Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:09, дипломная работа
Целью исследования является изучение воспитания старшеклассников путем формирования этнокультурных ценностей.
Задачи исследования:
Теоретический обзор источников ученых-исследователей в области этнопедагогике ближнего и дальнего зарубежья, а также отечественных деятелей;
Рассмотрение основополагающих теорий этнокультурных ценностей в этнопедагогике.
Подбор и составление экспериментальной методики (анкеты).
Проведение диагностической работы (анкетирования).
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….. стр. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Общечеловеческие основы этнопедагогики и
ее закономерности воспитания ………………………………….. стр.6
Влияние народной педагогики на педагогические взгляды
выдающихся казахских просветителей ……………………….. стр.20
Этнические ценности между тенденциями глобализма
и антиглобализма ……………………………………………….. стр. 26
1.4. Структура ценностных измерений этноса в период существования
этногосударственных образований ………………………………стр.31
ГЛАВА 2. ЭТНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ
КАЗАХСКОГО НАРОДА
2.1. Казахские народные традиции семейного воспитания
и роль старшего поколения в воспитании детей ……………….. стр.37
Роль казахского народного творчества в воспитании
подрастающего поколения ………………………………………. стр. 50
Коллизии между традиционными казахскими ценностями
и ценностями, привнесенными извне …………………………… стр. 74
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1. Описание методики ………………………………………………… стр.77
2.2. Результаты исследования ………………………………………….. стр. 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. стр.82
ЛИТЕРАТУРА ………………………
Особое место в воспитании Абай отводил родному языку, в котором отражаются национальная самобытность, история, душа, характер народа. Однако при этом не исключается необходимость и важность изучения других языков, позволяющих приобщиться к культуре других народов, расширить умственный кругозор молодого человека. Отношение к окружающей действительности и внутренний мир поэта с наибольшей полнотой и непосредственностью выразились в его лирике. В поэзии Абая нашли отражение разнообразные картины народной жизни просторы степей, жизнь и быт казахского аула, летние кочевья, подготовка к зиме, соколиная охота. Здесь и внутренний мир людей разных поколений, разные характеры. Абай любил свой народ, ему было дорого все, чем он жил, к чему стремился. В пору своего творческого расцвета Абай создаёт ряд лирических произведений огромной социальной, художественной и педагогической значимости. Поэт осуждает пороки современного ему казахского общества, раздираемого межродовой борьбой, распрями. Он обрушивается на алчность, беззаконие богачей и властвующих чиновников. в стихотворении «О казахи мои, мой бедный народ!» Поэт с болью в душе говорит о том, что в степи нет единства, порядка - везде разлад, из-за денег и власти кипит вражда. Поэт обращается к народу:
«О казахи мои, мой бедный народ! Жестким усом небритым прикрыл ты рот. Кровь на правой щеке, на левой-жир... Где же правда? Твой разум не разберет» [24,12].
Обнажая социальные противоречия, поэт - реалист смело обличает корыстолюбие и подлость правящей верхушки. От него ждать нечего, сила народа – в нем самом:
Всякий подлый, чванливый и мелкий сброд.
Изуродовал душу твою народ.
Не надеюсь на исправленье твое.
Коль судьбу свою в руки народ не берет" [24,36].
Абай
выдвигает гуманистическую
Несмотря на то, что Абай ограничивался пропагандой просветительских идеалов, призывал к честному труду, будучи не в состоянии подняться до осознания революционных преобразований, его идеи о трудовом и нравственном воспитании имели большое значение для формирования мировоззрения последующих поколений. На формирование педагогических взглядов Абая оказали влияние прогрессивные традиции общей и педагогической культуры древнего Востока, западной и русской педагогической мысли XIX столетия, но при этом они были самостоятельными, самобытными.
