богатство - здоровье», о гигиене как основе здоровья: «Чистота ~ основа здоровья, здоровье - основа богатства»; о труде, как основном средстве укрепления здоровья:
«От дождя земля цветет, от труда джигит мужает», о необходимости душевного спокойствия как основы здоровья: «Душа заболит - тело сохнет, печаль навалится - душа сохнет» и т.д.
Народная мудрость содержит и указания- о том, каким должно быть воспитание, о его средствах: «Душа слову раскрывается, а без него грязью зарастает», «К счастью ключи к труде», «Нет озера без лягушек, человека без ошибок»,
Можно долго говорить о положительном воспитательном значении пословиц и поговорок, но необходимо критически относиться к ним, так как не все они имеют прогрессивное значение. Очень правильно и объективно рассуждал об этом великий казахский поэт и мыслитель А. Кунанбаев в «Словах назидания» (39 слово), он пишет: «У казахов немало толковый, дельных пословиц, но есть и такие, что не выдерживают не только божьей, но и людской оценки, Говорят: «Будь беден, но и не теряй чести». Справедливо сказано. Ибо, потеряв честь, человек обрекает себя на жалкое существование. Нет ничего унизительного, если тебя призывают к самому тяжкому, мучительному, но честному труду. Не все мужественны, и не каждый откликнется на зов. Достойные вступают, на путь борьбы, недостойные выбирают безделье и попрошайничество. Говорят ещё «Умением можно и снег разжечь», «Умелой просьбой все возьмёшь». Эти пословицы заслуживают божьей кары. Чем жить в унизительных поисках снов, способных разжалобить скрягу, или ломать голову над тем, как «снег разжечь», не лучше ли просить достатка у земли или надеяться на свой труд? Бытует пословица: «Если ты безвестен, то подожги поле». Но какой прок от славы, добытой злодеянием? Есть, и такая пословица: «Чем сто дней слоняться выхолощенным верблюдом, лучше один безумствовать бурой». Но что толку от однодневной безумной страсти, которая сгибает твое тело? Говорят: «Золото собьет с пути и ангела». Приношу этих людей в жертву ради святого ни к чему (они хотят) имени ангела. Зная, что золото ангелу ни к чему, они хотят ссылкой на него оправдать свои жульничества, рождаемые завистью. «Богатство слаще отца и матери, но жизнь дороже дома, полного золотом». Разве негодяй, для которого богатства дороже родителей, способен ценить свою жизнь? Нет, конечно. Но какая подлость - менять отца с матерью на богатство. Мучительным ли трудом или легко, родители обзаводятся скотом и наживают добро с одной лишь мыслью: оставить его детям. И, продавая родителей за богатство, человек совершает преступление перед самим богом. Надо быть предельно осторожным в обращении с пословицами, рожденными невежеством людей.
А вот что пишет Абай в «Пятом слове»: Когда грудь полна, печали, человек не владеет собой. Языком - тем более. Я видел казахов, которые умоляли: «О, аллах! Сделай нас беззаботными, как младенцев». Почему взрослость обернулась для казахов тяжестью? Какая забота согнула их? Горе их можно узнать по нескольким пословицам. Вот они: «Если жить тебе полдня, запасись едой на день», «Бедному и родной отец - обуза», «Человеку скот дороже жизни», «У имущего лик светел, темен он у нищего», «Храбрец и волк сыты в пути», «Прав тот, кто владеет добычей», «Берущая рука привыкает и отдавать», «У щедрого нет врагов», «Кто не почитает богача, тот отвернется и от бога», «Если голоден, скачи в дом, где идут поминки», «Не живи у озера, где нет рыбы, не живи в ауле, где не знают милосердия». Разве говорится в этих, пословицах о мире, науке, знаниях и справедливости? Кто уверен, что из-за скота подобные люди не обворуют даже родного отца? Так чем же взрослый мудрее младенца? Ребёнок боится огня, а взрослому, выходит, не страшна и божья кара. Дети, когда им стыдно, готовы провалиться сквозь землю, а взрослые, насколько я знаю, в такие минуты даже глаз не прячут. Они готовы отречься от тебя, если ты будешь отличаться от них, И это мой народ, который я люблю и к сердцу которого ищу тропу.
Анализ содержания казахских пословиц и поговорок свидетельствует, что в их применении надо учитывать, какое смысловое и воспитательное значение они имеют.
Наряду с пословицами и поговорками большое воспитательное значение имеют сказки. Сказки имеют долгую и интересную историю. Исследования последних, лет показывают, что первые сказки возникли свыше 10 тысячелетий назад. Это были бытовые сказки и сказки о животных. Около 5 тысячелетий назад появились первые волшебные и волшебно - богатырские сказки. Необыкновенные приключения персонажей, чудесные превращения, волшебные помощники и чудовища, которых побеждает герой,- все это унаследовано из развитой мифологии и связанных с нею легенд, преданий и бытовых рассказов о необыкновенных случаях из жизни наших далеких предков.
