Воспитание старшеклассников путем формирования этнокультурных ценностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:09, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение воспитания старшеклассников путем формирования этнокультурных ценностей.
Задачи исследования:
Теоретический обзор источников ученых-исследователей в области этнопедагогике ближнего и дальнего зарубежья, а также отечественных деятелей;
Рассмотрение основополагающих теорий этнокультурных ценностей в этнопедагогике.
Подбор и составление экспериментальной методики (анкеты).
Проведение диагностической работы (анкетирования).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….. стр. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Общечеловеческие основы этнопедагогики и
ее закономерности воспитания ………………………………….. стр.6
Влияние народной педагогики на педагогические взгляды
выдающихся казахских просветителей ……………………….. стр.20
Этнические ценности между тенденциями глобализма
и антиглобализма ……………………………………………….. стр. 26
1.4. Структура ценностных измерений этноса в период существования
этногосударственных образований ………………………………стр.31
ГЛАВА 2. ЭТНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ
КАЗАХСКОГО НАРОДА
2.1. Казахские народные традиции семейного воспитания
и роль старшего поколения в воспитании детей ……………….. стр.37
Роль казахского народного творчества в воспитании
подрастающего поколения ………………………………………. стр. 50
Коллизии между традиционными казахскими ценностями
и ценностями, привнесенными извне …………………………… стр. 74
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1. Описание методики ………………………………………………… стр.77
2.2. Результаты исследования ………………………………………….. стр. 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. стр.82
ЛИТЕРАТУРА ………………………

Работа содержит 1 файл

Формирование.doc

— 625.50 Кб (Скачать)

     Впоследствии  это развлечение стало традиционным. Однако при торжественных случаях не всегда находилась туша волка, поэтому его заменяли бараном, козлом. Кокпар развивал у молодых людей борцовские качества, учил его смелости, выносливости, решительности. В Аргентине  и Афганистане имеются схожие с кокпаром игры.

     Казахские девушки во все времена были относительно свободны, не столь закабалены, как узбечки, туркменки. Там девушки не могли показаться гостям, не могли садиться за общий стол. Казашкам разрешалось украшать себя серьгами, браслетами. Одним из подтверждений, что какая-то свобода осталась за казашкой, и является старинная игра «Кыз куу». Она обычно устраивалась на больших праздниках., ори общем одобрении старших и на зависть подросткам, так как в отличии от других игр, в ней принимало участие только молодежь, которой приходила пора жениться, Сначала джигит мчался за девушкой и, настигая её, должен был поцеловать или понюхать ей волосы, а уже на втором кругу скачек девушка настигала джигита и «одаривала» его камчой. Всякий раз игра могла закончиться свадьбой.

     Также у казахов были игры, направленные на словесную и остроумную находчивость. Такими играми для молодежи являются «Ак суек» и «Алтыбакан». «Ак суек» игралась преимущественно в лунную ночь. Молодежь делилась на 2 команды. В качестве инструмента бралась белая кость. В каждой команде выбирался предводитель, по жребию доставался шанс кому- либо и лишь потом все шли искать кость. Нашедший первым кость должен был незаметно оповестить об этом свою команду, сам же старался благополучно добраться до места, где начиналась игра. Представители побежденной команды должны были в качестве компенсации развлекать победителей. Чаще всего это были песни, горячо любимые и ценимые народом.

     Также на словесное музыкальное творчество была направлена игра «Алтыбакан» - «Шесть столбов». Это казахские качели, они сооружались из шеста столбов, концы которых перетягивали прочной веревкой, сверху устанавливали поперечный шест, куда закрепляли парные арканы для ног и для сиденья. «Алтыбакан» проходил в вечернее время. Девушки и юноши поочередно раскачивались на качелях и должны были при этом начать какую-нибудь песню, остальные подхватывали её, играя на домбре, нары сменяли друг друга. Игра могла проходить до глубокой ночи, в ней могла принимать участие молодежь из соседнего аула. Здесь идет переплетение развлекательной молодежной игры с элементами музыкального творчества. 