1.3. Этнические ценности между тенденциями
глобализма и антиглобализма
В целом глобализация представляет собой сложный, дифференцированный и противоречивый процесс, «ее нельзя понимать чисто технически и количественно. Она должна быть связана с глубинными духовными преобразованиями в мире, качественными изменениями общественных отношений, форм жизни. Она не может состояться как завоевания мира.. Глобализация. если ее понимать серьезно и ответственно, как новый духовный синтез в масштабах всего человечества, предполагает качественное изменение самого способа общественного существования, публичной жизни. Это превращение много в одно. Но есть вещи, которые могут существовать только во множественном числе – личность, семья, нация, государства». Модернизация не западных стран за последние три столетия в значительной степени отмечена не приспосабливанием рыночной экономики и социальной инфраструктуры к специфическим ориентациям и формам поведения, принятым в других культурах, а растущими разрывами в устоявшимся и жизненно важных системах ценностей, смыслов и структур. Трансформировалось отношение национальной элиты к своему народу: во все времена элита являлась голосом нации, выражала по – сыновьему ее глубинные интересы, сегодня же элита, переориентирована на глобальные приоритеты, перестала быть полпредом нации и ее голосом. Прав Российский философ А.С.Панарин, отмечал в своей работе «народ без элиты: между отчаянием и надеждой», что сегодня новая элита изначально не отождествляет себя с «этим» народом: ее «мы» больше относим к международным центрам власти – интернационалу глобализма, чем к туземному населению. Она держит капиталы, имеет виллы, учит своих детей – не в этой стране. Соответственно, судьба этой страны ее менее всего интересует. «…В той мере, в какой глобализирующиеся элиты рвут со своими народами, они рвут и с продуктивной экономикой и с подлинным творчеством. Глобальная среда, рекрутируемая по критерию легкости и свободы от усилий, неминуемо становится паразитарной. Элиты, пожелавшие порвать со всем трудным и обременительным, дистанцируются не только от народов, но и от сферы настоящего творческого профессионализма. Глобалистская элита ускользает из реальности в гедонистическое зазеркалье».
Сопротивляться глобализму на силовой основе мог бы мобилизованный национализм, вооруженный одной из фундаменталистских идей. Однако в постсоветском Казахстане монолитная националистическая идеология или сколь-нибудь заметное национальное движение не могли возникнуть. Объясняется это тем, что в ХХ веке лучшие сыны нации подвергались истреблению, а ныне господствующая элита слишком далеко зашла по пути глобализации, и ее представители уже чувствуют себя внутренними эмигрантами в собственной стране. Отсюда по А.С. Панарину, «требуется появление новой элиты, озабоченной вовсе не тем, чтобы соперничать с нынешней и занять ее место. Задача этой элиты – формирование нового ценностного кодекса эпохи, альтернативного кодексам прогресса, успевшего обрести расистские черты… Настоящая элита – страж и пестователь духовного начала, и ей дано открыть человечеству такие перспективы, которые в иных измерениях остаются закрытыми. Россия, ставшая эпицентром разрушительной работы глобалистов , не может выжить, не открыв этих новых перспектив, не воплотив альтернативный глобализм демократических низов»[23,с218-219]. Глобализационный процесс ведет к структурной дифференциации мира, видоизменяет его плюрализм и картину взаимодействия культур: этносы по большей части не обогащает друг – друга, а взаимопоглащаются, культуры не получают импульса для самораскрытия, а нивелируются, не коэволюционируют, сотрудничая, а унифицируются. Отсюда глобализация предстает как утверждение одной ветви цивилизации в качестве универсальной, как попытка ассимиляции через подавление, разрушение, разложение другой ветви. При этом результат может быть катастрафическим для обеих ветвей цивилизации. Если, универсализация, пусть в неявной форме, предполагала субъекта происходящего процесса, то глобализация подчеркивает резкое снижение, если не полную утрату контроля над процессами и событиями. Глобализация описывает процессы, представляющимися самопроизвольными, стихийными и беспорядочными , акцентирует внимание на том, что с нами происходит, в то время как универсализация – на том, что мы должны сделать»[7;с.XVI].
Антиглобалисты пытаются построить культуру на идеях самобытности и национальной исключительности. Антиглобалисты борются за хозяйственную, культурную самодостаточность тех стран и народов, которые они представляют. Они отстаивают локальные ценности, хотят жить по- старому Антиглобализм хочет законсервировать самобытность (а стало быть – определенность друг от друга). Всех мозаичных культур и этносов на Земле, поставить некий предел межкультурным, универсально – всеобщим и общечеловеческим импульсам их развития. Это детерминация прошлым» [36;с.157].
Система ценностей как ядро социокультурного строя не только определяет различия между цивилизациями и, соответственно, культурами, но и выступает основой межэтнической интеграции, диалога, общение и взаимодействия между ними. Так, одни народы и их культуры в зависимости от исторического этапа развития, от в значительной степени генетически обусловленных особенностей характера (народного духа) ориентированы преимущественно на должное, на сверхъестественное (религию), сакральное и иррациональное (Восток), другие на сущее, естественное (науку), светское и рациональное (Запад). В нижеследующей таблице показаны социально – психологические доминанты в структуре ценностей разных культур. [26,с.146-147].
