Воспитание старшеклассников путем формирования этнокультурных ценностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:09, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение воспитания старшеклассников путем формирования этнокультурных ценностей.
Задачи исследования:
Теоретический обзор источников ученых-исследователей в области этнопедагогике ближнего и дальнего зарубежья, а также отечественных деятелей;
Рассмотрение основополагающих теорий этнокультурных ценностей в этнопедагогике.
Подбор и составление экспериментальной методики (анкеты).
Проведение диагностической работы (анкетирования).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….. стр. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Общечеловеческие основы этнопедагогики и
ее закономерности воспитания ………………………………….. стр.6
Влияние народной педагогики на педагогические взгляды
выдающихся казахских просветителей ……………………….. стр.20
Этнические ценности между тенденциями глобализма
и антиглобализма ……………………………………………….. стр. 26
1.4. Структура ценностных измерений этноса в период существования
этногосударственных образований ………………………………стр.31
ГЛАВА 2. ЭТНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ
КАЗАХСКОГО НАРОДА
2.1. Казахские народные традиции семейного воспитания
и роль старшего поколения в воспитании детей ……………….. стр.37
Роль казахского народного творчества в воспитании
подрастающего поколения ………………………………………. стр. 50
Коллизии между традиционными казахскими ценностями
и ценностями, привнесенными извне …………………………… стр. 74
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1. Описание методики ………………………………………………… стр.77
2.2. Результаты исследования ………………………………………….. стр. 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. стр.82
ЛИТЕРАТУРА ………………………

Работа содержит 1 файл

Формирование.doc

— 625.50 Кб (Скачать)

     1.4. Структура ценностных измерений этноса в период существования этногосударственных    образований

     «Каждый этнос отличается своими нравами, т.е. особыми коллективными представленниями о тех трансценденционных ценностях (Бог или супер – эго), ради которых можно и должно  послушаться собственным эгоизмом …вплоть до самопожертвования»[32;с.317-318].Э.Гелленер прав, говоря, что «не нации создают национализм, а национализм создает нации». Нельзя не согласиться  с Ю.М. Бородаем, утверждающим, что сам  по себе «этнос не нуждается в государственности, поскольку этническое  единство исходно основывается  не на  искусственно сконструированных рациональных юридических нормах, но на самобытных стихийно сложившихся обычаях и присущих данной общине бессознательных представлениях – архетипах». «Нельзя искусственно сконструировать…этнос – природную, естественную общность – посредством  административного творчества, путем установления каких-нибудь особых государственно – правовых норм, касающихся данной избранной группы людей…Вводимые государством всеобщие юридические нормативы могут сдерживать специфические этнические реакции, но не они  составляют их существо… Государственное самоопределение – это святое право только и только нации. Но в отличие от локальных, замкнутых на себе этносов первый важнейший  признак нации заключается в том, что она исходно, по природе своей полиэтнична, или точнее надэтнична. К этому необходимо добавить,  что  секрет национального  единства  заключается отнюдь не просто в политическом, т.е. принудительном  объединении разнородных этнических элементов в рамках единого государства».

     По  мнению казахстанских ученых на территории Казахстана выделяются четыре эпохи этнополитогенеза:

  • Эпоха потестарной организации совместного бытия степняков – предков казахов (неополитическое отношение, основанные на личной зависимости) 7 – 3 вв.до н.э. по 4 – 8 в. н.э.
  • Эпоха династической казахской государственности. Конец  15 века (становление внешнеполитической  правосубъектности) казахского государства.
  • Эпоха конституционной эволюции Казахстана к государственному Суверенитету.
  • Эпоха суверенного государственного развития Р.К. в мировое сообщество государств солидарных наций». [16;с.9-10]

     То  есть на территории Великой степи  государственные образования –  племенные союзы, каганаты  возникли значительно раньше, чем в Европе. Эти Государства имели все  признаки развитого политического  и социального организма – систему правления, не только народное ополчение, но некоторые  из них и регулярную армию,  усовершенствованный фискальный надзор,  развитую дипломатию, письменность,  возникшую на территории Казахстана еще в сакские времена.