К.Д.Ушинский видел в народных сказках первую попытку создания народной педагогики. Сказки являются важным средством умственного, нравственного воспитания, формируют уважение, и любовь к труду и человеку труда, убеждение в необходимости сочетания красоты физической с духовной.
Сказки - замечательный образец устного поэтического творчества казахского народа, страницы его истории, отражающие быт, обычая, нравы и традиции степного кочевника, заключающие в себе драгоценные жемчужины народной мудрости, остроумия, находчивости, душевной щедрости. Казахская народная сказка также откликается на самые разнообразные явления жизни. Есть скачки о животных, фантастические, богатырские, бытовые, сатирические, сказки - анекдоты.
Любят в казахском народе и эпос (батырлар жыры) - поэтические сказания о батырах. Из сказок мы узнаем о тяжелом непосильном труде народа,, о его вековой ненависти к своим угнетателям, о героической борьбе с чужеземными захватчиками. Во всех сказках высмеиваются тупость, алчность и беспредельная жадность биев, прославляются мудрость, героизм и простота бедняков.
И какова бы не была тематика сказок, всегда добро одерживает победу над злом, всегда торжествуют справедливость и правда. Казахские сказки выразительны, лаконичны, читаются с большим интересом, И делятся по своему содержанию: волшебные, бытовые, сатирические. В волшебных сказках наряду с чисто волшебными повествованиями можно обнаружить космогонические, генеалогические сказания, предания, легенды. Например, о таком таинственном демоническом существе, как Жезтырнак, нередко в обличии женщины с медными ногтями, «сводившей с ума путников не раз». К волшебным сказкам относятся сказки: «Чудесный сад», «Джигит и волчица»,. «Сорок сыновей Ауэзхана», «Жайык и Едиль» к многие, многие другие. В них присутствуют элементы волшебства, колдовства, предсказания. Они так и называются - волшебные.
Бытовые сказки - сказки о нравах, традициях, быте и жизненном укладе казахского народа. «Мудрый Аяз», «Жиренше и Байке», «Меткий стрелок» s «Мудрый Жирейте «красавица Карашаш» и др.
В сатирических сказках много юмора, едкого сарказма и фантазии. Популярным героем сатирических казахских сказок является Алдаркосе - острослов, шутник, который ловко проводит своих противников, главным образом баев, представителей власть имущих. Алдаркосе - щедрая душа, готов помочь, протянуть руку тем, кто в нем нуждается. Руку помощи другу, но не врагу. Он может быть хитрым, острым на язык с теми, кто этого заслуживает. «Аддар-Косе и скупой друг». «Алдар-Косе и Алаша- хан», «Бай Утежан и Алдар-Косе» и др.
Несколько особо стоят народные предания. Многие из них рассказывают о происхождении местных гор (предания «Гора Бори -Тастаган», «Чубар-от»), урочищ («урочище Чай-Койган»), рек («Или и Каратал»). Предание «Шойтае-шал» излагает историческое событие из жизни кочевников Оренбурге»»; степей; борьбу казахского народа за свою независимость. Об аналогичном событии рассказывает и предание об «Урочище Чай-койган». О том, как часто казахи- кочевники гибли в безводной степи, повествует .предание «О колодцах Адам кырылган».
Народные предания, как и сказки, дают не только интересные сведения о том или ином уголке края, но и нравами, бытом, общественными отношениями, думами и чаяниями народов.
Выдающимся памятником устного народного творчества является «Кырык отерек» сорок небылиц, неподдающиеся до сих пор точному переводу с казахского на русский и другие языки.
….Жесток нрав ханов - властелинов. Один из них то ли из-за безделья, то ли из-за честолюбия извещает своих подданных, что тот, кто составит неправдоподобный рассказ и споёт сорок куплетов стихов- небылиц собственного сочинения, будет достоин руки его единственной дочери и сына великого визиря. Многие сложили головы из-за малейшего правдоподобия сказанного. И лишь мальчик - паршивец, покинутый всеми пастушок, выходит победителем из этого испытания и вознаграждается за ум, находчивость, за сорок своих небылиц.
Эпос - буквально: слово повествование. Возникновение эпоса относится к древнейшим временам. Эпос - это история народа, рассказанная им самим. Вот почему эпос дает наиболее полное и яркое представление о народных идеалах и устремлениях: ведь здесь раскрывается народное понимание истории, оценивается место человека в жизни, в борьбе за историческую справедливость. Многочисленные эпические сказания и песни казахского народа разделяются на два вида: эпос героический и социально-бытовой.