Имеют первостепенное значение:
Западные культуры: иидивидуальность, иерархизм, мужественность, деньги (богатство), пунктуальность, первенство, спасение, помощь, активность, настойчивость, уважение молодежи, цвет кожи (национальность), равенство женщин, человеческое достоинство, эффективность, качество, религия, образование, непосредственность.
Восточные культуры: материнство (женственность), иерархия, мужественность, мощь государства, мир, скромность, карма, коллективная ответственность, уважение старших, гостеприимство, сохранение среды, цвет кожи, национальность, святость пахотной земли, патриотизм, авторитаризм.
Мусульманские культуры: иерархия, мужественность, коллективная ответственность, уважение старших, патриотизм, религия, авторитаризм.
Имеют значение 2 -ой степени важности:
Западные культуры: материнство, патриотизм, авторитаризм.
Восточные культуры: уважение к молодежи, равенство женщин, человеческое достоинство, образование, непосредственность.
Мусульманские культуры: материнство (женственность), мощь государства, богатство (деньги), скромность, спасение, помощь, активность, настойчивость, уважение молодежи, цвет кожи, национальность, человеческое достоинство, образование, непосредственность.
Значение третьей степени важности.
Западные культуры: мощь государства, мир, сохранение среды.
Восточные культуры: индивидуальность, богатство (деньги), пунктуальность, активность, настойчивость, эффективность.
Мусульманские культуры: пунктуальность, эффективность, качество.
Не столь существенны:
Западные культуры: скромность, ответственность, уважение к старшим, гостеприимность, святость пахотной земли.
Восточные культуры: спасение, помощь, первенство.
Мусульманские культуры: индивидуальность, мир, карма, первенство, сохранение земли, святость пахотной земли, равенство женщин.
Анализ
социально – психологических
доминант и ценностей в различных культурных
системах показывает, что национальное
и культурная идентичность сохраняется.
Сказывается то, что люди различных культур
и цивилизаций имеют различные взгляды
на отношения между Богом и человеком,
гражданами и государством, родителями
и детьми, мужем и женой, права и ответственность,
свободу, равенство и иерархию. Гармония
не есть единообразие: она всегда является
переплетением различных мотивов, каждый
из которых имеет собственное звучание,
и именно этим звучанием поддерживает
общую мелодию. Что особенно важно – ведь
цивилизация, определяющая человеческую
жизнь в терминах стяжания богатства и
силы, не создает возможностей для осмысленной
жизни, которая могла удовлетворять глубокие
человеческие требования, подрывает культуру,
а ориентация на бесконечный экономический
рост может разрушить жизнь на Земле
за очень короткий срок. С другой стороны,
жизнь человека не сводится к материальному
существованию, Это, прежде всего, поиск
смысла, внесение смысла. Сама индивидуальность,
единичность, особость, оригинальность
и суверенность утверждаются через свободу
самоформирования. Этот сложный, исторически
индивидуализированный процесс самоформирования
через свободу индивида, лежит в основании
неповторимости, самобытности и динамичности
культуры этноса и ее ценностей.
Стремление Казахстана войти в одну из 50 успешных стран мира не означает, что все должны включиться в бездумную потребительскую гонку. Казахстан должен стать оплотом справедливости как внутри, так и вовне страны, решать наболевшие экономические проблемы, сохранять высокие культурные традиции, и люди должны жить не просто комфортно, а со смыслом и заботой друг о друге. Для этого нужны новые социальные проекты и идеалы, и неустанная борьба с наступлением пошлости, эгоизма, прагматизма, низводящих человека до фрагментарного и машинообразного состояния. Наблюдаемый сегодня духовный кризис нельзя одномерно связать с трудностями переходного периода. Как никогда сегодня необходимы внутренняя культура, устойчивость ее мировоззренческих основ, духовного содержания. Эти проекты должны ориентировать на то, что отношения полезности не являются личностными, а чисто вещными, что западная цивилизация свободна поверхностно, ибо привязывая индивида к миру вещей и вещных отношений, делает его рабом, разрушает не только сознание, но глубокие образования психики. Спасение непреходящих ценностей нашей социальной и культурной жизни требует от нас подвига творчества и гражданственности. Следуя примеру автора работы «К вечному миру» И.Канта, в эпоху войн революций, современные философы должны придать глобализации смысл, которого она при сегодняшней неравномерности не имеет: в условиях нестабильности инициировать возрастание роли таких ценностей, как международное сотрудничество, единство, сплоченность человечества» [25;с.60].
Информация о работе Воспитание старшеклассников путем формирования этнокультурных ценностей