     Казахский патриотизм эпохи этнократий был достаточно сложным образованием: казахи считали себя частью тюркского народа,  объединенными не только властью этнократии, но и общим происхождением и историей. Здесь присутствовала гордость за весь тюркский народ, который под предводительством  Чингизхана , завоевал огромные территории,  чья воинская отвага  наводила ужас и страх, и наконец , это  была  гордость за феномен кочевой демократии  и институт обычного права,  национальные модели социального развития. Тогда же понятие «Атамекен» (земля отцов) приобрело статус значимой ценности, ради которой светские  и духовные власти требовали от всех безусловного  самопожертвования. Все поданные  государства должны  были не жалеть своей жизни во имя защиты Родины. Ключевым моментом  становления этнического самосознания казахов  явились войны  с джунгарами, когда  сформировался ненавистный образ коварного врага – захватчика,  окрепли вера и ценности  этнической общности.

     История свидетельствует, что этногосударственные  образования, образованные по этническому признаку не могли удерживаться  в течение длительного времени. Устойчивости этногосударственных образовананий  с  необходимостью предшествовали  изменения в  мировоззрении носителей  этнического сознания  в сторону увеличения толерантности  большой этнического группы  по отношению к малым Этническим группам, признание плодотворности ценностей мирного диалога по сравнению с насилием. Исключительно  силовыми способами, путем покорения чужих наций и этносов созидались древние деспотические этнократии, позднее империи.

     Различаю  три стратегии межэтнического поведения, которые вырабатывают тот или иной этнос,  стремясь сохранить себя как целостность. Первая – стратегия изоляции. Она заключается в стремлении этноса к образованию моноэтнической среды обитания. Эта стратегия вытекает  из социально – психологического механизма сохранения целостности и специфичности в условиях:

     А) тесного и активного взаимодействия  в иноэтнической среде;

     Б) нарушения принципов социальной  справедливости (низкого этнополитического статуса) при сохраняющейся активной социальной и исторической памяти народа. Проявлением изоляционизма является желание  строить,  формировать только свое, особенное в контексте преодоления комплекса неполноценности;  абсолютизация всего, что на их взгляд как-то возвышает  данный народ. Когда  национальное государство пытается сохранить свои исторические (предысторические) рубежи. Нередко этнократы  преследуют амбициозные политические цели, которые сводятся к тому, чтобы «свой» народ выступал ведущим по отношению к другим, чтобы он диктовал всем единственно  верное решение  как жить, как творить, не гнушаясь тем, чтобы другие народы относить к категории «ведомых», «низших»,  призванных обслуживать желание и прихоти одного  «достойного народа». Однако этногенез нельзя повернуть вспять,  этносов в прежнем, архаичном виде, уже давно нет,  поэтому деллема – вперед или назад – ложная. Невозможно искусственно разъять на составные этносы то, что уже веками складывалось  в форму единой нации.

     Вторая - стратегия дискриминации – отражает стремление этноса к ущемлению прав иных национальных  групп, к неравному распределению межгруппового взаимодействия.  Она возникает в контексте  превышения  этнополитического статуса или значимости своей культуры, своих прав на территории суверенного государства.  Примером тому проповедь национальной  исключительности и превосходства, наукообразные оценки и рассуждения об особых  прирожденных  качествах своего народа, споры том, какая у  кого самая древняя  культура и богатая история; враждебность,  непримиримость по отношению к иным,  чужим народам. Современный национализм  черпает себя из опыта  традиции ксенофобии, т.е. культурного психологического отторжения «чужего». Национализм как общественное явление, исходит  из национального самосознания,  осознание своего национального Я, что  само по себе, не является основанием для его отрицания. Национальные чувства и настроения позиционируют этническую самоидентификацию  и действительно выполняют  историческую миссию в жизни каждого народа, способствуя развитию и сохранению  обычаев и традиций.  Национальное самосознание  олицетворяет весь « комплекс представлений национальности от самой себе (в том числе и о принадлежности к ней), ее осознанных интересов, ценностных ориентаций и установок по отношению к другим  национальностям».[12;с57].