Основная тема героического эпоса - борьба с врагами родной земли. Единение народа по принципу «нет житья без единения»- главная цель всех без исключения героических сказаний, главными персонажами которых выступают батыры - выходцы из народа, которые растут не по годам, с детства проявляют богатырскую мощь, ставят целью жизни защиту родного народа от посягательства внешних врагов. Ил жёны оказываются в роли умных помощников, советчиков, как. например, Кортка в «Кобланды», Акжунус в «Ер-Таргыне», наравне с мужьями разделяют все невзгоды жизни, ведут борьбу. Герои терпят невероятные трудностями - лишения, но в конце концов выходят победителями. Оки решительны, благородны и снисходительны, когда того требуют обстоятельства. Большинство героических эпосов имеет хороший конец. Победа за тем, кто чист сердцем, душой и помыслами, торжества добра над злом, справедливости, любви.
Социально-бытовой эпос богат и многообразен. Часть его («Козы-Корпеш и Баян-Сулу») древнего происхождения, часть появилась в 15-18 вв. (Кыз -Жибек), а часть и того позднее. Например, эпос «Айман-Шолпан» был создан в 19 веже. В социально-бытовом эпосе говорится о мирной жизни казахского народа, его повседневном быте. Между эпосом героическим и социально-бытовым нет резкой границы; героические мотивы нередки в эпосе любви, а в эпосе героическом рядом с батырами обычно находятся их верные подруги. В народе тот и другой виды называются словом - «жыр». Эпос имеет песенную форму и сказывается речитативом, в сопровождении домбры. Эпос складывался веками. Сказания о борьбе с иноземными захватчиками возникали у племен, из которых впоследствии образовался казахский народ- усуней, канглы, конратцев, кереев, кипчаков. Вот почему герои казахского эпоса - разного происхождения: Кобланды - родом кара-кипчак, Алпамыс- из племени конрат, Камбар- из ногайлы. Но все батыры, для которых главное в жизни - любовь к родине и родному народу.
В казахском фольклоре поэзия, стихи и музыка неразрывно связаны. Музыкальное творчество также обладало большим воспитательным воздействием на подрастающее поколение. Казахский самобытный музыкальный язык культура устной традиции, стала формироваться со времени образования казахской национальности. В разных по содержанию и жанрам песенных и инструментальных произведениях (кюях) находила отражение жизнь народа на всех этапах его истории, трудовая деятельность, общественная и семейная жизнь. Песни и кюи являлись одним из средств передачи традиций семенного уклада и общественных устоев аула, эпических сказаний и исторических событий, поучительных примеров. Нередко текст песни содержал многовековой опыт по разведению скота-главного источника существования кочевого народа. Песни и кюи прославляли батыров, ловчих птиц, быстроногих скакунов. Песни сопровождали людей во всех сферах их жизни. Песнями аксакалы благосдавляли откочёвки аз/лов со стадами на джайляу и возвращения в кыстау (зимовки). Песней или кюем предварялись совещания старейшин рода, а в случае необходимости звонкоголосые хабарши (вестники, глашатай) речистым распевом сообщали жителям важные новости. Женщины, напевая, устанавливали юрты, пели, когда доили, взбивали шерсть, пряли нитки, ткали ковры, катали кошмы. Песни и кюи звучали в походах, на свадьбах, вечеринках молодежи, в детских играх, при исполнении похоронных ритуалов. Песней (жубату) - утешением выражали сочувствие семье, которую постигло горе, песней суюнши (подарок) сообщали радостные вести.
Даже обучение детей грамоте и арифметике, редкое в аулах, проводили путем распева букв, слогов и чисел на определенные мелодии. Традиционным видом, исполнительства являлось сольное пение, сопровождаемое игрой самого певца на домбре, кобызе.
Унисонное хоровое пение звучало на играх молодежи, хором исполняли свадебные песни и кюи. Народ предпочитал и любил такие произведения, в которых художественно отражалась реальная жизнь. Странствования профессиональных деятелей музыкального искусства по аулам помогло им познать жизнь народа, его думы и чаяния, обогащать злободневными темами репертуар народа. Народ уважал и поддерживал их материально, в случае необходимости укрывал от преследований власть имущих. Считалось большой честью для хозяина, если акын или певец останавливались в его юрте, и тогда по вечерам в ней собирались жители аула, чтобы послушать его песни и узнать новости от много повидавшего человека.
Яркой, поэтической одухотворенностью, искренностью радостных переживаний отличаются песни свадебного обряда. В лирических песнях родного края, отражаются страдания молодых людей, разлученных из-за экономического и социального неравенства.
Информация о работе Воспитание старшеклассников путем формирования этнокультурных ценностей