     Вместе  с тем, как отмечает исследователь  Таникеев М.Т.: «Отдельные виды спорта и игра, созданные народом и имевшие благородную цель-укрепление физических и моральных качеств людей, в эпоху феодализма превращались представителями эксплуататорских классов в формы издевательства над народом. К таким видам спорта относятся глубоко антинародные состязания «сайыс» и «туйе-шашу». Состязания по «сажыс» обычно заканчивались тяжелыми увечьями, а нередко смертью одного из участников.[35,16]

     Суть  сайыса в том, чтобы два всадника на конях, вооруженные копьями выбивают друг друга из седла, часто нанося тяжелые увечья, а иногда и убивая противника.

     «Туйе шашу»- развязывание верблюда - требовал разнополых игроков в голом виде. Игроки должны были зубами развязать связанные ноги верблюда и увести его за пределы круга. В награду победитель получал нагруженного подарками верблюда. Как замечает Таникеев М.Т.: «Такие дикие формы принимало порой надругательство богатых бездельников над беднейшими обездоленными слоями населения». [35,1б].

     Многие  национальные игры бытуют и сегодня, некоторые из них дополнились новым содержанием. Но, бесспорно одно, как и много веков назад игры занимают важное место в жизни народа, служат действенным средством его всестороннего развития. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования по проблеме национальных игр и использования их в воспитательной работе с детьми.

     На  сегодня имеется несколько классификаций  казахских народных игр: по возрастным особенностям (А.Диваев); характеру игр (М.Гуннер, Е.Сагындыков, Б.Тотенаев ); видам  конно-спортивных игр (М.Таникеев); двигательным способностям (Ж.Тулегенов); целям и характеру движения и используемого инвентаря (Т.Бекботчаев); проявлению физических качеств (Т.Куанышев); по педагогическим возможностям игр и возрастным особенностям учащихся (Айтпаева А.).

     Независимо  от принятых классификаций, казахские  народные игры по их воспитательному влиянию можно разделить на следующие группы: в первую.- группу входят те, которые способствуют, прежде всего, умственному развитию человека, его речи, математических умений, воображения, памяти, смекалки и т.д. К ним можно отнести следующее: скороговорки «Жанылтпаштар», считалки- «Куыр-куыр-куырмаш», «Санамак»; десять пальцев - «Он саусак»; счет пальцев - «Саусак санамак»; воробей и ветка —«Торгам мен бутах»; находчивый «Тапкыш»  и др.

     Вторая  группа игр развивает и совершенствует нравственные и физические качества играющих: ловкость, силу, мужество, смелость, выносливость, быстроту, смекалку и др. Сюда входят такие: ловкость «Ептилик», скрещенные руки «Билектесу», бег в мешках «кап киип жарысу»,

     Перепрыгивание  через веревку «Аркан ойын», вытолкни из круга «Итериспек»,перетягивание каната «Аркан тарту», защита крепости «К,амалды коргау», догони девушку «К,ыз куу», скачки «Байга» и др.

     Третья  группа игр: гогот гусей «Коги  гок»; песенное состязание зверей «Андарды» айтысы»; звать овец на водопой «Малды суга шакыру»; «Айголек» способствует развитию у детей музыкальных способностей, эстетических представлений, развитию ума, воображения и т.д.

     Формированию  коллективистских отношений способствуют игры: платок «Орамал», найди свое место - «Орнынды тап», узнай по голосу -«Даусынан бш», белый лютый, серый лютый - «Ак, серек,кек серек», ремешок - «Белбеу тастамак» и др.

     Игры: игра в кости - «Асык, ойындары», пять камешков- «Бес тас», попади в мяч - «Доп уру», полетели-полетели - «Ҙшты-ушты» развивают память, воображение, мышление, восприятие ощущения, волю и т.д.

     Важное  место в жизни казахского народа занимали праздники и торжества. «Увеселения и празднества, - отличал Н.Зеланд, - бывают главным образом по поводу свадеб и других семейных событий, хотя есть некоторые магометанские праздники».

     По  сведениям Э.С.Вульфсона «самым большим  киргизским праздником - всем праздникам праздник - считались поминки с конскими скачками», часто приобретавших вид не только частных, но и общественных торжеств. Такой же характер имел ас у киргизов.