     Третья стратегия межэтнического  поведения – интеграция – отражает тенденцию к установлению эффективного равностатусного взаимодействия между национальными группами. Данная тенденция  набирает силу через укрепления горизонтальных  связей и форм сотрудничества.

     Итак, логика трансформации этнических  предпочтений связана с изменением  ценностно-смысловых диспозиций социальных взаимодействий. Когда,  например, вчерашние отрицательные ценности - лицемерие, безнравственность, хитрость, коньюнктурность сегодня становятся характеристиками успевающего человека. Иди, когда, например, этнический фактор сам по себе политически нейтральный и изначально политически не ангажированный в условиях конфликта идентичностей  провоцирует ситуацию, когда формируется  межэтническая напряженность,  деструктивное воздействие которой огромно, оно исподволь разобращает людей, вовлекает в  ментальность межэтнического  пространства оскорбительные  стереотипы  обделенного человека, нахлебника, мигранта,  лимитчика и т.д. И тогда зачастую естественные чувства становятся орудием политики и идеологии национализма, и происходит их  деформация в сторону национальной  исключительности и шовинизма.  Тогда же  гипертрофированная  этничность меньшинств  политизируется, и этнос выходит в политическую  плоскость, и становится субъектом политики.  К эскалации этнического  может привести и инфляция национального, когда увеличивается доля тех,  для кого национальные ценности мало, что значат (кто не испытывает готовность отдать жизнь за процветание Родины - Матери).  

     Когда каждый этнос стоит перед выбором: нужно ли развиваться в нацию  или сохранить самобытное этнические качества народа, является ли нация  благом или смертным крестом?  Применительно к этносу  сохранение  и развитие – вещи не только  разные,  противоположные.  Дело в том,  что  в нормальных  условиях стирание своеобразных  этнических качеств по мере развития – это  процесс эволюционный, закономерный  и относительно медленный.  Однако этот процесс ускоряется,  становиться революционным,  если этнос берет на себя  полномочия устроителя создания своего  суверенного государства.

     После распада СССР население Казахстана разделилось  в ценностном измерении  на тех, кто призывал начать движение вспять к денационализации под лозунгом «Казахстан только  для казахов!», т.е.  к отходу  в рамки «этнически чистого» казахского государства. Было совершенно неясно, до какого предела придется пятиться? До Империи Чингисхана? Ведь  с этнической точки зрения сам Казахстан – уже отнюдь не чисто казахская страна: не менее половины населения ощущает себя европейски  ориентированными гражданами,  значительная этнических казахов живет  в смешанных браках,  воспитана на российской и европейской культурах и этот менталитет для них стал  родным.

     Фактически  в современном полиэтническом казахстанском  обществе развиваются  две тенденции – националистическая и интернационалистическая,  сохраняется  дилемма: либо хранить свою этническую самобытность от всех посягательств, употребляя для  этой цели,  если удастся, силу государственной власти; либо, будучи самым сильным среди окружающих,  вместе с тем и вполне  сознательно двинуться по пути этнического самоотречения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ЭТНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ

ФУНКЦИЙ КАЗАХСКОГО НАРОДА 

    1. Казахские народные традиции семейного  воспитания и роль старшего поколения в воспитании детей
 

     В конце 19 - начале 20 века в казахском  обществе довольно часто встречались пережиточные элементы патриархальных отношений. Так, ещё были сильны авторитет и власть главы семьи - отца и мужа, старших братьев. Младшие всегда слушались их, подчинялись беспрекословно, а в летнее время собирались вокруг отцовского очага, составляя один аул. Как правило, все мужчины такого аула в обеденное время собирались у отца или деда для традиционного кумысопития. Отцовский очаг  для всех отделенных сыновей считался священным... Согласно древним традициям минората (лат. Младший - система наследования, при которой имущество нераздельно переходит к младшему в роде или к младшему из сыновей умершего): младший сын не образовывал самостоятельное хозяйство, а оставался наследником отцовского очага (кара шанырак). Этот дом почитался всеми другими родственниками, независимо от их возраста по отношению к наследнику.

     «Власть отца в семье была неограниченной. Дети не имели права сопротивляться произволу родителей. Убийство отцом своего ребенка не наказывалось. При разводе супругов дети оставались, как правило, при отце, он имел право выдать замуж дочь или женить сына против их воли. Особенно бесправны были женщины. Жена при муже не имела никаких имущественных прав. А девушка - казашка являлась предметом купли-продажи: её продавали замуж за калым» [43,27].

     . Воспитание в казахской семье  носило строгое разделение по половым признакам. Воспитанием девочек занимались старшие женщины и, прежде всего, мать; мальчиков воспитывал отец и старшие мужчины. Мальчиков и девочек готовили к выполнению различных социальных ролей. Это подтверждают казахские пословицы: «Сын опора отцу, дочь - украшение дому», «Дочь - гостья в доме». Девочек воспитывали только как будущих жен и матерей, мальчиков- глав семейств, воинов и продолжателей рода. У казахов девушка хота и была предметом продажи, но все же она пользовалась большей свободой и уважением, чем другие восточные женщины. Об этом свидетельствует участие девушек в молодежных конноспортивных играх: «кыз жарыс»- скачки девушек; «кыз куу»- догони девушку. Девушки - казашки ходили с открытыми лицами и имели право наравне с юношами участвовать в айтысах. В семьях к девочкам относились с неясностью и заботой, понимая, что скоро они покинут отчий дом. Девушку стремились красиво одевать. В «Кыз Жибек» так описывается наряд казахской девушки:

     «Шёлковый на ней бешмет, блещет в черни кос её, много золотых монет. А в подвесках бирюса...»

     Акыны воспевали красоту девушек, в подробности описывая каждый жест, каждый взгляд красавицы, сравнивая её с луной и солнцем: в песнях, преданьях; народ её - как чистый пушистый снег,

     Основной  воспитательницей девочки была мать, мальчика - отец.

     «Позор  сына на отца падает, позор дочери - на мать». Народ считает, что образцом подражания для девочек должна, быть мать. Именно она, её нравственность, отношение к людям, родителям, старшим, труду, детям являются главным в воспитании дочери. Народная педагогика рекомендует матери, как можно раньше приобщать дочь к труд, к посильным для неё.

     Главная обязанность матери заключалась в подготовке дочери к жизни и труду. Первостепенное значение при этом придавалось нравственному воспитанию девочек. В них с раннего возраста воспитывали скромность, послушание, женственность. Уже в семилетнем возрасте существовала строгая дифференциация игр мальчиков и девочек. Большое внимание уделялось воспитанию целомудрия девушек. У казахов отец мог убить дочь, проявившую вольность в поведении, поэтому девушек всячески оберегали и не допускали в их поведении отрицательных проступков. С пеленок девочкам внушалось, что от их послушания, скромности, терпения, покой, нравственный климат. Приучение девочек к послушанию, терпимости, скромности осуществлялось им же во благо. Будущая семейная жизнь среди чужих людей, которые относились к «келин» — невесте, в основном, как к рабочей силе, требовала основательной психологической подготовки и стойкости. До сих пор в некоторых казахских семьях сохранилось отношение к невестке как обслуживающему персоналу: она встает раньше всех, чтобы всех накормить, прибраться в доме и ложиться позже всех. Очень многочисленны и тяжелы были трудовые обязанности казахских женщин. По словам исследователей этнографических особенностей казахов. 18 века у них мужчины заняты в основном уходом за скотом, его обменом на русской и бухарских границах на другой товар, охотой... «Тем сильнее загружена работою женская половина населения. Кроме воспитания детей, приготовления пищи, стирки и т.д. они прядут верблюжью и овечью шерсть, шьют, сидят за домоткаными материями, красят, занимаются дублением кожи и овчины, приготовляют войлочные платы из грубой овечьей шерсти, доят большое количество лошадей и т.д.» [35,60],

Информация о работе Воспитание старшеклассников путем формирования этнокультурных ценностей