       Известно, что поминки (ас), устраиваемые в честь старейшего в роде, собирали множество людей, было до 15000 человек, независимо от сословной принадлежности. О них говорили в степи несколько лет, слагали песни. Один из очевидцев писал, что «проехать сотню верст на хороший той ничего не значит. Всё вознаграждается избытком угощений и удовольствий». Торжество продолжалось от 3 до 7 дней, в зависимости от материального положения организаторов. При этом ежедневно проводились какие-нибудь игры, состязания и заключительный день завершался грандиозной скачкой, которая собственно и составляла славу поминок.

     Среди семейно-родовых торжеств не менее  значительным было проведение свадеб, приобретавших нередко общественный характер. Она проводилась по красочной и многообразной программе, имела много веселья и радости, связанных с играми, развлечениями и спортивными состязаниями.

     Выдающийся  казахский педагог-просветитель И. Алтынсарин писал, что обязательной частью казахской свадьбы являются особые свадебные игры - такие, как «К,ыз к,ашар», «К,ыз калар», «Куда тартыс» [22,291]. На свадьбе кроме аульчан присутствовало много гостей, а также знакомых и незнакомых людей. Торжество начиналось общим угощением. Здесь можно было услышать свадебные песни и айтысы известных акынов, увидеть и участвовать в играх и шуточных развлечениях. Во время свадебного тоя только в программу шуточных развлечений входило множество игр, где главным увеселением служили скачки (байга) с назначением призов, часто очень значительных, устраиваемых её организаторами.

     Такой же торжественный характер носило и  событие, связанное с рождением сына, которое часто выходило за рамки чисто семейной радости. Ими было торжество, посвященное рождению младенца (шилдекана), торжество, совершаемое по поводу укладывания ребенка в колыбель (бесик той), торжество, отмечаемое на сороковой день рождения ребенка (къгркынан шыгару), торжество, связанное с мусулъманским  обрядом обрезания мальчиков в возрасте от трех до десяти лет (сундет той). Каждый из праздников имел свою предысторию. Например, проведение шилдекана связывали с поверьем, «согласно которому в первые три ночи духи (пери) могут похитить новорожденного, подменить его уродом. Основными компонентами отмеченных торжеств были также «пища, питие, конское ристалище» и другие увеселения.

     Одним из самых крупных праздников народов  Средней Азии и Казахстана считался Наурыз (Новый год), празднуемый в день весеннего равноденствия, 22 марта. Истоки и ритуалы Наурыза, в т.ч. следы почитания природы, восходят к зороастрийскому Новому году, стереть и уничтожить которые ислам так и не смог на протяжении веков. По установившемуся поверью в этот день народ избавлялся от зимних тягот, радовался за благополучную сохранность богатства- скота. К Наурызу каждая семья заранее готовила ритуальное блюдо (наурыздык), состоящее из семи традиционных продуктов. Отведав их, казахи надеялись питаться ими в течении целого года. Празднование Наурыза продолжалось три дня и все аульчане поздравляли друг друга, желая счастья и благополучия. Как правило, Наурыз начинался айтысом между девушкой и джигитом, олицетворявшим символичную борьбу зимы и весны и заканчивался народными играми, состязаниями, в которых активное участие принимали взрослые и молодежь, дети и женщины.

     С празднованием весны связан другой общественный праздник, пользовавшийся особой популярностью в кочевом быте народа - день перекочевки рода или целого аула с зимовок на летовки ранней весной и поздней осенью, когда возвращались к прежней зимней стоянке обратно.

     Эту процессию и сопровождении молодежи возглавляла самая красивая девушка, которой вручалось знамя. За ними следовали остальные люди, вереница вьючного скота с имуществом и юртами. На новой стоящее устраивали пиршество до самой поздней ночи, постепенно сменяя одни игры другими.

     Как и во всех странах, где был распространен  ислам, принято было отмечать два ежегодных религиозных праздника- разговения или окончания поста- ураза айт и через 70 дней - жертвоприношения- курбан айт. Духовенство старалось всячески поддерживать эту традицию. Например, обычными стали денежные и другие подношения в  виде «хаир», «садака» мечетям, святым лицам и местам. А в дни курбан айт на жертвоприношение приносился лучший скот. Так, по шариату «за грехи» одного человека необходимо было заколоть овцу или козу, семерых - корову или быка, десятерых - верблюда, шкуры которых доставлялись в мечеть. У казахов, в отличие от других народов, превалировала обрядовая сторона по сравнению с религиозной. Праздники эти обставлялись менее торжественно, но завершались, как и все празднества, разными играми и развлечениями.

     На  всех праздниках и торжествах развлечения и состязания проводились организованно, регламентировались обычным правом и этническими установками, закрепленными в обычаях и традициях народа. Поэтому все участники знали программу выступлений, предназначенной для каждого торжества. После жеребьёвки непосредственно приступали к играм. Таким образом., казахские народные игры, состязания и праздники являются неотъемлемой частью духовной культуры казахского народа. Они сопровождали казахов от рождения и до последнего дня. Игры являются важным средством всестороннего развития детей и молодежи, они проводились на общественных и семейных праздниках, пользуясь всенародной любовью. Праздники казахов связаны с самыми важными событиями в их жизни: рождением, созданием новой семьи, поминками и  др. Их подготовка и проведение оказывали большое воспитательное влияние на детей и молодежь. 

2.3. Коллизии между традиционными казахскими ценностями

и ценностями, привнесенными извне

 

     История свидетельствует, что народы выдерживают  любые эксперименты над собой и сохраняют  национальные и общечеловеческие ценности  поэтому, что основные законы жизни, совместного существования и выживания  определяются  ценностными  отношениями. Так, без ценностной установки к  мирному сосуществованию на земле вряд ли бы сохранилось разнообразие наций  и культур. Целые народы объединялись ради выживания, ради сотрудничества, ради прогресса. Эта установка предполагает и признание за другим народом своей национально-культурной самобытности:  не признание необходимости мирного сосуществования как неизбежности, а как возможности реализовать свое ценностное мироотношение. Со времен Огузов на огромном пространстве, в том числе и на  территории Казахстана,  сложилось ценностное понятие «ель», которое означало народ единой судьбы, несмотря на различное этническое и кровнородственное происхождение. Неотъемлемыми ценностями центральноазиатских народов всегда была взаимная поддержка, сострадание. Великие империи тюрков держались на 2-ух сверх принципах, абсолютных смыслах  бытия – военной храбрости и  безусловной верности. Когда высший  смысл жизни виделся в беззаветной верности ЭЛЬ  и  безусловной храбрости. Для Тюрка высшими ценностями жизни были ЭЛЬ (дух) и свобода. Людей не делили по религиям и этничности. Более того, стремясь расширить Тюркский мир, сделать его привлекательным для многих, было объявлено, что соблюдение девяти заповедей  сделает любого желающего приближенным к эль, т.е. Тюркам. Достаточно было строго следовать следующим  заповедям: «верь в Божий суд; не бойся слез, сострадай ближнему; чти адаты своего народа;  ищи правду и не бойся ее;  храни добрые чувства ко всем  людям; будь чист сердцем и делом;  не допускай ссор, стремись к миру;  помогай страдающим за правду; верь душой, а не разумом» [191,с.620]. Эти заповеди не  делили людей по религиозной  или этнической принадлежности. В империи Чингисхана не было  официальной  религии. Но здесь чтились  люди с Богом в душе:  кто носит его в себе, честен, уважает себя,  соотносит свои поступки с велениями своего внутреннего нравственного закона  и расценивает уклонение от этого закона как утрату своего лица и достоинства.  Нравственными ценностями являются любовь к ближнему, стремление к благу, служение высшим абсолютным ценностям – Добру, Истине, Красоте, и на их основе гармония свободы и  ответственности. Понятие толерантности освещалось как атрибут цивилизованности нации. Но в условиях насильственной  культурной ассимиляции толерантность не могла не быть отражением  конформизма  большинства населения. На самом же деле толерантность  в цивилизованном измерении является «непременным  атрибутом согласия, важнейшим качеством коммуникативной  способности этнических  субъектов,  заключающемся  в освобождении сознания людей  от страха быть  порабощенным,  потерять свое собственное этническое «Я», оказаться объектом  насилия  со стороны более сильного и могущественного этноса [24;с.32-33].

Информация о работе Воспитание старшеклассников путем формирования этнокультурных ценностей